25.2. Технологические процессы подготовки органических вяжущих
В последнее время за рубежом и в России для доставки битума все большее распространение получает автомобильный транспорт - битумовозы. Из них битум подается в металлические резервуары с жидкостным или электрическим обогревом.
Для нагрева битума до рабочей температуры, поддержания ее в расходных емкостях, обогрева битумо- и топливопроводов применяют специальные теплообменные устройства, которые можно классифицировать по видам теплоносителей: с паровым нагревом (дымовыми газами); с косвенным жидкостным нагревом («прямым огнем» нагревается промежуточный жидкий теплоноситель); с электрическим обогревом.
Рис. 25.2. Склады закрытых битумохранилищ ямного типа:
а- с приямком, расположенным в центре битумохранилища; б - с приямком расположенным с боку битумохранилища; 1 - паровой регистр; 2 - битумопровод для забора разогретого битума: 3 - битумохранилище; 4 - битумный насос; 5 - приямок с паровым змеевиком
При прямом обогреве применяют жаровые трубы, нагреваемые горячими газами, которые образуются при сжигании жидкого или газообразного топлива, либо различные электронагреватели. При косвенном обогреве применяют промежуточный теплоноситель, в качестве которого обычно используют водяной пар и в незначительном количестве минеральные масла. Прямой разогрев вяжущего наиболее прост с точки зрения переноса тепла, но не всегда экономичен и часто уступает косвенному.
Дымовые газы позволяют осуществлять теплопередачу при высоких температурах без их термического разложения. Однако, как теплоносители прямого обогрева они имеют ряд недостатков: высокая температура стенок теплопередающих устройств, вследствие чего изменяются качества битума; неравномерность обогрева; трудность регулирования температуры; относительно низкая интенсивность теплообмена и пожароопасность; сравнительно высокое содержание кислорода (вследствие необходимости смешивания их с воздухом для снижения температуры), что приводит к окислению теплоотдающей поверхности нагрева.
Водяной пар имеет высокий коэффициент теплоотдачи при конденсации (около нескольких тысяч ккал/(м2×ч×град)) и обеспечивает нагрев битума без коксования и изменения его качества. Кроме того, он непожароопасен. Недостатком водяного пара как теплоносителя является необходимость применения систем высокого давления. Так, температуре газа 119°С соответствует манометрическое давление 1 кгс/см2, 169°С - 7 кгс/см2, 200°С - 15 кгс/см2 и 300°С - 90 кгс/см2. Установки и системы с давлением пара 15 кгс/см2 требуют больших капиталовложений и сложны в эксплуатации, поэтому на асфальтобетонных заводах используют преимущественно парообразователи с давлением пара около 7 кгс/см2 и температурой 169°С.
Электроэнергия. Использование этого источника тепла позволяет выполнять нагрев практически при любых заданных температурах. Имеется возможность автоматизировать процесс разогрева и улучшить условия труда. Однако наряду с очевидными, казалось бы, преимуществами электрический разогрев обладает целым рядом существенных недостатков, которые препятствуют его широкому применению. В первую очередь это нестабильность заданной рабочей температуры (при постоянном питающем напряжении), которая зависит от условия теплоотдачи, а также необходимость применения сложных автоматических систем для ее стабилизации. При отсутствии автоматических систем стабилизации температуры не гарантируются качество битума и других технологических условий, а также пожарная безопасность. Кроме того, для нагрева битума до рабочей температуры с помощью электрической энергии требуются очень большие мощности (от 300 кВт и выше), соизмеримые с энергопотреблением всего остального оборудования АБЗ. С учетом стоимости электроэнергии и того, что КПД тепловых электростанций составляет всего 25-35 %, широкое применение электрического разогрева битума и других материалов на АБЗ экономически не всегда оправдано. В практике в отдельных случаях применяются битумные цистерны вертикального и горизонтального типов с электрическим разогревом и установки для нагрева жидких теплоносителей с электрическим нагревом теплоносителя.
Минеральные масла (компрессорное, цилиндровое, трансформаторное, авиационное и т.п.) обеспечивают высокую температуру кипения при атмосферном давлении, что позволяет создавать весьма простые и надежные в эксплуатации нагревательные устройства, мягкий, равномерный и интенсивный нагрев, возможность точного регулирования температуры, предотвращают опасность размораживания системы. При их применении один источник тепла может обслуживать несколько потребителей.
Существенным недостатком минеральных масел как теплоносителей является их более низкая термическая стойкость. Эти недостатки отсутствуют у специальных жидких теплоносителей (высокотемпературных органических теплоносителей - ВОТ), широко применяемых в настоящее время в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, пищевой и других отраслях промышленности.
Жидкие теплоносители с точки зрения технической и экономической целесообразности их применения должны иметь следующие качества:
1. Быть термически стойкими, обладать высокой плотностью и теплоемкостью, малой вязкостью и высоким значением теплоты парообразования. Кроме того, важно, чтобы теплоноситель имел высокую температуру кипения при атмосферном давлении и низкую температуру плавления, что облегчает конструктивное оформление теплообменных устройств.
