logo search
готовый курсовик по ген плану

Планировка пассажирских и грузовых сооружений Пассажирские сооружения

Для нормальной работы аэропорта в пассажирско-грузовом секторе устраивают следующие здания: аэровокзал с привокзальной площадью, пассажирские и грузовые перроны, здания грузовых перевозок, отделение перевозки почты, гостиницу, станцию городского транспорта, общественные туалеты, торговые павильоны.

К комплексу зданий и сооружений прибытия и отправки пассажиров и грузов предъявляют следующие требования:

- минимальная продолжительность времени на обслуживание пассажиров и проведение грузовых операций;

- разделение потоков движения пассажиров и грузов, разграничение потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров, при этом все потоки должны проходить по кратчайшему пути;

- минимальные подъемы и спуски по пути движения пассажиров;

- встречные и пересекающиеся потоки пассажиров, самолетов и транспорта должны быть исключены.

Здания и сооружения прибытия и отправки пассажиров и грузов, как правило, располагаются у границ аэродрома со стороны подъезда из города. Они не должны мешать взлетам и посадкам воздушных судов, поэтому их располагают со стороны наименьшей повторяемости ветров. Здания и сооружения транспортного назначения размещаются в одном массиве или на отдельных участках, что определяется наиболее удобной технологической взаимосвязью с аэродромом между группами зданий и сооружений внутри служебно-технической территории и расположением коммуникаций, обеспечивающих инженерное и технологическое обслуживание перевозок.

Аэровокзал является главным зданием служебно-технической территории аэропорта. Он предназначен для комплексного предполетного и послеполетного круглогодичного обслуживания вылетающих, прилетающих и транзитных пассажиров, а также провожающих и встречающих. В аэровокзале производится обслуживание пассажиров, ожидающих вылета, продажа и оформление проездных билетов, приемка, оформление, сортировка и выдача багажа, информация о движении воздушных судов, выдача различных справок.

В плане аэропорта аэровокзал располагается центрально по отношению к летным полосам. Этим достигается наиболее рациональная симметричная схема движения воздушных судов на аэродроме, упрощающая планировку всей служебно-технической территории аэропорта. К аэровокзалу со стороны подъезда из города примыкает привокзальная площадь, а со стороны аэродрома — перрон.

При проектировании аэровокзалов необходимо:

- предусматривать комплекс основных и вспомогательных помещений и устройств, обеспечивающих удобное обслуживание пассажиров в любое время года;

- обеспечивать четкое разделение потоков пассажиров и багажа; предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров и экономически оправданное внедрение средств механизации и автоматизации;

- учитывать возможность дальнейшего расширения аэровокзалов;

- предусматривать места ожидания для пассажиров в летнее время вне здания аэровокзала с использованием навесов, ветрозащитных стенок, солнцезащитных устройств.

Основным производственно-технологическим показателем аэровокзала принимается пропускная способность, которая определяется количеством пассажиров, проходящих обслуживание в аэровокзале в течение часа. Пропускная способность аэровокзалов определяется на перспективу с учетом роста пассажирских перевозок сроком на 10 лет с момента ввода здания в эксплуатацию. В целях увеличения пропускной способности аэропорта в расчете на перспективный рост или реконструкцию аэропорта наряду с аэровокзалом можно устраивать пассажирские здания и багажные павильоны. Пассажирские здания проектируют с сокращенным набором помещений, позволяющих осуществлять ограниченное обслуживание пассажиров. Багажные павильоны предназначены только для регистрации пассажиров и багажных операций. Пассажирские здания и багажные павильоны размещают в непосредственной близости от здания аэровокзала или блокируют с ним, причем их пропускная способность учитывается в обшей пропускной способности аэропорта.

Аэровокзалы классифицируются по величине пропускной способности, принятым формам обслуживания пассажиров, выбранным приемам технологического и планировочного решения перрона аэровокзала. Кроме того, на выбор типа аэровокзала существенное влияние оказывают климатические условия района строительства, рельеф местности, возможности индустриально-строительной базы. В зависимости от величины пропускной способности аэровокзалы подразделяются на группы:

Класс аэровокзала

Пропускная способность, пасс./час

Малые

100,200,400,600

Средние

800,1000,1300,1500

Большие

1800,2000,2300,2500

Крупные

>2500

В проектируемом аэропорту планируется строительство среднего аэровокзала (пропускная способность 719 чел./час).

Ориентировочное соответствие номенклатуры аэровокзала по пропускной способности классу аэропортов приведено ниже:

Класс аэропорта

III-IV

Пропускная способность аэровокзала, пасс\ч

400,600,800

При проектировании генплана участка застройки аэровокзалов целесообразно сокращение числа отдельно стоящих зданий. Большие аэровокзалы устраивают по схеме многовокзального пассажирского комплекса.

По формам обслуживания пассажиров аэровокзалы подразделяются на централизованные и децентрализованные. При централизованных планировочных решениях потоки вылетающих и прилетающих пассажиров обслуживаются на общих площадях в общих залах. При децентрализованных планировочных решениях различные потоки пассажиров обслуживаются на различных площадях, в различных изолированных друг от друга помещениях — в различных залах. Децентрализованный прием обслуживания целесообразен при значительном потоке пассажиров.

По технологическому и планировочному решению перрона аэровокзалы подразделяются на одно- и двухъярусные. При одноярусном построении внутреннего объема пути движения пассажиров и багажа, все основные пассажирские и багажные помещения размещаются в одном уровне, например на одном первом этаже. Эта схема характерна для малых аэровокзалов. При двухъярусном построении потоки пассажиров и багажа на большей части пути через аэровокзал разделяются по разным уровням.

Например:

- поток пассажиров поднимается на второй этаж и проходит через аэровокзал по второму ярусу, а багаж — по первому;

- поток пассажиров проходит через аэровокзал в уровне привокзальной площади (второй ярус), а багаж опускается до уровня перрона (первый ярус).

Соответственно по ярусам располагаются пассажирские и багажные помещения. Эта схема характерна для средних и больших аэровокзалов. В отдельных случаях при проектировании этих аэровокзалов применяют смешанные схемы организации потоков пассажиров и их багажа. При смешанной схеме для одного из пассажирских потоков (вылетающих пассажиров) схема является двухъярусной, а для другого (прилетевших пассажиров) — одноярусной.

Аэровокзалы в крупных аэропортах развиваются главным образом по схеме двухъярусного построения потока, обеспечивающего высокий уровень комфорта для пассажиров и более экономичные решения.