4.1. Виды сооружений и способы регулирования водно-теплового режима земляного полотна и дорожных одежд
Общие положения. Для регулирования водно-теплового режима земляного полотна используется комплексный подход, направленный на исключение попадания воды в рабочий слой насыпей и выемок, с целью предохранения конструктивных слоев дорожной одежды от деформаций, связанных с потерей несущей способности. К таким деформациям относится, в первую очередь, пучение.
В соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 основным решением для обеспечения устойчивости и прочности земляного полотна и дорожной одежды является возвышение поверхности покрытия над расчётным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 суток) стоящих поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 суток) стоящих поверхностных вод, которое должно соответствовать, например, для II дорожно-климатической зоны от 1,1 до 2,4 м в зависимости от грунта рабочего слоя.
При невозможности обеспечения требуемого возвышения покрытия над расчётными уровнями поверхностных и грунтовых вод должны быть предусмотрены следующие мероприятия: устройство морозозащитно-дренирующего слоя; регулирование водно-теплового режима земляного полотна с помощью гидроизолирующих, теплогенерирующих, дренирующих или капилляро-прерывающих прослоек; укрепление или улучшение грунта рабочего слоя с помощью вяжущих; использование армирующих геосинтетических прослоек; понижение уровня подземных вод с устройством дренажа. Указанные мероприятия особенно эффективны при их комплексном использовании.
Водоотводные и дренажные сооружения являются непосредственными элементами земляного полотна согласно СНиП 2.05.02-85. Они подразделяются:
на сооружения открытого водоотвода: водоотводные канавы, кюветы, водоотводные и водосбросные лотки;
сооружения закрытого водоотвода: дренажи траншейные (подкюветный, закюветный, перехватывающий), откосные, горизонтальные, застенные, пластовые.
Поверхностный водоотвод. К открытому водоотводу относятся водоотводные канавы, кюветы, водоотводные и водосбросные лотки для отвода воды с проезжей части. Сроки и время их устройства в общем технологическом цикле и предусмотренном для конкретных условий регламенте устанавливаются проектом, в частности, проектом организации строительства и производства работ, как правило, до начала устройства дорожной одежды.
В тех случаях, когда условия производства работ по сооружению земляного полотна и дорожной одежды позволяют обеспечить сохранность сооружений водоотвода открытого типа в период основных работ, предусмотренные проектом конструкции водоотвода такого типа рекомендуется выполнять до начала указанных основных работ. Особенности организации строительства в этом случае должны быть отражены в проекте производства работ.
Работы по устройству открытого водоотвода включают следующие виды технологических операций:
разбивочные работы с закреплением планового и высотного расположения водоотводного сооружения относительно земляного полотна или его отдельных конструктивных элементов с учётом установленных проектом мест сброса воды;
нарезку канавы заданного профиля;
доработку профиля или его профилировку с приданием проектной конфигурации откосов и основания;
устройство слоя песчаной или щебёночной подготовки перед укреплением (если они предусмотрены проектом);
устройство конструкций укрепления дна и откосов канавы.
Во всех случаях защитное покрытие (конструкции укрепления) следует устраивать непосредственно после доработки профиля и устройства песчаной или щебёночной подготовки.
Канавы глубиной до 0,4 м нарезают тяжёлыми автогрейдерами; глубиной 0,4-0,7 м - бульдозерами или кустарниковыми плугами с профильными отвалами; глубиной 0,7-1,5 м - специальными канавокопателями плужного или роторного типа; а глубиной более 1,5 м - экскаваторами, в частности, многоковшовыми с обратной лопаткой. Допускается применение одноковшовых экскаваторов, оборудованных профильным ковшом, а при отсутствии профильного ковша допускается использование обычного ковша с последующей доработкой откосов канав и профилировкой их вручную.
При устройстве водосбросных лотков, размещаемых на откосах насыпей, канавы, необходимые для их заглубления, устраивают при помощи экскаваторов с ковшом «обратная лопата» или типа УДС.
При устройстве водоотводных, водосбросных и других типов канав вынимаемый из них грунт используют для сооружения насыпей, если он по составу и состоянию удовлетворяет требованиям СНиП 2.05.02-85. В противном случае грунт удаляется в кавальер.
В качестве защитного покрытия откосов и дна канав используют травосеяние, щебневание дна с устройством травяного покрова на откосах, сборные покрытия из плит, цементогрунт или асфальтобетон, сборные профильные элементы, геосинтетические и геопластиковые материалы. Ориентировочные трудозатраты на укрепительные работы приведены в табл. 4.1. При укреплении канав травосеянием механизация укрепительных работ обеспечивается методом гидропосева. Возможны варианты посева трав вручную.
