logo
городков

4.7 Структура селитебной территории города

Величина микрорайона. При определении площади микрорайона не­обходимо принять во внимание многообразные усло­вия, в которых будет осуществляться за­стройка. Размеры микрорайонов в реконструи­руемых частях города чаще всего определяются сложившейся сеткой улиц; при проектирова­нии на свободных территориях они зависят от топографических особенностей местности. Ов­раги, водоемы, существующие зеленые массивы и уча­стки, неудобные для строительства, могут слу­жить естественными границами микрорайона.

Независимо от конкретной обстанов­ки в самом принципе организации микрорай­она заложены условия, ограничивающие его размеры, это - радиусы обслуживания, систе­ма обслуживания и размеры учреждений обслу­живающей сети. Если радиусы обслуживания не позволяют увеличить размеры микрорайона сверх определенного предела, то чрезмерному уменьшению микрорайона препятствуют тре­бования, предъявляемые к экономике обслужи­вающих учреждений, излишнее измельчение которых делает их неэкономичными как в строительстве, так и в эксплуатации.

Очертания и размеры межмагистральной территории могут быть разнообразными в зависимости от направления транспортных ма­гистралей и топографии местности. Максимальный размер межмагистральной тер­ритории определяется пешеходной доступностью от наиболее удаленных частей жилой застройки микрорайонов до остановок городского транспорта (400-500 м), а величи­на района зависит от радиуса обслуживания учреждений периодического пользования, рав­ного 750-1500 м.

Расстояние между основными магистралями обычно принимается 600-1000 м. В настоящее вре­мя в практике допускаются и большие расстоя­ния при условии соблюдения норм пешеход­ной доступности [36].

Увеличение расстояния между магистраля­ми возможно за счет размещения районного парка в средней зоне межмагистральной тер­ритории и вынесения школ с их участками за пределы жилой зоны микрорайона.

Максимальная величина микрорайона определяется радиусами обслуживания, размещени­ем обслуживающих учреждений и остановок городского транспорта, причем каждой системе обслуживания (и расселения) должна соответ­ствовать определенная территория.

При одном торговом центре (или торговом и культурном), расположенном на городской магистрали, вблизи остановок городского транс­порта размер микрорайона не может превышать 25-35 га, так как радиус обслуживания жилой территории не должен превышать 350-400 м (фактический радиус пешеходной доступности в этом случае будет близок к предельному – 450-500 м). Следу­ет отметить, что этот максимальный (при од­ном торговом центре) размер микрорайона мо­жет быть достигнут только в том случае, если школьный участок и микрорайонный сад будут вынесены за пределы жилой территории. Что­бы создать большие удобства для живущих, можно либо уменьшить радиусы обслуживания торгового центра и остановок городского транс­порта до 280-340 м (при этом фактический путь пешехода будет равен 360-440 м, а тер­ритория микрорайона 15-20 га), либо органи­зовать для отдаленных групп жилых домов пер­вичное обслуживание, допуская, что до остано­вок городского транспорта сохранится пре­дельное расстояние [36,38].

Микрорайоны с одним торговым и культур­ным центром, где сосредоточены все предприя­тия повседневного обслуживания, а периодиче­ское обслуживание расположено в центре рай­она, имеют, как правило, небольшие размеры и получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом, так как в них обеспечи­вается удобная и четкая система обслуживания.

Увеличение территории микрорайона свы­ше 25-35 га возможно в том случае, если магистрали с городским транспортом ограничи­вают микрорайон с двух сторон. В этом случае представляется более целесооб­разным размещение двух или нескольких тор­говых и бытовых учреждений вблизи маги­стралей, а учреждений культурного обслужи­вания - в центре микрорайона. Для того что­бы полностью использовать внутреннюю часть территории микрорайона, там же следует рас­полагать школы со своими участками.

Примером микрорайона со сходной органи­зацией обслуживания может служить микро­район Сосновая поляна (г. Москва), площадь террито­рии которого около 100 га. Территория микрорайона расчленена на три части с населением по 6000 человек в каждой, каждая часть обслуживается своими школьными, дет­скими и торгово-бытовыми учреждениями, а общественные и спортивные учреждения явля­ются общими для всего микрорайона и разме­щены в его центральной части.

