4.Приемы архитектурного освещения городских пространств (улиц, площадей, парков, малых архитектурных форм)
Архитектурное освещение является основным фактором, формирующим облик городов в ночное время. Свет, как архитектурный инструмент, не только подчеркивает индивидуальность объекта, позволяет вписать его в окружающую историческую и стилевую среду, но и создает новую реальность.
Для создания выразительного архитектурного облика здания при разработке освещения необходимо учитывать несколько аспектов:
- расположение и роль объекта в городском ансамбле;
- композиционные особенности объекта - размеры, структуру, архитектурный стиль, а также фактуру и цвет облицовочных материалов;
- направление и расстояние, с которых может наблюдаться объект.
Там, где освещение должно служить безопасности движения, с точки зрения эффективности и экономии, предпочтительны консольные (устанавливаются на опорах или на стенах и крышах зданий) и подвесные светильники (размещаются сверху на подвеске опор или на несущем тросе). В тех случаях, когда на дороге преобладает пешеходное движение, чаще используют венчающие (торшерные) светильники.
Для освещения крупных транспортных развязок, автостоянок, а также магистралей, проходящих через промышленные и складские зоны, применяют прожекторы.
В особую группу выделяются туннельные светильники, светораспределение которых не приводит к временному ослеплению водителя, несмотря на относительно низкое их размещение над уровнем дорожного полотна. При расчете яркости таких осветительных приборов учитывается разница в условиях освещения вне тоннеля и внутри него. Для этого внутреннее пространство тоннеля условно делится на четыре световые зоны, исходя из времени адаптации зрения к изменившейся яркости освещения.
Светодинамические конструкции представляют собой разнообразные светящиеся декоративные формы, изготовленные на базе наиболее колоритных разновидностей гирлянд, ярких лампочек и контроллера, который обеспечивает эффектную светодинамику. Светящаяся часть представляет собой несущую металлоконструкцию, являющуюся центральным монтажным узлом, к которому крепятся направляющие, форма которых может быть достаточно сложной. К направляющим, в свою очередь, крепятся трубчатые светящиеся элементы - лучи. Как правило, светящаяся часть конструкции устанавливается на вертикальную опору путем стыковки центрального узла с верхним концом опоры.
Освещение городского пространства
Важная задача искусственного освещения — предотвращение несчастных случаев, в первую очередь для более незащищенных участников движения.
Кроме выполнения своей основной функции светильники в зонах слабого транспортного движения являются элементом городской архитектуры. Они способствуют формированию «лица улицы» и вносят существенный вклад в улучшение городской обстановки. Даже излучаемый ими свет является эстетическим фактором: его теплая цветность создает уютную, домашнюю атмосферу.
В данном случае критерием оценки освещения служат средняя горизонтальная освещенность (равная 3 лк для местных дорог со слабым движением, 7 лк для более нагруженных улиц, примыкающих к проспектам) и ее равномерность. Такой выбор сделан из-за того, что низкая интенсивность движения и большое разнообразие в оформлении поверхности этих улиц не позволяют пользоваться для них нормируемой яркостью. Контроль качества освещения дополнительно осуществляется при помощи средней полуцилиндрической освещенности, отражающей значения вертикальной освещенности на улице. При этом пешеходам легче разглядеть приближающихся людей, вовремя принять решение о надвигающейся угрозе и таким образом обезопасить себя от преступных посягательств.
Освещение улиц рассматриваемой категории должно охватывать не только зону проезжей части. Оно призвано обеспечивать достаточным, равномерно распределенным светом также и прилегающие территории, такие как велосипедные и пе шеходные дорожки, фасады близ расположенных зданий. Одновременно важно не допускать возникновения светового загрязнения, а именно чрезмерной освещенности окон домов. Для избежания ослепленности яркость уличных светильников в определенном диапазоне уг¬лов от их оси должна быть конструктивно ограничена.
Велосипедные дорожки
Правильное освещение помогает лучше различать всех находящихся на дорожке, тем самым предотвращая возможные столкновения. Оно также выявляет потенциальные опасности на пути быстро едущих велосипедистов, обычно представленные водосточными решетками и ухабами.
В зонах городской застройки задача освещения дорожек вдоль обочин дороги возлагается на установку уличного освещения. В обособленных от автомобильного движения местах, таких как сады, парки и пригороды, необходимо устройство специального освещения. Нормы предписывают горизонтальную освещенность от 1,5 до 3 лк вдоль оси дорожки.
