4.7 Структура селитебной территории города
Величина микрорайона. При определении площади микрорайона необходимо принять во внимание многообразные условия, в которых будет осуществляться застройка. Размеры микрорайонов в реконструируемых частях города чаще всего определяются сложившейся сеткой улиц; при проектировании на свободных территориях они зависят от топографических особенностей местности. Овраги, водоемы, существующие зеленые массивы и участки, неудобные для строительства, могут служить естественными границами микрорайона.
Независимо от конкретной обстановки в самом принципе организации микрорайона заложены условия, ограничивающие его размеры, это - радиусы обслуживания, система обслуживания и размеры учреждений обслуживающей сети. Если радиусы обслуживания не позволяют увеличить размеры микрорайона сверх определенного предела, то чрезмерному уменьшению микрорайона препятствуют требования, предъявляемые к экономике обслуживающих учреждений, излишнее измельчение которых делает их неэкономичными как в строительстве, так и в эксплуатации.
Очертания и размеры межмагистральной территории могут быть разнообразными в зависимости от направления транспортных магистралей и топографии местности. Максимальный размер межмагистральной территории определяется пешеходной доступностью от наиболее удаленных частей жилой застройки микрорайонов до остановок городского транспорта (400-500 м), а величина района зависит от радиуса обслуживания учреждений периодического пользования, равного 750-1500 м.
Расстояние между основными магистралями обычно принимается 600-1000 м. В настоящее время в практике допускаются и большие расстояния при условии соблюдения норм пешеходной доступности [36].
Увеличение расстояния между магистралями возможно за счет размещения районного парка в средней зоне межмагистральной территории и вынесения школ с их участками за пределы жилой зоны микрорайона.
Максимальная величина микрорайона определяется радиусами обслуживания, размещением обслуживающих учреждений и остановок городского транспорта, причем каждой системе обслуживания (и расселения) должна соответствовать определенная территория.
При одном торговом центре (или торговом и культурном), расположенном на городской магистрали, вблизи остановок городского транспорта размер микрорайона не может превышать 25-35 га, так как радиус обслуживания жилой территории не должен превышать 350-400 м (фактический радиус пешеходной доступности в этом случае будет близок к предельному – 450-500 м). Следует отметить, что этот максимальный (при одном торговом центре) размер микрорайона может быть достигнут только в том случае, если школьный участок и микрорайонный сад будут вынесены за пределы жилой территории. Чтобы создать большие удобства для живущих, можно либо уменьшить радиусы обслуживания торгового центра и остановок городского транспорта до 280-340 м (при этом фактический путь пешехода будет равен 360-440 м, а территория микрорайона 15-20 га), либо организовать для отдаленных групп жилых домов первичное обслуживание, допуская, что до остановок городского транспорта сохранится предельное расстояние [36,38].
Микрорайоны с одним торговым и культурным центром, где сосредоточены все предприятия повседневного обслуживания, а периодическое обслуживание расположено в центре района, имеют, как правило, небольшие размеры и получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом, так как в них обеспечивается удобная и четкая система обслуживания.
Увеличение территории микрорайона свыше 25-35 га возможно в том случае, если магистрали с городским транспортом ограничивают микрорайон с двух сторон. В этом случае представляется более целесообразным размещение двух или нескольких торговых и бытовых учреждений вблизи магистралей, а учреждений культурного обслуживания - в центре микрорайона. Для того чтобы полностью использовать внутреннюю часть территории микрорайона, там же следует располагать школы со своими участками.
Примером микрорайона со сходной организацией обслуживания может служить микрорайон Сосновая поляна (г. Москва), площадь территории которого около 100 га. Территория микрорайона расчленена на три части с населением по 6000 человек в каждой, каждая часть обслуживается своими школьными, детскими и торгово-бытовыми учреждениями, а общественные и спортивные учреждения являются общими для всего микрорайона и размещены в его центральной части.
В целях увеличения территории микрорайона и максимальной концентрации обслуживающих учреждений применяется прием, при котором и общественный и торговый центры расположены в центральной части микрорайона. Недостатки этого приема: введение в микрорайон грузового транспорта, обслуживающего торговый центр, что ухудшает условия проживания в домах, расположенных вблизи дороги, даже при использовании защитных зеленых насаждений, необходимость пересечения жителями микрорайона магистрали с грузовым транспортом, удаление общественного центра от остановок городского транспорта.
При определении размера микрорайона следует исходить не только из установленных нормами радиусов пешеходной доступности для детских, общественных и торговых учреждений (они должны быть безусловно соблюдены), но и из соображений целесообразной организации и вместимости обслуживающих учреждений микрорайона, например школ.
