logo
планировка шпоры

Учет рельефа и ветров при размещении улиц.

Учет рельефа. Большие продольные уклоны улиц не только затрудняют движение транспорта и пешеходов, но в некоторых

случаях и вовсе исключают движение по ним транспорта. Поэтому строительные нормы и правила для улиц различной категории устанавливают предельно допустимые продольные уклоны. Так, для магистральных дорог скоростного движения продольный уклон не должен превышать 0,03 (3 %). Магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения могут иметь продольные уклоны до 0,04...0,05, улицы и дороги местного значения -до 0,06...0,08, пешеходные основные улицы — до 0,04, второстепенные — до 0,06.

В горных условиях выдержать такие уклоны трудно и поэтому их можно увеличить до 0,01...0,02 в зависимости от категории улиц и дорог.

Крутые продольные уклоны улиц и дорог неблагоприятны не только для движения транспорта и пешеходов, но и для сохранности покрытий проезжих частей и тротуаров. Дожди и тающий снег на крутых уклонах разрушают покрытия.

Неблагоприятны и уклоны меньше допустимых минимальных. Поверхностные воды, стекающие с территорий кварталов к улицам, попадают в кюветы или лотки, расположенные по обеим сторонам проезжей части, и по ним отводятся за пределы населенного места (при отсутствии ливневой канализации) или направляются к решеткам ливневой канализации (при ее наличии). Во избежание застаивания вод необходимо, чтобы улицы имели продольные уклоны не менее 0,005. В исключительных случаях допускается 0,004.

Поскольку каждая категория улиц, дорог и проездов имеет свои допуски по продольным уклонам, то, проектируя их, следует учитывать сложность рельефа, рассчитывать продольные уклоны направления трасс с тем, чтобы они не выходили за рамки установленных технических допусков. Лучше не применять и предельно большие уклоны.

Учет ветров. При трассировании улиц принимают во внимание господствующее направление ветров, их повторяемость и силу. Это связано с тем, что ветры вентилируют улицы или являются причиной сквозняков на них, а также способствуют распространению огня при пожарах, переносу пыли, снега. Поэтому в местах с большой силой ветра улицы проектируют под углом к господствующему направлению. Там же, где ветры слабые или средние по силе, для обеспечения проветривания улиц и населенного места рекомендуют большинство трасс совмещать с направлением наиболее часто повторяющихся ветров. В районах с большими снегопадами главные улицы также ориентируют параллельно господствующему направлению ветров или с отклонением от него до 30°.