4. Организация контроля реализации проекта
Страхования несвоевременного выполнения работ
Страхованием называется способ защиты имущественных интересов за счет денежных фондов, формируемых из страховых взносов. В РФ страхование осуществляется в соответствии с законом «О страховании».
В процессе страхования участвуют два субъекта: страхователь и страховщик. Страхователем (полисодержателем) является хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и вступающий в страховые отношения со страховщиком на основе соответствующего договора. Страховщиком является хозяйствующий субъект, созданный для осуществления страховой деятельности, проводящий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. Страховой фонд представляет собой резерв денежных или материальных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей. При соединении функций страхователя и страховщика в одном лице страховой процесс носит название самострахования. Самострахование – это создание страхового резервного фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом в обязательном или добровольном порядке. Как расширение самострахования может трактоваться взаимное страхование, которое осуществляется объединением денежных средств хозяйствующих субъектов. Объединение денежных средств страховщиков определяется как страховой пул.
У страхователя имеется мера материальной заинтересованности в страховании, а для страховщика страховой бизнес относится к лицензируемым видам деятельности и его ведение является подконтрольным организации «Гострахнадзор». Страхование может быть добровольным (имущественное, от несчастного случая, ответственности перед третьими лицами и др.) и по закону (социальное, медицинское, пенсионное страхование и др.). В возмещении возможного ущерба страхователь может иметь полный, частичный и подразумеваемый интерес. Интерес страховщика – это получение прибыли; если этот интерес подвержен риску, то страховщик вправе перестраховаться, то есть застраховать свой интерес у другого страховщика. В основные обязанности страхователя входит уплата страховых взносов, а в обязанности страховщика входит возмещение ущерба страхователю при возникновении страхового случая. Интересы и обязанности сторон являются предметом договора страхования.
В основу заключения договора страхования положено изучение сторонами той рисковой ситуации, возникновение которой является предметом договора. Этот процесс наблюдения и учета называется регистрацией риска. При заключении договора стороны принимают во внимание объективные (проявление стихийных сил природы) и субъективные (нарушение правил дорожного движения, техники безопасности и т.п.) рисковые обстоятельства.
Вероятностью наступления события (страхового случая), на случай которого проводится страхование, называется оценка стоимости риска. Все рисковые обстоятельства, взятые в единстве и взаимодействии, определяют состояние, которое называется ситуацией риска. Страховщик при определении страхового взноса учитывает результаты анализа конкретной ситуации риска через систему скидок и надбавок к исчисленному страховому взносу для базовой совокупности рисковых обстоятельств.
Последствия страхового случая выражаются в полном уничтожении или частичном повреждении объекта страхования. К страховым случаям не относятся события, которые хотя и причинили ущерб, но не противоречат нормальному ходу производственного процесса (естественная убыль, коррозия и т.п.).
В процессе составления договора страхования оценивается действительная стоимость объекта, которая называется страховой стоимостью объекта страхования. Определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страховых взносов и страховых выплат, называется страховой суммой. При страховании имущества страховая сумма не может превышать стоимость объекта страхования.
Существуют, как минимум пять вариантов страховых выплат.
Страховая выплата равна страховой сумме.
Страховая выплата равна ущербу, умноженному на отношение страховой суммы к страховой стоимости объекта.
Страховая выплата равна ущербу.
Страховая выплата равна ущербу, умноженному на отношение показанной стоимости к страховой стоимости объекта. Под показанной понимается стоимость, определенная страхователем.
Страховая выплата равна восстановительной стоимости. Под восстановительной стоимостью понимают современную стоимость создания данного объекта.
Со страховой суммы страхователь платит страховщику страховой взнос; данный термин эквивалентен следующим терминам: страховой платеж и страховая премия.
Структура страхового взноса определяется следующим равенством:
Страховой взнос |
= | Страховой тариф на единицу объемного показателя |
x | Объемный показатель (страховая сумма или физический показатель) |
|
Скидки |
+ |
Надбавки |
Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования в целом. Страховые тарифы по обязательному страхованию устанавливаются в законодательном порядке.
Объемный показатель – это показатель к которому привязан страховой тариф.
Страховая скидка представляется по договору в случаях, когда страхователем выполняются условия, снижающие вероятность возникновения страхового случая (например, тщательное соблюдение правил пожарной безопасности при страховании имущества, безаварийная эксплуатация транспортных средств и т.п.).
Одним из видов страховой скидки является франшиза (от французского льгота), под которой понимают освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер.
Страховая набавка начисляется по договору в случаях, когда страховщик за счет своей деятельности снижает вероятность возникновения страховых случаев (например, финансирование мероприятий по предупреждению стихийных бедствий, формирование запасных фондов по рисковым видам страхования и т.п.).
Брутто-ставка страхового тарифа состоит из нетто-ставки и нагрузки, как показано на рис.
|
|
|
| Брутто-ставка |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нетто-ставка |
| Нагрузка | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисковый взнос |
| Гаран- тийная надбавка |
| Расходы на орга- низацию страхового дела |
| Отчисле- ния в запасной фонд |
| Расходы на марке- тинг и рекламу |
| Расходы на при- быль страхов- щика |
Рис. Структура брутто-ставки страхового тарифа
Нагрузка к нетто-ставки исчисляется в процентах. Основой расчета нетто-ставки является расчет рискового взноса и гарантийной надбавки к нему. Рисковым взносом называется чистая нетто-премия предназначенная для денежного покрытия риска. Возможные отклонения от рассчитанной нетто-премии компенсируются гарантийной надбавкой.
Процесс, в ходе которого определяются расходы, необходимые на страхование того или иного объекта, называют актуарными расчетами (см. Салин В.Н., Абланская Л.В., Ковалев О.Н. Математико-экономическая методология анализа рисковых видов страхования. М.: Анкил, 1997. - 127 с.). Основные задачи актуарных расчетов:
классификация рисков с целью создания однородных подсовокупностей в рамках общей страховой совокупности;
оценка частот страховых событий;
определение распределений ущерба в случае страхового события по отдельным рискам и по совокупностям;
обоснование расходов на ведение дела и прогноз тенденций их изменений.
Рассмотрим конкретное применение последовательности данных задач.
Согласно, первой задачи следует классифицировать выбранный риск в рамках общей страховой совокупности. Ввиду возможного несвоевременного выполнения работ генеральным подрядчиком, заказчик рискует не получить готовый строительный объект в срок, указанный в договоре подряда. В процессе строительства заказчик финансирует подрядчика в форме оплаты за определенные договором работы, этапы работ и т.п. Создаваемая в процессе строительства незавершенная продукция не представляет для заказчика потребительской стоимости. Следовательно, до окончания строительства заказчик несет только траты. Напротив, в момент окончания строительства заказчик получает готовый объект, хозяйственные действия с которым должны принести доход в форме прибыли на инвестируемый капитал по установленной заранее норме дисконта. Таки образом, можно считать, что заказчик, как основной организатор строительства, кредитует подрядчика на создание доходного материально-вещественного объекта. Денежное выражение стоимости этого объекта может быть определено минимальной стоимостью виртуальной продажи, которая при условии принятия нулевого темпа инфляции на недвижимость будет определяться следующим выражениями:
(26)
В данных формулах приняты следующие обозначения:
c(t) – функция, описывающая непрерывный график финансирования, в которой t – это непрерывное время в месяцах;
ct – функция дискретного финансирования по месяцам t (фиксируется договором);
E – определенная заказчиком норма дисконта (фиксируется договором);
Т – договорная продолжительность строительства (фиксируется договором).
Фиксированная цена договора С для дискретного (помесячного) финансирования определяется формулой
(27)
С другой стороны, фиксированная цена договора является суммой расчета заказчика с подрядчиком.
Согласно, второй задачи следует определить частоту страхового события. Приемка-сдача объекта проводится в соответствии СНиП’а, а время сдачи фиксируется соответствующим актом. Поэтому для определения вероятности возникновения несвоевременного выполнения работ на объекте необходимо использовать акты госкомиссии по приемке-сдаче объектов в эксплуатацию и рассчитать отношение стоимости несвоевременно сданных объектов к суммарной стоимости всех сданных объектов за достаточно репрезентативный период времени.
Согласно, третьей задачи следует определить распределение ущерба от страхового события. Определим задержку в сдаче объекта величиной T. Для того, чтобы заданной задержке получить тот же процент на инвестируемый капитал, заказчик должен продать объект по большей минимальной цене. Следовательно, на величину увеличения минимальной стоимости виртуальной продажи заказчик несет ущерб VS, определяемый следующим выражением:
(28)
Пример. Рассчитаем ущерб, нанесенный заказчику от несвоевременного ввода 200-квартирного жилого дома, общая площадь каждой составляет 50_кв.м, а себестоимость для заказчика составляет 600_$/кв.м. Договорный срок строительства Т=12_мес., запаздывание составило T=3_мес., а финансирование осуществлялось равномерно в начале каждого месяца. Норма дисконта, принятая заказчиком, Е=40%. Из исходных данных следует, что финансовые платежи ct=0.5_млн.$/мес. Подставляя данные в формулу (28) получаем, VS=634775_тыс.$, или 8.8% от минимальной стоимости виртуальной продажи, рассчитанной по формуле (26) для плановой продолжительности VS=7.2333_млн.$.