Пешеходные переходы
Водители наиболее эффективно различают пешеходов, когда те предстают в качестве светлых объектов на темном фоне (т.е. при положительном контрасте при наблюдении). Это достигается, если светильник расположен между водителем и пешеходом, причем его свет падает в направлении движения автомобиля. В зависимости от типа светильников их необходимо располагать на высоте от 50 до 100% стандартной опоры.
Требования к дополнительному освещению пешеходных переходов изложены в стандарте DIN 67523, часть 1. Средняя вертикальная освещенность, позволяющая добиться положительного контраста на фоне дороги, освещенной по DIN 5044, составляет 40 лк в направлении движения над осью перехода. Нижний предел — 5 лк во всех точках допол нительно освещаемой зоны. Точка максимума освещенности должна приходиться на пешехода, находящегося в середине перехода. Чтобы избежать ослепления водителей встречного направления, яркость светильников в их сторону необходимо строго ограничить.
Пешеходные зоны и городские площади
Помимо своего основного назначения, наружное освещение в этих местах выполняет еще и эстетическую функцию. Светильники, гармонирующие с окружающей архитектурой, создают особую городскую атмосферу. Несмотря на это обстоятельство, безопасность не стоит приносить в жертву эстетике. Свет должен также способствовать предотвращению преступности и помогать пешеходам заблаговременно обнаруживать потенциальные опасности.
Красиво освещенные пешеходные зоны города привлекают больше людей и тем самым способствуют коммерческому успеху местных магазинов и ресторанов. Данный эффект сохраняется и в светлое время суток при помощи декоративного оформления светильников и опор старого или современного дизайна, подходящих по стилю к архитектуре домов. Дополнительно может использоваться и заливающее освещение.
Средняя горизонтальная освещенность в зонах перемещения пешеходов должна составлять 5 лк. Около крупных магазинов, привле¬кающих много людей, ее следует удвоить. В местах пересечения пешеходных зон и улиц с умеренным автомобильным движением требуется освещение, аналогичное пешеходным переходам (вертикальная освещенность 40 лк). Дополнительным преимуществом высокой вертикальной освещенности является ее вклад в предотвращение преступных действий на улице.
Городские парки
Основное назначение наружного освещения в городских парках и садах заключается в обеспечении безопасности людей. Светильники, расположенные вдоль дорожек, подсказывают направление движения и подчеркивают препятствия и опасные места. Не менее важным аспектом безопасности является предотвращение преступлений. Наряду с практическими функциями, парковые светильники играют и декоративную роль, в том числе в светлое время суток. Заливающее освещение прилегающих к дорожкам тер риторий носит исключительно декоративный характер, подчеркивая привлекательность природы.
Уровень освещенности на дорожках зависит от освещения близлежащих зон. Средняя горизонтальная освещенность должна превышать 1 лк. В местах, где имеются неровности или ступеньки, минимальный уровень составляет 5 лк. Рекомендуется также избегать контрастных темных пятен, вызывающих переадаптацию зрения и затрудняющих ориентацию. Вертикальная осве¬щенность важна как антикриминальное средство, вдобавок за счет нее снижается чувство психологического дискомфорта людей в удаленных уголках парка.
Простая закономерность размещения парковых светильников выглядит так: чем меньше высота опоры, тем чаще должны устанавливаться светильники. Кроме этого, расстояние между фонарями зависит от формы дорожки и имеющихся препятствий для зрения. Освещение деревьев, клумб, фонтанов и прочих природных объектов не регулируется никакими нормами. При этом наличие неосвещенных зон является даже преимуществом, так как на их фоне лучше воспринимаются подчеркнутые светом объекты.
Не следует также допускать ослепления прожекторами заливающего света прохожих либо светового загрязнения примыкающих к парку жилых районов. Исключить слепящее действие проще всего путем совмещения направления прожекторов и линии наблюдения. Установка прожекторов на правильном расстоянии позволяет избежать излишне глубоких теней на освещаемом объ¬екте. Проблема нежелательной засветки окон жилых домов решается более тщательной проработкой проекта паркового освещения.
Требуемая освещенность зависит от желаемой яркости освещаемого объекта, то есть от его цвета и коэффициента отражения. Чем темнее объект и ярче фон, на котором он наблюдается, тем большую освещенность необходимо создать. Особенно выразительные ночные световые картины получаются за счет подбора цветности ламп в зависимости от материала объектов. Натриевые лампы высокого давления заливают светлый камень золотистым цветом и подчеркивают оттенки красноватых листьев. Металлогалогенные лампы особенно подходят для выявления блеска металлических и стеклянных конструкций, а также для подсветки желтой, желто-зеленой, сине-зеленой и темнозеленой листвы.
