logo
городков

4.4 Транспортно-планировочная организация города

Единая система дорог, улиц и пло­щадей города, кроме обеспечения удобных, быстрых и безопасных транспортных и пешеходных связей между всеми функциональными зонами, решает целый комплекс сложнейших задач: размещение инженерных се­тей; организацию системы удаления поверхностных вод; создание компо­зиционных осей и центров архитек­турно-пространственных компози­ций города.

Исторически сложились следующие принципиальные схемы построения уличных сетей: прямоугольная, радиально-кольцевая, лучевая, сво­бодная и комбинированная.

В практике застройки новых го­родов часто используется свободная планировка, позволяющая органич­но вписывать городскую застройку в природный ландшафт. Вместе с тем современному городу, развиваю­щемуся во времени и пространстве, присуща комбинированная схема построения улиц.

Одной из наиболее сложных в процессе проектирования уличной сети является транспортная система, главная цель которой - сокращение ненужных перемещений и обеспе­чение многообразия скоростей и режимов. Для решения этой задачи требуется рациональное построение системы улиц и выбор вида массово­го транспорта как внутригородского, так и пригородного.

Организация пешеходного движе­ния является не менее важной задачей в современных городах с интенсивным транспортным движением. Положе­ние пешеходов на улицах российских городов стало крайне дискомфортным из-за шума, загазованности возду­ха, плохо организованной парковки автомобилей. Наиболее эффективно эту задачу можно решить путем раз­деления транспорта и пешеходного движения; организации пешеходных улиц прогулочного, торгового, куль­турно-зрелищного назначения, рас­положенных в удобной связи с оста­новками общественного транспорта; сокращения излишнего количества автомашин на улицах города путем сближения жилых зон с местами приложения труда; создания скоростных магистралей; организации цивилизо­ванных способов парковки.

Типы дорог, улиц и проездов. Эффективная организация со­временного городского транспорта зависит от рационального разме­щения улиц и дорог в плане города, от их устройства и оборудования, строгой дифференциации по видам транспорта и скорости движения, правильной организации пересече­ний. В соответствии с этим улицы и дороги города подразделяются на следующие категории: магистраль­ные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные улицы, вело­сипедные дорожки.

Магистральные дороги предна­значаются для транспортной связи между отдельными районами и уда­ленными промышленными зонами, местами массового отдыха и между другими населенными пунктами в системе группового расселения, а также для связи с внешними авто­мобильными дорогами.

В зависимости от организации движения они бывают:

Пересечения с улицами и дорогами предусматриваются преимуществен­но в одном уровне.

Магистральные улицы предназна­чены для транспортной и пешеходной связи в черте города и бывают:

Улицы и дороги местного значе­ния подразделяются на:

Таблица 4.1 - Параметры поперечных профилей улиц и дорог

Категория дорог и улиц

Число полос движения

Ширина полосы движения, м

Ширина пешеходной части тротуара, м

Магистральные улицы:

Общегородского значения

Районного значения

4-8

2-4

3,75

3,5

4,5

3,0

Улицы и дороги местного значения:

Улицы в жилой застройке

Парковые дороги

2-3

2

3,0

3,0

1,5

Проезды:

Основные

Второстепенные

2

1

2,75

3,5

1,0

0,75

Велосипедные дорожки

1-2

1,5

Проезды предназначены для подъ­езда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учрежде­ниям, предприятиям и другим объ­ектам внутри районов, микрорайонов и кварталов, они подразделяются на:

Пешеходные улицы осущест­вляют пешеходную связь с местами приложения труда, учреждениями обслуживания, в том числе в преде­лах общественных центров.

Велосипедные дорожки обеспечи­вают проезд на велосипедах по свобод­ным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, в пределах жилых районов.

Основные элементы дорог, улиц и проездов. Основные инженерные характе­ристики всех улиц - их поперечный профиль, продольные и поперечные уклоны, виды взаимных пересечений, конструкция покрытий.

Общая ширина улиц и дорог опре­деляется в зависимости от интенсив­ности движения транспорта и пеше­ходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, разделительных и технических полос для проклад­ки подземных коммуникаций, тро­туаров, зеленых насаждений и т.п.), с учетом санитарно-гигиенических требований.

Улицы общегородского и районно­го значения закрепляются красными линиями на основании генерального плана города с учетом требований специальных действующих норма­тивных документов, а улицы и дороги местного значения - на основании проекта детальной планировки с уче­том генерального плана города.

Красные линии - границы, от­деляющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Согласно СНиП 2.07.01-89* шири­ну улиц и дорог в пределах красных линий следует принимать:

магистральных дорог - 50-75 м;

магистральных улиц - 40-80 м;

улиц и дорог местного значения - 15-25 м.

Ширина проезжей части зависит от вида и интенсивности движения транспорта. Минимальная ширина полосы движения автомобиля состав­ляет 2,75 м. На магистралях каждо­му виду, отличающемуся скоростью движения, предоставляется отдель­ная полоса проезжей части. При этом, чем выше скорость транспорта, тем дальше от тротуара располагается полоса движения.

Вдоль магистральных улиц обще­городского значения с непрерывным движением для удобства транспорт­ного обслуживания прилегающей за­стройки предусматривают местные проезды как с односторонним, так и с двусторонним движением.

Ширину местных проездов сле­дует принимать:

- при одностороннем движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомо­билей - не менее 7 м;

- при одностороннем движении и организации движения наземного об­щественного транспорта - 10,5 м;

- при двустороннем движении и организации движения наземного об­щественного транспорта - 11,25 м.

Безопасность движения лимитиру­ют наибольшие продольные уклоны проезжей части: для магистральных дорог скоростного движения 30‰; магистральных улиц общегородского значения 40~50‰; районного значе­ния 40~60‰; улиц и дорог местного значения 60-80‰. Уклоны принято выражать в промилле (‰, тысячных долях): например, i = 0,01 равнознач­но i = 1% или i = 10‰.

В профиле улиц большое зна­чение имеет устройство раздели­тельных полос для отделения эле­ментов поперечного профиля улиц и встречных направлений движения на проезжей части. Разделительные полосы, кроме центральной, долж­ны быть приподняты над лотком проезжей части на 15 см, если по условиям организации движения не требуется специального ограждения. Центральные разделительные по­лосы проектируют в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширина их составляет: на магистральных улицах общего­родского значения с непрерывным движением - 4 м, на магистральных улицах районного значения - 3 м (в сложившейся застройке эти по­лосы могут быть более узкими или вовсе отсутствовать). Радиусы закруглений бортов про­езжей части улиц, дорог и раздели­тельных полос следует принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением -15 м; для улиц местного значения - 8 м. В сложившейся застройке радиусы закруглений допускается уменьшать соответственно до 8 и 5 м.

Ширина тротуаров принимается кратной ширине полосы пешеходного движения, равной 0,75 м, и зависит от типа улицы и интенсивности пе­шеходного движения. Продольные уклоны тротуаров должны быть не более 60‰. При больших уклонах сле­дует устраивать лестницы. Тротуары должны быть приподняты относи­тельно проезжей части на 15 см.

Большое значение при проектиро­вании уличной сети имеет правиль­ная организация пересечений улиц и дорог, зависящая от их категории и интенсивности транспортных по­токов. Пересечения магистральных дорог скоростного движения и ма­гистральных улиц непрерывного движения организуют в двух уров­нях с полной развязкой движения транспорта; скоростных дорог и ма­гистральных улиц непрерывного дви­жения с магистральными улицами регулируемого движения- в двух уровнях с неполной развязкой дви­жения транспорта, при условии обе­спечения непрерывности движения по главному направлению; магистраль­ных улиц регулируемого движения между собой, с улицами и дорогами местного значения - с развязкой в одном уровне.

Классификация улиц и площадей по функциональному назначению. Улицы могут классифицировать­ся не только по типу транспортного движения, но и по функциональному назначению. Исторически сложилась необходимость выделения главной улицы в центральной части города, по которой проходят торжествен­ные шествия, направляющиеся к центральной площади, проводятся народные гулянья, демонстрации. Эта улица должна быть широкой, хорошо озелененной, иметь парад­ное вечернее световое оформление. В дни проведения мероприятий она освобождается от движения транс­порта, который пропускают по бли­жайшим улицам. Главную улицу, как правило, застраивают общественны­ми и жилыми зданиями, в первых этажах которых располагают раз­личные учреждения обслуживания городского значения.

В современных городах предус­матриваются торговые улицы, на которых преимущественно разме­щают специализированные пред­приятия торговли и общественного питания. Такие улицы должны быть пешеходными или освобожденными от массового городского транспорта и иметь удобные, короткие подхо­ды до его остановок на ближайших улицах. В южных районах торговые улицы целесообразно перекрывать теневыми навесами, оборудовать декоративными водоемами и фон­танчиками, устраивать озелененные уголки для кратковременного отдыха. В северных районах - перекрывать светопрозрачными покрытиями, об­разуя своеобразные торговые пасса­жи. Разновидностью торговых улиц является торговый молл - пешеход­ное общественно-коммуникационное пространство, в котором размещают­ся торговые предприятия и культур­но-бытовые учреждения. Это может быть не одна улица, а система улиц, площадей, галерей, расположенных в строгой последовательности.

В планировочной структуре горо­да, расположенного на берегу водоема, большое значение имеют улицы-на­бережные. В крупных городах их, как правило, используют в роли транс­портных магистралей. В случае ис­пользования набережных в качестве мест для отдыха и прогулок населения они должны быть хорошо озеленены и благоустроены; целесообразно вдоль набережных устройство бульваров.

Основными транспортными и ком­позиционными узлами города явля­ются площади. Они различаются по назначению, условиям расположения в застройке, архитектурно-простран­ственной композиции.

Главная площадь, к которой ве­дет главная улица, предназначается для проведения парадов, народных гуляний и прочих важных для на­селения города мероприятий. Как правило, такие площади организуют в центре города и застраивают теа­трами, музеями и другими зданиями общегородского значения. Движение транзитного транспорта по главной площади не допускается.

Площади перед общественны­ми зданиями служат для подхода и подъезда посетителей, а также для размещения стоянок ав­томобилей. Величина таких площадей определяется назначением здания и количеством посетителей. В зависимости от размера на этих площадях разбивают скверы, соору­жают фонтаны, памятни­ки, монументы или устанавливают фирменные знаки и т.п.

Транспортные площади пре­дусматриваются для организации и распределения интенсивных транспортных потоков в местах пе­ресечения нескольких улиц и дорог как на одном уровне (саморегулируемого движения, с принудитель­ным регулированием движения или комбинированные), так и на разных уровнях. Транспортные площади не допускается застраивать жилыми и общественными зданиями с уст­ройством подъездов к ним со сторо­ны площади.

Вокзальные площади являются сложными транспортными узлами с интенсивным движением различных видов городского транспорта и пеше­ходов. На них размещаются остановки городского транспорта и автостоянки. Важное значение имеет организация разделения потоков прибывающих и отбывающих пассажиров, устройс­тво коротких и безопасных подходов к остановкам общественного транс­порта и стоянкам автомобилей.