Фундаментальной базой расчета рискового взноса является баланс между суммарными рисковыми взносами и суммарным ущербом. Однако, суммарный ущерб по конкретному проекту является случайной величиной, поэтому ущерб может быть рассчитан только в среднем на основе статистического моделирования несвоевременности выполнения отдельных работ в календарном плане или на основе применения метода PERT. В любом случае можно получить среднее запаздывание в сдаче объекта в эксплуатацию и относительно него рассчитать средний суммарный ущерб заказчика и принять его в качестве рисковой ставки нетто-тарифа. Учитывая возможные отклонения от среднего, например, с помощью добавления к нему стандартного отклонения, можно определить гарантийную добавку и тем самым сформировать нетто-тариф.
Дополним предыдущий пример следующими данными. Допустим, что вероятность возникновения несвоевременности составляет Р=0.2. Сама же несвоевременность распределена по экспоненциальному закону со средним T=3_мес. Для этого распределения стандартное отклонение будет также равно 3_мес. И следовательно нетто-тариф будет равен ущербу от задержки срока ввода объекта на 0.5 года умноженному на вероятность Р=0.2, то есть равен 265_тыс.$.
Согласно, четвертой задачи следует обосновать расходы от возникновения ущерба и определить тенденции их изменения. Четвертой задачей по сути дела определяется размер брутто-тарифа, который учитывает дополнительную нагрузку на нетто-тариф. Для сведения этой нагрузки к нулю, заказчик резервирует нетто-тариф, исключая его из финансирования подрядчика до сдачи им объекта. Тогда можно подсчитать конкретный ущерб и частично или полностью покрыть его за счет образованного резерва. Если резерв больше ущерба, то данная сумма может быть распределена между заказчиком и подрядчиком. В противном случае заказчик несет убытки, относительно которых возможно перестрахование.
Для рассмотренного примера вероятность задержки сдачи объекта на срок больше полугода равна 0.14_х_0.2_=_0.028, среднее значение несвоевременности равно 0.75 года. Средний ущерб за запаздывание на 0.75 года равен 2.076_млн.$. Вычитаем из этого значения оставленный резерв 265_тыс.$, умножаем на вероятность 0.028 и получаем нетто-ставку по перестрахованию равную 50.7_тыс.$. Этот перестраховочный взнос составляет 0.8% от суммы контракта равной 6_млн.$.
Контроллинг затрат и программный инструментарий
Введение в планирование и контроллинг эксплуатационного периода на примере объектов жилищно-коммунального хозяйства. Данная отрасль предназначена для удовлетворения потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. В состав отрасли входят следующие подотрасли:
жилищное и гостиничное хозяйство;
банно-прачечное хозяйство;
ритуальные услуги населению;
транспортное обслуживание населения;
ремонтное обслуживание дорог, мостов и набережных;
уборка территорий, сбор мусора, вывоз и утилизация отходов;
озеленение населенных пунктов;
водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;
теплоснабжение и газоснабжение;
электроснабжение и электроосвещение территорий.
Жилищный фонд Российской Федерации составляет 23% от всего недвижимого имущества и насчитывает 2,7 млрд. м2 общей площади, из которой доля государственного фонда составляет 20,3%, муниципального – 24,7% и частного – 55%. По признаку принадлежности объектов недвижимости к тому или иному виду собственности структура жилого фонда РФ мало отличается от аналогичных структур западно-европейских стран. Однако, с точки зрения капитальных затрат, современная эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства в РФ связана со следующими проблемами:
20% всего жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте и реконструкции;
16% водопроводных сетей нуждаются в замене;
12% канализационных сетей требует капитального ремонта;
на содержание дорожно-мостового хозяйства направляется 10% средств от полной потребности.
С точки зрения эксплуатационных затрат, имеют место следующие проблемы:
затраты энергоресурсов в расчете на 1 м2 жилья в 3 раза превышают среднеевропейский и североамериканский уровни;
норматив потребления воды в России составляет 300 литров в сутки на человека, а в странах Западной Европы, где налажен учет, потребление составляет 120-130 литров на человека в сутки;
из-за большой доли ручного труда производительность его на порядок ниже, чем в развитых странах.
С точки зрения получения доходов от эксплуатации объектов недвижимости, имеют место следующие насущные проблемы:
низкая зарплата населения не в состоянии скомпенсировать растущие тарифы на жилищно-коммунальное обслуживание;
высокие тарифы по гостиничному обслуживанию препятствуют увеличению заполняемости номеров;
высокие тарифы на банно-прачечные услуги приводят к простою соответствующих производственных мощностей;
высокая арендная плата по сдаваемым в наем офисных, складских и производственных помещений увеличивает цены на производимую продукцию и услуги, стимулируя тем самым рост инфляции.
Стратегическая задача исполнительной власти Российской Федерации заключается в проведении разумной реформы в жилищно-коммунальной сфере с целью недопущения социально-экономического коллапса и переводе всей системы на траекторию поступательного роста качества жилищно-коммунального обслуживания. В качестве стратегического ориентира, определяющего структуру распределения валового национального продукта, приведем опыт Финляндии. Там определено, что для человека как потребителя, основными предметами его потребления являются жилье – 24%; питание, одежда и бытовые товары – 27%; образование – 6%; медицинское обслуживание и социальное обеспечение – 10%; общественный порядок, отдых, передвижение и связь – 23%; остальное – 10%.
Тактическая задача низовых органов управления объектами жилищно-коммунального хозяйства заключается в их оптимальном планировании и управлении с учетом всех имеющихся проблемных ограничений. Новая в экономической науке дисциплина «Планирование и контроллинг» дает методологический фундамент для эффективного стратегического управления, с помощью которого формируются эффективные решения поставленных тактических задач.
Концепция и инструментарий контроллинга для жилищно-эксплуатационных предприятий. Основной концепцией дисциплины «Планирование и контроллинг» является системный синтез затрат и результатов хозяйственной деятельности при управлении недвижимостью в процессе ее создания, эксплуатации и обращения. При этом под термином контроллинг следует понимать совместную реализацию двух общих функций управления – учет (контроль) и регулирование (управление в узком смысле слова). Недвижимость является одним из активов предприятия (организации), служащим для достижения определенных социально-экономических целей. Управление (контроллинг) этим активом требует определенных затрат как в оперативном, так и в стратегическом плане.
В практическом плане, наиболее полную модель, отражающую бинарную связь между затратами и результатами, можно сформировать в компьютерной программе Project Expert. Программа ориентирована на динамическое моделирование, то есть на отражение моделируемых параметров во времени, а для принятия квалифицированного управленческого решения программой предусмотрены следующие функции:
анализ чувствительности к возможным изменениям внутренним и внешним параметрам среды;
актуализация результатов (мониторинг затрат);
анализ рассогласования актуальных и планируемых результатов.
Контроллинг затрат и доходов пользователя жилым помещением. Конечный пользователь жилым помещением получает либо благо от проживания в нем, либо доход от его сдачи другому пользователю. В любом случае пользователь оплачивает затраты, связанные с эксплуатацией жилья.
Рассмотрим (на примере оплаты двухкомнатной квартиры ЖСК в С.-Петербурге) типичную калькуляцию поступления ежемесячных платежей, связанных с обслуживанием жилых помещений и включающую в себя следующую номенклатуру затрат:
Обслуживание дома в целом осуществляется, как правило, специализированной организацией, которая на договорных условиях предоставляет услуги по следующим направлениям:
техническое обслуживание дома (сантехника, электрика),
уборка мусора в местах общего пользования и на прилегающих территориях,
уборка снега,
ремонтно-профилактические мероприятия (штукатурка, покраска, ремонт гидроизоляции и т.п.),
и т.д. и т.п.;
Вывоз мусора осуществляется по договору с территориальной организацией «Спецтранс»;
Отопление помещений производится государственным унитарным предприятием топливно-энергетического комплекса – ГУП ТЭК;
Горячее водоснабжение также производится государственным унитарным предприятием топливно-энергетического комплекса – ГУП ТЭК;
Холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется государственным унитарным предприятием «Водоканал»;
Газоснабжение жилого дома осуществляется предприятием «Ленгаз»;
Обслуживание радиоточки производится предприятием «Радиосеть»;
Телевизионная антенна устанавливается и обслуживается предприятием «Телесеть»;
Отчисления на капитальный ремонт аккумулируются на расчетном счете ЖСК;
Оплата административно-хозяйственных расходов осуществляется на основании сметы, утверждаемой ЖСК на год в установленном уставом порядке.
