logo search
ответы спб

38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.

Ряд досуговых форм подвергается коммерциализации, что превращает культуру в отрасль экономики. Зарождение массовой культуры сопровождается  внедрением в массовое сознание единого механизма моды в сфере развлечений.

В области развлечений небогатых городских слоев (другими словами, демократических слоев города) в России в изучаемый период акценты сместились в сторону новых форм: кино, цирка (с непременной французской борьбой), эстрады. Наблюдалось и разнообразие видов досуга. В частности популярными становились занятия физкультурой и спортом, принимавшие общественные формы: зимой в городах стали популярными катанья на катках, возникали общества конькобежцев и лыжебежцев, велосипедистов. Движение сокольства объединило любителей массовых гимнастических упражнений.

Наряду с этим сохранялись культурные явления, обозначаемые в культурологической литературе термином «празднично-рекреативные симбиозы» – народные гулянья, ярмарки, которые по форме представляли собой трансформацию деревенских праздников, например, празднования масленицы, Троицына дня.

цирки Чинизелли и «Модерн» – в Петербурге. Клоун Жакомино (живший в Петербурге итальянец Джакомо Чирени) был любимцем петербургской публики. Одними из любимейших аттракционов были номера на поднятие тяжестей и борьба. Александр Лапиадо (Королев) давал в Петербурге целые вечера тяжелой атлетики, демонстрируя сначала трюки с гирями и штангами, а затем с «живым весом»: «Стоя в положении «мост», он держал на себе платформу, на которой располагался оркестр, исполняя модную «Ой-ру». Коронным номером атлета был эффектный трюк с лошадьми. Артист вставал в центре манежа, надевал на предплечья кожаные постромки и так сплетал кисти рук, что две лошади, отчаянно подгоняемые кучерами в разные стороны, не могли разорвать стального захвата».

Увеселительные сады – это летние развлекательные комплексы под открытым небом, на территории которых находились театр, ресторан с эстрадой и всевозможные развлекательные предприятия. В Санкт-Петербурге количество садов несколько уступало Москве, зато там было немало кафешантанов, кабаре, мюзик-холлов.

Рассчитанные на широкую аудиторию, увеселительные сады, объединяли в своих пределах разные слои городского населения, способствуя, с одной стороны, приобщению простого народа к буржуазной культуре элиты и среднего класса в коммерческих садах, а с другой - его воспитанию в некоторых общественных садах и народных домах. Наряду с кинематографом увеселительные сады стали активными трансляторами массовой культуры, служили местом нивелировки вкусов и демократизации досуга. Изучение увеселительных садов дает возможность исследовать не только культуру и городскую повседневность, но и социальные сдвиги, проявлявшиеся в изменении аудитории и ее вкусов.