2. Не оказывать агрессивного действия на материалы установки. Теплоноситель при использовании в открытых (негерметичных) системах должен сохранять свои физико-химические свойства при воздействии высоких температур рабочего процесса; не коррозировать в контакте с конструкционными материалами, которые обычно применяют в дорожном машиностроении, и не подвергаться воздействию кислорода.
3. Быть взрыво- и пожаробезопасными, нетоксичными, экономичными и достаточно распространенными, недефицитными.
Использование жидких теплоносителей, не удовлетворяющих этим требованиям, требует увеличения капитальных затрат и эксплуатационных расходов, что в раде случаев может привести к экономической нецелесообразности их применения.
Высокотемпературные органические теплоносители (ВОТ) занимают особое место среди всех теплоносителей, так как обладают рядом преимуществ по сравнению с перечисленными выше традиционными теплоносителями. Основными преимуществами ВОТ по сравнению с обычными теплоносителями являются возможность получения оптимальных температурных режимов, не нарушающих качество битума; возможность использования любых видов топлива; высокая термическая стойкость при многократном нагревании.
В нашей стране в качестве жидких теплоносителей на АБЗ применяются в основном минеральные масла типа ИС-20, ИС-40, ИС-50, рабочая температура которых 160-180°С, (что недостаточно для нагревания битума до рабочей температуры), и специальные теплоносители, к которым относится ароматизированное масло АМТ-300 (ДТМ) и др.
За рубежом большое распространение получили теплоносители XV-250, Мобильтерм-600 (аналогичен нашему АМТ-300), Мобильтерм-Лихт, Термальоль (Германия), Тетраарилсиликат (Англия), Канехлор-400 (Япония), Жидкость-37, Терессо-120 (Италия), Спиракс-80ЕП (Финляндия) и др. Краткая техническая характеристика отдельных теплоносителей приведена в табл. 25.1.
Таблица 25.1
Техническая характеристика теплоносителей
Параметры | ИС-20 | ИС-40 | ИС-50 | АМТ-300 | Мобиль- терм-600 | Мобиль- терм-Лихт | W-250 | Терессо-56 | Терессо-120 | Спиракс-80ЕП |
Допустимая температура нагрева, °С | 160 | 170 | 180 | 280 | 280 | 260 | 230 | 280 | 290 | 280 |
Температура вспышки, °С | 180 | 200 | 200 | 170 | 170 | 150 | 142 | н/д | н/д | 214 |
Температура затвердевания, °С | -15 | -10 | -20 | -30 | -7 | -34 | -52 | -7 | -7 | -24 |
Температура кипения, °С | - | - | - | 354 | 321 | - | 235 | 300 | 300 | - \ |
Вязкость при 500°С, сСт | 17-23 | 28-33 | 35-45 | 20 | 31 | 3 | 10 | 43,5 | - | 68,8 |
Оборудование для нагрева жидких теплоносителей. В настоящее время за рубежом получили широкое распространение оборудование и различные системы жидкостного разогрева битума, битумных коммуникаций и оборудования. Выпускаемые установки для нагрева жидких теплоносителей можно разделить по способу нагрева теплоносителя - огневые и электрические, и по компоновке с основным технологическим оборудованием - специальные (объединенные с обогреваемой цистерной) и автономные. Наиболее перспективны для нагрева жидких теплоносителей на асфальтобетонных заводах - автономные установки. Их можно классифицировать также по производительности в диапазоне 200 тыс. - 3 млн. ккал/ч.
В странах СНГ изготавливается единственный нагреватель жидких теплоносителей, который входит в состав асфальтосмесительной установки Д645-2Г Кременчугского завода дорожных машин (ОАО «Кредмаш», Украина). В качестве жидкого теплоносителя применяется масло ИС-20А с предельной рабочей температурой 160°С. Тепловая мощность нагревателя 300000 ккал/ч. Способ нагревания масла огневой.
Основными странами, выпускающими такие установки и другое оборудование, предназначенное для работы с жидкими теплоносителями, являются США (фирма «ASTEC» и др.), Германия (заводы фирм «Teltomat», «Benninghoven», «Ammann»), Италия (фирмы «Marini», «Massenza», «Bernardi»), Финляндия (фирмы «ARA», «Kallotikone»), Франция (фирма «Ermont»), Япония (фирмы «Niigata», «Tanaka»), Англия (фирма «Cartem» и др.).
При всем многообразии установок для нагрева жидких теплоносителей основным их конструктивным отличием является горизонтальное или вертикальное расположение емкости, заполненной теплоносителем.
Форсунки для нагрева жидкого теплоносителя работают в основном на жидком или газообразном топливе, реже - на тяжелом топливе типа мазутов. Иногда нагрев теплоносителя выполняется с помощью электрических нагревательных элементов.
Максимальная температура нагрева жидких теплоносителей, как правило, составляет 230-260°С, что определяется не только предельной рабочей температурой большинства теплоносителей, но и условиями сохранения качества битума при разогреве и исключения его коксования на теплоотдающей поверхности.