Таблица 7.1. Пример калькуляции по оплате коммунальных услуг
№ п/п | Вид оплачиваемой услуги | Единица измерен. | Объем | Тариф, руб. | Стоимость, руб. |
Оплата услуг через ЖСК | |||||
1 | Обслуживание дома | м2 | 51 | 2.28 | 116.3 |
2 | Вывоз мусора | чел. | 2 | 11.05 | 22.1 |
3 | Отопление помещений | м2 | 51 | 4.39 | 223.9 |
4 | Горячее водоснабжение | чел. | 2 | 70.97 | 141.9 |
5 | Холодное водоснабжение и водоотведение | чел. | 2 | 68.32 | 136.6 |
6 | Радиоточка | точка | 1 | 10 | 10.0 |
7 | Телевизионная антенна | отвод | 1 | 28 | 28.0 |
8 | Капитальный ремонт (по норме амортизации) | квартира | 1 | 1.85 | 1.9 |
9 | Административно-хозяйственные расходы | квартира | 1 | 25.75 | 25.8 |
Сумма поступлений на счет ЖСК | 706.5 | ||||
10 | Кассовое обслуживание платежей (1.5% к сумме) | платеж | 1 | 10.6 | 10.6 |
Суммарный платеж в ЖСК через «Сбербанк» | 717.1 | ||||
11 | Оплата электроэнергии в «Петроэлектросбыт» | кВт | 70 | 0.47 | 32.9 |
12 | Оплата телефона в «ПТС» | абонент | 1 | 73.5 | 73.5 |
Итоговая месячная оплата | 823.5 |
Рассмотрим логику применения контроллинга затрат на эксплуатацию жилых помещений. Анализ платежей показывает, что наибольший процент оплаты составляют платежи за отопление (27%), горячее водоснабжение (17%) и холодное водоснабжение и водоотведение (16%). Рассмотрим мероприятия по ресурсосберегающему планированию, направленному на снижение эксплуатационных затрат на отопление. Термическое сопротивление ограждающих конструкций настоящего здания в 3 раза меньше современных нормативных требований. Допустим, что соблюдение этих требований должно уменьшить расходы на отопление на 100 руб. в месяц или на 1200 рублей в год. Определим современную стоимость данного аннуитета исходя из номы дохода на капитал, определяемый дефлированной ставкой рефинансирования Центрального Банка России (ЦБР). По состоянию на сентябрь месяц 2002 ставка рефинансирования равна 23%, а темп инфляции определен в 12%. Следовательно, в качестве дефлированной нормы дисконта принимаем величину в 10% годовых. Из этого следует, что современная стоимость бессрочного аннуитета будет равна 12000 рублей. Поверхность утепляемых наружных стен составляет 27 м2. Следовательно, экономически эффективным мероприятием будет устройство дополнительного утепления наружных стен, окон и дверей, если стоимость работ не будет превышать 444 рубля за квадратный метр. Для экономии расхода горячей и холодной воды ресурсосберегающим мероприятием является установка квартирных счетчиков расхода воды, стоимости которых должны быть меньше, современных стоимостей соответствующих аннуитетов. Таким образом, используя методологию планирования и контроллинга, управляющая организация (в рассмотренном случае ЖСК) должна разрабатывать соответствующие планы организационно-технических мероприятий.
Рассмотрим другой пример использования планирования и контроллинга. Альтернативой проживания в жилом помещении является его сдача в аренду. Рыночная стоимость квадратного метра общей площади равняется 15000 рублей, что для квартиры с общей площадью 51 м2 составляет 765000 рублей. С учетом государственной нормы дохода на капитал (дефлированная ставка ЦБР) 10% получаем чистый годовой доход в 76500 руб. Допустим, что по условиям арендного договора оплата эксплуатации квартиры осуществляется арендодателем. Тогда к чистому доходу необходимо прибавить годовую стоимость эксплуатации в сумме 823.5 х 12 = 9882 руб. В итоге имеем годовую стоимость аренды (без учета налогов) равную 86382 руб. или месячную 7198.5 руб. ($232). Если считать, что благо проживания в квартире пропорционально физическому износу, то арендную плату необходимо соответственно уменьшить, умножив базовую арендную ставку на индекс физического износа. Так, например, для усредненного физического износа равного 50% арендная плата для двухкомнатной квартиры будет равна $116 в месяц.
Рассмотренные примеры показывают общую логику расчетов, проводимых в планировании и контоллинге эксплуатации недвижимых объектов. Более аналитичные и точные расчеты осуществляются с применением соответствующего компьютерного инструментария.
Планирование инноваций и оценка инвестиционных доходов. Инновации, внедряемые в эксплуатационных организациях, комплексно влияют на эффективность их деятельности. В современной практике планирования и контроллинга существуют различные критерии оценки эффективности внедрения одного и того же инновационного мероприятия (инновационного проекта). Используемые при оценке критерии можно классифицировать по 3 группам показателей:
показатели прибыльности строительного предприятия включают рентабельность активов, собственного капитала и инвестиций, рентабельность продаж, прирост собственного капитала и другие.
показатели финансового состояния строительного предприятия включают сумму задолженности (кредиторской и дебиторской), текущую ликвидность, чистый оборотный капитал, коэффициент оборачиваемости поступлений и другие.
показатели экономической эффективности инновации включают чистый доход, простой срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, дисконтированный срок окупаемости, внутреннюю норму доходности, индекс дисконтированной доходности и другие.
Таким образом, из разнообразия критериев и из разнообразия их влияния на экономическое положение эксплуатационного предприятия его руководство должно после проведения соответствующей ранжировки выбрать наиболее приоритетный показатель, по значению которого должно приниматься решение о перспективности той или иной инновации. Численное значение выбранного показателя будет зависеть как от параметров хозяйственной деятельности эксплуатирующего предприятия, так и от аргументов внедряемой инновации. В формально-математическом плане данную зависимость (в силу ее аналитической сложности) можно представить только в общем виде (в форме функции многих независимых аргументов и параметров).
где Xi - множество аргументов внедряемой инновации;
Yj - множество параметров, характеризующих cостояние эксплуатирующего предприятия.
Для определения перспективности внедрения инновации необходимо выбрать определенный способ (алгоритм) ее оценки, который бы, с одной стороны, учитывал объективную сложность ее описания, а с другой учитывал объективную сложность хозяйственной среды, в которую она внедряется. На рис. 7.1 представлена блок-схема анализируемого алгоритма оценки инновации.
При внедрении инновационного проекта в среду эксплуатирующего предприятия его руководство должно определиться с критерием оценки внедряемой инновации, то есть осуществить управление селектором критериев эффективности.
Обычно используют три подхода к решению задачи выбора эффективной инновации. Охарактеризуем иерархию этих подходов, используя при этом в качестве целевой функции показатель чистого дисконтированного дохода (примем Z = NPV).
Первым этапом оценки является анализ сценариев. Его реализация базируется на введении 3-х уровней независимых переменных: средний уровень, пессимистичный и оптимистичный. Для каждого из этих уровней рассчитываются соответствующие NPV. Естественным пределом для чистого дисконтированного дохода является его неотрицательность. Сравнение с этим пределом дает возможность сделать либо общий вывод по оцениваемой инновации, либо по области ее использования при неблагоприятном, наиболее вероятном или благоприятном сценарии. Данный этап дает достаточно грубую оценку перспективности внедрения инновации. Его ценность заключается в осуществлении предквалификации инновационного проекта.
Вторым этапом в блоке оценки поставлен способ, получивший название «анализ чувствительности инновационного проекта». Анализ чувствительности проводится при последовательном изменении каждой переменной (например, на 10%). На основе этого изменения рассчитывается новая величина критерия, после чего оценивается процентное изменение критерия по отношению к его начальному значению и рассчитывается показатель чувствительности, представляющий собой отношение процентного изменения критерия к изменению значения переменной на 1% (так называемая эластичность изменения показателя). Подобным образом исчисляются показатели чувствительности по каждой из остальных переменных. На основании этих расчетов производится ранжирование переменных по степени их важности (например, высокая, средняя, низкая и т.п.). По этим данным эксперт может построить матрицу чувствительности, позволяющую выделить наиболее и наименее рискованные для инновации переменные. Таким образом, достигается сокращение (элиминирование) числа независимых переменных, что снижает сложность задачи.
Третий этап оценки представляет имитационную процедуру, которая получила название метода Монте-Карло. Этот метод основан на многократных статистических испытаниях системы любой сложности и поэтому является практически универсальным методом. Метод предусматривает статистическое варьирование всеми переменными и получение соответствующей статистики оцениваемого показателя эффективности. На основании полученной статистики показателя эффективности делаются статистические выводы ( например, о среднем значении показателя, вероятности его нахождения в некотором диапазоне, стандартном отклонении показателя от среднего и т.д.). С помощью данного метода может быть построена имитационная модель множественной регрессии, функционально связывающая выбранный критерий эффективности инновации и влияющие на его значение переменные и параметры.
Рис. 12. Блок-схема методики оценки эффективности внедрения инновационного проекта в строительное предприятие
Если в предлагаемой модели сохраняется свойство сложности и требуется снижение размерности решаемой задачи, то при переходе от второго к третьему этапу целесообразно использовать блок оптимального планирования эксперимента. Этот блок дает возможность сокращения числа статистических испытаний и получения искомых результатов за более короткое время.
Все проанализированные нами этапы должны опираться на результаты прямого подсчета выбранного критерия эффективности. Для этого в современной практике бизнес-планирования имеется множество программных средств. Наиболее представительная выборка из этого множества включает следующие широко известные компьютерные программы: Comfar, Propspin, Альт-инвест и Project Expert. На основании критического анализа современных программных продуктов в качестве расчетной среды для имитационной модели определения эффективности внедрения инноваций в эксплуатационное предприятие рекомендуется программа Project Expert. Эта программа в максимальной степени адаптирована как к российской экономической среде, так и к строительным предприятиям.
