logo
планировка шпоры

Системы уличной сети.

Системы уличной сети. По форме начертания плана уличной сети различают регулярные, свободные и смешанные системы (рис. 8).

Для регулярных систем характерно геометрически правильное построение плана уличной сети. К ним относят:

прямоугольную (см. рис. 8,и) — улицы имеют прямолинейное направление и пересекаются под прямыми углами. Это одна из древнейших систем, по которой строили города Древней Греции

(рис. 9). Эта система планировки улиц сохранилась и до наших дней. Многие города Северной и Центральной Америки построены по этой системе. Характерна она и для многих русских городов и сельских населенных мест. Чаще всего по данной системе размещают поселения на берегу крупного водоема (океана, моря, озера, реки). Часть улиц прямолинейно спускается к воде, а другая пересекает их под прямым углом и идет параллельно берегу водного источника (см. рис. 9).

Эта система наиболее проста и удобна для размещения в кварталах зданий с прямоугольной формой плана, для движения транспорта, для прокладки инженерных сетей, в ней легко ориентироваться. Однако на территориях с пересеченным рельефом применение данной системы затруднено по экономическим соображениям. Кроме того, скудный по архитектуре набор типовых

проектов жилых и общественных зданий, размещаемых на улицах при такой системе уличной сети, придает монотонность как застройке отдельных улиц, так и населенному месту в целом;

прямоугольно-диагональную. Если улицы прямоугольной системы -пересекаются еще и по диагонали, то такую регулярную систему называют прямоугольно-диагональной (см. рис. 8,6). Для нее характерны те же положительные и отрицательные качества, что и для прямоугольной, но в прямоугольно-диагональной системе появляется еще один недостаток — острые углы на перекрестках. В условиях населенных мест в нашей стране обе рассмотренные выше системы применяют не часто;

радиальную. Появление данной системы относят ко времени средневековья и связывают с размещением торговых путей, которые совмещались с дорогами, расходящимися от замков феодалов по разным направлениям. Вдоль этих путей селились крестьяне, ремесленники, торговые люди, то есть развивались стихийно поселения, подчиняясь радиальной дорожной сети (см. рис. 8,0). Направленность радиальных улиц к общему центру композиционно выделяет его, создавая тем самым единство композиции всей системы. Но с увеличением протяженности радиальных улиц и удалением их от центра единство композиции

ослабевает, возникают определенные трудности в проектировании, появляется необходимость их корректирования;

радиально-кольцевую. С удалением по радиальным лучам от замка феодала застройка каждого из лучей становилась мало связанной с соседними лучами. Это вынудило соединять их кольцевыми проездами, которые тоже застраивали. Так, из радиальных систем возникли радиально-кольцевые, характерные для многих западноевропейских городов (Берлин, Париж). В основе Москвы также лежит радиально-кольцевая система (см. рис. 8, г).

Преимущество радиально-кольцевой системы заключается в обладании ценного композиционного качества — единства: к выраженному центру направлены радиальные улицы. Особенно ярко это качество проявляется при размещении центра на вершине холма, когда радиальные улицы спускаются вниз по его склонам, а кольцевые обвивают этот холм. В других случаях данная система чаще всего выглядит надуманной. Она может вступить в противоречие и с реальным природным окружением, и с функциональной организацией плана населенного места. В проектировании сельских населенных мест ее применяют очень редко, да и то совместно с другими системами;

комбинированную. Объединение прямоугольной и радиально-кольцевой систем образует новую систему — комбинированную, характерную для поселений, развивающихся в течение продолжительного исторического периода (см. рис. 8, д).

Для свободных систем характерно отсутствие связей направлений улиц с какими-либо геометрическими фигурами. Главным образом они подчинены топографическим особенностям территории, ее рельефу (см. рис. 8, //). Свободная система в отличие от систем регулярных характеризуется гибкостью, согласованностью с естественной природной обстановкой. Композиция плана такой уличной сети развивается свободно, подчиняясь топографии местности. В этом случае избегают монотонности застройки и сводится к минимуму их вертикальная планировка. Если прямоугольные системы характерны для равнинных территорий, то свободную систему применяют в живописных по топографии местностях, особенно горной и предгорной.

Для смешанных систем характерна композиция уличной сети, состоящая из элементов предыдущих систем (см. рис. 8, ПГ). Смешанная система, являясь производной от элементов разных систем, позволяет приспособить ее к различным местным условиям и создать удобную, экономичную и интересную композицию плана населенного места.