Таблица 4.1
Вид укрепления | Трудозатраты на 1000 м2 чел/дн. | |
общие | ручных работ | |
Травяной покров | 1-2 | - |
Щебневание дна канав | 60 | 40 |
Монолитный бетон толщиной 10 см | 120 | 67 |
Асфальтобетон толщиной 8 см | 110 | 60 |
Цементогрунт толщиной 15 см | 120 | 70 |
Сборная бетонная плита на гравийном основании | 100 | 82 |
Сборные железобетонные лотки | 95 | 48 |
Облицовку канав бетонными плитами выполняют вручную или с использованием автомобильного крана грузоподъёмностью до 6 т. Укладку сборных элементов на подготовленный профиль канавы осуществляют только после устройства слоя подготовки (песок, гравийно-песчаная смесь, щебень, геотекстиль); омоноличивание сборных элементов и устройство швов осуществляют вручную цементным раствором, мастиками, уплотняющими прокладками или другими материалами, предусмотренными проектом. Укрепление канав монолитными покрытиями (бетон, асфальтобетон или грунт, укреплённый вяжущими) осуществляют при ручном распределении материала и уплотнении его при помощи виброреек, площадочных вибраторов и ручных катков.
Для механизации укрепления канав монолитным бетоном рекомендуется использовать специальный отряд машин (табл. 4.2) с применением скользящей виброформы, выполненной по профилю канавы и перемещаемой при помощи трактора или лебёдки, установленной на виброформу. Для уплотнения и формования бетона используют 4 глубинных вибратора. Доставку и загрузку бетона в форму осуществляют автобетоносмесителями.
Таблица 4.2
Наименование машин | Выполняемые операции | Потребность машин на 4 лотка по 20 м, маш.-смен | Затраты труда на 80 пог. м лотка, чел./дн. |
Экскаватор | Разработка траншеи для лотка, планировка откосов | 1,2 | 6,0 в том числе ручные работы 3,6 |
Кран автомобильный грузоподъёмностью 6 т | Разгрузка и установка блоков лотка и оголовков | 4,4 | 18,4 в том числе ручные работы 14 |
Автосамосвалы грузоподъёмностью более 5-7 т | Подготовка материалов и конструкций | По расчёту | - |
Трамбовка ручная | Уплотнение грунта в пазухах | 0,1 | 0,1 |
Устройство сборных лотков (водосбросов) из железобетонных блоков включает следующие операции (табл. 4.2):
отрывку траншеи под блоки лотка и блоки оголовков;
устройство щебёночной подготовки под оголовки;
установку блоков лотка и оголовков;
заделку швов на стыках блоков;
засыпку пазух грунтом с уплотнением и планировкой откосов по обеим сторонам лотка.
Устройство водосбросов с проезжей части дороги из сборных бетонных лотков, размещаемых на откосах, с устройством гасителя включает:
отрывку котлована под гаситель, лоток на обочине и траншею под телескопический лоток по откосу насыпи;
устройство щебёночной подготовки;
установку упорного блока и монтаж телескопического лотка;
заделку швов в стыках блоков;
засыпку пазух грунтом с уплотнением грунта и планировкой откосов по обеим сторонам лотка;
установку бортовых блоков открытого лотка и плит гасителя.
Работы целесообразно вести специальным отрядом машин.
Дренажные сооружения для регулирования подземного стока. Дренажные сооружения, предназначенные для регулирования подземного стока в конструкциях низких насыпей и выемок земляного полотна, включают подкюветные, закюветные перехватывающие откосные, присыпные и врезные дренажные устройства, а также бестраншейные трубчатые и застенные элементы.
Работы по устройству перехватывающего, подкюветного и закюветного дренажей (траншейные дренажи) включают следующие операции:
подготовку трассы дренажа;
рытьё траншей с осушением и временным креплением их стенок;
подготовку основания под дренажные трубы с устройством в необходимых случаях предусмотренного проектом водонепроницаемого вертикального экрана с низовой стороны;
укладку и засыпку труб дренирующим материалом (песком, щебнем) и заполнение верха траншей местным глинистым грунтом с последующим их уплотнением и устройством водонепроницаемого замка.
