3. Творчество Фрэнк Ллойд Райта.
Творчество Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959).
Новая модель отношений между человеком и миром.
Творческая биография Фрэнка Ллойда поражает своим внутренним динамизмом. С 1888 по 1893 год он работает в архитектурной фирме Луиса Салливена; наиболее заметной роль Райта была в создании Wainright Building (1891), - декор этого здания был разработан при его активном участии. Главной «творческой темой» самостоятельной архитектурной деятельности Райта – становится частный дом.
В целом стилистика построек Райта 80-90-х тяготеет к тому, что в европейской традиции обозначалось термином «модерн», а в американской – shingle. В 1893 году Райт организовал собственное архитектурное бюро, базировавшееся в Большом Чикаго, а частный пригородный дом окончательно становится главной архитектурной «темой» Райта. К 1901 году у Райта – свыше 50 осуществлённых проектов.
С 1901 по 1910 годы в творческом почерке Райта происходит ряд серьёзных изменений. Именно в это время Райт и превращается в архитектора с радикально новаторским стилем мышления. А результатом этих творческих поисков становится дом нового типа. Эти проекты получили название «Дома Прерий». Фактически именно в этот период Райт пересматривает всю концепцию частного дома и дальнейшая американская архитектура в этой сфере вне учёта творчества Райта оказывается немыслимой.
При этом Райт не забывает и о городской архитектуре. Так, в частности, в 1905-1907 годах Райтом была осуществлена реконструкция чикагского Rookery Building; в рамках этого проекта Райт выступил в качестве предтечи стиля art deco.
После 1910 года «стиль прерий» продолжает развиваться, оттачиваться и в 30-е годы ХХ века Райт формирует концепцию «органической архитектуры», являющейся наследницей концепции «домов прерий». Место «органической архитектуры» в общем пространстве архитектурных идей и «идеологий» весьма своеобразно: с одной стороны, «органическая архитектура» противостоит функционализму 30-х годов, но при этом антифункционалистской она не является: идеалом органической архитектуры по сути оказывается функционализм предшествующего поколения – функционализм Луиса Салливена, которого Райт до конца жизни называл своим любимым архитектором, переинтерпретированный в связи с новыми социально-культурными задачами.
Самым знаменитым проектом Райта периода «органической архитектуры» стал Дом Кауфмана, более известный как «Дом над водопадом» (FallingWater), построенный в 1935-1939. Проект, безусловно, эффектный, но в техническом отношении – один из самых неудачных для Райта: дом пришлось уже дважды реконструировать.
Поздние годы Фрэнка Ллойда Райта были связаны с дальнейшим развитием идей «органической архитектуры»; тогда же Райтом был возведён и ряд общественных зданий, самое известное из которых – Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959); здание представляет собою весьма яркий пример ранней модернистской архитектуры с сильным влиянием конструктивизма.
В два последних десятилетия XIX века единой стилистики частного дома в США уже не существовало. На севере и северо-востоке Штатов, т.е. на той территории, на которой позже будет действовать Райт, в это время сосуществовали как минимум две стилистические традиции. Одна из них восходила к середине XIX века; условно, она может быть названа «викторианской архитектурой»; обозначение в данном случае условно: «викторианская архитектура» это – множество тенденций и мотивов. Вторая стилистика появилась в самом начале 80-х годов XIX века и получила название shingle; Райт до 1900-х годов отдал этой традиции свою дань внимания и уважения. Shingle – в переводе на русский язык означает «галька»; галька в данном случае – это особое деревянное покрытие, которым отделывали стены домов, а порой и крыши. В самой форме зданий, построенных в стиле shingle, очень часто присутствует очевидная асимметрия частей и структурная усложнённость формы.
The Voight House построен в 1895 году, в Мичигане (илл. 1). Название получил по имени владельца – Карла Войгта.
Дом Исаака Белла построен в стиле shingle. Если сравнить этот дом с предшествующими, то сложность и относительная неправильность его форм – очевидна. Но те черты, которые были выделены у домов викторианского стиля, присутствуют и здесь. Главная структурная ось дома – вертикальная, есть лестница при входе, а архетип замка здесь выражен намного ярче, чем во всех предыдущих домах вместе взятых.
The Gale House – одна из самых ранних построек Райта. Естественно, до «домов прерий» в 1883 году ещё очень далеко. И этот проект включает в себя все выше перечисленные мною черты.
Фрэнк Ллойд Райт стал создателем нового типа частного дома; одновременно он оказался основоположником новой метафизической линии в архитектуре.
Исходя из такой точки зрения первым домом нового типа можно считать Willits House (1901) (илл. 6), а «зрелыми» проектами Райта в этой области – тот же Fallingwater (1939) (илл.7) и особенно - Thomas Keys Residence (1950)(илл. 8). Но и Fallingwater, и Thomas Keys Residence, – это развитие и конкретизация идей, заложенных в Willits House.
В 1900 году постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых домов прерий, наиболее значительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902), дом Мартин в Буффало (1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Эти постройки невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового уклада буржуазной семьи. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. "Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры". Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только ненужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.