Выбор той или иной установки для нагрева жидкого теплоносителя определяется производительностью асфальтосмесительной установки или другими условиями, связанными с количеством потребителей тепла. Как правило, для асфальтосмесительной установки производительностью 100 т/ч достаточно нагревателя в виде жидкого теплоносителя тепловой производительностью 600-700 тыс. ккал/ч.
За рубежом на асфальтобетонных заводах системы жидкостного оборудования находят широкое применение. Жидкие теплоносители используются для обогрева различного оборудования: битумных емкостей, накопительных бункеров, днища и корпуса мешалок, битумного дозатора и насоса, арматуры, битумопроводов, емкостей битумовозов и агрегатов для разогрева тарного битума.
Разнообразие конструкций установок, существующих за рубежом, и их постоянное усовершенствование свидетельствует о большом внимании, которое уделяется установкам для нагрева жидкого теплоносителя и системам жидкостного обогрева.
Усовершенствование конструкций установок для нагрева жидкого теплоносителя происходит в двух направлениях:
большая утилизация тепла отходящих дымовых газов, что позволяет уменьшить габаритные размеры установок и повысить их к.п.д.;
автоматизация и контроль теплового процесса нагрева жидкого теплоносителя, что способствует сохранению физико-химических свойств теплоносителя и более длительному его использованию.
Преимущество жидкостных теплообменников перед системами парового обогрева состоит в возможности нагрева теплоносителя до высоких температур (до 300°С) при атмосферном давлении. Общим достоинством систем с косвенным обогревом является возможность нагрева битума при любом его уровне в цистерне, полное исключение опасности коксования, возможность полной выработки емкости резервуара. Однако продолжительность разогрева вяжущего в резервуарах с косвенным обогревом значительно больше, чем в системах с прямым обогревом.
Автоматические устройства обеспечивают работу нагревателей без надзора во время простоя завода, например, ночью, когда нужно нагреть вяжущее для работы днем. Краткая техническая характеристика нагревателей жидких теплоносителей приведена в табл. 25.2.
Цистерны для хранения и нагрева битума. Битум доставляют на завод в железнодорожных обогреваемых цистернах. Необходимый запас битума хранят в специальных расходных резервуарах, которые можно классифицировать по их компоновке на резервуары горизонтального и вертикального типов, а также по вместимости битума 50-200 т и более.
Необходимое количество резервуаров, устанавливаемых на заводе, и их суммарная емкость определяются расходом битума и условиями его поставки на завод. Для восполнения тепловых потерь в окружающую среду, а также для нагрева битума до требуемой рабочей температуры применяют специальные теплообменники, которые либо встраивают в расходные емкости, либо устанавливают отдельно и соединяют с обогреваемым оборудованием системой трубопроводов. Теплообменники можно использовать также для обогрева битумных коммуникаций и отдельных устройств смесительного оборудования - битумных дозаторов, смесителей, а также для нагрева топлива.
Таблица 25.2
Техническая характеристика нагревателей жидких теплоносителей
Тип | Теплопроизводитель- ность, кал/час | Расход дизельного топлива, т/час | Расход газа, м3/ч | Насос | Масса, кг | |
мощность, кВт | подача, л/мин | |||||
Фирма ASTEC (США) | ||||||
НС-80 | 200000 | 25 | 30 | 4 | 170 | 1633 |
НС-120 | 300000 | 38 | 40 | 4 | 227 | 2178 |
НС-200 | 500000 | 64 | 65 | 5,5 | 340 | 2950 |
НС-300 | 750000 | 95 | 100 | 10 | 510 | 4083 |
НС-400 | 1000000 | 128 | 130 | 15 | 680 | 5000 |
НС-500 | 1250000 | 159 | 160 | 20 | 850 | 5900 |
НС-600 | 1500000 | 190 | 200 | 25 | 1000 | 6863 |
НС-800 | 2000000 | 255 | 260 | 30 | 1360 | 8333 |
НС-000 | 2500000 | 318 | 320 | 40 | 1700 | 9314 |
Фирма CARTEM (Англия) | ||||||
5-1 | 126000 | 14 | 16 | 2,25 | - | 1179 |
11-1 | 282500 | 32 | 34 | 5,5 | - | 1651 |
14-1 | 373000 | 45 | 50 | 5,5 | - | 1814 |
22-1 | 567000 | 70 | 75 | 5,5 | - | 2381 |
33-1 | 832000 | 104 | 110 | 5,5 | - | 2812 |
Фирма Bernardi (Италия) | ||||||
CRBC 250 | 250000 | 30 | 35 | 4 | 200 | 1700 |
CRBC 400 | 400000 | 46 | 50 | 5 | 300 | 2300 |
КРЕДМАШ (Украина) | ||||||
Д645-2Г | 300000 | 40 | 42 | 4 | 200 | 3000 |
НАМБУСС (Россия) | ||||||
АНТ-50 | 500000 | 68 | 72 | 15 | 800 | 3650 |
Зарубежные фирмы выпускают множество теплообменников различных типов: паровые, огневые (газовые), электрические и комбинированные. Правильный режим нагрева битума, исключение его перегрева, вызывающего изменения химического состава и физических свойств битума, - непременное условие получения качественных битумоминеральных смесей.