До начала рытья траншей для перехватывающего, подкюветного и закюветного дренажа необходимо подготовить трассу: осуществить разбивку и привязку; закрепить ось траншей колышками и вешками; удалить пни, камни, кустарники и пр.; спланировать рабочую площадь для работы землеройных машин. Для рытья траншей рекомендуется применять многоковшовые экскаваторы или экскаваторы с обратной лопатой.
В тех случаях, когда имеется вероятность поступления поверхностных вод в дренажную траншею, рекомендуется предусматривать временные водоотводные канавы или лотки. В определённых случаях целесообразно использовать откачивание воды в приямок при помощи насосов.
При поступлении в траншею грунтовых вод с расходом, превышающим 1 л/сек, её необходимо осушать с помощью иглофильтровых водопонижаюших или других насосных установок. Боковые стенки траншеи крепят инвентарными щитами с применением стоек и распорок. Технология осушения, а также крепления траншеи инвентарными щитами должна быть отражена в проекте производства работ.
Устройство траншейных дренажей всех типов рекомендуется выполнять в сухое время года. При наличии грунтов повышенной влажности, переувлажнённых, а также в случае поступления в траншею поверхностных или грунтовых вод работы по устройству дренажей рекомендуется выполнять отдельными захватками с предварительным полным или частичным осушением.
В случае заглубления согласно проекту основания дренажа в водоупорный слой грунта на 0,2-0,5 м на дно траншеи следует укладывать слой уплотнённого щебня или гравия толщиной не менее 5 см. Если основание дренажа размещено выше водоупорного слоя, в качестве основания под трубы насыпают гравийно-щебёночный слой, уложенный на слой песка толщиной 10 см.
При устройстве перехватывающего дренажа во избежание просачивания воды в сторону земляного полотна вдоль ближайшей к нему стенки траншеи устраивают водонепроницаемый экран из рулонных изолирующих материалов (изол, рубероид, полиэтиленовая плёнка и т. п.).
В качестве дренажных труб применяют асбоцементные трубы с пропилами, трубофильтры и пластмассовые перфорированные трубы. При укладке в траншею через дренажные трубы протягивают оцинкованную проволоку, необходимую для прочистки при их эксплуатации. Концы проволоки закрепляют в смотровых колодцах.
Для наблюдения за работой дренажа и прочистки труб через каждые 50-80 м согласно требованиям проекта, а также на всех переломах дренажа в плане и продольном профиле устраивают смотровые колодцы из звеньев железобетонных труб диаметром 1 м, которые монтируют при помощи крана. На каждом смотровом колодце должна быть установлена бетонная или металлическая крышка для защиты от засыпки грунтом, снегом, другими материалами и предметами.
Поверх уложенных дренажных труб на высоту 30-40 см отсыпают одноразмерный гравий или щебень (сначала фракции 40-70 мм, а затем фракции 5-10 мм) и потом до уровня грунтовых вод - средний или крупный песок. По поверхности песка укладывают противофильтрационный замок из водонепроницаемого материала или битумной плёнки (норма розлива 4-5 л/м2).
Вместо отсыпки из гравия и щебня рекомендуется использовать оборачивание труб геотекстильным материалом с коэффициентом фильтрации не менее, чем у гравия или щебня. Верхнюю часть траншеи засыпают местным глинистым грунтом. Устройство дренажа целесообразно вести специальным отрядом машин. Для засыпки траншей применяют экскаваторы или бульдозеры, оборудованные открылками. Для уплотнения песка и местного грунта используют электровибраторы или ручные трамбовки. По мере засыпки траншей крепления стенок разбирают.
Открытые лотки в местах примыкания к дренажам укрепляют сборными бетонными элементами или мощением камнем с заливкой швов цементным раствором. Лоток укрепляют на длине не менее 2 м.
Откосный врезной дренаж сооружают после устройства подкюветного или перехватывающего трубчатого дренажа. Очерёдность их строительства устанавливается проектом, а также ПОС и ППР.
До начала работ на местности производят разбивочные работы: намечают точки поворота траншей, места примыкания к трубчатому дренажу, оси траншей, ширину траншей, места разгрузки материалов.
Для рытья траншеи экскаватор устанавливают на продолжении оси траншеи у подошвы откоса и разрабатывают грунт отдельными захватками, начиная от места примыкания траншеи к трубчатому дренажу. При значительной длине откоса экскаватор после отрывки нижней части траншеи устанавливают у бровки откоса. Траншею продолжают разрабатывать в направлении снизу-вверх.
Вынутый из траншеи грунт вывозят на автосамосвалах, а дно траншеи зачищают и планируют вручную. Боковые стенки траншеи при необходимости укрепляют щитами с применением стоек и распорок.
