logo search
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

19.1. Строительство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей

Холодные асфальтобетонные смеси приготавливают на тех же асфальтосмесительных установках, что и горячие. Температура их приготовления (на выпуске из мешалки) должна находиться в пределах 80-100°С для битумов с условной вязкостью 70-130 и в пределах 100-120°С для битумов с условной вязкостью 130-200. Накопительный бункер для хранения холодных смесей не используют; смесь сразу идет на склад, где укладывается в штабель, хранение в котором замедляет снижение температуры и тем самым предотвращает слеживаемость.

Применяемые для холодных смесей вяжущие приведены в табл. 18.3, а содержание минеральных материалов в табл. 18.6.

Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов из холодных смесей должны соответствовать требованиям табл. 7 ГОСТ 9128-97. Прочность асфальтобетонов из холодных смесей значительно ниже, чем у горячих. Водонасыщение асфальтобетонов из холодных смесей по ГОСТ 9128-97 должно быть в пределах 5-9 % по объему, то есть значительно выше, чем у асфальтобетонов из горячих смесей.

Следует отметить, что в процессе эксплуатации дорожной одежды по мере испарения и впитывания легких фракций жидкого битума, входящего в асфальтобетон из холодных смесей, прочность такого асфальтобетона существенно повышается и его эксплуатационные качества увеличиваются, приближаясь к качеству асфальтобетона из горячих смесей.

Укладку холодных асфальтобетонных смесей в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 (как и горячих) производят весной и летом при температуре воздуха не ниже 5°С, осенью - не ниже 10°С. При этом укладку холодных асфальтобетонных смесей заканчивают ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

Температура холодных асфальтобетонных смесей на месте укладки должна быть не ниже 5°С. Допускается укладка холодных асфальтобетонных смесей сразу после приготовления, то есть в горячем виде.

Схема и режимы укладки холодных асфальтобетонных смесей ничем не отличаются от укладки горячих смесей. Припуск на уплотнение при укладке холодных смесей в горячем виде принимают равным 10-15 % толщины конструктивного слоя, а при укладке в холодном виде (температура ниже 30°С) припуск на уплотнение принимают равным 50-70 % толщины конструктивного слоя.

Уплотнение холодных асфальтобетонных смесей производят с использованием пневмошинных катков, а также статических гладковальцовых, вибрационных гладковальцовых и комбинированных катков массой до 8 т.

Первые проходы (3-4) выполняют пневмошинным или комбинированным (без вибрации) катками со скоростью 2-3 км/ч.

Основное уплотнение производится последовательными 6-8 проходами пневмошинного и гладковальцового вибрационного катков или комбинированного катка на скорости 2-3 км/ч (3-4 прохода) и на скорости 4-5 км/ч (следующие 3-4 прохода).

Окончательное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей производится движением автотранспортных средств в течение 2-3 недель при ограничении скорости движения до 30-40 км/ч и регулировании траектории движения перестановкой через каждые 2-3 дня дорожных ограждений.

Попытки уплотнения увеличением числа проходов и массы катков очень часто приводят к появлению на слое асфальтобетона из холодных смесей поперечных трещин. При температуре воздуха ниже 15°С время ограничения скорости и регулирования траектории движения автотранспортных средств увеличивается до 4 недель.