logo
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

39.6. Машины для уплотнения слоев основания и покрытия

Для уплотнения слоев основания и покрытия используются:

из грунтов и минеральных материалов, обработанных вяжущими, из щебня и гравия и из укатываемых бетонных смесей - вибрационные и комбинированные двухосные катки, а при их отсутствии вибрационные одноосные катки для уплотнения грунтов при минимальной амплитуде вибрации;

из асфальтобетонных смесей - вибрационные двухосные, комбинированные двухосные, пневмоколесные двухосные и статические двухосные катки.

Пневмоколесные катки применяют на начальной (1-2 прохода) и завершающей стадии уплотнения, так как в последнем случае они не вызывают «переуплотнения» с дроблением зерен щебня; статические катки применяют для уплотнения краевой части укладываемой полосы, так как они в значительно меньшей степени вызывают оплывание (течение) края слоя (рис. 39.15).

Основными уплотняемыми средствами для слоев основания и покрытия являются двухосные вибрационные и комбинированные катки (рис. 39.13 и рис. 39.14). Двухосные вибрационные и комбинированные катки различают по массе (основной показатель), ширине и диаметру вальца, мощности двигателя (значительно реже) и частоте вибрации (табл. 39.18).

Основные производители двухосных катков в России: ЗАО «Раскат» и ОАО «Саста». В мире двухосные вибрационные и комбинированные катки производят очень много фирм. Наиболее прогрессивные модели таких катков производят фирмы Германии и США.

Таблица 39.16

Битумощебнераспределители

Производитель, страна

Индекс машины, тип

Базовое шасси

Ширина обработки, м

Емко- сть бака, м

Емко- сть бунке- ра, м

Загрузка щебня

ОАО «Кургандор маш», Россия

ДС-180 полуприцеп

КамАЗ-54112

2.66 по вяж.

2.50 по щебню

4,0

7,0

Из самосвала сзади

ОАО «Самарский завод «Строммашина», Россия

БШР-375 прицеп

Битумовоз ДС-138

3,75

-

7,5

То же

ОАО «Дороги России», Россия

РД-701 прицеп

Трактор Т-150 К

3,5

6,0

6,0

То же

ПКМП «Белдортехника», Беларусь

БД-131 прицеп

Автогудронатор АРБ-7

3,5

3,0

7,0

То же

ДП «Новая техни- ка», ОАО «Дорма- шина», Украина

ДН-008 полуприцеп

ДН-014 самоходный

КрАЗ-6443

Автогудронатор

2,5-3,0

2,5-3,0

6,0

11,0

7,0

10,0

То же

То же

ФГУП СНПЦ «Росдортех», Россия совместно с Secmair, Франция

Chipsealer-19 на шасси

Chipsealer-26полуприцеп

Chipsealer-40 полуприцеп

МАЗ-5551

СЗАП-9905

Седельный тягач

1,5

3.13,5

3,6

2,5

6,0

6,0

4,0

8,0

12,0

Погрузчиком

То же

Самозагрузка грейдером

Secmair, Франция (доп. к указанному выше)

Chipsealer-32 на шасси

Автошасси

3,1

6,0

8,0

То же

Schafer, Германия

PZA 4000 PZA 8000 PZA 1400

Битумовоз

То же

Сед. тягач

3,0

2,4

3,0

-

8,0

14,0

4,5

7,0

7,0

Из самосвала сзади

То же

То же

Rincheval, Франция

Twinsealer полупр.

Videosedler полупр.

То же

То же

3,1

3,1

6,0

6,0

8,0

8,0

Погрузчиком

То же

Metso Minerals (Savalko), Швеция

НР-27 на шасси

Автомобиль-самосвал

2,7

1,1-2,5

6-8

То же

Таблица 39.17

Смесители-укладчики ЛЭМС

Производитель, страна

Индекс машины, тип

Базовая ма- шина

Ширина обработ- ки, м

Емкость бака, м3

Емкость бункера, м3

Производи- тельность мешалки, т/мин.

ОАО «Дормаши- на», Украина

ДН-009 полуприцеп

ДН-012 полуприцеп

КрАЗ-6443

То же

2,5-3,75

2,5-3,75

2,3 + 2,3

4,5 + 4,5

10

13,0

2,0

2,0

Vally Slarry Seal, США

Минимак, циклич.

Маккропейвер, циклич.

Автошасси

То же

2,0-2,5

2,5-3,6

1,1

2,6-3,2

2,7

7,7-9,2

1,0

2,7-3,6

Breining, Германия

Минисларриматик, цикл.

Сларриматик С-Н 6000, цикл.

С-Н 8000, циклич.

С-Н 1000, циклич.

Сларриматик С-Н 10000, непр.

С-Н 12000 непр.

С-Н 15000 непр.

То же

То же

То же

То же

Спец.Шасси

То же

То же

2,0-2,5

2,5-3,5

2,5-3,5

2,5-3,5

3,0-4,0

3,0-4,0

3,0-4,0

1,2

2,3

2,5

2,75

3,5

4,0

5,0

2,5

6,0

8,0

10,0

10,0

12,0

15,0

1,0

2,7

3,5

4,0

4,0

4,0

4,0

Akzo-Nobel, США

HD-10, циклич.