В целях увеличения территории микрорай­она и максимальной концентрации обслужива­ющих учреждений применяется прием, при котором и общественный и торговый центры расположены в центральной части микрорай­она. Недостатки этого приема: введение в микрорайон грузового транспорта, обслуживающего торговый центр, что ухудшает условия проживания в домах, располо­женных вблизи дороги, даже при использова­нии защитных зеленых насаждений, необхо­димость пересечения жителями микрорайона магистрали с грузовым транспортом, удаление общественного центра от остановок городского транспорта.

При определении размера микрорайона следует исходить не только из установленных нормами радиусов пешеходной доступности для детских, общественных и торговых учреждений (они должны быть безусловно соблюдены), но и из соображений целесообразной организа­ции и вместимости обслуживающих учреждений микрорайона, например школ.

Наиболее распространенным типом школы является школа на 960-1280 учащихся, которая мо­жет обслужить 6000-7000 человек населения. Поэто­му часто встречаются примеры микрорайонов или жилых групп, входящих в состав микро­района, рассчитанных на 5500 -7000 жителей.

Баланс структуры жилого фонда на основе демографического состава семей. Решение задачи соотношения различных типов квартир в жилом фонде горо­да определяется демографическим балансом населения. Эти данные могут быть получены в результате социологических обследований и анализа статистическо­го материала, на основе которых определяется номенклатура квартир и баланс жилого фонда.

При проектировании нового города для расчета баланса типов квартир мо­жет приниматься следующее процентное соотношение семей:

одиночки - 3,5%; из 4-х человек - 33,0%;

из 2-х человек - 12,5%; из 5-ти человек - 15,5%;

из 3-х человек - 27,0%; из 6-ти человек - 8,5%.

Указанные расчетные данные по демографическому составу населения уточ­няются для каждого конкретного района.

На основе выявленного баланса семей может быть определена потребная жилая площадь для города в целом, которая в общем виде нормируется показате­лем жилой обеспеченности на одного жителя. Следует отметить, что для семей разного количественного состава показатель жилой обеспеченности отличается от нормативного. Приближенно принимается, что требуемая жилая площадь квартиры линейно зависит от количества членов семьи:

Sn=a+bn, (1)

где: а и b - эмпирические постоянные; n - число членов семьи.

Следовательно, в квартире для семьи из «n» человек на одного человека при­ходится:

Sn = (2)

Эмпирические коэффициенты расчетной формулы определяются из соотно­шений:

b=S1-a (3)

где: N- количество жителей города; S1 - жилая площадь квартиры (одноком­натной), предоставляемой одинокому;f- количество всех семей (одинокие ус­ловно считаются семьей из одного человека), равное количеству требуемых квар­тир: - средняя жилая обеспеченность населения (кв.м. жилой площади на 1 человека).

Площадь всех квартир, потребная для семей из «п» человек, составит:

(4)

где: fn - число требуемых квартир для семей данного типа (определятся на ос­нове процентного соотношения семей):

Отсюда общая жилая площадь по городу составит:

(5)

В результате определяется вся потребная жилая площадь по городу, ее рас­пределение по типам квартир (и количество типов квартир), исходя из демогра­фической структуры населения города. Ориентировочное количество комнат в квартирах можно принимать для семей, состоящих из: 1 чел. - 1 комн.; 2 чел. – 2 комн.; 3 чел. - 3 комн.; 4 чел. - 3 комн.; 5 чел. - 4 комн.; 6 чел. и более -5 комнат и более.

Пример ориентировочного баланса квартир и распределения жилого фонда, исходя из демографической структуры населения нового города на 100 тысяч жителей. На основе приведенных выше данных определяется количество семей каждого типа и соответствующее им количество квартир (таблица. 4.6 ):

Принимая S1 = 18 м , = 15 м, из соотношения (3) находим:

b=S1-a=18-4,1=13,9.