Следующее десятилетие, однако, не было для Райта столь же плодотворным.
В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель "Империал" (1916-1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. К середине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя.
Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей.
В конце жизни Райт одним из первых отошел от прямоугольной формы жилого помещения. В последние десять лет жизни Райт бессознательно приблизился к формам первобытных времен. Контуры его домов скруглены так же, как и жилые помещения. Райт первым снова ввел патио, который с тех пор все чаще становился частью жилого дома. Завершением этой серии экспериментов было здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-1946 годов, строительство 1956- 1959 годов). Главный объем здания формируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Цельности, нерасчлененности внутреннего пространства отвечает здесь непрерывность, однородность "текучей" формы его ограждения.
Серия проектов, полных фантастической романтики, для Багдада, Питсбурга, Чикаго также относится к последнему периоду его творчества. В этих произведениях Райт мастерски решает формальные задачи, которые сам же ставит. Но нарочитая отстраненность их рождает впечатление курьеза, капризной и, быть может, бесцельной растраты сил большого таланта. Райт противоречив. Он создатель "стиля прерий" и дезурбанистических проектов "города широких горизонтов", пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, пространство которых развернуто по горизонтали, - но он же оставил и проект небоскреба "Иллинойс" (1957) высотой в милю.
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Типы гостиниц. Объемно–планировочные решения гостиниц, нормативные требования
- 2. Стены из крупноразмерных блоков гражданских зданий
- 1) По назначению:
- 2) По материалу:
- 3) По конструкции:
- 3. Архитектура Афинского акрополя.
- 4. Варианты планировочной структуры города (привести примеры). Разница линейных и радиально-кольцевых решений.
- Экзаменационный билет № 2
- 1. Объемно-планировочное решение торговых центров и вопросы архитектурного проектирования
- 2. Конструкции цилиндрических сводов
- 3. Особенности стиля «Хай-тек»
- 4. Архитектурная климатология. Наиболее важные климатические факторы для архитектурного проектирования
- Экзаменационный билет № 3
- 1. Архитектурные виды выставочных комплексов, особенности их проектирования
- 2. Конструкции куполов
- 3. Что относится к мегалитическим сооружениям
- 4.Профиль улицы. Красная линия, линия регулирования застройки.
- 1. Архитектурно-планировочная организация и принципы проектирования лечебно-профилактических учреждений.
- 2. Перекрестно-стержневые конструкции покрытий общественных зданий.
- 3. Пять принципов в архитектуре Ле Корбюзье. Привести примеры
- 4. Основные теплотехнические требования к ограждающим конструкциям.
- 1.Функциональное основы проектирования школьных зданий , нормативные площади помещений
- 2.Конструктивное устройство свайных фундаментов
- 1. Особенности архитектуры детских дошкольных учреждений, основной состав помещений.
- 2. Функциональный процесс
- 2. Конструктивное устройство ленточных фундаментов
- 3. Особенности стиля деконструктивизм.
- 4.Основные средства теплозащиты,используемые при резко континентальном климате
- 1. Архитектура крытых спорткомплексов, нормальные требования их проектирования.
- 2. Конструктивные системы и схемы железобетонных одноэтажных промышленных зданий
- 3.Конгрессы сиам
- Преимущества и недостатки :
- 1.Функционально-планировочная структура общеобразовательных школ
- 1) По назначению:
- 3.Мемориально-культовая архитектура Казахстана.
- 1) Купольные мавзолеи,
- 2) Ограды (саганатам, торткулак),
- 3) Надгробия и надмогильные стены (сыпи, уштас, бестас, койтас, кулпытас и др.).
- 4.Принципиальные способы предотвращения образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих конструкций.
- 1.Приемы освещения общественных зданий (музеи, выставки).
- 2.Подвесные потолки в общественных зданиях
- 3.Творчество Ле Корбюзье.
- 4.Система озелененных и рекреационных зон города.
- Экзаменационный билет № 10
- 1.Театры: функционально-планировочные элементы и архитектурно-
- 2. Конструкции больших пролетов, работающие в 3-х плоскостях.
- 3. Архитектура неопластицизма.
- 4. Влажностный режим строительных конструкций. Определение «температуры точки росы».
- Экзаменационный билет № 11
- 1. Односекционные жилые дома, пространственно-планировочные принципы организации и их архитектура.
- 2. Виды фундаментов гражданских зданий.
- 3. Творчество Вальтера Гропиуса.
- 4. Баланс территорий города. Тэп (технико-экономические показатели).
- Экзаменационный билет № 12
- 1. Архитектурно-планировочная структура усадебных жилых домов, принципы проектирования.
- 2) Стены из мелкоразмерных камней.
- 1) Однородные необлегченные сплошные (из полнотелых и пустотелых камней);
- 2) Неоднородные сплошные облегченные и необлегченные;
- 3) Людвиг Мис ван дер Роэ
- 4. Естественнное освещение, его функции, виды, системы, количественные и качественные характеристики.
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Вертикальное коммуникации в общественных зданиях.
- 3. Баухауз – школа современной архитектуры.
- 4. Санитарно-гигиенические и противопажарные требования к застройке жилых районов.
- Экзаменационный билет № 14
- 1) Конструкции, работающие в одной плоскости;
- 2) Конструкции, работающие в двух плоскостях (так называемые перекрестные);
- 3) Пространственные системы, при расчете которых учитывают усилия в трех плоскостях
- 3. Архитектура новых жилых комплексов г.Астаны.
- 4. Нормирование и проектирование естественного освещения зданий.
- 3. Систему естественного освещения здания (боковое, верхнее или комбинированное) следует выбирать с учетом следующих факторов:
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Коридорный тип жилого дома
- 2. Устройство чердачных покрытий гражданских зданий.
- 3. Термы древнего Рима.
- 4. Определение градообразующей базы и расчеты численности населения
- Экзаменационный билет № 16
- 2. Большепролетные конструкции общественных зданий, работающие в 1 плоскости.
- 3. Памятники архитектуры г. Тараза.
- 4. Искусственное освещение зданий. Нормирование и проектирование
- Экзаменационный билет № 17
- 3.Пьер Луиджи Нерви - архитектор и инженер.
- 4. Функциональная организация территории города – селитебная зона, промзона и центр города
- Экзаменационный билет № 18
- 3.Архитектура Колизея и Пантеона
- 4.Приемы архитектурного освещения городских пространств (улиц, площадей, парков, малых архитектурных форм)
- Экзаменационный билет № 19
- 1.Архитектура жилых комплексов с элементами социально-бытового обслуживания
- 2. Перекрытия из мелкоразмерных элементов в малоэтажных зданиях
- 3. Архитектура нового административно-общественного центра г.Астаны.
- 4. Система организации культурно-бытового обслуживания. Радиусы обслуживания планировочного района, жилого района, микрорайона и кварталов.
- Экзаменационный билет № 20
- 2. Конструктивное устройство перегородок гражданских зданий.
- 3. Советская архитектура 30-х годов, основные течения и направления.
- 4. Инсоляция. Различия в требованиях к инсоляции в различных климатических районах. Солнцезащитные средства.
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Типы многопрофильных больниц. Функциональный состав и структура.
- 2. Стены из деревянных конструкций.
- Деревянные стены
- Преимущества и недостатки
- 3. Характеристика архитектурных стилей второй половины 20 в.
- 4. Классификация городских улиц и дорог.
- Экзаменационный билет № 22
- 2. Стены из панелей гражданских зданий
- 3. Характеристика стиля необрутализм.
- 4. Основные акустические требования определяющие выбор объемно-планировочных решений залов с естетсвенной акустикой.
- 1. Виды и типы транспортных сооружений (аэропорты и др.). Принципы функционально-планировочной организации.
- 2. Конструктивные системы и схемы. Основные конструкции многоэтажных общественных зданий.
- 3. Творчество архитектора-скульптора Микеланджело
- 4. Природно-климатические факторы, влияющие на формирование городов.
- 1.Современные торгово-развлекательные центры. Принципы функционально-планировочной организации.
- 2. Типы каркасов гражданских зданий.
- 3. Творчество Фрэнк Ллойд Райта.
- 4. Общие принципы акустического проектирования зрительных залов.
- 1. Архитектура объектов общественного питания. Функциональный состав и планировочная организация ресторанов.
- 2. Перекрытия из сборных железобетонных панелей.
- 4. Планировочная структура селитебной зоны. Организация планировочных районов, микрорайонов, кварталов.
- 1. Типы блокированных жилых домов и их пространственно-планировочные структуры.
- 2. Оболочки.
- 3. Творчество Ле Корбюзье первой половины 20 в.
- 4. Основы геометрической акустики закрытых помещений.
- Экзаменационный билет № _27
- 1. Функциональное зонирование квартиры, нормативные площади основных элементов.
- 2. Устройства скатных крыш.
- 3. Стиль "Готика"
- 2. Зрелая готика -13-14 вв.
- 3. Поздняя готика - 14 в.-16
- 4. Определение города. Градостроительная категория городов.
- Экзаменационный билет № _28
- 1. Архитектура мечетей.
- 2. Пологие и плоские крыши.
- 3. Кризис «современной» архитектуры и пионеры архитектуры постмодерна.
- 4. Время реверберации и его расчеты. Концепция оптимального времени реверберации.
- Экзаменационный билет № _29
- 1. Основные функциональные элементы и их технологические взаимосвязи в лечебных учреждениях.
- 2. Устройство балконов, лоджий, эркеров.
- 3. Стиль «Барокко».
- Примеры барокко: арх. Л.Бернини, Святого Петра в Риме (1663 г.), в. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве, д.Ухтомский - Екатерининский дворец в Царском селе, экзаменационный билет № _30
- 1. Типы многоэтажных жилых домов, классификация по планировочной структуре и по этажности.
- 2. Устройство полов в гражданских зданиях.
- 3. Архитектура пирамид в Гизе.
- 4. Транспортная схема в организации города