Программно-аналитический инструментарий планирования и контроллинга Project Expert (РЕ). Общая концепция программы РЕ (применительно к планированию и контроллингу в эксплуатации недвижимости) заключается в анализе влияния недвижимого актива на процесс функционирования организации, которая является либо балансодержателем, либо арендатором данного актива. Недвижимый актив в процессе функционирования организации может либо создаваться, либо приобретаться, на что расходуются соответствующие инвестиционные ресурсы. С другой стороны при эксплуатации недвижимого актива имеют место текущие расходы, которые входят в операционную деятельность организации. Программа РЕ позволяет калькулировать все связанные с недвижимостью затраты, что дает возможность их планирования и контроллинга. Параллельно с этим недвижимый актив является и источником дохода, который увеличивает прибыльность организации, увеличивая тем самым стоимость бизнеса в целом. И, наконец, сам недвижимый актив имеет определенную рыночную стоимость, которая увеличивает степень ликвидности организации, делая ее более устойчивой к изменяющимся условиям. Программа РЕ дает возможность системного описания взаимодействия недвижимых активов и организации как субъекта рыночных отношений.
К основным функциям программы относятся ввод данных, расчет и анализ результатов. Программное меню состоит из следующих разделов:
Проект;
Компания;
Окружение;
Инвестиционный план;
Операционный план;
Финансирование;
Результаты;
Анализ проекта;
Актуализация.
Проект. Этот раздел предназначен для ввода общей информации о проекте, настройки модулей расчета и отображения данных проекта. Раздел состоит из шести модулей: заголовок, список продуктов, текстовое описание, отображение данных, настройка расчета, защита проекта. Данные диалоги позволяют ввести необходимую информацию о наименовании проекта, сроках его реализации, сформировать перечень реализуемой продукции, установить защиту от несанкционированного доступа к данным проекта, а также произвести настройку программы для расчета и отображения полученных результатов.
Заголовок проекта. В этом модуле через соответствующие поля отображается информация по названию проекта, об авторе проекта по дате начала и длительности проекта.
Список продуктов. Важнейшим фактором, определяющим содержание проекта, является перечень продуктов или услуг, которые будут представлены на рынок компанией, реализующей проект. При этом продукты должны отвечать следующим требованиям:
должна существовать возможность определения единиц измерения продукта для обеспечения планирования физических объемов сбыта;
должна существовать возможность распределения прямых (переменных) производственных затрат на единицу продукции (при наличии таковых);
должна существовать возможность измерения единицы продукции денежным эквивалентом;
количество различных продуктов должно быть таким, чтобы совокупный объем их продаж полностью соответствовал планируемому обороту компании.
В модуле список продуктов вводится полный перечень продуктов или услуг предприятия, реализующего проект, с указанием единицы измерения, даты начала продаж по каждому наименованию из перечня в отдельности. Данные вводятся в таблицу диалога, которая содержит следующие поля:
1. Наименование (название продукта/услуги);
2. Ед.изм. (единица измерения конкретного продукта/услуги).
3. Начало продаж (календарная дата начала операций по сбыту продукции данного наименования).
Информация, введенная в модуле список продуктов, будет использована программой в модулях раздела операционный план при планировании стратегии производства и сбыта, сформированного перечня продуктов/услуг проекта, а также в модуле стартовый баланс раздела компания при описании активов и пассивов действующего предприятия.
Отображение данных. Все расчеты в Project Expert производятся с шагом в один месяц, но при этом пользователю предоставляется возможность выбрать периоды с масштабом, равным месяцу, кварталу и году для разных лет проекта.
Валюта итоговых таблиц позволяет выбрать валюту для просмотра итоговых таблиц. Изначально в программе установлен режим отображения таблиц в основной валюте проекта. Для изменения режима необходимо раскрыть список и выбрать требуемую валюту. Список содержит наименование двух валют, выбранных в проекте в качестве основной и дополнительной валюты. По умолчанию, в качестве основной валюты, программа предлагает "рубль", а в качестве дополнительной – «$ США».
Пользователь может изменить наименования валют проекта, выбрав требуемые из предлагаемого программой списка. Данная процедура реализована в модуле валюта раздела окружение.
Поля и опции этого модуля также предназначены для ввода требуемых ставок дисконтирования и для указания степени детализации результатов расчета. Ставки дисконтирования вводятся по каждой из валют проекта в отдельности. Обычно ставка дисконтирования принимается на уровне доходов, которые могут быть получены в результате надежного альтернативного вложения капитала. В случае, когда в процессе расчета неизвестна стоимость используемого капитала, ставка дисконтирования может играть роль этой стоимости.
Настройка расчета предназначена для настройки расчетного модуля программы на определенный уровень проведения расчетов данных, необходимых для детального отображения основных расходных и доходных статей проекта. Перечень этих статей расположен в нижней части диалога. Для указания статьи, подлежащей детализации, необходимо активизировать соответствующую ей опцию.
Защита проекта. В этом диалоге можно ввести три режима защиты при доступе к данным проекта: редактирование, просмотр, актуализация. Для реализации этих режимов предусмотрено три опции установки паролей.
Текстовое описание. Этот модуль необходим для формирования текстовой части бизнес-плана и он будет присутствовать во всех рассмотренных далее разделах.
Компания. В данном разделе можно осуществить ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на начало проекта. Раздел состоит из трех модулей: стартовый баланс; банк и система учета и текстовое описание.
Стартовый баланс. Описание текущего финансового состояния предприятия на момент старта проекта зависит, в первую очередь, от определения организационно-правовой формы, в рамках которой предполагается реализация проекта. При этом возможны два варианта:
1. Если проект реализуется в рамках вновь созданного юридического лица, то для описания активов новой компании должен использоваться модуль инвестиционный план.
2. Если проект реализуется на основе действующего предприятия, которое к началу проекта может располагать движимым и недвижимым имуществом, денежными средствами, материальными запасами, а также может иметь обязательства перед кредиторами, и дебиторскую задолженность за реализованные продукты или услуги.
Процедуры модуля стартовый баланс позволяют учесть все основные статьи активов и пассивов предприятия на начало реализации проекта.
Описываемый раздел баланса под названием активы содержит следующие его составляющие:
денежные средства;
счета к получению;
запасы готовой продукции;
запасы сырья, материалов и комплектующих;
предоплаченные расходы;
земля;
здания;
оборудование;
нематериальные активы;
незавершенные инвестиции;
инвестиции в ценные бумаги.
Раздел баланса под названием пассивы содержит следующие составляющие:
отсроченные налоговые платежи;
счета к оплате;
кредиты;
акционерный капитал;
резервы;
нераспределенная прибыль;
добавочный капитал.
Для оперативного просмотра вводимой информации в модуле предусмотрена процедура отображения этих данных в балансе на начало проекта.
Банк, система учета. В этом модуле представлен список, в котором может быть выбран один из методов учета запасов сырья, материалов и комплектующих, а также запасов готовой и (или) незавершенной продукции.
Учет запасов производится на основании общепринятых в международной практике методов FIFO и LIFO. Метод оценки запасов по ценам первых закупок (FIFO) основан на предположении, что себестоимость товаров, приобретенных, в первую очередь, должны быть отнесена к товарам, проданным в первую очередь. Себестоимость товаров на конец периода, относится к последним покупкам, а себестоимость реализованных товаров соотносится с более ранними покупками. Метод FIFO может быть использован предприятием любого рода, вне зависимости от реального физического движения товаров, потому что учитывается движение стоимости, а не движение товаров.
Структура компании. Этот модуль предназначен для описания структурных подразделений, входящих в компанию.
Окружение. Этот раздел предназначен для описания финансово-экономической среды, в которой планируется реализация проекта. Раздел состоит из 5-ти модулей: валюта; учетная ставка; текстовое описание; инфляция и налоги. В них вводятся данные об основной (национальной) и дополнительной (экспортно-импортной) валютах проекта; ставке рефинансирования; а также инфляционном и налоговом окружении финансовых операций проекта.
Валюта. Поля данного модуля предназначены для выбора основной и дополнительной валют и их единиц измерения, а также указания курсового соотношения между ними на период действия проекта. Наличие второй валюты проекта является необходимым условием корректного расчета показателей эффективности инвестиций. Процедура преобразования финансового результата, рассчитанного в основной валюте в эквивалент во второй валюте, позволяет устранить погрешность в расчетах показателей эффективности инвестиций, которая неизбежно возникает при расчете проекта в текущих ценах с учетом инфляции.
Темпы роста/падения курсового соотношения валют вводятся в процентах и позволяет вводить как годовые, так и ежемесячные показатели изменения курсовых значений в зависимости от выбранного режима ввода данных.
Учетная ставка. Данный модуль предназначен для ввода значений годовых ставок рефинансирования в период действия проекта (по каждой из валют в отдельности). Вводимая информация будет использоваться при отнесении процентных платежей на затраты/прибыль в соответствии со ставкой рефинансирования
Инфляция. В Project Expert реализованы два варианта ввода инфляции как для несколько составляющих, характеризующих определенную группу (статью затрат) в виде годовых и ежемесячных показателей, так и на отдельные виды продукции и услуг.
Процедуры по вводу индивидуальных инфляционных показателей на отдельные виды материалов, продуктов и услуг реализованы в Project Expert в разделах инвестиционный план, операционный план и финансирование.
В данном модуле предусмотрены процедуры по вводу инфляции на укрупненные составляющие по определенным группам (статьям затрат), что позволяет сформировать обобщенную картину инфляционного окружения проекта. по 5-ти укрупненным составляющим (объектам инфляции), которые характеризуют изменения значений стоимости поступлений и выплат по основным статьям проекта.
1. Инфляция на сбыт. Прогнозируемый рост (снижение) цен на производимую продукцию или услуги в %: в основной валюте- на внутреннем рынке, в дополнительной - на внешнем.
2. Инфляция на прямые (переменные) издержки или себестоимость продукции (услуг). Прогнозируемый рост/снижение цен в % на стоимость материалов, комплектующих изделий и других прямых издержек, за исключением сдельной заработной платы: например, в рублях- в случае приобретения на внутреннем рынке, в $США - для материалов и комплектующих, приобретаемых за рубежом по импорту.
3. Инфляция на общие (постоянные) и административные издержки.
Рост (сокращение) затрат на общие операционные и торгово-административные издержки (накладные расходы) определяется в процентах (по основной и дополнительной валютах проекта).
4. Инфляция на заработную плату. Прогнозируемый рост/снижение уровня заработной платы в %: например, в рублях - для российских граждан, в $США - для оплаты услуг иностранных специалистов.
5. Инфляция на недвижимость (основные фонды). Прогнозируемый рост/сокращение стоимости основных фондов (земли, зданий и сооружений, оборудования) в %: например, в рублях- приобретаемых в России, в $США - приобретаемых по импорту.
Налоги. В качестве базового варианта необходимо использовать в расчетах уровень налогов, реально соответствующий действующему законодательству РФ. Данный модуль позволяет производить установку различных видов налогов, условий, формул и периодичности их начисления и выплат вплоть до индивидуальных налогов на каждую статью поступлений и затрат, включая различные режимы налоговых льгот.
Информационной единицей диалога является запись в таблице "Список налогов", параметры описания налогооблагаемой базы, периодичности налоговых выплат, данные об изменении налоговой ставки в течение периода реализации проекта, а также данные по учету специфичных условий начисления и выплаты налогов.
Запись таблицы содержит следующую информацию: наименование налога, величину налоговой ставки, в процентах и параметры описания налогооблагаемой базы, периодичности выплат и изменений величины ставки конкретного налога.
Инвестиционный план. Этот раздел предназначен для составления календарного графика работ (проекта) с указанием отдельных этапов, необходимых финансовых ресурсов для выполнения этих этапов, установления взаимосвязей между этапами, формирования активов предприятия (проекта), описания способов и сроков амортизации созданных активов. Раздел состоит из модулей: календарный план; список активов; ресурсы; календарь; текст.
Календарный план. Данный модуль предназначен для:
составления календарного плана проекта и описания отдельных этапов проекта;
назначения необходимых ресурсов для их выполнения;
формирования активов проекта из отдельных этапов;
выбора сроков и способа амортизации активов;
описания активов действующего предприятия;
построения диаграммы ГАНТТ;
формирования годового календаря.
Список активов. Модуль предназначен для редактирования:
списка активов;
типа актива;
способов начисления амортизации;
способов списания НДС;
продажи активов;
дополнительных инвестиций на реконструкцию активов, без вхождения в модуль ''Календарный план''.
Для редактирования актива следует выбрать его из списка. В результате появится диалоговое окно ''Характеристики актива инвестирования''. При включении опции ''Ежемесячная переоценка активов'' происходит ежемесячная переоценка актива на основании введенной информации в модуле инфляция раздела окружение.
Ресурсы. Модуль предназначен для формирования списка используемых в проекте ресурсов (люди, материалы, оборудование или другие), при этом указываются единицы измерения ресурса, стоимость за единицу, ставка налога на ресурс (налог на ресурс - это сверхнормативный налог, неуказанный в модуле).
Если в качестве типа ресурса выбраны люди, то на данный ресурс распространяются все налоги, у которых налогооблагаемой базой является зарплата. Для формирования календарей, используемых для расчетов в разделе инвестиционный план. Календарь формируется с учетом праздничных и выходных дней, в зависимости от территории и графика работы организации реализующей проект.
Операционный план. Раздел "Операционный план" предназначен для ввода исходных данных по сбыту произведенной продукции и об издержках, которые могут быть отнесены к периоду производственной деятельности предприятия, реализующего проект.
Раздел содержит 6 модулей: план сбыта, материалы и комплектующие, план производства, план персонала. общие издержки и текстовая информация. Эти модули позволяют описать запланированную стратегию операционной деятельности предприятия, реализующего проект.
План сбыта. Стратегия продаж компании, реализующей проект, должна быть детально проработана на стадии планирования. В условиях высокой инфляции факторы времени, определяющие стратегию сбыта, оказывают существенное влияние на финансовый результат проекта.
Project Expert предоставляет пользователю исчерпывающий набор инструментов для описания индивидуальной стратегии реализации продукции и услуг. Одной из важных задач, которую должен решить пользователь является правильный выбор перечня продуктов и услуг, учитывающий условия сбыта продукции.
В процессе разработки стратегии продаж следует также учитывать временные факторы, такие, как: время реализации продукта (услуги), время задержки платежа после поставки продукции, а также условия оплаты продукта или услуги потребителем (по факту, с предоплатой или в кредит). В условиях инфляции поступления будущих периодов времени теряют свою ценность. В условиях рынка одним из наиболее распространенных методов стимулирования спроса является льготные условия оплаты. Однако в условиях инфляции предоставление льготных условий оплаты может очень негативно отразиться на результатах. Таким образом, разрабатывая стратегию, необходимо, с одной стороны, думать о том, как простимулировать спрос, но в то же время не потерять в цикле оборота денежных средств.
Модуль "План сбыта" предназначен для ввода информации о ценах на продукты и предполагаемых тенденциях их изменений, условиях продажи и оплаты товаров или услуг, а также других данных, относящихся к маркетинговой политике компании.
План производства определяет прямые издержки, связанные с изготовлением продукции и оказанием услуг.
Материалы и комплектующие. Диалог модуля включает две основные части:
таблицы, содержащие список сырья, материалов и комплектующих, информацию о единицах измерения и ценах;
диалоговые панели для ввода информации об условиях закупки текущего материала.
План персонала. В этом модуле формируется штатное расписание предприятия, реализующего проект. Данные о персонале вводятся по трем различным группам: управление, производство, маркетинг. Для каждой группы устанавливается описание условий выплаты зарплаты по конкретной должности:
Общие издержки. Модуль предназначен для ввода постоянных издержек по управлению, производству и маркетингу, которые могут быть отнесены к определенному периоду времени. Между общими издержками (их еще называют постоянными) нет прямолинейной зависимости с объемом сбыта. Этот тип издержек иногда называют накладными расходами. К таковым можно отнести:
- затраты на коммунальное обслуживание;
- аренду помещений и оборудования;
- ремонтные работы;
- маркетинг и т.п.
Финансирование. Данный раздел включает в себя следующие модули: акционерный капитал, займы, лизинг, инвестиции, другие поступления, другие выплаты, распределение прибыли, льготы по налогу на прибыль и текстовое описание. Потребность в капитале определяется на основании данных, отображаемых в Плане денежных потоков (Cash-Flow). Значения сальдо счета предприятия представлены в последней строке таблицы Cash-Flow и демонстрируют прогнозируемое состояние расчетного счета предприятия, реализующего проект в различные периоды времени. Отрицательное значение сальдо расчетного счета означает, что предприятие не располагает необходимой суммой капитала.
Задачей пользователя является сформировать капитал таким образом, чтобы ни в один период времени значения сальдо расчетного счета не имело отрицательное значение. При этом необходимо придерживаться основного принципа: капитал должен быть привлечен только в тот период времени, когда это действительно необходимо.
Раздел "Финансирование" становится доступным после выбора закладки "Финансирование" в окне "Содержание". В этом разделе вводятся данные, описывающие процедуры привлечения денежных средств для финансирования проекта в виде собственного (акционерного) и заемного капитала, а также данные, характеризующие деятельность предприятия по использованию и распределению свободных финансовых средств и прибыли проекта.
Акционерный капитал. В этом диалоге Project Expert предлагает ввести данные по привлечению денежных средств для финансирования проекта в виде собственного (акционерного) капитала. Процедуры и опции данного диалога предназначены для планирования процессов формирования акционерного капитала предприятия, реализующего проект как в виде различных взносов инвесторов, так и в форме подписной кампании на акции.
Единицей акционерной собственности является акция. Чтобы вложить капитал, инвестор (акционер) переводит деньги или другие ценности на счет предприятия, реализующего проект. Взамен он получает определенное количество акций и может претендовать на долю прибыли, пропорционально размерам своего вклада.
Другим способом привлечения акционерного капитала является переход предприятия на положение публичной кампании, осуществляющей открытую подписку на акции. Как правило, к такому шагу прибегают успешно действующие компании, которые желают привлечь дополнительный капитал для расширения своего бизнеса.
В любом случае, для того чтобы разработать детальную и эффективную стратегию финансирования проекта, следует помнить, что денежные средства должны быть привлечены только в тот период времени, когда они действительно необходимы.
В процессе формирования капитала в данном диалоге необходимо выполнить следующие процедуры:
1. Ввести новую запись (или отредактировать существующую) в таблице "Список инвесторов" с указанием необходимой информации сумме и дате взноса;
2. Описать условия реализации взноса в виде единовременного платежа или некоторой схемы выплат;
3. Описать форму привлекаемого капитала в виде обыкновенных или привилегированных акций определенного номинала и количества;
4. Провести перерасчет проекта для определения дефицита капитала;
5. При наличии дефицита капитала повторить указанные выше процедуры данного диалога по привлечению дополнительного акционерного капитала или продолжить формирование капитала из других модулей раздела "Финансирование".
