logo
городков

1.5 История русского градостроительства

Градостроительство феодального периода развития общества. Коренные земли восточных славян располагались по Днепру, верховьям Оки, Волги и Приильменской низменности. Именно здесь найдены и исследованы археологами городища – стоянки древнего человека. Екиауцкое (рисунок 1.5), Бискупинское и Березниковское городища дают представление о пространственной и планировочной организации древних поселений. Поселения нередко занимали островное положение, внешние границы – оборонительные деревянные стены. Вся территория городищ разбивалась параллейными улицами, проложенными с запада на восток. Дома располагались торцовыми стенами друг к другу. Отмечается правильность планировки и примерное равенство размеров домов (10х9 м). Интересно построение екимауцкого городища, похожего на круглый остров, обнесенный высокой деревянной стеной. Внутри городища по периметру стены располагались дома, в центре водоем. На рубеже X – XI вв. произошли глубокие прогрессивные изменения русского раннефеодального города: сближение с Византией, принятие христианства, что содействовало развитию торговли и росту городов. До X века русские города были деревянными (жилые дома, крепости, мощение улиц и др.). После принятия христианства (988 г.) в русских деревянных городах стали появляется каменные храмы (Киев, Новгород). При Ярославе Мудром территория Киева возрастает в пять раз. В этот период основаны – Гродно, Витебск, Торопец, Заславль. Вплоть до X века все русские города состояли из крепости («детинца»), близ которого группировались «подзащитные» населенные пункты (рисунок 1.20). Распад Киевской Руси не привел к полному упадку строительства, русские города продолжали развиваться и строиться.

Классифицируя древнерусские города по их очертаниям и направлениям территориального развития в дальнейшем, можно выделить четыре основ­ных планировочных типа [4]:

Характерными городами первого (раздробленного) типа являлись Черни­гов и Киев, возникшие на пересеченной местности и лишь впоследствии слившиеся воедино. К городам кругообразного типа относится большин­ство древнерусских городов, начиная с Великого Новгорода (рисунок 1.21). Третий (линейный) тип представлен Владимиром на Клязь­ме (рисунок 1.22), четвертый - демонстрирует Псков.

Обращаясь к приемам размещения храмов, необходимо различать храмы главные и второстепенные. Главный храм, как правило, принадлежал об­щегородскому общественному центру. Этим и объяснялось его централь­ное расположение в городе-на самых высоких и самых красивых местах.

Главные храмы, подобные киевской Софии, не были только культовыми зданиями. Государство основало ряд соборов и монастырей в память тех или иных выдающихся исторических событиях. Собор св. Софии в Киеве был построен на месте победы Ярослава Мудрого над печенегами - в «поле», примыкавшем к древнему Киеву. Такое дополнительное назначение культового здания, игравшего роль исторического монумента, сильно возвышало его, влияя и на размещение, и на размеры, и на саму трактовку архитектур­ной композиции. Храм-монумент требовал центрального местоположения в городе, больших размеров и спокойной централизованной композиции, включавшей в себя 5, 9 и даже 13 куполов. Первоначальный Софий-

Рисунок 1.21 – Приемы планировочного размещения древних русских городов: Порхов, Псков, Торжок, Торопец, Кашин, Рязань

Рисунок 1.22 – Планировка Великого Новгорода в XIV веке: собор св. Софии; 1-5 – ворота и торги; 6 – Ярославово дворище; 7 – церковь Спасо -Преображения

ский собор в Новгороде (как и киевский Софийский собор) имел 13 глав; вто­рой, ныне существующий, каменный, был возглавлен пятью куполами. С развитием ремесленного производства уже в XII в. стала вырабаты­ваться листовая золоченая медь, и с этого времени на главных соборах появляются золотые шлемовидные купола. На фоне синего неба золотые главы соборов вызывали радостное, праздничное настроение. Западноевропей­ский город, несмотря на высокий художественный уровень готического зодчества, все же был тусклым и сумрачным по сравнению с русскими го­родами. Вот почему все иностранцы, побывавшие на Руси, с восторгом отзывались о многокрасочности русского города, встречавшего путешест­венников золотыми богатырскими шлемами церквей [4].