Для заполнения нижней части траншеи используют гравий или щебень, который подают в траншею экскаватором-планировщиком. После планировки слоя щебня и его уплотнения поверх этого слоя укладывают слой песка с разравниванием и уплотнением. Верхнюю часть траншеи заполняют глинистым грунтом нормальной влажности, который также подают в траншею экскаватором-планировщиком и укладывают слоями толщиной не более 30 см с уплотнением каждого слоя. По мере заполнения траншеи крепления стенок разбирают.
Для повышения долговечности работы откосного дренажа и уменьшения кольматации слоя щебня рекомендуется этот слой устраивать в оболочке из геотекстильного материала. При использовании геотекстиля в траншею опускают полотнище необходимой ширины с креплением его боковых концов к стенкам траншей, укладывают слой щебня, и после разравнивания и уплотнения последнего концы геотекстильного полотнища заворачивают на поверхность этого слоя. При этом устройство песчаного слоя не требуется. При сооружении откосного дренажа наличие местного грунта на контакте откосного дренажа с трубчатым дренажом не допускается. При выполнении последующих отделочных работ на откосах поверхность заполненных дренажных траншей покрывают слоем растительного грунта с посевом трав.
Присыпной откосный дренаж, устраиваемый в выемках, целесообразно размещать таким образом, чтобы его нижняя часть была расположена на полке. При этом должна быть обеспечена водонепроницаемость основания под дренажными трубами путём устройства экранов из перемятой глины, грунта, обработанного вяжущими или вязкого битума, а также водонепроницаемыми геосинтетическими материалами. Устройство откосного дренажа необходимо начинать сразу же после разработки соответствующего яруса выемки.
Для этой цели сначала возле подошвы откоса роют траншею глубиной 0,3-0,5 м, дно и откосы которой тщательно изолируют от поступления воды, оставляя выпуск для низа водоносного горизонта. В траншею укладывают трубофильтры, перфорированные пластмассовые или асбоцементные трубки с устройством обратного фильтра. В качестве материала для обратного фильтра можно использовать геотекстильные материалы. Далее отсыпают слои дренажа, предусмотренные проектом, а также верхний защитный слой с планировкой поверхности и укреплением её гидропосевом трав.
Для повышения эффективности работы присыпного откосного дренажа рекомендуется использовать геотекстильный материал. В этом случае на спланированную поверхность откоса укладывают полотнища из геотекстильного материала с оборачиванием нижнего конца полотнища вокруг дренажной трубы, укладывают поверх полотнища слой из песка и после этого устраивают верхний защитный слой с планировкой поверхности и её укреплением.
Перехватывающий траншейный дренаж, предусмотренный проектом на откосах выемок, следует устраивать после завершения разработки каждого яруса выемки, планировки откосов и устройства полки, где должен быть расположен дренаж.
При устройстве перехватывающих траншейных дренажей на склонах и косогорах, в том числе и оползневых, необходимо, чтобы в проекте (в том числе в ППР) было определено конкретное место расположения дренажного сооружения. В случае вероятности оползневых подвижек в результате рытья траншеи для дренажа рекомендуется устройство траншеи выполнять под защитой удерживающих конструкций, например, буронабивных или забивных свай.
Горизонтальный бестраншейный дренаж располагают у подошвы откоса выемки или её отдельных ярусов, а также в пределах верховой или низовой части склона, на котором располагается земляное полотно. Технология сооружения горизонтального бестраншейного дренажа включает:
подготовительные работы;
устройство водоприёмного коллектора или водоотводного лотка возле подошвы откоса;
монтаж дрен из гибких гофрированных труб;
бурение скважин с установкой обсадных труб;
извлечение бурового шва и введение в обсадные трубы дрен;
извлечение обсадных труб и обустройство устья скважин.
При длине дрен до 30 м в грунтах, обеспечивающих устойчивость стенок скважин до введения в них дрен, допускается бурение скважин без обсадных труб.
Подготовительные работы по устройству бестраншейного горизонтального дренажа включают планировку поверхности грунта на строительной площадке, устройство временных подъездных путей для транспортировки материалов и оборудования, доставку на площадку геотекстильного материала и дренажных труб и их складирование, транспортировку технологического оборудования, разбивку мест для бурения горизонтальных скважин.
В случае необходимости применения водоотводного лотка его устраивают перед бурением скважин. При наличии оползневых подвижек водоотводные лотки устраивают с гибким покрытием, например, из геотекстильных материалов, обработанных битумом (расход битума 2-4 л/м2), а также из объёмных пластиковых решёток.