В соответствии с принципами бухгалтерского учета в программе Project Expert раздел баланса "Акционерный капитал" представлен в виде следующих статей:
Обыкновенные акции;
Привилегированные акции;
Капитал, внесенный сверх номинала обыкновенных акций
Нераспределенная (реинвестированная) прибыль.
Первые три статьи составляют суммы, вложенные акционерами в проект на условиях, определяемых видом и количеством купленных акций, и составляют авансированный (вложенный) капитал проекта..
Нераспределенная (реинвестированная) прибыль представляет собой часть прибыли, полученной от ведения коммерческой деятельности, которая вновь вкладывается в проект и не распределяется между акционерами.
Поля и опции данного диалога предназначены для описания формы и структуры привлекаемых денежных средств в обмен на определенное количество обыкновенных или привилегированных акций
Если акции продаются по стоимости, превышающей номинальную стоимость, то разница между номинальной и той, по которой были проданы акции, отражается в статье баланса "Капитал, внесенный сверх номинала", т.е. на сумму превышения номинала кредитуется счет "Капитал, внесенный сверх номинала".
Суммарные стоимости проданных обыкновенных и привилегированных акций по всем акционерам проекта в их номинальном исчислении отображаются в статьях "Обыкновенные акции" и "Привилегированные акции" баланса соответственно.
Разница между величиной суммарного взноса (сумма взносов, указанных в таблице "Список акционеров") и номинальной стоимостью пакета обыкновенных акций проекта квалифицируется как капитал, внесенный сверх номинала обыкновенных акций, и отображается в одноименной статье баланса.
Введите наименование акционера (инвестора), дату и сумму взноса в соответствующей валюте.
Введенная сумма при активизированной опции "Разовая выплата" поступит на счет предприятия в виде единовременного платежа на указанную дату и отобразится в строке "Собственный(акционерный) капитал" таблицы Кэш-Фло в месяц, соответствующий дате платежа.
При "постепенной выплате" взноса активизируйте одноименную опцию. В этом случае становится доступным введение времени (количества месяцев, отсчитываемых от даты взноса) платежей по данному денежному поступлению. Сумма взноса выплачивается равномерными ежемесячными платежами в течение указанного срока, которые также отображаются в строке "Собственный(акционерный) капитал" таблицы Кэш-Фло в соответствующие месяцы.
При выборе опции "Сложная схема выплат" пользователю предоставляется возможность указать конкретные суммы и даты их поступлений. Для этого необходимо нажать доступную в этом режиме кнопку "Схема", и в открывшемся диалоге "Сложная схема платежей" ввести требуемые данные.
Режимы "Постепенная выплата взноса" и "Сложная схема выплат" позволяют смоделировать процесс подписной кампании на акции.
Для описания формы привлекаемого акционерного капитала в виде обыкновенных акций следует указать вид, номинальную стоимость и количество приобретенных акций (нижняя часть диалога).
Если вклад инвестора реализован покупкой привилегированных акций, необходимо указать факт их существования (установить флаг "Привилегированные акции") и ввести величину дохода на акцию в процентах от номинала акции. Введенные данные о номинальной стоимости и количестве акций относятся в этом случае на привилегированные акции
Если же инвестор приобрел акции того и другого вида, следует сформировать две различные записи по пакету обыкновенных и привилегированных акций с указанием всей необходимой информации о содержании и стоимости каждого пакета в отдельности.
Введенная информация позволяет описать структуру и форму привлеченного акционерного капитала и используется системой при расчетах доходов и распределению дивидендов участников проекта согласно следующему алгоритму:
1. Сумма, подлежащая выплате в качестве дивидендов, равна чистой прибыли, полученной за период, умноженной на долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов (см. модуль " Распределение прибыли") и отражается в строке Кэш-Фло "Выплаты дивидендов".
2. Накопленная сумма выплаченных дивидендов вычитается из строки Баланса "Нераспределенная прибыль".
3. Вычисляются дивиденды, полученные владельцами привилегированных акций; они равны сумме взноса умноженной на доход на акцию. Остаток суммы дивидендов распределяется между владельцами обычных акций пропорционально размеру вклада.
4. В том случае, если полученной в расчетном периоде прибыли недостаточно для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, суммы платежей по привилегированным акциям пропорционально уменьшаются.
Для удобства анализа потребности в капитале в диалоге "Акционерный капитал" предоставляется возможность просмотра информации о балансе и дефиците наличности проекта. Нажатие кнопки "Дефицит наличных средств" приводит к перерасчету проекта и открытию дополнительного окна , в котором отображается необходимая информация из таблицы Кэш-Фло с указанием начального и максимального дефицита наличных средств, а также его длительности.
Займы. Финансирование проекта за счет заемных средств может быть направлено как на долгосрочные инвестиционные расходы, например, на приобретение активов, так и на краткосрочные издержки на покрытие дефицита оборотных средств.
В отличие от совладельца, заимодавец не претендует на прибыль предприятия, но требует фиксированного вознаграждения в виде процентов и гарантированного погашения кредита в сроки, установленные кредитным договором. Следует также учитывать, что заимодавец обычно требует обеспечение, гарантирующее возврат кредита или позволяющее покрыть потери заимодавца в случае неплатежеспособности заемщика.
Предприятие с большой долей заемного капитала обладает весьма существенным недостатком. Управляющие предприятия не имеют достаточной свободы для маневра, в случае ухудшения ситуации на рынке или возникновения других неблагоприятных обстоятельств. Займы и проценты по ним необходимо возвращать в любом случае.
Если говорить о рекомендуемом соотношении между заемным и собственным капиталом, то обычно рекомендуют чтобы оно не превышало три к одному. Однако, следует подчеркнуть, что это соотношение не является догмой. Наиболее оптимальное соотношение может быть подобрано для каждого проекта индивидуально, в зависимости от особенностей его реализации, а также условий и возможностей по привлечению инвестиций.
Для открытия модуля "Займы" в разделе "Финансирование" нажмите кнопку "Займы".
Процедуры и опции данного диалога предназначены для планирования процессов формирования капитала предприятия, реализующего проект в виде заемного капитала по покрытию расчетного дефицита денежных средств в любой из периодов действия проекта.
При планировании кредитов проекта необходимо выполнить следующие процедуры:
- ввести новую запись (или отредактировать существующую) в таблице диалога с указанием необходимой информации о дате, сумме, и сроке на которую планируется взятие кредита;
- описать условия кредитного соглашения по начислению и выплате процентов, поступлению и возврату кредита;
- провести перерасчет проекта, в результате которого будет определено новое значение дефицита капитала;
- при наличии дефицита капитала следует повторить указанные выше процедуры данного диалога.
Запись таблицы диалога содержит следующую информацию о займе
- наименование займа (поле "Название");
- дату получения займа (поле "Дата");
- сумму займа в основной валюте проекта требуемого масштаба
- сумму займа во второй валюте проекта требуемого масштаба
- срок, на который предоставлен заем в месяцах (поле "Срок", в котором величина срока отсчитывается от даты взятия кредита и указывается в днях, месяцах или годах, например, "105д"-срок 105 дней, "3м"-срок 3месяца и "1г"- срок 1 год ).
Сумма займа во второй валюте проекта пересчитывается в основную по курсу на дату получения кредита.
В нижней части диалога "Кредиты" вводятся данные об условиях процентных платежей, поступления и возврата кредита.
Для этого в диалоге предусмотрены процедуры активизации требуемых диалогов, которые реализованы в виде соответствующих карточек. Заголовки карточек (закладки) выведены в нижней части диалога ("Описание") и составляют содержание картотеки диалога. Нажатие на закладку приводит к раскрытию одноименной карточки.
Карточка "Выплаты процентов"
Карточка "Поступления"
Карточка "Возврат"
Для удобства анализа дефицита наличных средств проекта в данном диалоге предусмотрена возможность просмотра суммарной информации из таблицы Кэш-фло. Нажатие кнопки "Дефицит наличных средств" приводит к перерасчету проекта и открытию дополнительного окна, в котором отображается необходимая информация из таблицы Кэш-фло с указанием начального и максимального дефицита наличных средств, а также его длительности.
Лизинг. Одним из распространенных способов финансирования инвестиционных проектов является лизинг, что в переводе с английского означает аренда.
Лизинг предоставляет более льготные условия как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. В первом случае, как вознаграждение в виде процентов и выплат в погашение долговых обязательств (они относятся на издержки лизингополучателя). При этом лизингодатель имеет возможность начислять амортизационные отчисления на актив остающейся в его распоряжении прибыли и соответственно уменьшает величину налогооблагаемой прибыли.
При заключении лизингового договора основным финансовым аспектом является лизинговая плата, которая зависит от вида основных средств, срока лизинга, графика платежей и других условий договора. Лизинговая плата включает в себя возмещение полных затрат лизингодателя с учетом нормальной прибыли.
Учитывая, что операции лизинга могут быть рассмотрены как альтернатива кредитным операциям (при лизинге арендатор выплачивает лизинговой фирме не арендную плату, а полную стоимость имущества в рассрочку), процедуры и опции данного диалога аналогичны процедурам и опциям диалога "Займы"
Запись таблицы диалога содержит следующую информацию о лизинге:
- наименование лизинговой операции (поле "Название");
- дату получения лизинга (поле "Дата");
- сумму лизинга в основной валюте проекта требуемого масштаба
- сумму лизинга во второй валюте проекта требуемого масштаба
- срок, на который предоставлен лизинг.
