2. Арх ретроспективизма в России начала 20в. Неокласицизм и неорусский стиль.
Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира).т(+инф с 1, порассуждать о связи арх с историей и придерживание этого направления в арх)
Поиски нового стиля сопровождалиьс появлением и борьбой различн арх направлений – от рационалистических до ретроспективных.
Особенности развит капитализма с пережитками предшест эпохи объясняют, почему здесь модерн сущ с ретроспективными течениями, которые то порили то вступали в симбиоз с ним.
Они глубоко и всестороннее изучали арх. Прошлого – италь. Ренессанс, классицизм, древнерусскую арх. Они старались не просто перенестит в свои здания формы прошлого, а изучали их, решали, что делало эти произведения такими выарзительными.
Шла борьба арх. Направлений – появился арх-художник и арх-инженер.
Все сильнее проявлялось несоответствие старых приемов в новой арх-ре. Композиционные схемы зданий прошлого было трудно навязать зданиям другого назначения и масштаба.\
искусствоведы используют две трактовки:
Ретроспективизм в узком смысле есть неоклассицизм — наиболее влиятельное течение отечественной культуры XX в.
предреволюционных лет (1900—1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков.
Отдельные ретроспективисты опирались на образцы итальянского ренессанса (И. В. Жолтовский, отчасти М. М. Перетяткович) и позднего барокко (А. И. Дмитриев, автор Училищного дома в Санкт-Петербурге).
Ретроспективисты-неоклассики (И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. А. Фомин и другие) в будущем станут ведущими фигурами сталинской архитектуры.
Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны.
Приверженцы историзма в архитектуре стремились создать в среде будущего знаки исторической памяти. И. Фомин использовал и развил воспринятую от ордера структуру архитектурного языка, утверждая культурную традицию.
Ретроспективизм в широком смысле включает в себя и неоклассицизм, и русский стиль 1900-1917 годов (А. В. Щусев, С. У. Соловьёв, И. Е. Бондаренко).
Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.( Николо-Александровский храм в Санкт-Петербурге, арх. С. С. Кричинский, 1913—1915, Большой Кремлёвский дворец Констанитна Тона, здание Исторического музея 1875-1881, архитектор Владимир Шервуд.)
"русский стиль" псевдорусский стиль, стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С начала XX в. "русский стиль" получает новое развитие в общем русле стиля модерн; в так называемом неорусском стиле на смену прежнему буквальному воспроизведению деталей приходит широко понимаемая стилизация, свобода формообразования и пластических решений.
неорусский стиль направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. - 1910-х гг (разновидность модерна, можно связать с 1 в) ., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему "русского стиля", неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура). В проектировании построек участвовали художники: С.В. Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 1905-07, совместно с архитектором Н.К. Жуковым), В.М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900-05). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 1907-08). С середины 1900-х гг. неорусский стиль претерпел существенную внутреннюю эволюцию: свободная, импровизационная стилизация сменяется более жёстким ретроспективизмом, сходным с ретроспективизмом неоклассицизма. Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архитектор А.В. Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, архитектор В.А. Покровский).
- 1. Развитие стиля модерн в России на рубеже хiх – хх веков. Деятельность архитекторов Москвы и Петербурга.
- 2. Арх ретроспективизма в России начала 20в. Неокласицизм и неорусский стиль.
- 3.Стилевые поиски архитектуры Украины на рубеже хiх –хх веков
- 4) Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х
- 5. Конструктиви́зм в искусстве и архитектуре. Работы.
- 6. Вхутемас и реформа архитектурного образования.
- 7 Арх. Украины первых послереволюционных лет…группировки. Проекты.
- 9. Достижения в области архитектуры промышленных зданий и сооружений в период 1917-1932 г.Г.
- 10. Поиски в области архитектуры жилища в период 1917-1932 г.Г.
- 11)Новые типы общественных зданий (1914-1932) Архитектура рабочих клубов.
- 12)Значение конкурса на проектирование дворца Советов в Москве.
- 13. Поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941гг)
- 14. Развитие градостроительства в предвоенный период (1932-1941). Основные положения генплана Москвы 1935г. Конкурс на проект административной площади Киева 1935г.
- 16) Восстановление разрушенных войной городов 1940-е, первой половине 1950-х. Проектирование и застройка центра Киева.
- 20. Развитие гралостроительства 1955-1970г. Строительство новых городов.
- 24. Архитектура промышленных зданий и сооружений в 1955-1970г.
- 25. Особенности архитектуры крупных общественных зданий 1955-1970г.
- 26. Архитектура общественных зданий массового строительства 1955-1980-х гг.
- 27. Застройка Калининского ( Новоарбатского) проспекта в Москве. Здание Совета экономической Взаимопомощи.
- 29. Архитектура крупных общественных зданий 1970-1990-х г.Г. Новые конструктивные и типологические решения
- 30.Зрелищные здания 1960 – 1990 г. Г. (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы, дворцы культуры). Дворец «украина» в киеве
- 31. Архитектура олимпийских объектов Москвы и Талина
- 32 Новостройки Киева 2000 года, восстановление памятников архитектуры
- Жилое здание на Нижнем Валу в Киеве ю. Мельничук
- Жилой комплекс смешанного типа в Киеве
- Проект жилого комплекса в Киеве
- Архитектурный проект жилого здания с клиникой
- 33. Жилищное строительство 2000-х гг. Достижения и тенденции.
- Украинский арх Александр Комаров – Реализованный проект коттеджа в Киеве, 2005 Проект надстройки здания на Андреевском спуске, киев ,2002, Жилой комплекс смешанного типа в Киеве, 2005