Прямой нагрев битума через жаровые тонкостенные трубы горячими газами, получаемыми при сгорании жидкого или газообразного топлива, обеспечивает быстрый нагрев вяжущего до рабочей температуры, но является далеко не совершенным из-за опасности коксования вяжущего на стенках жаровых труб. Кроме того, понижение уровня вяжущего ниже жаровых труб небезопасно в пожарном отношении. Поэтому необходимо постоянно контролировать уровень битума и устраивать специальные системы сигнализации или автоматической блокировки подачи топлива при снижении уровня ниже допустимого.
Такую систему обогрева применяют многие зарубежные фирмы. Передвижные битумные цистерны емкостью до 25 м3 обычно бывают оборудованы термостатами для поддержания температуры битума в заданных пределах. При оголении жаровых труб форсунка выключается автоматически.
При электрообогреве значительно упрощается конструкция теплообменника, исключается необходимость в промежуточном теплоносителе, не нужны устройства для его разогрева. Однако системам с электрообогревом свойственны многие недостатки нагревателя: нагрев битума жесткий, возможность коксования практически остается. По технике безопасности, долговечности и в пожарном отношении электронагреватели уступают теплообменникам других типов.
Технические характеристики цистерн вертикального и горизонтального исполнения с жидкостным обогревом, выпускаемых отдельными фирмами, приведены в табл. 25.3 и 25.4.
Вертикальные резервуары по сравнению с горизонтальными занимают меньшую площадь, а процесс разогрева в них протекает более интенсивно. Например, швейцарская фирма «Clarmac» изготавливает и поставляет заказчикам вертикальные цилиндрические теплоизолированные резервуары с подогревом, вмещающие от 23 до 91 т жидкого битума. При этом диаметр резервуаров составляет 3,5-4 м, а высота - 4-9 м. Резервуар имеет люк для очистки, трубу для заливки битума, сливную трубу, автоматическое реле отключения насоса при достижении битумом верхнего уровня. Кроме вертикальных резервуаров, фирма «Clarmac» выпускает горизонтальные теплоизолированные резервуары с системами огневого разогрева битума. Их вместимость 2-68 т. Автоматические системы цистерн с электрическим разогревом дают возможность нагревать имеющийся битум до необходимой температуры в течение заданного промежутка времени.
Таблица 25.3
Техническая характеристика цистерн вертикального типа
Страна, фирма | Тип цистерны | Высота, м | Диаметр, м | Вместимость, т | Масса без битума, т |
Англия, CARTEM | EV | 5,72 | 3,05 | 27 | 5 |
EV | 7,27 | 3,05 | 36 | 6 | |
EV | 7,58 | 3,3 | 54,5 | 7,5 | |
EV | 8,92 | 3,3 | 54,5 | 7,5 | |
EV | 8,92 | 3,66 | 68 | 8,5 | |
Швейцария, CLARMAC | - | 3,82 | 3,46 | 23 | 3,6 |
- | 4,27 | 3,46 | 28 | 3,9 | |
- | 5,54 | 3,46 | 37 | 4,7 | |
- | 6,86 | 3,46 | 45,5 | 5,7 | |
- | 8,4 | 3,46 | 57 | 6,7 | |
- | 9,91 | 3,46 | 68,5 | 7,8 | |
- | 9,3 | 4,07 | 91 | 8,8 | |
Германия, BENNING- HOVEN | 40.0001 | 10,2 | 2,9 | 40 | н/д |
50.0001 | 12,5 | 2,9 | 50 | н/д | |
60.0001 | 11,4 | 3,3 | 60 | н/д | |
80.0001 | 14,9 | 3,3 | 80 | н/д | |
100.0001 | 18,5 | 3,3 | 100 | н/д |
Таблица 25.4
Техническая характеристика цистерн горизонтального типа с жидкостным обогревом
Страна, фирма | Тип цистерны | Вместимость, т | Высота, м | Диаметр, м | Длина, м | Масса битума, т |
Англия, CARTEM | ЕЕ | 27,3 | 3,2 | 3 | 5,6 | 4,2 |
ЕЕ | 36,4 | 3,2 | 3 | 7,2 | 4,8 | |
ЕЕ | 45,5 | 3,2 | 3 | 8,9 | 5,5 | |
ЕЕ | 54,5 | 3,2 | 3 | 10,5 | 6,2 | |
ЕЕ | 68,0 | 3,2 | 3 | 12,9 | 6,9 | |
Швейцария, CLARMAC | - | 22,5 | 3,43 | 3,36 | 3,66 | 3,7 |
- | 27,2 | 3,43 | 3,36 | 4,12 | 4,0 | |
- | 36,2 | 3,43 | 3,36 | 5,39 | 4,8 | |
- | 45,2 | 3,43 | 3,36 | 6,71 | 5,8 | |
- | 56,7 | 3,43 | 3,36 | 8,24 | 6,8 | |
- | 68 | 3,43 | 3,36 | 9,76 | 7,9 | |
- | 91 | 4,04 | 4 | 9,76 | 9,0 | |