Правило строить монастыри и приходские церкви на подступах к городу - у главных речных и сухопутных дорог - прочно вошло в практику русских мастеров-«горододельцев». Цепь монастырей и церквей на левом высоком берегу Клязьмы, растянутая вплоть до Боголюбова и церкви Покрова на Нерли, является торжественным оформлением въездов во Владимир. Но не всегда такие сооружения строились с одной стороны от реки или глав­ной дороги. У подъезда, к позднее сформировавшемуся Переславлю-Залесскому, мы находим два симметрично расположенных монастырских ан­самбля - Горицкий и Данилов. Подобное расположение монастырей (а сле­довательно, и архитектурных вертикалей) являлось попыткой создать своего рода пропилеи города, невиданные в западноевропейской градо­строительной практике.

С образованием централизованного государства русское градостроительство получает новый импульс в своем развитии. В XV и XVI вв. русский город превращается в большую экономическую и политическую силу. Наибольший импульс развития получает Москва. Градостроительная деятельность Ивана III началась в Москве с перестройкой Кремля и монастырей – крепостей на подступах к столице.

На рубежах русского государства строятся мощные крепости-города – Иван-город (1492 г.), перестраиваются стены Новгородского кремля, в 1500 г. сооружается каменный кремль в Нижнем Новгороде с длиной стен более 2 км. Подъем русского градостроительства продолжается при Иване IV. С открытием волжского торгового пути строится Свияжская крепость, основываются приволжские города - Самара (1586), Саратов (1590), Царицын (1589). На севере и северо-западе государства получает развитие Ярославль и Кострома. Развивается церковное и храмовое зодчество. До настоящего времени нет достоверных сведений о населении русских городов того времени. Население Новгорода к середине XV века насчитывало до 50 тыс. жителей, Москва - до 120-150 тыс., Ярославль – до 40 тыс. жителей. Эти цифры сопоставимы с численностью населения крупнейших городов Европы [4].

Русские города (за исключе­нием кремлей) лишь в редких случаях получали геометрически правиль­ные генеральные планы. В этом отношении русский город напоминал западноевропейские средневековые города, переживавшие один и тот же исторический период. Большинство городов развивалось естественным путем, т. е. без предварительно составленного проекта планировки, хотя ряд фактов указывает на участие в строительстве города направляющей воли мастеров-«горододельцев» [4].

Наибольшее число русских городов имело радиальную или радиально-кольцевую планировочную структуру. Так, Москва, занимая центральное место на территории Древней Руси, являлась собирательным пунктом многих радиальных дорог, сходившихся к самому кремлю. Именно поэтому она и получила радиальный, звездообразный план, кото­рый впоследствии, т. е. после постройки стен Белого города и Скородума, превратился в радиально-кольцевой. Отчетливую радиально-кольцевую структуру имеет левобережная часть Новгорода, известная под названием Софийской стороны. План города в виде веера улиц вокруг кремля можно найти в Переславле-Залесском, Ростове Великом, Пскове, Костроме и многих других городах, где кремль располагался в середине городской территории.

Наряду с радиальными и радиально-кольцевыми планами нередко встре­чались прямоугольные планы, особенно распространенные в сибирских городах, возникавших в короткие сроки согласно «государевым указам». Среди них большой интерес представляет столица Сибири Тобольск. Тобольск разделялся на две части: нагорную (так называемый Верхний город) и равнинную (Нижний город), лежащую на 75 м ниже верхней площадки горы. В 1587 г. на крутом берегу Иртыша был построен прямоугольный деревян­ный острог, к которому впоследствии добавился такой же каменный с две­надцатью башнями под высокими шатровыми крышами. Эти два кремля, стоявшие на некотором расстоянии один от другого, были объединены потом деревянной стеной, в середине которой была построена надвратная башня, оформлявшая главный вход в Верхний город. Через эту башню проходила громадная лестница, имевшая, по описаниям начала прошлого столетия, 290 ступеней.

Центрами русских городов XV-XVII вв. обычно являлись кремли или, изредка, монастыри. Сравнивая кремль с западноевропейской городской цитаделью (т. е. с замком или «бургом»), нельзя не отметить существен­ных различий между ними. «Бург» служил только резиден­цией государственной власти в лице короля или менее значительного фео­дала, тогда как кремль, помимо княжеских или царских теремов, вмещал в себя церкви, административные здания, склады, арсеналы, а также пло­щади общественного назначения и, наконец, большое число жилых домов самой разнообразной социальной принадлежности. Уже из этого стано­вится понятным, что кремль имел более демократический характер, чем городские замки западноевропейских городов. Но, помимо этого, кремли значительно отличались от них своими размерами, планировкой и архи­тектурным убранством.

Представляя собой центральную часть города, снабженную всем необходи­мым вплоть до продовольственных складов и арсенала, кремль во время осад служил убежищем для всего городского населения. Это подтвер­ждается множеством исторических факторов, в частности обороной Мо­сквы при нашествии Девлет-Гирея. Отсюда и вытекали большие раз­меры кремлей. Городские замки Зальцбурга, Мантуи, Лондона и других европейских городов далеко уступали в размерах Московскому Кремлю и даже Новгородскому кремлю.

По сравнению с кремлями и монастырями площади и улицы в русских городах почти повсе­местно играли второстепенную роль. Улица в русском городе являлась только проездом. На главных улицах обычно устраивали бре­венчатые настилы; однако сам способ застройки не обеспечивал улицам большого архитектурного эффекта. Архитектурный эффект чрезвычайно живописных рубленых теремов частично или совершенно терялся для улицы. Застройка улиц на окраинах городов почти ничем не отличалась от деревенской: в русских городах, как например, в Новгороде, она состояла из рубленых изб, выходивших своими торцами на улицу, а на Украине вдоль улиц тянулись плетни и сады, пре­рываемые побеленными хатами. Однако улицы допетровских городов все же не были лишены живописности, т.к. каждая, даже самая простая по­стройка, возведенная в эпоху расцвета народного творчества, обладала определенным достоинством.

Главными площадями древнерусских городов обычно являлись соборные и торговые площади. Происхождение древне­русских городских площадей было идентичным возникновению площадей в средневековых западноевропейских городах. Поскольку храм дол­жен был производить наибольшее впечатление, все усилия зод­чих прилагались к выбору для него наиболее удачного места, к опреде­лению лучших видовых точек и, наконец, к разработке его архитектурных форм. Чаще всего собор располагался в середине площади и восприни­мался с угловых точек зрения, а при таком положении границы площади уже не имели решающего значения. Следует выделить характерные черты городских площадей XV-XVII вв.:

По сравнению с главными площадями средневекового Парижа и Лондона Красная площадь, почти не изменявшая своих границ вплоть до нашего времени, кажется колоссаль­ной. Вероятно, не меньше ее была торговая площадь в Тобольске, и даже торжища внутри острогов не были небольшими площадками. Преоблада­ние размеров русских городских площадей над западноевропейскими объ­ясняется рядом причин, из которых главная заключалась в принадлеж­ности посадских земель государству. Именно поэтому с таким большим размахом и легкостью осуществлялась расчистка территории вокруг Мо­сковского Кремля при Иване III, оставившая после себя величайшую пло­щадь средневековой Европы - Красную площадь.

Русские кремли и монастыри. XVII век является эпохой архитектуры русских ансамблей – кремлей и монастырей, традиции искусства возведения которых уходят в глубокую древность (кремли X-XIII вв. в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и др.).

В эпоху объединения страны при Иване III и Иване Грозном в XV-XVI веках возникает огромное количество укрепленных пунктов: крепостей, кремлей и монастырей, которые концентрическими кольцами располагаются вокруг Москвы с ее Кремлем: Донской, Новоспасский, Андронников, Новодевичий; далее - укрепленная линия монастырей и кремлей: Саввосторожевский в Звенигороде, Иосифо-Волокаламский монастыри, Троице-Сергиева Лавра, укрепленные кремли в Коломне, Зарайске, Серпухове, Туле и т.д. На севере – Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский, Соловецкий монастыри; на западе – Иван-город, Копорье, Новгородский и Псковский кремли, создается грандиозный Смоленский кремль.

Во второй половине XVII в. крепостные ансамбли превращаются в архитектурные центры городов и населенных пунктов (после разгрома польской и шведской агрессии и присоединения Украины к России, рисунок 1.23). Построенные в разные эпохи различными зодчими, эти ансамбли представляют собой изумительное художественное целое, как бы созданное по единому замыслу одним мастером.

Московский Кремль, построенный в XV в. как первоначальная крепость, в XVII веке меняет свой крепостной характер, превращается в величественный архитектурный центр Москвы, каким он сохранился до наших дней (рисунок 1.24). Его грозные зубчатые башни были в XVII в. завершены стройными и живописными многоярусными шат-

Рисунок 1.23 – Выдающиеся архитектурные памятники Древней Руси: Успенский и Дмитриевский соборы в г. Владимире