Технология сооружения застенного дренажа осуществляется при устройстве сборных и монолитных подпорных стен и включает следующие операции:
формирование на тыльной (обращенной к грунту) поверхности стены и её отдельных элементов продольных и поперечных каналов и устройство в её нижней части дренажных окон;
навешивание на стену геотекстильного материала;
укладку в основании стены на уровне дренажных окон перфорированной трубы;
обёртывание нижнего конца полотнища вокруг дренажной трубы и её фиксацию;
засыпку застенного пространства местным грунтом (обратная засыпка).
- Справочная энциклопедия дорожника
- Строительство и реконструкция автомобильных дорог
- Москва 2005 Содержание
- Введение
- Раздел I основы технологии и организации строительства автомобильных дорог глава 1. Этапы развития и пути совершенствования сети автомобильных дорог и технологии их строительства
- 1.1. Основные этапы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России
- 1.2. Роль ученых в создании научно-технической базы дорожного строительства
- 1.3. Развитие и совершенствование технологии и методов строительства автомобильных дорог
- 1.4. Обеспечение прочности и работоспособности дорожных конструкций
- Раздел II возведение земляного полотна глава 2. Конструкции земляного полотна и требования к его возведению
- 2.1. Требования к конструкции земляного полотна
- 2.2. Требования к грунтам земляного полотна
- 2.3. Технология работ по сооружению земляного полотна
- 2.4. Основные принципы планирования и организации работ
- 2.5. Уплотнение грунтов
- Pиc. 2.4. Изменение оптимальной плотности и оптимальной влажности при разном уплотнении:
- Глава 3. Подготовительные работы перед сооружением земляного полотна
- 3.1. Состав и назначение подготовительных работ
- 3.2. Снятие растительного грунта и подготовка основания земляного полотна
- Глава 4. Строительство инженерных сооружений для регулирования водно-теплового режима земляного полотна
- 4.1. Виды сооружений и способы регулирования водно-теплового режима земляного полотна и дорожных одежд
- 4.2. Строительство водонепроницаемых и капилляропрерываюших слоев Подготовка верхней части земляного полотна перед устройством дополнительных слоев оснований.
- Глава 5. Возведение насыпей и разработка выемок в нескальных грунтах
- 5.1. Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- 5.2. Возведение насыпей из грунта выемок
- 5.3. Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Глава 6. Возведение земляного полотна на косогорах. Планировка и укрепление откосов
- 6.1. Основные типы конструкций земляного полотна на косогорах и оползневых склонах
- 6.2. Особенности возведения земляного полотна на косогорах и оползневых склонах
- 6.3. Планировка земляного полотна насыпей и выемок, конусов и откосов
- 6.4. Укрепление конусов и откосов земляных сооружений
- Глава 7. Возведение земляного полотна в горных условиях
- 7.1. Особенности возведения земляного полотна в горной местности
- 7.2. Буровые и взрывные работы. Техника безопасности
- 7.3. Расчет взрывных работ
- 7.4. Технология производства земляных работ в скальных грунтах. Контроль качества
- 7.5. Строительство противооползневых сооружений
- Глава 8. Гидромеханизация земляных работ
- 8.1. Условия и эффективность применения гидромеханизации земляных работ
- 8.2. Транспортирование и укладка грунта. Общая организация работ
- Глава 9. Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях
- 9.1. Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- 9.2. Сооружение высоких насыпей и глубоких выемок
- 9.3. Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- 9.4. Возведение земляного полотна на засоленных грунтах
- 9.5. Возведение земляного полотна в районах распространения вечномёрзлых грунтов
- 9.6. Сооружение земляного полотна из глинистых грунтов с влажностью более оптимальной
- 9.7. Строительство насыпей из техногенных грунтов
- Глава 10. Строительство земляного полотна с использованием геосинтетических материалов
- 10.1. Понятие о геосинтетических материалах. Области их применения*
- 10.2. Краткая классификация геосинтетических материалов для дорожного строительства
- 10.3. Строительство земляного полотна с использованием геосинтетических материалов
- Глава 11. Сооружение земляного полотна в зимний период
- 11.1. Особенности организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна в зимний период
- 11.2. Сооружение земляного полотна насыпей и выемок
- 11.3. Устройство дополнительных песчаных слоев оснований
- 11.4. Особенности строительства малых искусственных сооружений в зимний период
- Глава 12. Реконструкция земляного полотна
- 12.1. Условия работы существующего земляного полотна и основные пути повышения его прочности и устойчивости
- 12.2. Подготовительные работы к реконструкции земляного полотна