Германия, BENNING- HOVEN | 40.0001 | 40 | н/д | 2,9 | 9,8 | - |
50.0001 | 50 | н/д | 2,9 | 12 | - | |
60.0001 | 60 | н/д | 2,9 | 14 | - | |
80.0001 | 80 | н/д | 3,3 | 14 | - | |
100.0001 | 100 | н/д | 3,3 | 17 | - | |
ТН32 | 32 | 2,55 | 2,5 | 6,5 | 4,8 | |
Италия, MASSENZA | ТН40 | 40 | 2,55 | 2,5 | 8 | 5,6 |
ТН48 | 48 | 2,55 | 2,5 | 9,5 | 6,3 | |
ТН56 | 56 | 2,55 | 2,5 | 11 | 7 | |
ТН64 | 64 | 2,55 | 2,5 | 12,5 | 7,7 | |
ТН72 | 72 | 2,55 | 2,5 | 14 | 8,4 | |
ОАО «Завод Дормаш», Верхний Уфалей | СИ201М | 20 | 2,62 | 2,4 | 6,6 | - |
Б350 | 50 | 2,93 | 2,8 | 8,7 | 3,4 | |
БХ100 | 100 | 2,8 | 3,2 | 13,2 | 12 |
Битумные насосы. Для перекачивания по трубам битума, дегтя, мазута на асфальтобетонных заводах применяются шестеренчатые насосы. Наиболее распространены насосы с внешним зацеплением шестерен как надежные и простые в конструкции и в эксплуатации. Битумные насосы применяются для перекачивания битума из битумных цистерн в дозирующие устройства асфальтосмесительного оборудования.
Производительность битумных насосов должна быть согласована с производительностью дозирующих устройств смесительного оборудования, а при перекачке битума - удовлетворять требованиям по производительности, предъявляемым при разгрузке железнодорожных цистерн, загрузке битумовозов и автогудронаторов.
Характеристики выпускаемых промышленностью России стационарных и передвижных битумных насосов различных марок, в основном производительностью 500-600 л/мин, приведены в табл. 25.5.
Таблица 25.5
Техническая характеристика битумных насосов
Параметры | Тип, марка насоса | ||||||
мод. 600 | ДС-134А | ДС-166 | ДС-167 | ИС-2394 | СИ 601-04 | ДМ-532 | |
Подача, л/мин | 250-500 | 500 | 550 | 600 | 500 | 500 | 100 |
Давление, МПа | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Мощность двигателя, кВт | 8 | 8 | 8,15 | 11 | 7,5 | 11 | 2,2 |
Габариты, мм: длина ширина высота | 523 346 397 | 1097 435 613 | 515 390 480 | 1170 450 630 | 1340 660 550 | н/д | н/д |
Масса, кг | 130 | 415 | 120 | 530 | 350 | 343 | 157 |
Завод-изготовитель | г. Брянск, «СММ-холдинг» | г. Верхний Уфалей, ОАО «Завод Дормаш» |
- Справочная энциклопедия дорожника
- Строительство и реконструкция автомобильных дорог
- Москва 2005 Содержание
- Введение
- Раздел I основы технологии и организации строительства автомобильных дорог глава 1. Этапы развития и пути совершенствования сети автомобильных дорог и технологии их строительства
- 1.1. Основные этапы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России
- 1.2. Роль ученых в создании научно-технической базы дорожного строительства
- 1.3. Развитие и совершенствование технологии и методов строительства автомобильных дорог
- 1.4. Обеспечение прочности и работоспособности дорожных конструкций
- Раздел II возведение земляного полотна глава 2. Конструкции земляного полотна и требования к его возведению
- 2.1. Требования к конструкции земляного полотна
- 2.2. Требования к грунтам земляного полотна
- 2.3. Технология работ по сооружению земляного полотна
- 2.4. Основные принципы планирования и организации работ
- 2.5. Уплотнение грунтов
- Pиc. 2.4. Изменение оптимальной плотности и оптимальной влажности при разном уплотнении:
- Глава 3. Подготовительные работы перед сооружением земляного полотна
- 3.1. Состав и назначение подготовительных работ
- 3.2. Снятие растительного грунта и подготовка основания земляного полотна
- Глава 4. Строительство инженерных сооружений для регулирования водно-теплового режима земляного полотна
- 4.1. Виды сооружений и способы регулирования водно-теплового режима земляного полотна и дорожных одежд
- 4.2. Строительство водонепроницаемых и капилляропрерываюших слоев Подготовка верхней части земляного полотна перед устройством дополнительных слоев оснований.