Крытые и открытые парковки
Основное назначение освещения автостоянок — функциональное, для обеспечения безопасности и ориентации в пространстве. Помимо этого, хорошее освещение с высокой вертикальной освещенностью отпугивает воров, угонщиков и хулиганов.
С точки зрения автомобильного движения зоны въезда и выезда с парковок составляют группу риска. Вероятность аварий снижается при использовании дополнительных све тильников, улучшающих ориентацию водителей и повышающих общую ос¬вещенность. В стандарте DIN 67528 предусмотрен дифференцированный подход к различным зонам многоуровневых стоянок. В зонах въезда и выезда средняя горизонтальная освещенность в светлое время суток должна быть не ниже 100 лк при бла¬гоприятных для адаптации глаз условиях и не ниже 200 лк в остальных случаях. В ночное время этот уровень не должен падать ниже 30 лк (в местах перемещения автомобилей и пеших людей — 60 лк). Сами места парковки автомобилей должны иметь освещенность не ниже 30 лк, причем это требование распространяется и на прилегающие зоны.
Освещение зон с исключительно пешеходным движением — лестниц, лифтов, платежных касс — оборудуется согласно стандарту DIN 5035 «Внутреннее искусственное освещение», части 1 и 2. Горизонтальная освещенность должна находиться в пределах от 100 до 150 лк. Нормы на аварийное и эвакуационное освещение содержатся в стандартах DIN 5035, часть 5, DIN VDE 0108, части 1 и 6, а также в региональных правилах обустройства гаражей.
По основным направлениям перемещения в зонах подъезда и парковки должна обеспечиваться достаточ- I ная вертикальная освещенность. Для хорошего различения трехмерных объектов средняя полуцилиндрическая освещенность должна составлять не менее 10 лк при горизонтальной освещенности в той же точке 60 лк. Другие факторы, определяющие качество освещения крытых автостоянок, включают равномерность освещения, ограничение слепящего действия светильников и естественного света (на многоуровневых надземных стоянках).
На открытых парковках требуемая горизонтальная освещенность зависит от интенсивности использования стоянки. В стандарте DIN 67528 указан минимальный уровень 15 лк для парковок с интенсивным движением автомобилей и 7 лк для остальных случаев. Полуцилиндрическая освещенность для надежного различения лиц людей и противодействия преступности должна быть не ниже 1 лк. Другие требования также включают ограничения на равномерность и ослепленность.
Тоннели и подземные переходы
Искусственное освещение играет ключевую роль в вопросе безопасности движения в тоннелях. В течение дня вероятность ДТП высока за счет разницы в уровнях яркости дневного света и сравнительно темного пространства тоннеля. Такая переадаптация зрения требует большого зрительного напряжения. Обратный процесс, имеющий место на выезде из тоннеля, менее важен, равно как и момент въезда в освещенный тоннель ночью. Таким образом, освещение этих сооружений должно учитывать адаптивные способности человеческого глаза. Снаружи въезд в тоннель выглядит как черная дыра. Исправить по ложение можно при помощи интенсивного освещения, плавно уменьшающегося в переходной зоне въезда. Для остального тоннеля достаточно сравнительно низкой освещенности. Тем не менее она должна быть несколько выше, чем от обычного уличного освещения, для снижения давящего действия подземного пространства. Перед выездом из тоннеля рекомендуется повышать освещенность для более безопасного перехода к дневному свету.
По всей длине пешеходных переходов рекомендуется поддерживать постоянную высокую освещенность, горизонтальную и вертикальную. Даже короткие пешеходные тоннели нуждаются в интенсивном искусственном освещении, так как они имеют небольшое поперечное сечение и дневной свет в них быстро спадает. Крупные переходы на территории торговых центров или метрополитена не относятся к объектам наружного освещения.
Требования к тоннельному освещению содержатся в документе DIN 67524, части 1 и 2. Для автомобильных тоннелей нормируется яркость в зависимости от интенсивности и скорости движения: от 100 до 250 кд/м2 при 50 км/ч, от 160 до 320 кд/м2 при 80 км/ч и от 250 до 400 кд/м2 при 100 км/ч. Эти параметры относятся к самой дороге и стенам высотой 2 м от земли. Изменение яркости от въезда в тоннель к выезду должно быть согласовано с адаптивными способностями глаз. Регулирование яркости зоны въезда в зависимости от естественной наружной освещенности обеспечивается специальными системами управления с фотодатчиками. Освещение тоннелей должно выполняться профессиональными светотехниками. Так как каждый объект уникален, требования к системам освещения значительно различаются
- Экзаменационный билет № 1
- 1. Типы гостиниц. Объемно–планировочные решения гостиниц, нормативные требования
- 2. Стены из крупноразмерных блоков гражданских зданий
- 1) По назначению:
- 2) По материалу:
- 3) По конструкции:
- 3. Архитектура Афинского акрополя.
- 4. Варианты планировочной структуры города (привести примеры). Разница линейных и радиально-кольцевых решений.
- Экзаменационный билет № 2
- 1. Объемно-планировочное решение торговых центров и вопросы архитектурного проектирования
- 2. Конструкции цилиндрических сводов
- 3. Особенности стиля «Хай-тек»
- 4. Архитектурная климатология. Наиболее важные климатические факторы для архитектурного проектирования
- Экзаменационный билет № 3
- 1. Архитектурные виды выставочных комплексов, особенности их проектирования
- 2. Конструкции куполов
- 3. Что относится к мегалитическим сооружениям
- 4.Профиль улицы. Красная линия, линия регулирования застройки.
- 1. Архитектурно-планировочная организация и принципы проектирования лечебно-профилактических учреждений.
- 2. Перекрестно-стержневые конструкции покрытий общественных зданий.
- 3. Пять принципов в архитектуре Ле Корбюзье. Привести примеры
- 4. Основные теплотехнические требования к ограждающим конструкциям.
- 1.Функциональное основы проектирования школьных зданий , нормативные площади помещений
- 2.Конструктивное устройство свайных фундаментов
- 1. Особенности архитектуры детских дошкольных учреждений, основной состав помещений.
- 2. Функциональный процесс
- 2. Конструктивное устройство ленточных фундаментов
- 3. Особенности стиля деконструктивизм.
- 4.Основные средства теплозащиты,используемые при резко континентальном климате
- 1. Архитектура крытых спорткомплексов, нормальные требования их проектирования.
- 2. Конструктивные системы и схемы железобетонных одноэтажных промышленных зданий
- 3.Конгрессы сиам
- Преимущества и недостатки :
- 1.Функционально-планировочная структура общеобразовательных школ
- 1) По назначению:
- 3.Мемориально-культовая архитектура Казахстана.
- 1) Купольные мавзолеи,
- 2) Ограды (саганатам, торткулак),
- 3) Надгробия и надмогильные стены (сыпи, уштас, бестас, койтас, кулпытас и др.).
- 4.Принципиальные способы предотвращения образования конденсата на внутренней поверхности ограждающих конструкций.
- 1.Приемы освещения общественных зданий (музеи, выставки).
- 2.Подвесные потолки в общественных зданиях
- 3.Творчество Ле Корбюзье.
- 4.Система озелененных и рекреационных зон города.
- Экзаменационный билет № 10
- 1.Театры: функционально-планировочные элементы и архитектурно-
- 2. Конструкции больших пролетов, работающие в 3-х плоскостях.
- 3. Архитектура неопластицизма.
- 4. Влажностный режим строительных конструкций. Определение «температуры точки росы».
- Экзаменационный билет № 11
- 1. Односекционные жилые дома, пространственно-планировочные принципы организации и их архитектура.
- 2. Виды фундаментов гражданских зданий.
- 3. Творчество Вальтера Гропиуса.
- 4. Баланс территорий города. Тэп (технико-экономические показатели).
- Экзаменационный билет № 12
- 1. Архитектурно-планировочная структура усадебных жилых домов, принципы проектирования.
- 2) Стены из мелкоразмерных камней.
- 1) Однородные необлегченные сплошные (из полнотелых и пустотелых камней);
- 2) Неоднородные сплошные облегченные и необлегченные;
- 3) Людвиг Мис ван дер Роэ
- 4. Естественнное освещение, его функции, виды, системы, количественные и качественные характеристики.
- Экзаменационный билет № 13
- 2. Вертикальное коммуникации в общественных зданиях.
- 3. Баухауз – школа современной архитектуры.
- 4. Санитарно-гигиенические и противопажарные требования к застройке жилых районов.
- Экзаменационный билет № 14
- 1) Конструкции, работающие в одной плоскости;
- 2) Конструкции, работающие в двух плоскостях (так называемые перекрестные);
- 3) Пространственные системы, при расчете которых учитывают усилия в трех плоскостях
- 3. Архитектура новых жилых комплексов г.Астаны.
- 4. Нормирование и проектирование естественного освещения зданий.