- 12.3. Способы уширения насыпей и выемок. Требования к выбору, размещению в слоях и уплотнению грунтов земляного полотна уширения
- 12.4. Исправление продольного профиля. Увеличение высоты насыпей и глубины выемок
- Величина уширения по подошве насыпи составит
- 12.5. Перестройка пучинистых участков
- 12.6. Повышение устойчивости откосов реконструируемого земляного полотна и совершенствование системы водоотвода
- 12.7. Перестройка и удлинение водопропускных труб
- Глава 13. Организация работ по возведению земляного полотна
- 13.1. Общие положения
- 13.2. Определение составов специализированных отрядов и оптимальной длины захватки при выполнении подготовительных работ и работ по строительству водопропускных труб
- 13.3. Определение составов специализированных отрядов и оптимальной длины захватки при возведении земляного полотна
- Раздел III строительство дорожных одежд Глава 14. Основы технологии строительства дорожных одежд
- 14.1. Технологическая классификация дорожных одежд, покрытий и оснований
- 14.2. Обеспечение надежности дорожных одежд
- 14.3. Основы технологии уплотнения слоев дорожных одежд
- Глава 15. Строительство дорожных оснований и покрытий из необработанных каменных материалов и каменных материалов и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими
- 15.1. Развитие методов применения грунтов и местных каменных материалов в слоях дорожных одежд
- 15.2. Строительство слоев из щебеночных материалов
- 15.3. Строительство слоев из щебеночно-песчаных и других смесей
- 15.4. Строительство слоев из активных отходов промышленности
- 15.5. Строительство слоев из материалов, обработанных цементом
- 15.6. Брусчатые, мозаичные и клинкерные мостовые
- 15.7. Основы технологии производства искусственного зернистого материала из глинистых грунтов с использованием электроплазменных устройств
- 15.8. Технология и эффективность применения зернистых керамических материалов при строительстве оснований дорожных одежд
- Глава 16. Строительство дорожных оснований и покрытий из каменных материалов и грунтов, обработанных органическими вяжущими
- 16.1. Строительство щебеночных слоев способом пропитки
- 16.2. Строительство слоев из черного щебня
- 16.3. Строительство слоев из смесей каменных материалов с жидкими органическими вяжущими
- 16.4. Строительство слоев из смесей каменных материалов с вязкими органическими вяжущими
- 16.5. Строительство конструктивных слоев дорожных одежд из эмульсионно-минеральных смесей
- 16.6. Строительство слоев из грунтов, укрепленных органическими вяжущими
- Глава 17. Строительство цементобетонных покрытий и оснований
- 17.1. Особенности строительства покрытий с применением минеральных вяжущих
- 17.2. Требования к материалам для строительства цементобетонных покрытий и проектирование состава дорожного бетона
- 17.3. Конструкции дорожных цементобетонных покрытий и оснований
- А) в свежеуложенном бетоне; б) комбинированным способом; в) в затвердевшем бетоне; г) продольный шов; пунктиром показана обмазка штырей битумом
- 17.4. Технология строительства цементобетонных покрытий
- 17.5. Строительство монолитных армобетонных и непрерывно армированных покрытий
- 17.6. Строительство предварительно напряжённых монолитных цементобетонных покрытий
- 17.7. Строительство оснований и покрытий из укатываемых бетонов
- 17.8. Особенности строительства цементобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха
- 17.9. Строительство сборных и сборно-монолитных покрытий
- 17.10. Контроль качества строительства цементобетонных покрытий
- Глава 18. Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований
- 18.1. Общие положения технологии строительства асфальтобетонных покрытий
- 18.2. Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием
- 18.3. Проектирование состава асфальтобетонных смесей
- 18.4. Обеспечение требований к физико-механическим свойствам асфальтобетона
- 18.5. Технология строительства асфальтобетонных покрытий и оснований
- 18.6. Требования к составу технологических карт на строительство асфальтобетонных покрытий
- Глава 19. Строительство асфальтобетонных покрытий из холодных и литых смесей и щебеночно-мастичного асфальтобетона
- 19.1. Строительство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
- 19.2. Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей
- 19.3. Строительство покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона
- 19.4. Строительство покрытий из асфальтобетонных смесей на основе полимерно-битумных вяжущих
- 19.5. Строительство асфальтобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха
- 19.6. Охрана труда при строительстве асфальтобетонных покрытий
- Глава 20. Строительство слоев износа, защитных шероховатых слоев
- 20.1. Назначение слоев износа, защитных и шероховатых слоев
- 20.2. Поверхностная обработка дорожных покрытий
- Зоны жесткости: 1 - очень мягкое; 2 - мягкое; 3 - нормальное; 4 - твердое; 5 - очень твердое.