СБ-504, циклич.

СБ-804, циклич.

СБ-1000, циклич.

ЦРМ-500, непр.

Автошасси

То же

То же

То же

Спец.Шасси

2,5-3,0

2,5-3,5

2,5-3,5

2,5-3,5

2,5-3,5

1,2

2,0

2,5

3,0

2,0

2,5

3,8

5,7

7,0

2,7

1,0

2,5

2,5

2,5

2,5

L.M., Италия

Спандиматик 100, цикл.

Спандиматик 200, непр.

Спандиматик 4000, непр.

Автошасси

Спец.Шасси

То же

2,5-3,0

2,5-3,5

2,5-3,5

1,2

5,0

10,0

2,5

3,0

4,0

1,2

2,5

4,0

Таблица 39.18

Катки вибрационные и комбинированные

Производитель, страна

Индекс машины

Мощность двигателя, кВт

Ширина вальца, м

Диаметр вальца, м

Частота вибрации, Гц

Масса, т

ЗАО «Раскат», Россия

ДУ-82, вибр.

28

1,3

0,8

50/60

3,5

ДУ-47, вибр.

44

1,4

1,2

50

7,5

ДУ-96

ДУ-97

44

1,5

1,07

39/50

8,5

7,6

ДУ-98

ДУ-99

57,4

1,7

1,2

39/50

11,5

10,5

ДУ-84 комб.

110

2,0

1,6

31/25

14,0

ОАО «Саста», Россия

W-854.2

W-854 К

54

1,6

1,2

33/50

9,7

9,25

Bomag, Германия

BW-125 ADH

BW-125 ACH

29

1,2

0,8

50/60

3,4

3,2

BW-135 AD

BW-135 AC

29

1,3

0,8

50/60

3,6

3,4

BW-138 AD

BW-138 AC

29,8

1,39

0,8

46/52

4,2

4,1

BW-144 AD-2

BW-144 AC-2

51,5

1,5

1,2

39/50

7,5

7,0

BW-151 AD-2

BW-151 АС-2

51,5

1,68

1,2

39/50

7,2

7,0

BW-154 AD-2

BW-154 АС-2

51,5

1,68

1,2

39/50

7,9

7,25

BW-161 AD-2

BW-161 АС-2

70

1,68

1,22

30/45

9,7

9,3

BW-164 AD-2

BW-164 АС-2

70

1,68

1,22

39/50

9,8

9,7

BW-180 AD

76

1,68

1,2

42/60

10,85

BW-184 AD

76

1,68

1,2

42/60

11,8

BW-202 AD-2

70

2,13

1,22

30/45

10,6

Hamm,Германия

HD 13

HD 13 K

18.5

21,0

1,3

0,7

55

3,4

3,4

HD 70

HD 70 K

56,2

1,5

1,14

48/58

7,2

6,9

HD 75

HD 75 K

61,0

1,68

1,14

48/58

7,6

7,3

HD 90

HD 90 K

95

1,68

1,2

42/50

9,3

8,65

HD 110

HD 110 K

95

1,68

1,2

42/50

10,6

9,3

HD 130 вибр.

95

2,14

1,3

42/50

14,2

HD 070 V вибр.

56,2

1,5

1,14

48/58 гориз.

7,7

HD 075 V вибр.

56,2

1,68

1,14

48/58 гориз.

8,2

HD 090 V вибр.

86

1,68

1,2

42/50 гориз.

9,7

DV 3.22

DV 3K

29

1,1

0,8

50

3,6

3,7

DV 6 S

DV 6 KS

51,5

1,4

1,1

42/50

7,3

6,7

DV 8 S

DV 8 KS

6511,68

1,2

1,1

42/50

9,6

8,4

DV 06 VS вибр.

51,5

1,4

1,1

42/50 гориз.

7,4

DV 08 VS вибр

65

1,68

1,2

42/50 гориз.

9,3

Ingersoll - Rand, США

DD-32

CR-32

32

1,32

0,75

67

3,2

2,8

DD-70 вибр.

60

1,45

1,05

55

6,74

DD-74 вибр.

48

1,5

1,2

33/55

7,2

CR-80 комб.

52,2

1,65

1,2

33/55

7,9

DD-90 вибр.

1 82

1,68

1,22

31/42

9,64

DD-90 HF вибр.

82

1,68

1,22

47/63

9,84

DD-110 вибр.

93

1,98

1,37

31/42

11,4

DD-130 вибр.

129,8

2,13

1,4

42/71

12,9

CR-94 комб.

59

1,7

1,3

33/50

9,4

Пневмоколесные катки различаются по массе (без пригруза и с пригрузом), ширине укатки, количеству шин и мощности двигателя (табл. 39.19).

Рис. 39.13. Каток вибрационный двухосный

Рис. 39.14. Каток комбинированный двухосный

Рис. 39.15. Каток пневмоколесный самоходный

Таблица 39.19

Катки статические пневмоколесные

Производитель, страна

Индекс машины

Мощность двигателя, кВт

Ширина уплотнения, м

Размер шин

Количество шин, шт.