Инвестиции. Одной из важных процедур управления капиталом проекта является размещение (инвестиционное вложение) свободных денежных средств в альтернативные проекты или предоставление ссуды другому предпринимателю (инвестору) во временное пользование под определенный процент.
Различие по форме вложений не меняют основной сущности производимых операций, целью которых является извлечение финансовой выгоды в виде дохода.
Поля и опции данного диалога предназначены для описания инвестиционных операций по вложению свободных денежных средств проекта на заранее установленный срок под определенный процент.
Информационной единицей диалога является запись в таблице и данные об условиях вложения.
Запись таблицы содержит следующую информацию:
- наименование инвестиционной операции (поле "Наименование");
- сумму вклада в основной валюте проекта требуемого масштаба
- сумму вклада в дополнительной валюте проекта
- дату вложения денежных средств (поле "Дата");
- срок, на который планируется инвестировать средства.
Сумм инвестиций во второй валюте проекта пересчитывается по текущему курсу валют с ежемесячной периодичностью.
- тип инвестиций (депозит, акции и др.);
- величину годовой ставки дохода в процентах (поле "Ставка");
- периодичность выплаты начисленных процентов (список "Периодичность выплат");
- величину возвращаемой суммы (при существовании процедуры возврата);
- налог на доход, полученный в качестве процентов (поле "Налог");
- наличие или отсутствие обложения налогом на прибыль полученного дохода (опция "Облагать налогом на прибыль").
Тип инвестиции указывается выбором соответствующего наименования из раскрывающегося списка в верхней части карточки.
Опция "Возвращаемая сумма" позволяет учесть операции продажи ценных бумаг, приобретенных в результате инвестиционного вложения, а также описать инвестиции, произведенные на условиях возврата.
При выборе типа инвестиций "Акции" или "Другие" эта опция становится доступной и, активизируя ее, вы можете указать величину "возвращаемой суммы" в конце срока описываемой инвестиционной операции (например, рыночную стоимость приобретенного пакета акций другой компании).
При выборе типа инвестиций "Депозит" описываемая опция будет погашена. В этом случае процедура возврата размещенных на депозит средств будет произведена автоматически.
Введенная информация будет использована программой при проведении расчетов инвестиционных операций по следующему алгоритму.
Расчет суммы вклада:
В месяц размещения денег указанная в таблице сумма заносится в строку Кэш-фло "Банковские вклады". В месяц возврата денег сумма заносится в ту же строку со знаком "-". Платежи во второй валюте конвертируются в основную валюту по курсу на момент совершения платежа.
Если вклад указан в валюте внешнего рынка, то в течение всего срока производится ежемесячный пересчет суммы вклада по новому курсу. Ежемесячный прирост суммы заносится в строку Отчета о прибылях и убытках "Прибыль от курсовой разницы". Сумма вклада заносится в строку баланса "Банковские вклады и ценные бумаги".
Расчет дохода:
Учет срока вклада при расчете процентов ведется с точностью до дня. При этом предполагается что в месяце 30 дней (т.е., если деньги вкладываются 1 мая на срок 360 дней, то возвращены они будут 1 мая следующего года).
Полученный доход заносится в строку Отчета о прибылях и убытках "Другие доходы" и в строку Кэш-Фло "Доходы по банковским вкладам".
Если на доходы установлен налог, то этот налог вычитается из суммы дохода. В этом случае в Отчете о прибылях и убытках сумма дохода отображается за вычетом налога, и сумма выплаченного налога заносится в строку Кэш-Фло "Налоги".
·Если установлен флаг "Не облагать налогом на прибыль", то суммы, заносимые в строку "Другие доходы", также заносятся со знаком "-" в строку "Суммарные издержки, отнесенные на прибыль", что исключает их из расчета налога на прибыль.
Для удобства анализа дефицита наличных средств проекта в данном диалоге предусмотрена возможность просмотра суммарной информации из таблицы Кэш-фло.
Нажатие кнопки "Дефицит наличных средств" приводит к перерасчету проекта и открытию дополнительного окна , в котором отображается необходимая информация из таблицы Кэш-фло с указанием начального и максимального дефицита наличных средств, а также его длительности.
Другие поступления. Для описания финансовых операций, не связанных с прямым привлечением акционерного и заемного капитала или описания внереализационных операций проекта, (например, реализация продукции, не относящейся к прямой операционной деятельности проекта, описание денежных поступлений от дочерних фирм, не участвующих в проекте и т.п.) предназначен модуль "Другие поступления".
Поля и опции данного диалога предназначены для указания сумм, описания условий производимых платежей (сроков и периодичности выплат, инфляционного и налогового окружения), а также указания способа учета этих поступлений в денежном потоке проекта.
Информационной единицей является запись в таблице диалога и данные об условиях реализации конкретных платежей (описание записи таблицы), вводимые в нижней части диалога.
Запись таблицы диалога содержит следующую информацию :
- наименование поступления (поле "Название");
- величину поступления в основной валюте проекта требуемого масштаба
- величину поступления во второй валюте проекта требуемого масштаба
Сумма конкретного поступления указывается в одной из двух валют проекта. Поступления, указанные во второй валюте проекта, пересчитываются по курсу валют на дату производимого платежа.
В нижней части диалога указываются данные об условиях реализации платежей, статье отнесения, а также налоговом и инфляционном окружении конкретного поступления.
Поступления могут быть реализованы в виде:
- регулярных платежей с определенной периодичностью (опция "Периодические поступления ");
- единовременного взноса на некоторую дату (опция "Разовое поступление");
- конкретных сумм в определенные периоды времени (опция "Сложная схема поступлений").
При реализации поступлений в виде регулярных платежей активизируйте опцию "Периодические выплаты".
В этом случае становится доступным введение регулярности поступлений и периода, в течение которого эти платежи совершаются.
Указание регулярности (периодичности) платежей производится выбором соответствующего наименования из расположенного справа от опции списка.
Для указания срока регулярных платежей программа предлагает один из доступных способов:
- в течение "всего проекта";
- в течение "периода производства";
- в течение указанного числа месяцев, отсчитываемых от даты старта проекта).
Данная информация вводится путем активизации соответствующей опции в функциональном списке выбора "В течение".
При активизации опции "Разовое поступление" необходимо указать дату платежа. Дата указывается в расположенном справа от опции окне.
В этом случае поступление будет реализовано в виде единовременного платежа, равного по величине сумме, введенной в таблицу диалога, на указанную дату.
Описание поступлений в виде регулярных платежей или разовых выплат предоставляет пользователю достаточно гибкий механизм моделирования возможных условий реализации платежей проекта. Однако, если условия Вашего платежа уникальны, Вы можете описать его в виде конкретных сумм и дат. Для этого необходимо выбрать опцию "Сложная схема поступлений", нажать кнопку "Схема" и ввести в появившемся диалоге "Сложная схема поступлений" , необходимые данные.
Для учета поступления в денежном потоке проекта предназначены опции раздела "Отнести на статью". Выбором доступных опций ("Другие доходы", "Сбыт") Вы можете указать статью, на которую будут отнесены указанные суммы конкретного поступления.
При активизации опции "Другие доходы" выплаты по данному поступлению будут отображены:
- в таблице "Прибыли и убытки" статье "Другие доходы";
- в таблице "Кэш-Фло" статье "Другие поступления".
При активизации опции "Сбыт" платежи будут отражены:
- в таблице "Прибыли и убытки" статье "Валовой объем продаж";
- в таблице "Кэш-Фло" статье "Поступления от продаж".
Для указания нестандартного инфляционного и налогового окружения по конкретному денежному поступлению предназначены опции "Инфляция" и "Налоги", расположенные в правой нижней части диалога. При неактивизированных опциях значения показателей инфляции и налоговых ставок берутся из данных, введенных в разделе "Окружение".
Если данное поступление подвержено влиянию уникальной инфляции, активизируйте опцию "Инфляция" и нажмите ставшую доступной одноименную кнопку. В результате на экране появится диалог для ввода данных по индивидуальным показателям инфляции на выбранное поступление
Для указания особенностей налогообложения активизируйте опцию "Налоги" и нажмите одноименную кнопку. В появившемся окне "Нестандартные налоги" введите/отредактируйте данные, характеризующие индивидуальное налоговое окружение денежных операций по реализации конкретного поступления.
Для отмены действия индивидуальных инфляционных или налоговых данных достаточно отключить опции "
Инфляция" и "Налоги" в диалоге "Другие поступления".
Другие выплаты. Для описания расходных финансовых операций, не связанных с прямой операционной или финансовой деятельностью предприятия по реализации проекта, предназначен диалог "Другие выплаты".
Поля и опции данного диалога, предназначенные для указания сумм, описания условий производимых платежей (сроков и периодичности выплат, инфляционного и налогового окружения), аналогичны полям и опциям модуля "Другие поступления"
Для учета выплат в денежном потоке проекта предназначены опции раздела "Отнести на статью". Выбором доступных опций ("Другие издержки", "Материалы и комплектующие", "Расход резервов", и "Проценты по кредитам") Вы можете указать статью, на которую будут отнесены указанные суммы.
Распределение прибыли. Для описания финансовых операций, связанных с распределением чистой прибыли (прибыли после выплаты налога) проекта предназначен диалог "Распределение прибыли".
Поля и опции данного диалога предназначены для указания доли прибыли, идущей на выплату дивидендов участникам проекта, доли прибыли, планируемой на формирование резервов, а также указания периодичности выплат дивидендов.
Данные о доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов, указываются в верхней таблице диалога в процентах по годам проекта. Введенная информация будет использована программой в расчетах доходов участников проекта в соответствии с величиной финансового вклада каждого из них (см.диалог "Акционерный капитал)".
Для указания регулярности производимых выплат дивидендов в верхней части диалога предусмотрена процедура выбора требуемой периодичности. В раскрывающемся списке выбора можно указать требуемую периодичность выплат ("месяц", "квартал", "6 месяцев" или "год").
Данные о доли прибыли, направляемой на формирование резервов, указываются в нижней таблице диалога также в процентах по годам проекта. Введенная информация будет использована программой в расчетах по распределению полученной прибыли.
Распределение прибыли производится в соответствии с правилом:
Прибыль + Нераспределенная прибыль предыдущего периода = Прибыль к распределению.
Прибыль к распределению = Привилегированные дивиденды + Обыкновенные дивиденды + Резервы + Нераспределенная прибыль текущего периода.
Результаты распределения прибыли отображаются в "Отчете об использовании прибыли".
Льготы по налогу на прибыль. Налоговое законодательство позволяет освобождать часть полученной предприятием прибыли в случае реинвестирования ее в производство. Для описания подобных операций предусмотрен данный модуль.
Результаты. Финансовый анализ позволяет оценить прошлую, текущую и будущую эффективность деятельности предприятия и базируется на финансовой информации, объединенной и представленной по периодам времени.
Имитационная финансовая модель предприятия обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процедур и отчетных финансовых документов, как следствие реализуемых во времени бизнес-операций. Под бизнес-операциями понимаются конкретные действия, осуществляемые предприятием в процессе экономической деятельности, следствием которых являются изменения в объемах и направлениях движения потоков денежных средств.
Финансовые отчеты демонстрируют результаты деятельности компании. Обычно потенциальным инвесторам или банкирам предоставляются отчеты за несколько последних лет, а также проектировки будущих финансовых результатов. Важнейшие финансовых отчетов входят в следующие модули: прибыли и убытки, Кэш-фло, баланс, отчет об использовании прибыли, детализация результатов, таблица пользователя, графики и отчет.
Прибыли и убытки, Кэш-фло, баланс и отчет об использовании прибыли формируются автоматически в результате выполнения расчетов. Процесс генерации бухгалтерских процедур и формирования отчетных финансовых документов осуществляется в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standards, далее по тексту- IAS).
В Project Expert предусмотрены специальные инструментальные средства, при помощи которых пользователь может самостоятельно сформировать финансовые отчеты в соответствии с действующим законодательством или представить их в более удобном и привычном виде. При этом имеется возможность переименовать статьи и описать формулы для расчета данных.
Детализация результатов предоставляет возможность пользователю просмотреть и вывести на печать детализированные результаты, полученные при расчете проекта. Выбор результатов, которые должны быть детализированы, осуществляется в модуле настройка расчета раздела проект. В верхнем углу диалога располагается список детализированных таблиц. Выбранная из списка таблица будет отражаться в основном поле диалога.
Таблица пользователя. Этот модуль предназначен для формирования пользователем своих таблиц. Сформированная таблица пользователя может в дальнейшем использоваться при создании отчета проекта.
Графики. Построение и вывод графиков на печать наряду с процедурами построения, отображения и печати графиков, имеет процессор, позволяющий рассчитать новые показатели эффективности на основе данных или их групп, представленных в таблицах: баланс, Кэш-фло, отчет о прибылях и убытках, объем продаж по продуктам и поступления от продаж по продуктам.
В окне отображается список графиков, с которыми пользователь может производить следующие действия:
просмотреть график выбранный из списка;
добавить в список новый график;
отредактировать или удалить существующий.
Отчет. Этот модуль предназначен для формирования выходных форм проекта и наполнения их результатами проведенных расчетов. Модуль содержит удобные и простые процедуры по составлению отчетных документов, предоставляя пользователю возможность формирования отчета как на основе стандартных форм, так и с использованием созданных ранее шаблонов. При этом типовые формы требуемых документов могут быть созданы и откорректированы самостоятельно.
Анализ проекта. В этот раздел входит 9 модулей: финансовые показатели, эффективность инвестиций, доходы участников, анализ чувствительности, анализ безубыточности, монте-карло, разнесение издержек, доходы подразделений и стоимость бизнеса.
Финансовые показатели и эффективность инвестиций. Все расчеты показателей организации и эффективности инвестиций выполняются по общепринятым формулам.
Доходы участников. Этот модуль предназначен для просмотра пользователем информации об использовании прибыли в течение всего срока действия проекта.
Анализ чувствительности. Модуль "Анализ чувствительности" предназначен для проведения автоматического анализа чувствительности инвестиционного проекта посредством варьирования (в диапазоне от -200% до +200%) следующих параметров: уровень инфляции, ставки налогов, объем инвестиций, объем сбыта, цена сбыта, задержки платежей, потери при продажах, прямые издержки, отсрочка оплаты прямых издержек, общие издержки, зарплата персонала, ставки по депозитам, ставки по кредитам.
В результате проведенного анализа рассчитывается зависимость значения NPV (чистой приведенной величины дохода) от перечисленных параметров и могут быть определены их критические значения.
Актуализация. Результат деятельности предприятия в условиях рынка во многом зависит от влияния неопределенных факторов. Поскольку реальная жизнь всегда вносит свои коррективы, поэтому ни один, даже очень детально проработанный проект не может быть реализован в соответствии с ранее разработанным планом. Таким образом, для эффективного управления процессом реализации проекта необходимо обеспечить ''обратную связь'', которая обеспечивает информацию о фактическом состоянии системы. Для принятия решений управляющий должен иметь возможность регулярно и своевременно получать актуальную информацию о состоянии проекта. В Project Expert предусмотрены специальные процедуры, позволяющие осуществлять актуализацию данных в процессе реализации проекта.
В предпроизводственный (инвестиционный) период проекта учитываются следующие параметры:
соответствие планируемого и фактического выполнения календарного плана работ (соблюдение сроков работ);
соответствие планируемого и фактически выполненного объема работ;
соответствие планируемых и фактических затрат на выполнение работ.
В период с момента начала производства и сбыта продукции или услуг:
соответствие планируемого и фактического объема продаж;
соответствие планируемых и фактических затрат на прямые производственные издержки;
соответствие планируемых и фактических затрат на постоянные издержки;
соответствие планируемой и фактически полученной суммы прибыли;
соответствия графика привлечения акционерного капитала запланированному ранее;
соответствие графика получения и погашения займов ранее запланированному;
соответствие планируемых и фактически выплаченных дивидендов;
соответствие суммы планируемых налоговых поступлений фактической.
Процедура актуализации данных должна производиться куратором проекта не реже одного раза в месяц, соответственно шаг планирования в системе должен соответствовать шагу контроля и не может быть более 1 месяца.
Актуализированный Кэш-фло. Актуализация данных может быть осуществлена двумя способами: актуализация Cash Flow и детальная актуализация.
Первый способ в основном используется инвесторами, кредиторами или управляющими холдинга. Несмотря на то, что в этом случае актуальная информация ограничена фактическим отчетом о движении денежных средств, ее вполне достаточно для принятия решения о финансировании проекта.
В результате ввода актуальных данных формируется отчет о рассогласованиях фактических и планируемых данных, для просмотра которого необходимо нажать клавишу "Рассогласование Cash Flow".
Второй способ - детальная актуализация, обычно используется управляющим проектом или предприятием, реализующим проект. В этом случае актуальные данные вводятся в каждом из диалогов, в которых предусмотрены специальные процедуры актуализации. Второй способ позволяет произвести детальный анализ причин, определяющих текущее состояние проекта.
Рассогласование Кэш-фло. Этот модуль предназначен для определения расхождения плана и факта по величине денежного потока.
- Министерство образования российской федерации
- Страхование и контроллинг затрат хода реализации проекта
- 1. Основы организации строительства и управления проектом
- 1.2. Окружение инвестиционных строительных проектов
- 1.3. Основы управления и их связь с управлением проектом
- 1.4. Организационная техника и программно-информационное обеспечение управления
- 1.5. Компьютерная программа Microsoft Project
- 2. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов
- 2.1. Модель оценки экономической эффективности
- 3. Регулирование хода реализации проекта
- 3.1. Общая классификация рисков
- 2. Категория внешних предсказуемых (но неопределенных) рисков включает следующие группы:
- 3. Внутрипроектные риски включают следующие группы:
- 3.2. Риск несвоевременного выполнения работ
- 3.3. Статистическое моделирование рисков
- 3.4. Хеджирование риска
- 3.5. Регулирование хода реализации проекта
- 4. Организация контроля реализации проекта
- 4.3. Нормативно-техническое обеспечение управления проектом
- Г осударственная Академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жкк России Центр организации подготовки кадров строительного комплекса
- 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., 63 т. 140-70-36, факс 113-35-43
- «Организация строительных работ»