- 20.3. Поверхностные обработки с полимерным вяжущим
- 20.4. Устройство шероховатого слоя износа методом втапливания щебня
- 20.5. Слои износа и защитные слои с применением эмульсионно-минеральных смесей
- Глава 21. Строительство дорожных одежд с покрытиями простейшего типа
- 21.1. Назначение покрытий простейшего типа
- 21.2. Местные грунты как материал для покрытий простейшего типа
- 21.3. Технология строительства простейших покрытий из искусственно улучшенных грунтов
- 21.4. Технология профилирования грунтовых дорог
- 21.5. Строительство деревянных, сплошных и колейных покрытий (лежневых и бревенчатых)
- 21.6. Брусчатые, мозаиковые и клинкерные мостовые
- Глава 22. Реконструкция дорожных одежд
- 22.1. Способы реконструкции дорожных одежд
- 22.2. Способы разборки слоев дорожных одежд для повторного использования их материалов
- 22.3. Способы регенерации дорожных одежд и покрытий
- 22.4. Уширение дорожной одежды
- 22.5. Усиление существующих дорожных одежд
- Время после укладки горячей смеси, мин
- В верхнем правом углу показан конструктивный разрез покрытия и места закладки термопар (1-5);
- 22.6. Особенности реконструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями
- 22.7. Устройство краевых полос и укрепление обочин при реконструкции дорог
- 22.8. Перестройка дорожных одежд переходного типа
- Раздел IV материально-техническое обеспечение дорожного строительства Глава 23. Предприятия по разработке горных пород
- 23.1. Разработка горных пород
- 23.2. Особенности разработки скальных пород
- 23.3. Особенности разработки обломочных пород
- 23.4. Переработка каменных материалов в притрассовых карьерах на передвижных дробильно-сортировочных установках
- Глава 24. Камнедробильные заводы
- 24.1. Основные процессы работы камнедробильных заводов
- 24.2. Генеральный план кдз
- 24.3. Переработка гравийно-песчаных материалов
- 24.4. Приготовление дробленого песка
- 24.5. Производство минерального порошка для асфальтобетона
- 24.6. Особенности организации складов готовой продукции
- 24.7. Технологические процессы обогащения и улучшения каменных материалов
- 24.8. Контроль качества, приемка готовой продукции
- Глава 25. Битумные и эмульсионные базы
- 25.1. Назначение и размещение баз и складов
- 25.2. Технологические процессы подготовки органических вяжущих
- 25.3. Эмульсионные базы и цехи. Технология производства битумных эмульсий
- 25.4. Установки для производства катионных битумных эмульсий
- 25.5. Автоматизация технологических процессов на эмульсионных базах и контроль качества эмульсий
- Глава 26. Заводы для приготовления асфальтобетонных смесей
- 26.1. Классификация заводов и особенности их размещения
- 26.2. Генеральный план абз
- 26.3. Технологические процессы. Выбор технологического оборудования
- 26.4 Асфальтосмесительные установки
- 26.5. Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на абз
- 26.6. Автоматизация технологических процессов асфальтобетонного завода и контроль качества
- 26.7. Базы и установки для обработки грунтов вяжущими
- Глава 27. Заводы по производству цементобетонных смесей
- 27.1. Классификация заводов и особенности их размещения
- 27.2. Генеральный план цбз
- 27.3. Технологические процессы производства и оборудование
- А) технологическая схема работы бетоносмесительной установки; б) блок дозирования каменных материалов; в) смесительный блок
- 27.4. Особенности организации складов каменных материалов
- 27.5. Склады цемента и минерального порошка
- 27.6. Автоматизация технологических процессов и контроль качества продукции Общие положения автоматизации технологических процессов.
- 27.7. Оборудование для транспортирования бетонных смесей
- 27.8. Особенности работы цбз зимой и в жарком климате
- Глава 28. Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий
- 28.1. Классификация заводов и полигонов и технология изготовления изделий
- Pиc.28.2 Схемы уплотнения бетонной смеси в изделиях:
- 28.2. Способы производства железобетонных изделий
- 28.3. Контроль качества железобетонных изделий и особенности организации склада готовых изделий
- Глава 29. Охрана труда и окружающей среды на производственных предприятиях дорожного хозяйства
- 29.1. Общие положения по охране труда и технике безопасности в строительном производстве
- 29.2. Охрана труда и техника безопасности на производственных предприятиях (базах) дорожного строительства
- 29.3. Охрана окружающей природной среды на производственных предприятиях дорожного строительства
- Раздел V организация дорожно-строительных работ Глава 30. Основные вопросы организации дорожно-строительных работ
- 30.1. Общие положения организации строительства автомобильной дороги
- 30.2. Особенности организации работ при реконструкции автомобильной дороги
- 30.3. Организационно-технические мероприятия по охране окружающей среды при строительстве (реконструкции) автомобильной дороги
- 30.4. Охрана труда и техника безопасности при строительстве автомобильных дорог
- Глава 31. Организация производственной базы дорожного строительства
- 31.1. Организация материально-технического обеспечения дорожного строительства
- 31.2. Организация складского хозяйства на дорожном строительстве
- 31.3. Организация технического обслуживания и ремонта машин
- 31.4. Обеспечение производственной базы дорожного строительства электроэнергией, сжатым воздухом, паром, водой и технологической связью
- Глава 32. Способы организации дорожно-строительных работ
- 32.1. Комплексно-механизированный поточный способ и его разновидности
- 32.2. Непоточные способы организации дорожно-строительных работ
- Глава 33. Проектирование организации строительства и производства дорожно-строительных работ
- 33.1. Проект организации строительства и проект производства работ
- 33.2. Определение составов специализированных отрядов при устройстве дорожной одежды
- 33.3. Составление календарного, сетевого, почасовых графиков строительства автомобильной дороги и технологических карт
- 33.4. Определение потребности строительства в материально-технических ресурсах
- 33.5. Диспетчерское управление и автоматизация управления строительством
- Раздел VI обеспечение качества дорожно-строительных работ глава 34. Контроль и управление качеством дорожно-строительных работ
- 34.1. Система контроля и управления качеством дорожно-строительных работ
- 34.2. Организации и технология контроля качества дорожно-строительных работ
- Глава 35. Производственный контроль качества дорожно-строительных работ
- 35.1. Контроль качества выполняемых работ при строительстве земляного полотна и правила их приемки
- 35.2. Операционный контроль в процессе выполнения и по завершении соответствующих операций
- 35.3. Скоростные методы контроля прочности и ровности дорожной одежды
- 35.4. Контролируемые параметры, средства контроля, допустимые отклонения и объем измерений при операционном и приемочном контроле
- Глава 36. Статистический контроль и регулирование качества при строительстве автомобильных дорог
- 36.1. Актуальность статистических методов контроля в дорожном строительстве
- 36.2. Обоснование и развитие единого расчетного аппарата для статистического контроля качества в дорожном строительстве
- 36.3. Методическая основа оценки качества в дорожном строительстве
- 36.4. Методика определения объема и точек измерений при статистическом контроле
- Пример назначения мест измерений с помощью таблицы случайных чисел
- 36.5. Обработка результатов статистического контроля и оценка качества
- 36.6. Настройка технологических процессов на стадии подготовки и в процессе строительства
- 36.7. Примеры организации и проведения статистического контроля, оценки качества и настройки технологических процессов
- 36.8. Основные выводы
- 37.1. Основные тенденции развития дорожно-строительных машин и их производственно-технологические параметры
- 37.2. Основные технологические параметры по основным группам машин и оборудования и определение производительности
- Глава 38. Машины и оборудование для возведения земляного полотна
- 38.1. Машины для подготовительных работ
- 38.2. Машины для разработки и транспортирования грунта
- 38.3. Машины для разравнивания грунта и планировки земляного полотна и слоев основания и откосов
- 38.4. Машины и оборудование для уплотнения грунтов
- Глава 39. Машины и оборудование для строительства и реконструкции дорожных одежд
- 39.1. Машины для строительства слоев основания из грунтов и минеральных материалов, обработанных вяжущими
- 39.2. Машины для строительства слоев основания из щебня и гравия
- 39.3. Машины для строительства асфальтобетонных покрытий
- 39.4. Машины и оборудование для строительства цементобетонных покрытий
- 39.5. Машины и оборудование для строительства слоев износа (защитных слоев) покрытия
- 39.6. Машины для уплотнения слоев основания и покрытия
- 39.7. Машины для обустройства дорог
- 39.8. Машины и оборудование для реконструкции дорог
- Список литературы