Масса, т

ЗАО «Раскат», Россия

ДУ-100

57,4

2,0

320-508

8

14

ДУ-101

110,0

2,0

320-508

8

16

Caterpillar, США

PS-150B

60

1,73

7,5 х 15

11

4,9-12,94

PS-200 В

80

1,73

7,5 х 15

9

4,1-18,15

PS-360 В

PF-300 В

(PS-300B)

77,5

80

2,28

2,42

14,7×20

13,8×20

7

7

8,5-25,0

14,0-23,3

PS-500

112

2,42

15,00 R 24

7

19,0-35,0

Hamm, Германия

GRW 10

86

1,99

11,00×20

8

8,8-20,0

GRW 15

86

1,99

11,00×20

8

11,5-24,0

GRW 18

86

1,99

11,00×20

8

14,5-28,0

Таблица 39.20

Катки статические с гладким вальцом

Производитель, страна

Индекс машины

Мощность двигателя, кВт

Ширина уплотнения, м

Диаметр вальца, м

Линейное давление. Н/см

Масса, т

ЗАО «Раскат», Россия

ДУ-93-1

ДУ-98-1

44

44

1,4

1,7

1,2

1,2

290

250

8,5

8,5

Hamm, Германия

HW 90 B/8

HW 90 B/10

HW 90 B/12

51,5

51,5

51,5

1,55

1,55

1,55

1,1

1,1

1,1

291 и 445

364 и 555

436 и 664

8,6

10,6

12,6

Таблица 39.21

Производительность катков при уплотнении асфальтобетона

Масса катков, т

Производительность катка (т/ч) при толщине слоя, см

4

6

9

14

Вибрационные 2-вальцовые

 

 

 

 

3-4

30-39

45-60

70-90

100-120

6-8

60-80

90-120

139-180

200-239

9-10

90-110

130-150

200-220

300-320

11-12

120-150

160-180

239-260

360-390

Комбинированные 2-осные

 

 

 

 

3-4

25-35

39-50

60-80

80-110

6-8

50-70

80-100

120-160

160-220

9-10

75-90

120-130

180-200

239-300

11-12

90-110

139-160

220-239

300-360

Пневмоколесные 2-осные

 

 

 

 

14-16

80-90

120-130

200-270

300-390

18-20

110-120

160-180

270-330

390-500

24-25

150-180

210-239

300-390

500-600

Статические 2-осные

 

 

 

 

8-10

45-50

60-70

80-90

100-120

11-12

50-60

70-80

100-110

130-160

Основные производители пневмоколесных катков - фирмы Германии и США. В России их производит ЗАО «Раскат».

Статические катки с гладкими вальцами различаются по массе, ширине уплотнения и мощности (табл. 39.20). Основные производители - фирмы Германии.

Поскольку рассчитать производительность катков очень сложно, так как она зависит от очень многих факторов (состава смеси, температуры смеси и ее снижения в период укатки, от перекрытия следов, толщины слоя), то в табл. 39.21 приведены ориентировочные данные по производительности катков разного типа и размера для различных толщин уплотняемого слоя.

В табл. 39.22 приведены расчетные данные по потребности в вибрационных и комбинированных катках при различных темпах и ширине укатываемого слоя. Пневмоколесные и статические катки добавляются по одному в каждое звено катков.

Таблица 39.22

Потребность в катках

Катки вибраци- онные и комби- нирован- ные массой, т

Необходимое количество катков вибрационных (В) и комбинированных (К) при темпе укладки (пог. м/смену) и ширине укладки (м)

500 пог. м/смену

1000 пог. м/смену

1500 пог. м/смену

4 м

8 м

12 м

4 м

8 м

12 м

4 м

8 м

12 м

3-4

1 (К)

2 (1В + 1К)

3 (1В + 2К)

2 (1В + 1К)

4

6

3 (1В + 2К)

6

9

6-8

1 (К)

1 (К)

2 (В + К)

1 (К)

2 (В + К)

1 (1В + 2К)

2 (В + К)

3 (1В + 2К)

5

9-10

1 (К)

1 (К)

1 (К)

1 (К)

2 (В + К)

2 (В + К)

2 (В + К)

2 (В + К)

3 (В +2 К)

11-12

1 (К)

1 (К)

1 (К)

1 (К)

1 (К)

2 (В + К)

1 (К)

2 (В + К)

3 (В + 2К)

Примечания: 1. При темпах укладки до 500 пог. м/смену и ширине укладки до 4 м целесообразно применять каток 3-4 т; ширине укладки от 8 до 12 м - целесообразно применять катки 6-8 т или 9-10 т.

2. При темпах укладки 500-1000 пог. м/смену и ширине укладки от 4 до 12 м целесообразно применять катки 6-8 т или 9-10 т.

3. При темпах укладки свыше 1000 пог. м/смену и ширине укладки от 4 до 12 м целесообразно применять катки 9-10 т или 11-12 т.