- Глава 5. Возведение насыпей и разработка выемок в нескальных грунтах
- 5.1. Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- 5.2. Возведение насыпей из грунта выемок
- 5.3. Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Глава 6. Возведение земляного полотна на косогорах. Планировка и укрепление откосов
- 6.1. Основные типы конструкций земляного полотна на косогорах и оползневых склонах
- 6.2. Особенности возведения земляного полотна на косогорах и оползневых склонах
- 6.3. Планировка земляного полотна насыпей и выемок, конусов и откосов
- 6.4. Укрепление конусов и откосов земляных сооружений
- Глава 7. Возведение земляного полотна в горных условиях
- 7.1. Особенности возведения земляного полотна в горной местности
- 7.2. Буровые и взрывные работы. Техника безопасности
- 7.3. Расчет взрывных работ
- 7.4. Технология производства земляных работ в скальных грунтах. Контроль качества
- 7.5. Строительство противооползневых сооружений
- Глава 8. Гидромеханизация земляных работ
- 8.1. Условия и эффективность применения гидромеханизации земляных работ
- 8.2. Транспортирование и укладка грунта. Общая организация работ
- Глава 9. Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях
- 9.1. Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- 9.2. Сооружение высоких насыпей и глубоких выемок
- 9.3. Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- 9.4. Возведение земляного полотна на засоленных грунтах
- 9.5. Возведение земляного полотна в районах распространения вечномёрзлых грунтов
- 9.6. Сооружение земляного полотна из глинистых грунтов с влажностью более оптимальной
- 9.7. Строительство насыпей из техногенных грунтов
- Глава 10. Строительство земляного полотна с использованием геосинтетических материалов
- 10.1. Понятие о геосинтетических материалах. Области их применения*
- 10.2. Краткая классификация геосинтетических материалов для дорожного строительства
- 10.3. Строительство земляного полотна с использованием геосинтетических материалов
- Глава 11. Сооружение земляного полотна в зимний период
- 11.1. Особенности организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна в зимний период
- 11.2. Сооружение земляного полотна насыпей и выемок
- 11.3. Устройство дополнительных песчаных слоев оснований
- 11.4. Особенности строительства малых искусственных сооружений в зимний период
- Глава 12. Реконструкция земляного полотна
- 12.1. Условия работы существующего земляного полотна и основные пути повышения его прочности и устойчивости
- 12.2. Подготовительные работы к реконструкции земляного полотна
- 12.3. Способы уширения насыпей и выемок. Требования к выбору, размещению в слоях и уплотнению грунтов земляного полотна уширения
- 12.4. Исправление продольного профиля. Увеличение высоты насыпей и глубины выемок
- Величина уширения по подошве насыпи составит
- 12.5. Перестройка пучинистых участков
- 12.6. Повышение устойчивости откосов реконструируемого земляного полотна и совершенствование системы водоотвода
- 12.7. Перестройка и удлинение водопропускных труб
- Глава 13. Организация работ по возведению земляного полотна
- 13.1. Общие положения
- 13.2. Определение составов специализированных отрядов и оптимальной длины захватки при выполнении подготовительных работ и работ по строительству водопропускных труб
- 13.3. Определение составов специализированных отрядов и оптимальной длины захватки при возведении земляного полотна
- Раздел III строительство дорожных одежд Глава 14. Основы технологии строительства дорожных одежд
- 14.1. Технологическая классификация дорожных одежд, покрытий и оснований
- 14.2. Обеспечение надежности дорожных одежд
- 14.3. Основы технологии уплотнения слоев дорожных одежд
- Глава 15. Строительство дорожных оснований и покрытий из необработанных каменных материалов и каменных материалов и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими
- 15.1. Развитие методов применения грунтов и местных каменных материалов в слоях дорожных одежд
- 15.2. Строительство слоев из щебеночных материалов
- 15.3. Строительство слоев из щебеночно-песчаных и других смесей
- 15.4. Строительство слоев из активных отходов промышленности
- 15.5. Строительство слоев из материалов, обработанных цементом
- 15.6. Брусчатые, мозаичные и клинкерные мостовые
- 15.7. Основы технологии производства искусственного зернистого материала из глинистых грунтов с использованием электроплазменных устройств
- 15.8. Технология и эффективность применения зернистых керамических материалов при строительстве оснований дорожных одежд
- Глава 16. Строительство дорожных оснований и покрытий из каменных материалов и грунтов, обработанных органическими вяжущими
- 16.1. Строительство щебеночных слоев способом пропитки
- 16.2. Строительство слоев из черного щебня
- 16.3. Строительство слоев из смесей каменных материалов с жидкими органическими вяжущими
- 16.4. Строительство слоев из смесей каменных материалов с вязкими органическими вяжущими
- 16.5. Строительство конструктивных слоев дорожных одежд из эмульсионно-минеральных смесей
- 16.6. Строительство слоев из грунтов, укрепленных органическими вяжущими
- Глава 17. Строительство цементобетонных покрытий и оснований
- 17.1. Особенности строительства покрытий с применением минеральных вяжущих
- 17.2. Требования к материалам для строительства цементобетонных покрытий и проектирование состава дорожного бетона
- 17.3. Конструкции дорожных цементобетонных покрытий и оснований
- А) в свежеуложенном бетоне; б) комбинированным способом; в) в затвердевшем бетоне; г) продольный шов; пунктиром показана обмазка штырей битумом
- 17.4. Технология строительства цементобетонных покрытий
- 17.5. Строительство монолитных армобетонных и непрерывно армированных покрытий
- 17.6. Строительство предварительно напряжённых монолитных цементобетонных покрытий
- 17.7. Строительство оснований и покрытий из укатываемых бетонов
- 17.8. Особенности строительства цементобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха
- 17.9. Строительство сборных и сборно-монолитных покрытий
- 17.10. Контроль качества строительства цементобетонных покрытий
- Глава 18. Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований
- 18.1. Общие положения технологии строительства асфальтобетонных покрытий
- 18.2. Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием
- 18.3. Проектирование состава асфальтобетонных смесей
- 18.4. Обеспечение требований к физико-механическим свойствам асфальтобетона
- 18.5. Технология строительства асфальтобетонных покрытий и оснований
- 18.6. Требования к составу технологических карт на строительство асфальтобетонных покрытий
- Глава 19. Строительство асфальтобетонных покрытий из холодных и литых смесей и щебеночно-мастичного асфальтобетона
- 19.1. Строительство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
- 19.2. Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей
- 19.3. Строительство покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона
- 19.4. Строительство покрытий из асфальтобетонных смесей на основе полимерно-битумных вяжущих
- 19.5. Строительство асфальтобетонных покрытий при пониженной температуре воздуха
- 19.6. Охрана труда при строительстве асфальтобетонных покрытий
- Глава 20. Строительство слоев износа, защитных шероховатых слоев
- 20.1. Назначение слоев износа, защитных и шероховатых слоев
- 20.2. Поверхностная обработка дорожных покрытий
- Зоны жесткости: 1 - очень мягкое; 2 - мягкое; 3 - нормальное; 4 - твердое; 5 - очень твердое.
- 20.3. Поверхностные обработки с полимерным вяжущим
- 20.4. Устройство шероховатого слоя износа методом втапливания щебня
- 20.5. Слои износа и защитные слои с применением эмульсионно-минеральных смесей
- Глава 21. Строительство дорожных одежд с покрытиями простейшего типа
- 21.1. Назначение покрытий простейшего типа
- 21.2. Местные грунты как материал для покрытий простейшего типа
- 21.3. Технология строительства простейших покрытий из искусственно улучшенных грунтов
- 21.4. Технология профилирования грунтовых дорог
- 21.5. Строительство деревянных, сплошных и колейных покрытий (лежневых и бревенчатых)
- 21.6. Брусчатые, мозаиковые и клинкерные мостовые
- Глава 22. Реконструкция дорожных одежд
- 22.1. Способы реконструкции дорожных одежд
- 22.2. Способы разборки слоев дорожных одежд для повторного использования их материалов
- 22.3. Способы регенерации дорожных одежд и покрытий
- 22.4. Уширение дорожной одежды
- 22.5. Усиление существующих дорожных одежд
- Время после укладки горячей смеси, мин
- В верхнем правом углу показан конструктивный разрез покрытия и места закладки термопар (1-5);
- 22.6. Особенности реконструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями
- 22.7. Устройство краевых полос и укрепление обочин при реконструкции дорог
- 22.8. Перестройка дорожных одежд переходного типа
- Раздел IV материально-техническое обеспечение дорожного строительства Глава 23. Предприятия по разработке горных пород
- 23.1. Разработка горных пород
- 23.2. Особенности разработки скальных пород
- 23.3. Особенности разработки обломочных пород
- 23.4. Переработка каменных материалов в притрассовых карьерах на передвижных дробильно-сортировочных установках
- Глава 24. Камнедробильные заводы
- 24.1. Основные процессы работы камнедробильных заводов
- 24.2. Генеральный план кдз
- 24.3. Переработка гравийно-песчаных материалов
- 24.4. Приготовление дробленого песка
- 24.5. Производство минерального порошка для асфальтобетона
- 24.6. Особенности организации складов готовой продукции
- 24.7. Технологические процессы обогащения и улучшения каменных материалов
- 24.8. Контроль качества, приемка готовой продукции
- Глава 25. Битумные и эмульсионные базы
- 25.1. Назначение и размещение баз и складов
- 25.2. Технологические процессы подготовки органических вяжущих
- 25.3. Эмульсионные базы и цехи. Технология производства битумных эмульсий
- 25.4. Установки для производства катионных битумных эмульсий
- 25.5. Автоматизация технологических процессов на эмульсионных базах и контроль качества эмульсий
- Глава 26. Заводы для приготовления асфальтобетонных смесей
- 26.1. Классификация заводов и особенности их размещения
- 26.2. Генеральный план абз
- 26.3. Технологические процессы. Выбор технологического оборудования
- 26.4 Асфальтосмесительные установки
- 26.5. Переработка старого асфальтобетона (регенерация) на абз
- 26.6. Автоматизация технологических процессов асфальтобетонного завода и контроль качества
- 26.7. Базы и установки для обработки грунтов вяжущими
- Глава 27. Заводы по производству цементобетонных смесей
- 27.1. Классификация заводов и особенности их размещения
- 27.2. Генеральный план цбз
- 27.3. Технологические процессы производства и оборудование
- А) технологическая схема работы бетоносмесительной установки; б) блок дозирования каменных материалов; в) смесительный блок
- 27.4. Особенности организации складов каменных материалов
- 27.5. Склады цемента и минерального порошка
- 27.6. Автоматизация технологических процессов и контроль качества продукции Общие положения автоматизации технологических процессов.
- 27.7. Оборудование для транспортирования бетонных смесей
- 27.8. Особенности работы цбз зимой и в жарком климате
- Глава 28. Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий
- 28.1. Классификация заводов и полигонов и технология изготовления изделий
- Pиc.28.2 Схемы уплотнения бетонной смеси в изделиях:
- 28.2. Способы производства железобетонных изделий
- 28.3. Контроль качества железобетонных изделий и особенности организации склада готовых изделий
- Глава 29. Охрана труда и окружающей среды на производственных предприятиях дорожного хозяйства
- 29.1. Общие положения по охране труда и технике безопасности в строительном производстве
- 29.2. Охрана труда и техника безопасности на производственных предприятиях (базах) дорожного строительства
- 29.3. Охрана окружающей природной среды на производственных предприятиях дорожного строительства
- Раздел V организация дорожно-строительных работ Глава 30. Основные вопросы организации дорожно-строительных работ
- 30.1. Общие положения организации строительства автомобильной дороги
- 30.2. Особенности организации работ при реконструкции автомобильной дороги
- 30.3. Организационно-технические мероприятия по охране окружающей среды при строительстве (реконструкции) автомобильной дороги
- 30.4. Охрана труда и техника безопасности при строительстве автомобильных дорог
- Глава 31. Организация производственной базы дорожного строительства
- 31.1. Организация материально-технического обеспечения дорожного строительства
- 31.2. Организация складского хозяйства на дорожном строительстве
- 31.3. Организация технического обслуживания и ремонта машин
- 31.4. Обеспечение производственной базы дорожного строительства электроэнергией, сжатым воздухом, паром, водой и технологической связью
- Глава 32. Способы организации дорожно-строительных работ
- 32.1. Комплексно-механизированный поточный способ и его разновидности
- 32.2. Непоточные способы организации дорожно-строительных работ
- Глава 33. Проектирование организации строительства и производства дорожно-строительных работ
- 33.1. Проект организации строительства и проект производства работ
- 33.2. Определение составов специализированных отрядов при устройстве дорожной одежды
- 33.3. Составление календарного, сетевого, почасовых графиков строительства автомобильной дороги и технологических карт
- 33.4. Определение потребности строительства в материально-технических ресурсах
- 33.5. Диспетчерское управление и автоматизация управления строительством
- Раздел VI обеспечение качества дорожно-строительных работ глава 34. Контроль и управление качеством дорожно-строительных работ
- 34.1. Система контроля и управления качеством дорожно-строительных работ
- 34.2. Организации и технология контроля качества дорожно-строительных работ
- Глава 35. Производственный контроль качества дорожно-строительных работ
- 35.1. Контроль качества выполняемых работ при строительстве земляного полотна и правила их приемки
- 35.2. Операционный контроль в процессе выполнения и по завершении соответствующих операций
- 35.3. Скоростные методы контроля прочности и ровности дорожной одежды
- 35.4. Контролируемые параметры, средства контроля, допустимые отклонения и объем измерений при операционном и приемочном контроле
- Глава 36. Статистический контроль и регулирование качества при строительстве автомобильных дорог
- 36.1. Актуальность статистических методов контроля в дорожном строительстве
- 36.2. Обоснование и развитие единого расчетного аппарата для статистического контроля качества в дорожном строительстве
- 36.3. Методическая основа оценки качества в дорожном строительстве
- 36.4. Методика определения объема и точек измерений при статистическом контроле
- Пример назначения мест измерений с помощью таблицы случайных чисел
- 36.5. Обработка результатов статистического контроля и оценка качества
- 36.6. Настройка технологических процессов на стадии подготовки и в процессе строительства
- 36.7. Примеры организации и проведения статистического контроля, оценки качества и настройки технологических процессов
- 36.8. Основные выводы
- 37.1. Основные тенденции развития дорожно-строительных машин и их производственно-технологические параметры
- 37.2. Основные технологические параметры по основным группам машин и оборудования и определение производительности
- Глава 38. Машины и оборудование для возведения земляного полотна
- 38.1. Машины для подготовительных работ
- 38.2. Машины для разработки и транспортирования грунта
- 38.3. Машины для разравнивания грунта и планировки земляного полотна и слоев основания и откосов
- 38.4. Машины и оборудование для уплотнения грунтов
- Глава 39. Машины и оборудование для строительства и реконструкции дорожных одежд
- 39.1. Машины для строительства слоев основания из грунтов и минеральных материалов, обработанных вяжущими
- 39.2. Машины для строительства слоев основания из щебня и гравия
- 39.3. Машины для строительства асфальтобетонных покрытий
- 39.4. Машины и оборудование для строительства цементобетонных покрытий
- 39.5. Машины и оборудование для строительства слоев износа (защитных слоев) покрытия
- 39.6. Машины для уплотнения слоев основания и покрытия
- 39.7. Машины для обустройства дорог
- 39.8. Машины и оборудование для реконструкции дорог
- Список литературы