logo search
ответы спб

30. Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина.

Город с императорским двором, парадами, чиновными особами и обывателями, короче, всё то, что называлось Санкт-Петербургом, в потомстве - и уже навсегда - получило название по имени одного человека: пушкинский Петербург, Петербург Пушкина.

Более того, вся эпоха - два десятилетия XIX века - получило наименование пушкинской эпохи. Потому что всё, что осталось от неё живым для последующих эпох и поколений, так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и этот новый герой, сразу ставший одним из самых значительных её героев, - город Петербург.

Петербург тех лет - это город поэтов и вольнодумцев, город жизни широкой, высокоумной, блестящей. Это - боевые раны и заслуженные ордена, память славного 1812 года. Это - нетерпеливое желание свершить великие подвиги для блага ближних и отечества.

Точно так же своим восприятием, ощущением Петербурга мы в огромной степени обязаны стихам и прозе Пушкина этого времени.

К Санкт-Петербургу Пушкин испытывал чувство восторженного восхищения. Жизнь и творчество поэта тесно связаны с этим городом, в котором он провел свыше 16 лет. В творчестве Пушкина Петербург предстает перед нами не только как город прекрасных памятников архитектуры и скульптуры, но и как город демократический, с его жалкими окраинами, населенными бедным людом.

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.

Петербург юного Пушкина - город надежд, Петербург зрелого Пушкина - город разочарований. Там восторженные порывы мечтателя, здесь - трезвый и проницательный взгляд мудреца. Там - праздничное ожидание, чаяние великих перемен. Здесь - тёмные будни, скучная, порой смешная, порой нелепая суета.

Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с А.Х.Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.

Большой свет и правящие круги столицы иначе, чем в "Евгении Онегине", описывает молодой поэт в стихотворениях, созданных им по окончании лицея. Вполне учитывая, что нападки на светское общество - прочно установившаяся поэтическая традиция, в выпадах Пушкина нельзя не ощутить подлинного негодования, основанного на непосредственных, вполне конкретных наблюдениях поэта, побывавшего в "чаду большого света".