logo
планировка шпоры

Функциональное зонирование территории.

Быт, отдых и труд жителей сельского населенного места -главные составляющие функционального содержания его жизнедеятельности. Каждую из названных функций осуществляют на обособленной территории населения, называемой функциональной зоной. Дифференциацию территории населенного места по характеру использования называют функциональным зонированием.

Функциональную зону можно размещать компактно в одном месте или рассредоточить на нескольких участках. Для сельского населенного места характерно наличие двух основных функциональных зон: жилой, или селитебной, и производственной.

В селитебной зоне происходят бытовые процессы и повседневный отдых населения. Поэтому в ней не размещают производства, выделяющие вредные вещества, запахи, создающие шум, потоки техники (сельскохозяйственных машин и механизмов) и другие причины неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановки для жителей. В то же время чисто жилая застройка в данной зоне не будет создавать полноценной социальной жизни. Для этого необходимо включение в нее учреждений и предприятий общественного назначения, мест приложения труда непроизводственного характера. Следовательно, селитебная зона предназначена для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон (рис. 5).

В свою очередь, производственные предприятия сельскохозяйственного назначения — фермы, комплексы, дворы, как большой, так и малой мощности, выделяющие вредные вещества в виде неприятных запахов, пыли, шумов, копоти, необходимо размещать обособленно от остальной застройки, создавая самостоятельную производственную зону. То есть производственная зона предназначена для размещения объектов производственного назначения. Производственная зона должна иметь удобные связи с жилой зоной и подъездными путям. Как правило, разделять ее на обособленные участки автомобильными дорогами общей сети нельзя.

В зависимости от размера производственной зоны, размещаемых в ней производств и их объемов, количеств выделяемых ими вредных веществ между ней и селитебной зоной организуют санитарно-защитную зону. Такие зоны создают также между селитебной зоной и автомагистралями, служащими подъездными путями к населенному месту и его основным зонам: жилой и производственной. Следовательно, санитарно-защитную зону создают для улучшения санитарного режима сельского населенного места: частичного задержания вредных веществ со стороны производственной зоны, пыли и выхлопных газов со стороны автомагистрали.

В зависимости от размера населенного места, его конфигурации, производственного направления хозяйства, расположения в системе расселения, природных и других условий могут быть образованы также зоны коммунально-складская и внешнего транспорта.

В коммунально-складской зоне в этом случае размещают гаражи, склады, баню, прачечную и другие объекты коммунального назначения, и она должна быть удобно связана с внешними транспортными магистралями.

Зону внешнего транспорта создают в случаях расположения населенного места при железнодорожной станции, пристани, автостанции и т. п.

В сельском населенном месте можно выделить особые функциональные зоны: общественный центр и зону отдыха.

Школы.

Общеобразовательные школы. В последние годы на селе строили школы трех основных видов: начальные на 40 и 80 учащихся, неполные средние школы на 192 и 320 учащихся, средние школы на 392, 464, 624 и 784 учащихся. Самый распространенный тип школ — школы на 382 учащихся (на 10 классов) и на 784 учащихся (20 классов). Архитектурно-планировочная структура школ зависит от их вместимости. Учебные корпуса имеют классы для младших и учебные кабинеты и лаборатории для старших школьников. Здание школы на участке занимает центральное место (рис. 18). Расстояние от него до красной линии, до жилых и других общественных здании такое же, как и для яслей-сада. Такая же и ориентация. На участке размещают площадки для учебных занятий, спорта, массовых игр, учебный огород, фруктовый сад, хозяйственный двор. Очень часто к школе приближают спортивные сооружения всего поселения. Вместимость школы определяют с учетом 100 % охвата детей неполным средним образованием (1...9-Й классы) и до 75 % детей — средним образованием (10... 11-и классы) при обучении в одну смену. Размер земельного участка рассчитывают по норме 50 м2 на учащегося при вместимости 40...400 и 500...600 учащихся, 60 м2 — при 400...500 учащихся, 40 м2 — при 600...800 учащихся, 33 м2 — при вместимости 800...1100 учащихся.