Наиболее распространенным типом школы является школа на 960-1280 учащихся, которая может обслужить 6000-7000 человек населения. Поэтому часто встречаются примеры микрорайонов или жилых групп, входящих в состав микрорайона, рассчитанных на 5500 -7000 жителей.
Баланс структуры жилого фонда на основе демографического состава семей. Решение задачи соотношения различных типов квартир в жилом фонде города определяется демографическим балансом населения. Эти данные могут быть получены в результате социологических обследований и анализа статистического материала, на основе которых определяется номенклатура квартир и баланс жилого фонда.
При проектировании нового города для расчета баланса типов квартир может приниматься следующее процентное соотношение семей:
одиночки - 3,5%; из 4-х человек - 33,0%;
из 2-х человек - 12,5%; из 5-ти человек - 15,5%;
из 3-х человек - 27,0%; из 6-ти человек - 8,5%.
Указанные расчетные данные по демографическому составу населения уточняются для каждого конкретного района.
На основе выявленного баланса семей может быть определена потребная жилая площадь для города в целом, которая в общем виде нормируется показателем жилой обеспеченности на одного жителя. Следует отметить, что для семей разного количественного состава показатель жилой обеспеченности отличается от нормативного. Приближенно принимается, что требуемая жилая площадь квартиры линейно зависит от количества членов семьи:
Sn=a+bn, (1)
где: а и b - эмпирические постоянные; n - число членов семьи.
Следовательно, в квартире для семьи из «n» человек на одного человека приходится:
Sn = (2)
Эмпирические коэффициенты расчетной формулы определяются из соотношений:
b=S1-a (3)
где: N- количество жителей города; S1 - жилая площадь квартиры (однокомнатной), предоставляемой одинокому;f- количество всех семей (одинокие условно считаются семьей из одного человека), равное количеству требуемых квартир: - средняя жилая обеспеченность населения (кв.м. жилой площади на 1 человека).
Площадь всех квартир, потребная для семей из «п» человек, составит:
(4)
где: fn - число требуемых квартир для семей данного типа (определятся на основе процентного соотношения семей):
Отсюда общая жилая площадь по городу составит:
(5)
В результате определяется вся потребная жилая площадь по городу, ее распределение по типам квартир (и количество типов квартир), исходя из демографической структуры населения города. Ориентировочное количество комнат в квартирах можно принимать для семей, состоящих из: 1 чел. - 1 комн.; 2 чел. – 2 комн.; 3 чел. - 3 комн.; 4 чел. - 3 комн.; 5 чел. - 4 комн.; 6 чел. и более -5 комнат и более.
Пример ориентировочного баланса квартир и распределения жилого фонда, исходя из демографической структуры населения нового города на 100 тысяч жителей. На основе приведенных выше данных определяется количество семей каждого типа и соответствующее им количество квартир (таблица. 4.6 ):
Принимая S1 = 18 м , = 15 м, из соотношения (3) находим:
b=S1-a=18-4,1=13,9.
Таблица 4.6 - Пример расчета структуры жилого фонда
-
Количество
%
членов
семьи
Количество
семей
(квартир)
Количество жителей
в данном типе
квартир
Количество
комнат
в квартире
Потребная
жилая
площадь, м2
1
950
950
1
17100
2
3380
6770
2
108160
3
7291
21910
3
335386
4
8911
35670
4
536660
5
4185
20930
5
309670
6 и более
2295
13770
5 и более
201960
Всего: по
27012
100000
1708956
Общая жилая площадь для каждого типа квартир определена из соотношения (4) и результаты сведены в таблицу.
Размещение гаражей, хозяйственных помещений и площадок. В связи с интенсивным ростом количества автомобилей индивидуального пользования возникла серьезная градостроительная и хозяйственная задача обеспечения надлежащего хранения автомобилей. Поэтому при составлении проекта планировки жилых районов необходимо заранее предусматривать соответствующие места для хранения автомобилей. Количество необходимых мест определяется по расчету в соответствии с действующими нормами.
Для хранения автомобилей индивидуального пользования применяются гаражи трех типов:
а) гаражи-боксы IV и V категории вместимостью до 25 автомобилей;
б) гаражи манежно-боксового типа III категории вместимостью до 100 автомобилей без ремонтных мастерских;
в) гаражи-гостиницы манежного типа I и II категории вместимостью 100-500 автомобилей.
Гаражи боксового и манежно-боксового типа размещаются на территории жилых районов и микрорайонов с радиусом обслуживания до 500 м. Гаражи-гостиницы манежного типа размещаются вне жилых комплексов на обособленных участках.
Количество автомобилей для жилого района принимается 50-70 на 1000 жителей на проектный срок и 30-40 на 1000 жителей на первые 10 лет. При этом следует считать, что 50% автомобилей хранится в боксовых гаражах и 50% - в гаражах-гостиницах (манежных).
Гаражи-боксы размещаются в микрорайоне вблизи жилых домов или на специально выделенных обособленных участках. Возможны следующие варианты их устройства:
1) отдельно стоящие стандартные гаражи заводского изготовления (сборно-разборные) или группы таких гаражей;
отдельно стоящие блоки гаражей-боксов разной вместимости капитального типа;
блоки, пристроенные к глухим торцам жилых домов;
блоки гаражей-боксов, соединенные с хозяйственными постройками (котельная, самодеятельная прачечная, мастерские и др.) и имеющие с ними общий хозяйственный двор;
гаражи-боксы, использующие перепад рельефа (подпорную стенку).
Независимо от размещения перед гаражами устраиваются тупиковые дворики или площадки шириной не менее 8 м.
Гаражи манежно-боксового типа делают подземными, полуподземными или размещают в 1 - 2-этажных капитальных зданиях. Крыша таких гаражей может быть использована для устройства газонов или площадок для спорта и отдыха населения. Такие гаражи рациональны с точки зрения экономии территории, но ввиду сложности конструкций, значительно дороже наземных. Поэтому их применение ограничено.
Гаражи всех типов необходимо изолировать от жилых блоков, школ, детских учреждений.
Гаражи-стоянки следует располагать с учетом наименьшего пути следования автомобилей по территории микрорайона, при въезде и выезде на улицу. Подъезды к гаражам не должны пересекать пешеходные направления к школам и детским учреждениям. Поэтому гаражи желательно располагать по периферии микрорайона, но не ближе 15 м от красной линии, устраивая выезды из них только на улицы с местным движением или на специальные полосы магистральных улиц, отделенные от проезжей части зелеными газонами.
Гаражи вместимостью более 25 автомобилей должны отстоять от детских учреждений и школ не менее чем на 50 м и от жилых зданий на 25 м; вместимостью до 25 автомобилей - соответственно на 25 и 15 м. Гаражи вместе с площадками перед ними необходимо ограждать по периметру полосой зеленых насаждений.
Кроме гаражей-стоянок в микрорайонах, необходимо предусматривать открытые площадки для кратковременных стоянок автомобилей. Часть стоянок должна быть размещена при въезде в микрорайон на хорошо изолированных от жилья площадках, а также вдоль тротуаров на проезжих частях улиц с местным движением (жилые улицы) при ширине проезжей части не менее 9 м.
Следует отметить, что вопрос размещения гаражей на территории микрорайона нельзя считать решенным. Боксовые гаражи «засоряют» застройку микрорайона и вызывают значительный расход площади (40-50 м2 на 1 автомобиль). Так, например, в микрорайоне площадью 50 га с населением 20 тыс. чел. необходимо построить 300-500 боксов что потребует свыше 3 га площади. Кроме того, гаражи загрязняют воздух, создают шум, нарушая нормальную жизнь населения.
Очевидно, что большинство автомобилей рациональнее хранить в крупных многоэтажных гаражах-гостиницах, располагаемых вне микрорайонов.
Хозяйственные площадки. На территории микрорайона необходимо равномерно размещать хозяйственно-бытовые площадки для установки мусоросборников, чистки ковров, сушки белья и домашних вещей.
Сбор, хранение и удаление мусора - одна из важных и сложных задач коммунального обслуживания населения. В современных многоэтажных домах (выше 5-ти этажей) мусор из квартир удаляется по мусоропроводам и попадает в мусоросборник, расположенный в подвале дома, а затем вывозится специальным транспортом - мусоровозами за пределы города. В домах высотой до 5-ти этажей включительно, накапливаемый в квартирах мусор выносят во двор и складывают в переносные металлические мусоросборники емкостью 0,08-0,1 м3. Количество их принимается из расчета 1 мусоросборник на 50 - 60 жителей.
В настоящее время в практику очистки городов внедряются более прогрессивные в санитарном отношении мусоросборники - контейнеры емкостью 0,5-0,8 м3, которые увозят со двора на специальных машинах. Количество контейнеров определяется из расчета 1 шт. на 250-500 жителей.
Переносные мусоросборники и контейнеры располагаются на специальных площадках, которые желательно размещать по возможности ближе к выездам из жилых групп. В больших микрорайонах, где это требование выполнить нельзя, целесообразно площадки для мусоросборников располагать при группах домов, а более обширные площадки или специальные помещения хозблока - на выездах из микрорайона с подвозом к ним мусоросборников. Площадки для мусоросборников должны располагаться не далее 100-150 м от входа в дом (но не ближе 15 м от дома) с обязательным примыканием к внутриквартальному проезду.
На площадках, обслуживающих группу домов, мусоросборники располагаются рядами, в специальных павильонах или под навесами, изолированными с трех сторон невысокой стенкой из кирпича или кустарников. От других сооружений площадка должна отделяться зеленой полосой шириной не менее 10 м.
В настоящее время ведутся работы по отысканию новых способов удаления бытового мусора. Наиболее совершенным является дробление мусора в специальных дробилках, установленных в квартирах или дворах, после чего смываемый водой мусор может поступать в канализационную сеть, по которой направляется в очистные сооружения. Такой способ несравнимо улучшит санитарное состояние жилых дворов и даст большой экономический эффект, так как полностью высвободит транспорт, занятый на уборке мусора [39].
Таблица 4.7 - Размеры площадок и павильонов для мусоросборников
Число мусоросборников на площадке | Размеры, м | |
площадок | павильонов | |
6 | 2х2 | 3х3 |
12 | 5х2,5 | 4х4 |
18 | 7,5х2,5 | 5х5 |
Площадки для чистки ковров и сушки вещей оборудуются металлическими рамами (рисунок 4.13). Площадки для сушки белья оборудуются стойками с крючками для веревок. На площадках устанавливаются скамьи. Такие площадки располагаются в группах домов по возможности не далее 100 м от входов и не ближе 25 м от стен жилых домов и детских площадок.
Озеленение площадок делается по периметру в виде живой изгороди из кустарника. Со стороны внутриквартального проезда должна быть защитная полоса шириной 3,5 м. Площадки располагаются так, чтобы они длительное время облучались солнцем. Покрытие всех площадок бетонное или асфальтовое с бортовым обрамлением.
Дорожная сеть. В практике градостроительства применяется определенная система построения уличной сети. Магистральные улицы городского и районного значения принадлежат общественному городскому транспорту. Территория, заключенная между этими улицами, должна быть полностью изолирована от регулярного движения городского транспорта.
В то же время жилой комплекс, расположенный на этой территории, должен иметь свое транспортное обслуживание, к которому относятся:
пассажирский транспорт (легковые автомобили);
грузовой транспорт (для перевозки домашних вещей, мебели, доставки товаров к зданиям и т. д.);
- Содержание
- История градостроительства
- Основы теории геоурбанистики
- Приципы и формы территориально-пространственного развития
- Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- Эколого-градостроительные основы обоснования градостроительных решений
- Введение
- 1 История градостроительства
- 1.2 Градостроительство рабовладельческого и средневекового общества
- Кведлинбург и Болонья
- 1.3 Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко
- 1.4 Градостроительство в XVI-XVIII веках
- 1.5 История русского градостроительства
- Зодчий Алевиз Новый
- 1.6 Развитие градостроительства в XIX-XX веках
- 1.7 Русское градостроительство в период XIX – XX веков
- 2. Основные теории геоурбанистики
- 2.1 Проблема научного определения понятия «город»
- 2.2 Общие свойства, особенности и противоречия города
- 2.3 Системная организация города
- 2.4 Типология городов
- 2.5 Экологические проблемы городов
- 2.6 Историко-культурная среда города
- 2.7 Город и пригородные территории
- 2.8 Города и агломерации
- 3 Принципы и формы территориально-пространственного развития города
- 3.1 Направления и формы территориально-пространственного развития города
- (По я. Косицкому)
- 3.2 Формы пространственно-территориального роста города
- 3.3 Цикличная динамика территориально-планировочного развития города
- 4 Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- 4.1 Изучение условий местности и выбор участка для города
- 4.2 Планировочная структура города
- 4.3 Взаиморасположение селитебной и промышленной территории
- 4.4 Транспортно-планировочная организация города
- 4.5 Жилые районы города
- 4.6 Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке
- 4.7 Структура селитебной территории города
- (По м. Тосуновой)
- 4.8 Архитектурно-пространственное решение застройки
- 4.9 Направления комплексного благоустройства и ландшафтного дизайна городских территорий
- 5 Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- 5.1 Основы градостроительной политики
- 5.2 Градостроительный проект
- Основы градорегулирования
- 6 Экологические основы градостроительных решений
- 6.1 Комплексная экологическая оценка жилой застройки
- 6.2 Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.3. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.4 Экология визуальной среды города
- Тротуаров (а, б, в) и площадей (г, д)
- 7 Список рекомендуемой литературы
- 8 Краткий словарь терминов
- Лекционные курсы, изданные кафедрой «Природообустройство», для студентов и аспирантов
- Основы территориально-пространственного развития городов
- 241037, Брянск, пр-т им. Ст. Димитрова, 3