logo search
лекции 12

4.4. Функциональное зонирование территории и организация ландшафта.

Сущность функционального зонирования территории заключается в создании системы бронируемых территорий, закрепляемых за раз­личными потенциально возможными землепользователями.

Важнейшие территории, подлежащие функциональному зониро­ванию:

1. Специально охраняемые территории («природный каркас» райо­на), включающие национальные и природные парки, заповедники, за­казники, местности лечебно-оздоровительного значения, зоны массо­вого отдыха, зеленые пояса городов, водоохранные и почвоохранные леса, лесные массивы с ограниченным режимом эксплуатации, лесо­посадки вдоль железных и шоссейных дорог, лесопитомники. К этой же группе следует отнести исторические и архитектурные памятники, мемориальные зоны и территории национального, научного или куль­турного значения, сохраняемые вместе с окружающей их природой.

  1. Территории, бронируемые для развития городов и промышлен­ных комплексов разного профиля. Отбор и резервирование таких территорий необходимы для предупреждения больших народнохо­зяйственных потерь при неправильном выборе площадок для промы­шленности и городов.

  2. Сельскохозяйственные территории различного назначения. Де­тальное исследование и распределение этих территорий представляет собой очень сложную задачу большого самостоятельного значения, которая решается при последующем земельно-хозяйственном проек­тировании с учетом общего функционального зонирования, принято­го в районной планировке. Однако важно уже на этой стадии проек­тирования резко ограничить изъятие для строительства ценных сельскохозяйственных земель.

  3. Леса, предусматриваемые для эксплуатации, с подразделением по намечаемому характеру использования (обычно дается качествен­ная оценка лесов с указанием бонитета и породного состава, лесо-экономическое районирование, выделяются охотопромысловые, орехо-промысловые и другие зоны побочного использования лесов).

  4. Транспортные территории (железных дорог, автодорог, железно­дорожных станций, крупных автомобильных хозяйств, портов и при­станей, аэропортов с их защитными зонами и т.п.).

  5. «Исключаемые» территории, в том числе: