2.4 Типология городов
Типология - метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Н.Н.Баранский считал вопрос о типологии городов одним из двух главных общих вопросов, которые возникают при изучении городов. Типология городов нужна для того, чтобы определить место данного города в ряду других, а в каждом из них наиболее существенное, созданное общими закономерностями развития. Тип города, как считает Г. Лаппо, - это краткая, предельно сжатая его характеристика.
Любая типология городов из всех известных в геоурбанистике и в смежных с ней науках, представляя города в определенном порядке, углубляет знание о городах (цит. по Г. Лаппо). Город - объект, который сочетает типичное с индивидуальным. Чем резче выражена индивидуальность, тем труднее относить город к определенному типу. Поэтому, крупные города, у которых, как правило, рельефнее выражены индивидуальные особенности, больше подходят для монографического описания, а малые города, обладающие в основном типовыми чертами, должны изучаться типологически [20]. Преддверием типологии служит классификация - распределение городов по какому-либо одному признаку-величине, экономико-географическому положению, времени возникновения. Типология- это распределение городов по типу, которая основывается на сочетании признаков.
Типологии городов разрабатывались в основном с экономико-географической, а не социогеографической точки зрения. На первый план выдвигались признаки, связанные с градообразующими функциями города, а также его экономико-географическое положение. А такие вопросы, как свойства городской среды, социально-культурный потенциал города, образ жизни населения и им подобные, основанием для типологии не служили. Ниже приводится функциональная типология, разработанная Б.С. Хоревым.
Генетическая типология. В отечественной геоурбанистике создать такую генетическую типологию, которая заняла бы действительно ведущее место в изучении городов, пока не удалось. Основной типологический признак – генетический, т.е. исторический, изначально присущий городу. За «точку отсчета» здесь принимается время возникновения города, при этом трудно связать с этим фактором особенности дальнейшего развития. На протяжении жизни города в действие вступают такие факторы, которые коренным образом меняют условия развития. Так произошло, например, когда наступила эпоха железных дорог, города-ровесники приобрели очень разное транспортно-географическое положение, и пути их развития сильно разошлись.
Генетический признак проявляется в особенностях исторического развития, планировочной структуре и др. факторах.
Функциональная типология. Ключевая роль здесь отводится градообразующим функциям. В построении функциональных типологий приобретают значение следующие признаки: степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, экономико-географическое положение.
По признаку развитости функциональной структуры выделяется категория однофункциональных городов. Однофункциональные города, в свою очередь, делятся на две больших группы: города, специализирующиеся на производственных функциях (в большинстве своем это промышленные, транспортные центры) и центры непроизводственных функций (центры науки, курорты).
За редким исключением однофункциональны малые города. Но среди малых городов есть весьма распространенная категория и многофункциональных центров. Это города - центры административных районов. Они находятся в тесном контакте с окружающим районом, сосредоточивают предприятия по переработке разнообразного местного сырья и обслуживают население и хозяйство своего окружения в транспортном, строительном, культурно-бытовом отношениях, что и определяет их многофункциональность.
Как правило, чем больше по величине город, тем сильнее у него выражена многофункциональность. Принято различать два ее уровня (Г. Лаппо). На первом сочетаются производственные функции, чаще всего промышленность и транспорт, разные их отрасли. На втором уровне совмещаются производственные и непроизводственные функции. Характерным для эпохи НТР стало развитие центров науки, опытно-конструкторских разработок и опытных производств, научных центров фундаментальной науки с предприятиями научного приборостроения, центров прикладной науки, образования и промышленности и др.
Степень развитости функциональной структуры находится в прямом соответствии с величиной города, которую выражают в первую очередь с помощью показателя людности, т.е. численности населения. Кроме того, людность - интегральный показатель значимости города, и за ним стоит достаточно устойчивое сочетание градостроительных параметров и характеристик. В градостроительстве принята следующая классификация городов по их величине: малые города - до 50 тыс. жителей, средние – 50-100, большие – 100-250, крупные - 250-500, крупнейшие - 500-1000, города-миллионеры - свыше 1 млн.
Территориальное содержание функций - это картина основных связей города с теми или иными районами и центрами, его вхождения в систему внутрирайонных, межрайонных, а для крупных центров - и мирохозяйственных связей [20].
Типологическим признаком здесь выступает экономико-географическое положение. Развитие функций, выполняемых городом, формирование функциональной структуры являются реализацией его экономико-географического положения (ЭГП). Это специфический ресурс развития города. Соответствие функций города его ЭГП - указание на то, что город развивается естественно. Соотнесение развитости и набора функций позволяет охарактеризовать степень использования ЭГП как ресурса, указывает на еще имеющиеся возможности. Тем самым его введение как типологического признака может придать типологии динамический характер, дать ей перспективу.
Для типологии наибольшее значение имеет транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортным путям. Здесь различают положение в узлах транспортных магистралей, в том числе на скрещивании разных видов транспорта, положение на магистральной линии, на тупиковой ветви, отходящей от магистрали, наконец, в стороне от основных путей сообщения (в глубинке).
Также существенно положение городов относительно районов разной специализации, особенно тех, которые играют роль основных баз производства важнейших видов продукции - топлива и энергии, черных и цветных металлов, леса, хлеба. Здесь важно различать положение внутри таких районов и на выходе из них, в их окружении, которое нередко обладает более благоприятными условиями развития (по водоснабжению, наличию площадок для строительства предприятий, обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д.), чем сами базовые районы.
Для малых и средних городов важно положение по отношению к крупному центру-лидеру, а для крупных - взаимоположение, т.е. отношения и условия связи с другими центрами такого же ранга.
Синтетическая (интегральная) функциональная типология городов. Такая типология строится на сочетании следующих основных признаков, каждый из которых характеризует сущность города с позиций экономической географии [20]:
величина города, характеризуемая с помощью показателя людности;
сочетание функций, среди которых важно выделить ведущую, стержневую, и показать ее связи с другими;
территориальное содержание функций, т.е. территориальная сфера проявления деятельности города, ее пространственная ориентация;
экономико-географическое положение, указывающее и на реализацию этого специфического ресурса и на еще не использованные возможности развития города.
- Содержание
- История градостроительства
- Основы теории геоурбанистики
- Приципы и формы территориально-пространственного развития
- Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- Эколого-градостроительные основы обоснования градостроительных решений
- Введение
- 1 История градостроительства
- 1.2 Градостроительство рабовладельческого и средневекового общества
- Кведлинбург и Болонья
- 1.3 Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко
- 1.4 Градостроительство в XVI-XVIII веках
- 1.5 История русского градостроительства
- Зодчий Алевиз Новый
- 1.6 Развитие градостроительства в XIX-XX веках
- 1.7 Русское градостроительство в период XIX – XX веков
- 2. Основные теории геоурбанистики
- 2.1 Проблема научного определения понятия «город»
- 2.2 Общие свойства, особенности и противоречия города
- 2.3 Системная организация города
- 2.4 Типология городов
- 2.5 Экологические проблемы городов
- 2.6 Историко-культурная среда города
- 2.7 Город и пригородные территории
- 2.8 Города и агломерации
- 3 Принципы и формы территориально-пространственного развития города
- 3.1 Направления и формы территориально-пространственного развития города
- (По я. Косицкому)
- 3.2 Формы пространственно-территориального роста города
- 3.3 Цикличная динамика территориально-планировочного развития города
- 4 Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- 4.1 Изучение условий местности и выбор участка для города
- 4.2 Планировочная структура города
- 4.3 Взаиморасположение селитебной и промышленной территории
- 4.4 Транспортно-планировочная организация города
- 4.5 Жилые районы города
- 4.6 Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке
- 4.7 Структура селитебной территории города
- (По м. Тосуновой)
- 4.8 Архитектурно-пространственное решение застройки
- 4.9 Направления комплексного благоустройства и ландшафтного дизайна городских территорий
- 5 Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- 5.1 Основы градостроительной политики
- 5.2 Градостроительный проект
- Основы градорегулирования
- 6 Экологические основы градостроительных решений
- 6.1 Комплексная экологическая оценка жилой застройки
- 6.2 Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.3. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.4 Экология визуальной среды города
- Тротуаров (а, б, в) и площадей (г, д)
- 7 Список рекомендуемой литературы
- 8 Краткий словарь терминов
- Лекционные курсы, изданные кафедрой «Природообустройство», для студентов и аспирантов
- Основы территориально-пространственного развития городов
- 241037, Брянск, пр-т им. Ст. Димитрова, 3