Таблица 4.6 - Пример расчета структуры жилого фонда

Количество

%

членов

семьи

Количество

семей

(квартир)

Количество жителей

в данном типе

квартир

Количество

комнат

в квартире

Потребная

жилая

площадь, м2

1

950

950

1

17100

2

3380

6770

2

108160

3

7291

21910

3

335386

4

8911

35670

4

536660

5

4185

20930

5

309670

6 и более

2295

13770

5 и более

201960

Всего: по

27012

100000

1708956

Общая жилая площадь для каждого типа квартир определена из соотноше­ния (4) и результаты сведены в таблицу.

Размещение гаражей, хозяйственных помещений и площадок. В связи с интенсивным ростом количества автомобилей индиви­дуального пользования возникла серьезная градостроительная и хозяйственная задача обеспечения надлежащего хранения ав­томобилей. Поэтому при составлении проекта планировки жилых районов необходимо заранее предусматривать соответствующие места для хранения автомобилей. Количество необходимых мест определяется по расчету в соответствии с действующими нор­мами.

Для хранения автомобилей индивидуального пользования применяются гаражи трех типов:

а) гаражи-боксы IV и V категории вместимостью до 25 автомобилей;

б) гаражи манежно-боксового типа III категории вместимостью до 100 автомобилей без ремонтных мастерских;

в) гаражи-гостиницы манежного типа I и II категории вместимостью 100-500 автомобилей.

Гаражи боксового и манежно-боксового типа размещаются на территории жилых районов и микрорайонов с радиусом об­служивания до 500 м. Гаражи-гостиницы манежного типа раз­мещаются вне жилых комплексов на обособленных участках.

Количество автомобилей для жилого района принимается 50-70 на 1000 жителей на проектный срок и 30-40 на 1000 жи­телей на первые 10 лет. При этом следует считать, что 50% автомобилей хранится в боксовых гаражах и 50% - в гаражах-гостиницах (манежных).

Гаражи-боксы размещаются в микрорайоне вблизи жилых домов или на специально выделенных обособленных участках. Возможны следующие варианты их устройства:

1) отдельно стоящие стандартные гаражи заводского изготовления (сборно-разборные) или группы таких гаражей;

  1. отдельно стоящие блоки гаражей-боксов разной вместимости капитального типа;

  2. блоки, пристроенные к глухим торцам жилых домов;

  3. блоки гаражей-боксов, соединенные с хозяйственными постройками (котельная, самодеятельная прачечная, мастерские и др.) и имеющие с ними общий хозяйственный двор;

  4. гаражи-боксы, использующие перепад рельефа (подпорную стенку).

Независимо от размещения перед гаражами устраиваются тупиковые дворики или площадки шириной не менее 8 м.

Гаражи манежно-боксового типа делают подземными, полуподземными или размещают в 1 - 2-этажных капитальных зданиях. Крыша таких гаражей может быть использована для устройства газонов или площадок для спорта и отдыха населения. Такие гаражи рациональны с точки зрения экономии тер­ритории, но ввиду сложности конструкций, значительно дороже наземных. Поэтому их применение ограничено.

Гаражи всех типов необходимо изолировать от жилых блоков, школ, детских учреждений.

Гаражи-стоянки следует располагать с учетом наименьшего пути следования автомобилей по территории микрорайона, при въезде и выезде на улицу. Подъезды к гаражам не должны пересекать пешеходные направления к школам и детским учреждениям. Поэтому гаражи желательно располагать по периферии микрорайона, но не ближе 15 м от красной линии, устраивая выезды из них только на улицы с местным движением или на специальные полосы магистральных улиц, отделенные от проезжей части зелеными газонами.

Гаражи вместимостью более 25 автомобилей должны отстоять от детских учреждений и школ не менее чем на 50 м и от жилых зданий на 25 м; вместимостью до 25 автомобилей - соответственно на 25 и 15 м. Гаражи вместе с площадками перед ними необходимо ограждать по периметру полосой зеленых насаждений.

Кроме гаражей-стоянок в микрорайонах, необходимо предусматривать открытые площадки для кратковременных стоянок автомобилей. Часть стоянок должна быть размещена при въезде в микрорайон на хорошо изолированных от жилья площадках, а также вдоль тротуаров на проезжих частях улиц с местным движением (жилые улицы) при ширине проезжей части не менее 9 м.