Состав производственных зон.

Производственные комплексы, входящие в состав производственных зон населенных мест или отдельных производственных центров, размещают так, чтобы было можно кооперировать обслуживающие объекты, бытовые помещения, сооружения инженерного благоустройства, сокращать протяженность подъездов к ним (рис. 44).

Наряду с организацией единых сетей и сооружений учитывают близкие производственные связи между комплексами: например, конный рабочий двор необходим как для бытовых нужд населения, так и всем другим комплексам для транспортировки мелких партий грузов. В связи с этим его размещают в производственной зоне в центре нагрузок всего населенного места, то есть на границе жилой и производственной зон и на дороге, ведущей от площади общественного центра к производственной зоне и через нее.

Близки между собой по внутрихозяйственным производственным связям, например, машиноремонтный и строительный комплексы. Во-первых, потому что оборудование, машины и механизмы строительного комплекса часто требуют ремонта, который проводят обычно в машиноремонтной мастерской. Во-вторых, потому что ремонт сельскохозяйственных машин и автомобилей требует для замены деревянные детали, которые обычно изготовляют в столярно-плотничной мастерской строительного комплекса. В связи с этим их рекомендуют размещать рядом. Кроме того, местоположение этих комплексов внутри производственной зоны должно быть ближе к границе, обращенной к основным пахотным массивам и к основному въезду в населенное место. Это обеспечит минимум движения машин по производственной зоне для создания относительной тишины в других комплексах и исключения большого числа поворотов к объектам этих комплексов, особенно для машин с прицепами, доставляющих круглый лес, и для агрегатов (тракторов с прицепами) сельскохозяйственных машин, выходящих на сельскохозяйственные работы.

Складской комплекс довольно тесно связан со складами кормов в животноводческих комплексах и зданиями, где их приготовляют. При различных технологических операциях с сельскохозяйственной продукцией (например, при очистке, сортировке, проветривании семенного и продовольственного зерна, картофеля, фруктов и овощей) выбракованные продукты поступают на животноводческие комплексы для скармливания скоту. Для удобства использования малой техники при перевозках (автотележки, транспортеры) желательно, чтобы расстояния между кормовой зоной животноводческого комплекса и складским комплексом были минимальными.

Теплично-парниковые комплексы при соблюдении основных условий размещения (экспозиция склона, водные источники) удобно размещать рядом с животноводческими комплексами для обеспечения минимального расстояния доставки в них навоза как биотоплива.

Перечисленные здесь машиноремонтный, строительный, складской и конный рабочий комплексы относятся к комплексам общехозяйственного назначения. Они все обязательно присутствуют в центральных поселениях и их можно располагать не только на общей компактной территории производственной зоны, но при необходимости они могут находиться в разных местах вблизи с селитебной зоной. Все эти комплексы имеют небольшие санитарные ограничения по размещению их рядом с поселками.

Животноводческий или звероводческий комплекс должен находиться не ближе 300 м от жилой зоны. Поэтому в производственной зоне населенного места эти комплексы проектируют за (по направлению от жилой зоны) комплексами общехозяйственного назначения. Кроме того, это повышает экономическую эффективность проектирования инженерного оборудования и благоустройства всей производственной зоны.

Кроме основных производственных комплексов в производственной зоне размещают такие сооружения, как нефтебазы, котельные, пожарные депо, закрытые водозаборные сооружения и т. д. При этом учитывают основные технологические связи с производственными комплексами и с жилой зоной.

Так, нефтебазы рекомендуют размещать рядом с машиноремонтными комплексами, пожарные депо — на пути, удобно связывающем его с жилой и производственной зонами, на более высоком по рельефу месте. Перед пожарным депо предусматривают площадку с твердым покрытием шириной и длиной 10...15 м для обеспечения быстрого выезда из депо пожарной машины. За пожарным депо устраивают озелененную по границам площадку с различным оборудованием для тренировки пожарных.

Общепоселковые котельные располагают в центре нагрузок по отоплению, то есть между объектами, обеспеченными централизованным отоплением и в жилой, и в производственной зонах.

Пожарные депо, котельные и различные коммунальные учреждения с площадками для них (бани, прачечные, хлебопекарни, стоянки и гаражи для индивидуальных машин) могут быть расположены в санитарно-защитной зоне. При этом территория, занятая этими учреждениями, не должна превышать 50 % площади санитарно-защитной зоны.