logo
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

37.1. Основные тенденции развития дорожно-строительных машин и их производственно-технологические параметры

Дорожно-строительные машины отличаются от машин других отраслей экономики очень большим многообразием типов. Только минимальное количество типов машин для строительства и реконструкции автомобильных дорог равно 98. Это многообразие связано с тем, что:

во-первых, дорожно-строительные машины выполняют различные работы, связанные с приготовлением, транспортированием, укладкой, планировкой, уплотнением и распределением многообразных дорожно-строительных материалов: грунта, песка, щебня, грунтово-песчаных, песчано-гравийных и щебеночных смесей (необработанных и обработанных вяжущими), цементобетона, асфальтобетона, битума, битумных эмульсий и полимерно-битумных композиций, лакокрасочных и пластических материалов для разметки и др.;

во-вторых, современная дорожно-строительная техника применяется не только на автомобильных дорогах федерального значения. В настоящее время ее значение велико на дорогах областной и ведомственной сети, городских и внутрихозяйственных дорогах;

в-третьих, дорожно-строительная техника, так же как и техника других отраслей экономики, имеет типоразмеры различной производительности;

в-четвертых, у потребителя дорожной техники (строителя-подрядчика) очевидно проявление желания иметь в составе парка дорожно-строительных машин технику с использованием однотипных комплектующих (двигателей, силовых приводов, движителей ходовой части и других агрегатов и узлов).

Именно эти особенности дорожно-строительной техники привели в условиях рыночной экономики, когда «спрос рождает предложение» и машиностроитель целиком зависит только от рынка спроса техники, к появлению (в 80-е годы XX века) и постоянному усилению (в XXI веке) следующих тенденций развития дорожно-строительных машин:

1. Увеличение количества типоразмеров каждого типа машин, то есть создание машин различной производительности.

2. Выбор для каждого типоразмера машин унифицированных основных комплектующих агрегатов: двигателей, гидроприводов и других взаимозаменяемых форм и модификаций.

3. Повышение надежности (увеличение наработки машины на отказ) и долговечности (увеличение срока службы машины) как ответа на желание покупателя техники снизить затраты на единицу продукции с целью повышения эффективности ее работы и сократить расходы на ее эксплуатацию.

4. Обеспечение повышенных требований техники безопасности, экологии (снижение воздействий на окружающую среду отрицательных факторов) и эргономики (создание комфортных условий работы машинистов-операторов) с обязательной сертификацией машин по этим показателям.

5. Повышение технических качеств работы машин, выражающееся в максимальной механизации и автоматизации выполнения технологических операций с высоким качеством и точностью исполнения за счет использования современных автоматических систем управления.

6. Повышение мобильности и быстроходности машин и не только линейных (работающих непосредственно на полосе строительства дороги), но и машин для приготовления дорожно-строительных материалов (бетоносмесителей, асфальтосмесителей, дробильно-сортировочных установок и др.).

7. Быстрая унификация или сближение конструкций и основных параметров всех типов машин и оборудования (у различных производителей), чему способствует открытая торговля, многочисленные выставки новой техники и обязательное следование производителей техники рыночному принципу «отстал - догоняй и обгоняй», а также возможность использования однотипных или очень близких по параметрам комплектующих.

8. Развитие многофункциональных дорожных машин за счет расширения их технологических возможностей и использования смежных рабочих органов, что позволяет значительно снизить стоимость парка техники дорожных организаций.

Основные параметры машин и оборудования, называемые производственно-технологическими, во всем мире подразделяют на

технологические, то есть характеризующие технологические возможности машин и оборудования;

технические, то есть характеризующие комплектацию и основные измеряемые параметры машин и оборудования;

эксплуатационные, то есть характеризующие возможные условия работы машин, их надежность и долговечность, соответствие требованиям техники безопасности, экологии и эргономики, условиям хранения и транспортировки.

Указанные выше тенденции развития дорожно-строительных машин направлены на расширение выбора машин:

с требуемыми технологическими параметрами (тенденция 1), обеспечение качества работы машин (тенденция 5), сближение (по расстоянию и времени) технологических переделов материалов (тенденция 6) и расширение технологических процессов, выполняемых машинами (тенденция 8);

с высокими и регулируемыми техническими параметрами благодаря обеспечению выбора комплектующих (тенденция 2), сближению конструкций и основных параметров машин (тенденция 7);

с высокими эксплуатационными параметрами благодаря повышению надежности и долговечности машин (тенденция 3) и обеспечению безопасных, экологически защищенных и эргономически обоснованных условий работы машинистов и рабочих при машинах (тенденция 4).

Основные технические параметры машин (мощность, скорость, частота вращения и движения рабочих органов, габариты и др.), а также основные комплектующие: двигатель, приводы, движители, система управления - приводятся в технической характеристике и эксплуатационных документах, с которыми потребитель может познакомиться заранее. В этих документах даны и отдельные эксплуатационные параметры: климатические условия работы, сертификат соответствия или одобрение транспортного средства.

В технической документации на машину отсутствуют следующие эксплуатационные параметры:

наработка на отказ (надежность);

полный срок службы (долговечность).

Косвенными показателями этих параметров являются: величина гарантийного срока службы (измеряемого обычно величиной от 12 до 24 месяцев), в течение которого производитель устраняет неисправности и заменяет дефектные агрегаты, узлы и детали, а также предлагаемый производителем покупателю список приобретаемых вместе с машиной запасных частей.