Следует отметить, что вопрос размещения гаражей на территории микрорайона нельзя считать решенным. Боксовые гаражи «засоряют» застройку микрорайона и вызывают значительный расход площади (40-50 м2 на 1 автомобиль). Так, например, в микрорайоне площадью 50 га с населением 20 тыс. чел. необходимо построить 300-500 боксов что потребует свыше 3 га площади. Кроме того, гаражи загрязняют воздух, создают шум, нарушая нормальную жизнь населения.

Очевидно, что большинство автомобилей рациональнее хра­нить в крупных многоэтажных гаражах-гостиницах, располагаемых вне микрорайонов.

Хозяйственные площадки. На территории микрорайона необходимо равномерно разме­щать хозяйственно-бытовые площадки для установки мусоро­сборников, чистки ковров, сушки белья и домашних вещей.

Сбор, хранение и удаление мусора - одна из важных и слож­ных задач коммунального обслуживания населения. В современных многоэтажных домах (выше 5-ти этажей) му­сор из квартир удаляется по мусоропроводам и попадает в мусо­росборник, расположенный в подвале дома, а затем вывозится специальным транспортом - мусоровозами за пределы города. В домах высотой до 5-ти этажей включительно, накапливае­мый в квартирах мусор выносят во двор и складывают в пере­носные металлические мусоросборники емкостью 0,08-0,1 м3. Количество их принимается из расчета 1 мусоросборник на 50 - 60 жителей.

В настоящее время в практику очистки городов внедряются более прогрессивные в санитарном отношении мусоросборники - контейнеры емкостью 0,5-0,8 м3, которые увозят со двора на специальных машинах. Количество контейнеров определяется из расчета 1 шт. на 250-500 жителей.

Переносные мусоросборники и контейнеры располагаются на специальных площадках, которые желательно размещать по возможности ближе к выездам из жилых групп. В больших микро­районах, где это требование выполнить нельзя, целесообразно площадки для мусоросборников располагать при группах домов, а более обширные площадки или специальные помещения хозблока - на выездах из микрорайона с подвозом к ним мусоро­сборников. Площадки для мусо­росборников должны располагаться не далее 100-150 м от вхо­да в дом (но не ближе 15 м от дома) с обязательным примыка­нием к внутриквартальному проезду.

На площадках, обслуживающих группу домов, мусоросборники располагаются рядами, в специальных павильонах или под навесами, изолированными с трех сторон невысокой стенкой из кирпича или кустарников. От других сооружений площадка должна отделяться зеленой полосой шириной не менее 10 м.

В настоящее время ведутся работы по отысканию новых способов удаления бытового мусора. Наиболее совершенным является дробление мусора в специальных дробилках, установленных в квартирах или дворах, после чего смываемый водой мусор может поступать в канализационную сеть, по которой направляется в очистные сооружения. Такой способ несравнимо улучшит санитарное состояние жилых дворов и даст большой экономический эффект, так как полностью высвободит транспорт, занятый на уборке мусора [39].

Таблица 4.7 - Размеры площадок и павильонов для мусоросборников

Число мусоросборников на площадке

Размеры, м

площадок

павильонов

6

2х2

3х3

12

5х2,5

4х4

18

7,5х2,5

5х5

Площадки для чистки ковров и сушки вещей оборудуются металлическими рамами (рисунок 4.13). Площадки для сушки белья оборудуются стойками с крючками для веревок. На площадках устанавливаются скамьи. Такие площадки располага­ются в группах домов по возможности не далее 100 м от входов и не ближе 25 м от стен жилых домов и детских площадок.

Озеленение площадок делается по периметру в виде живой изгороди из кустарника. Со стороны внутриквартального проез­да должна быть защитная полоса шириной 3,5 м. Площадки располагаются так, чтобы они длительное время облучались солнцем. Покрытие всех площадок бетонное или асфальтовое с бортовым обрамлением.

Дорожная сеть. В практике градостроительства применяется определенная система построения уличной сети. Магистральные улицы городского и районного значения принадлежат общественному городскому транспорту. Территория, заключенная между этими улицами, должна быть полностью изолирована от регулярного движения городского транспорта.

В то же время жилой комплекс, расположенный на этой территории, должен иметь свое транспортное обслуживание, к которому относятся: