logo
ОТВЕТЫ ПО ГОСАМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1-30

3) Надгробия и надмогильные стены (сыпи, уштас, бестас, койтас, кулпытас и др.).

Мавзолеи делятся по композиции - на башенные, портально-купольные, центрические, по типу перекрытия - на мавзолеи со сферич. или шатровым куполом с барабаном или без него. В Центральном и Западном Казахстане вместо угловых куполов устанавливались остроконечные башенки или треугольные приливы (торткулак). На мавзолеях Западного Казахстана была распространена кладка купола из рядов необработанного плитняка в контраст тщательно выложенным шлифованным поверхностям стен. Традиции форм ступенчатых курганов продолжали сохраняться в архитектуре надгробных сооружений по всей территории Казахстана в виде уштас, бестас, сыпа, сандыкша. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Таразе и др.

В улытауском районе Центрального Казахстана находилась ставка хана Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала - повторение строительных форм предыдущего караханидского времени. Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте. Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим разнообразием.

К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул. Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. Памятник - символ бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.

Историческим архитектурным центром Казахстана является Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи - архитектурное сооружение, построенное в конце XIV в. в городе Туркестан. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи - портально - купольное сооружение больших размеров. Его ширина 46,5м, длина - 65м. Внутренний диаметр купола 18,02м. а диаметр внешней стороны 20,5м. Вокруг центрального зала расположены 35 помещений различного назначения. В центральном зале красуется легендарный бронзовый казан. Это ритуальный казан, предназначен для воды.

Главный фасад здания решен в виде гигантского портала. Арка портала поднимается на высоту 37,5м. Толщина наружных стен 1,8 – 2,0м, толщина стен комнаты «Казандык» -3м. Посетители входят в центральный зал через дверь главного портала. Казандык обрамляется куполом, диаметр которого равен 18,3м. Это самый большой среди сложенных из кирпича куполов на территории Казахстана и Средней Азии. Отсюда через красиво инкрустированную деревянную дверь можно пройти усыпальницу. Здесь установлена сагана – надгробный памятник Ходжи Ахмеда Яссауи. Начиная с XVI в., и 3 июня 1999г в отдельных помещениях мавзолея производятся захоронения останки выдающихся личностей: Жолбарыс – хана, Есим – хана, Абылай-хана, правнука эмира Тимура – Бабыр хана, Казыбека – би, Жанибек – батыра и др. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави включен в красную книгу ЮНЕСКО. На втором этаже расположены библиотечные залы.

Мавзолей Арыстан – Баб – памятник, возведенный над могилой Арыстан-Баб, духовного учителя Ходжи-Ахмеда Яссауи, который был проповедником мусульманской религии среди населения Туркестана. Комплекс формировался путем пристроек к первоначальному помещению усыпальницы, где захоронен Арыстан-Баб, второго помещения – гурханы в левом крыле – для последователей его религиозного учения - и мечети со вспомогательными помещениями. Они объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре. Комплекс построен в XII в. Мавзолей Арыстан-Баб в начале XX в. был реставрирован на средства местного населения.

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков. Наиболее распространены здесь надгробные памятники - сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.

Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный из крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ- начале ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато декорированы рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью.

Мемориальный памятник, кулыптасы. Обычно это каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие.

Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом.