logo
Организация строительства / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ11

1.3. Основы управления и их связь с управлением проектом

Определение управления и состав общих функций. В основе любого управления лежит достижение поставленной цели субъектом управления. Глобальная цель либо формулируется непосредственно субъектом управления, либо ставится перед ним некоторым лицом (застройщиком), интересы которого должны быть удовлетворены в процессе управления. Например, субъектом управления, а именно заказчиком, перед подрядной организацией ставится цель, заключающаяся в выполнении строительно-монтажных работ по ИСП, или строительно-монтажная организация перед объектом управления в лице производителя работ (прораба) ставит цель безопасного выполнения работ. Под управлением понимают воздействие управляющей системы на управляемую систему с целью поддержания ее в заданном состоянии или с целью перевода ее в другое состояние.

Каждому циклу управления сопутствуют следующие общие функции управления:

Если цель не достигнута, то цикл управления повторяется.

Конкретные функции в управлении связаны со специализацией органов управления. Например, состав конкретных функций определяется уставами организаций, положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.

Системы, методы и стили управления. Элементарная система управления состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления), между которыми циркулируют информационные потоки.

Под прямой связью понимают информационный поток, направленный от субъекта к объекту управления, по которому отдаются приказы, распоряжения, команды и т.д. Под обратной связью понимают информационный поток, направленный от объекта к субъекту управления, по которому передаются сообщения о состоянии управляемой системы. Передача информации между субъектом и объектом управления может осуществляться либо традиционным способом, т.е. без машинной обработки информации (без ЭВМ), либо автоматизированным (человеко-машинные системы, т.е. с применением ЭВМ), либо автоматическим способом (автоматические системы управления).

В теории и практике управления с прямой связью ассоциируют методы управления, под которыми понимают способы воздействия управляющей системы на управляемую систему. Выделяют следующие методы управления: правовые, административные, экономические и социально-психологические.

Правовые методы управления реализуются через законодательные и другие нормативные акты, административные методы  через наделение должностного лица правами администратора, в пределах которых им отдаются приказы, распоряжения, команды и т.д. Экономические методы управления реализуются через формирование так называемых экономических рычагов, основная цель которых заключается в создании соответствия между результатами труда и его оплатой. Социально-психологические методы базируются на психологических особенностях объектов управления: как отдельных людей, так и их социумов. Основной принцип при выборе метода управления  это рациональное сочетание всех методов.

Продуктом управленческого труда является принятие решения, которое, как правило, должно быть оптимальным. Управленческое решение может быть сформулировано и реализовано с помощью различных стилей управления, к которым относятся авторитарный, либеральный и демократический стили.

При авторитарном стиле управления подготовка и принятие решения, в основном, аккумулируется в субъекте управления, то есть у руководителя. Наоборот, при либеральном стиле управления подготовка и принятие решения, в основном, аккумулируется в объекте управления, то есть среди подчиненных. Рациональное сочетание авторитарного и либерального стилей управления в ходе подготовки и принятия решения связывают с демократическим стилем управления.

Качественные и количественные признаки информационных потоков. Под информационным потоком понимают поток сообщений, реализованных с помощью принятых символов, кодов, шифров, алфавитов и т.п. Для того, чтобы поток сообщений являлся информацией для объекта управления, необходимо соблюдение следующих качественных признаков:

сообщение должно быть понятным как по языку, так и по смыслу;

сообщение должно обладать новизной для объекта управления;

сообщение должно быть полезным для объекта управления.

Количественные характеристики информации. Они связаны, как правило, с техническими средствами, на приобретение которых субъект управления затрачивает денежные средства. Поэтому при управлении вообще и при управлении проектами в частности субъект управления должен оптимизировать функцию «затраты – результат». Для этого ему необходимо иметь четкое представление о количественных характеристиках передаваемых информационных потоков, к которым относятся: