logo search
городков

Кведлинбург и Болонья

Рисунок 1.14 – Выдающиеся средневековые города - Венеция

отношении ограничен­ного круга городов (по преимуществу - крепостей, строившихся по коро­левским эдиктам), тогда как большинство городов возникало в результате естественного роста первоначальных негородских поселений, происхожде­ние которых очень часто остается невыясненным.

Торговые центры зарождались там, где происходила перевалка товаров с караванного торгового пути на речные или морские суда. Такие перева­лочные пункты находились у переправ через реки, у слияния судоходного притока с большой рекой и, наконец, в низовье реки у ее впадения в море.

На ранних ступенях своего развития ряд ныне существующих европейских столиц имел островное и полуостровное местоположение. Так, например, средне­вековый Париж в течение долгого времени занимал только остров Ситэ, и лишь тогда, когда застройка на острове достигла высокой плотности, парижане приступили к освоению сначала левого, а начиная с XII в. и правого берега Сены [11].

Один из предшественников современного Берлина - г. Кельн - в свою очередь занимал островное положение, размещаясь на длинном острове между рукавами р. Шпрее. Островное положение имела столица Шве­ции - Стокгольм, находившаяся на о-ве Стаден, между оз. Мелар и так называемым «Соленым морем». К числу островных городов следует от­нести также Венецию (рисунок 1.14), Любек, Штральзунд, Мон-сен-Мишель. Классиче­ские примеры полуостровного расположения городов дают Верона, Каме­нец-Подольский и столица Швейцарии-Берн [4].

В расположении приморских городов, построенных у впадения рек, сле­дует отметить одну характерную черту: эти города чаще возникали не на самом морском берегу, а несколько выше по течению реки, на расстоян

Рисунок 1.14 – Выдающиеся средневековые города - Венеция

ии 5-20 км от устья. Такое расположение объяснялось отсутствием на реке высоких волн, а также сильных приливно-отливных течений. Среди торго­вых городов, расположенных у эстуариев рек, можно отметить города-близнецы Гамбург и Альтону, расположенных в нижнем течение Эльбы, Бремен на Везере; Гданьск, построенный у так называемой Мертвой Вислы близ впадения ее в Балтийское море, а также Щецин, Ригу, Росток, Роттердам и др. По своему местоположению приморские города почти не отличались от городов, расположенных на среднем или верхнем течении тех же рек. В интересах обороны и здесь отдавали предпочтение остро­вам, полуостровам и высоким холмам с обрывистыми скатами, а в каче­стве дополнительных оборонительных рубежей использовали водные протоки дельты, заболоченные местности и другие естественные территориальные ограничения.

На структуру генерального плана городов оказывали влияния не только естественные топографические условия (реки, моря, рельеф, замки, монастыри), но и социальные факторы (специфические районы городов с разным «социальным статусом» населения).

В XII-XIII вв. города изживают территориальную разобщенность. Замки, монастыри и городские поселения объединяются. В основу классификации средневековых городов может быть положен генетический признак – условия основания (многие города были основаны римлянами), но значительная часть их являлась новыми, построенными на ранее не обжитых местах.

Разнообразие местных условий давало самые разные планировки. Наряду с нерегулярной планировкой существовала и правильно спланированная прямоугольная и многоугольная система улиц (Краков и др.). Многие города утвердили радиальную систему улиц (связь с другими городами) и кольцевую систему (на месте старых городских укреплений). Примером являются Париж и Милан.

В структуре средневековых городов важное место отводилось площадям. В этот период возникают соборные и рыночные площади, которые поразному располагались в структуре города (совместно, диагонально, на значительном удалении и др.) Площади имели важнейшее архитектурно-планировочное значение.