- 3. Систему естественного освещения здания (боковое, верхнее или комбинированное) следует выбирать с учетом следующих факторов:
- Экзаменационный билет № 15
- 1. Коридорный тип жилого дома
- 2. Устройство чердачных покрытий гражданских зданий.
- 3. Термы древнего Рима.
- 4. Определение градообразующей базы и расчеты численности населения
- Экзаменационный билет № 16
- 2. Большепролетные конструкции общественных зданий, работающие в 1 плоскости.
- 3. Памятники архитектуры г. Тараза.
- 4. Искусственное освещение зданий. Нормирование и проектирование
- Экзаменационный билет № 17
- 3.Пьер Луиджи Нерви - архитектор и инженер.
- 4. Функциональная организация территории города – селитебная зона, промзона и центр города
- Экзаменационный билет № 18
- 3.Архитектура Колизея и Пантеона
- 4.Приемы архитектурного освещения городских пространств (улиц, площадей, парков, малых архитектурных форм)
- Экзаменационный билет № 19
- 1.Архитектура жилых комплексов с элементами социально-бытового обслуживания
- 2. Перекрытия из мелкоразмерных элементов в малоэтажных зданиях
- 3. Архитектура нового административно-общественного центра г.Астаны.
- 4. Система организации культурно-бытового обслуживания. Радиусы обслуживания планировочного района, жилого района, микрорайона и кварталов.
- Экзаменационный билет № 20
- 2. Конструктивное устройство перегородок гражданских зданий.
- 3. Советская архитектура 30-х годов, основные течения и направления.
- 4. Инсоляция. Различия в требованиях к инсоляции в различных климатических районах. Солнцезащитные средства.
- Экзаменационный билет № 21
- 1. Типы многопрофильных больниц. Функциональный состав и структура.
- 2. Стены из деревянных конструкций.
- Деревянные стены
- Преимущества и недостатки
- 3. Характеристика архитектурных стилей второй половины 20 в.
- 4. Классификация городских улиц и дорог.
- Экзаменационный билет № 22
- 2. Стены из панелей гражданских зданий
- 3. Характеристика стиля необрутализм.
- 4. Основные акустические требования определяющие выбор объемно-планировочных решений залов с естетсвенной акустикой.
- 1. Виды и типы транспортных сооружений (аэропорты и др.). Принципы функционально-планировочной организации.
- 2. Конструктивные системы и схемы. Основные конструкции многоэтажных общественных зданий.
- 3. Творчество архитектора-скульптора Микеланджело
- 4. Природно-климатические факторы, влияющие на формирование городов.
- 1.Современные торгово-развлекательные центры. Принципы функционально-планировочной организации.
- 2. Типы каркасов гражданских зданий.
- 3. Творчество Фрэнк Ллойд Райта.
- 4. Общие принципы акустического проектирования зрительных залов.
- 1. Архитектура объектов общественного питания. Функциональный состав и планировочная организация ресторанов.
- 2. Перекрытия из сборных железобетонных панелей.
- 4. Планировочная структура селитебной зоны. Организация планировочных районов, микрорайонов, кварталов.
- 1. Типы блокированных жилых домов и их пространственно-планировочные структуры.
- 2. Оболочки.
- 3. Творчество Ле Корбюзье первой половины 20 в.
- 4. Основы геометрической акустики закрытых помещений.
- Экзаменационный билет № _27
- 1. Функциональное зонирование квартиры, нормативные площади основных элементов.
- 2. Устройства скатных крыш.
- 3. Стиль "Готика"
- 2. Зрелая готика -13-14 вв.
- 3. Поздняя готика - 14 в.-16
- 4. Определение города. Градостроительная категория городов.
- Экзаменационный билет № _28
- 1. Архитектура мечетей.
- 2. Пологие и плоские крыши.
- 3. Кризис «современной» архитектуры и пионеры архитектуры постмодерна.
- 4. Время реверберации и его расчеты. Концепция оптимального времени реверберации.
- Экзаменационный билет № _29
- 1. Основные функциональные элементы и их технологические взаимосвязи в лечебных учреждениях.
- 2. Устройство балконов, лоджий, эркеров.
- 3. Стиль «Барокко».
- Примеры барокко: арх. Л.Бернини, Святого Петра в Риме (1663 г.), в. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве, д.Ухтомский - Екатерининский дворец в Царском селе, экзаменационный билет № _30
- 1. Типы многоэтажных жилых домов, классификация по планировочной структуре и по этажности.
- 2. Устройство полов в гражданских зданиях.
- 3. Архитектура пирамид в Гизе.
- 4. Транспортная схема в организации города