2.5 Экологические проблемы городов
Понятия «окружающая среда», «городская среда», «экология города» в разных их модификациях в последнее время стали очень распространенными и приобрели значение ключевых. Возрастающее внимание к изучению проблем среды - характерное проявление экологизации и гуманизации современной науки. Городская среда - совокупность условий жизнедеятельности населения, взаимодействия населения и среды в его пространственной дифференциации и территориальной выраженности [37].
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще выше. Общей тенденцией развития и роста городов является прогрессирующее ухудшение качество жизни.
Экологическое неблагополучие городов стало острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения.
Градостроительство на протяжении длительного времени стремилось к созданию городов с полноценной городской средой. Кардинальное решение проблемы справедливо виделось на пути преобразования существующего расселения, отказа от тех форм расселения - крупнейших городов и гигантских агломераций, в которых урбанистический пресс на природу и человека оказался невыносимым. Но, запроектированные в начале XX в., уютные, человеческие по масштабам, живущие в гармонии с природой города-сады Э. Говарда, не заменили городов-гигантов, не стали основным типом городского расселения.
Прогрессивная идея групповых систем населенных мест (ГСНМ), выдвинутая отечественными градостроителями в 1970-х гг., предусматривала целенаправленное формирование экологически благополучных агломераций, «очищенных» от нынешних их недостатков. Однако она практически не была реализована. О продолжении поиска свидетельствует разработка программы «Экополис».
Природная среда в городе во многом определяет его привлекательность, влияет на создание облика городской среды, на ее территориальную дифференциацию. Состояние компонентов природы - важный индикатор состояния и качества городской среды. Подвергаясь многообразным нагрузкам, природа способна восстанавливаться, спасая тем самым себя и защищая человека. Город - ареал глубоко измененной природы, особая экосистема. Степень ее изменения зависит от географического положения, конкретной географической ситуации, ответственности властей и активности жителей. Гидрографическая сеть, формы рельефа, распределение естественной растительности создают основу для формирования в городе природного экологического каркаса и функционального зонирования [24,29].
Города являются источниками антропогенных загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Приведем данные, характеризующие объемы загрязняющих природу выбросов и стоков в условном городе с миллионным населением (по Г. Лаппо).
Город активно обменивается веществом и энергией с окружающим его пространством. Он использует разные виды топлива и электроэнергии, сырье и полуфабрикаты, вспомогательные материалы для своих предприятий, продовольствие и товары народного потребления для населения, оборудование для промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Используя и перерабатывая все это, город выбрасывает в окружающую среду огромную массу отходов в твердом, газообразном и жидком виде. В городе с миллионным населением - крупном промышленном центре - ежегодно потребляются (млн.тонн):
Вода - 470
Кислород - 50
Минерально-строительное сырье - до 10
Уголь- 3,8 Сырая нефть - 3,6
Природный газ - 1,7
Жидкое топливо - 1,6
Сырье для черной/цветной металлургии -1,0/3,5
В город-миллионер каждый год поступает в общей сложности 29 млн тонн различных веществ, в нем потребляется энергии больше, чем поступает на его территорию солнечной энергии. За счет техногенной деятельности, а также нагрева асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей (улиц, площадей, крыш и стен домов) температура воздуха в больших городах с плотной застройкой может быть выше, чем в окружающей местности на 5°, в сильные морозы в центре города на 9-10° теплее, чем на его окраинах.
Выбросы в атмосферу имеют следующий состав (млн т):
Вода (пар, аэрозоль) - 10,8
Углекислый газ - 1,2
Сернистый ангидрид - 0,2
Пыль - 0,2
Углеводороды - 0,1
Оксиды азота - 0,06:
Органические вещества
(фенолы, бензол, спирты,
растворители, жирные
кислоты и др.) - 0,008
Хлор, аэрозоли соляной кислоты - 0,005
Сероводород - 0,005
Многие элементы и соединения поступают в атмосферу в небольших количествах - от нескольких до сотен тонн в год (мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др.), но они наиболее опасны для человека.
В канализационную сеть и помимо нее миллионный город сбрасывает ежегодно до 350 млн т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. В этих стоках содержится около 36 тыс. т взвешенных веществ, в том числе фосфатов - 24 тыс. т, азота - 5 тыс. т, нефтепродуктов - до 2,5 тыс. т.
Ежегодно городом-миллионером производится и в основном накапливается на окружающих территориях около 3,5 млн т твердых и концентрированных отходов примерно следующего состава (тыс. т):
Зола и шлаки теплоэлектроцентралей - 550
Твердые остатки из общей канализации - 420
Древесные отходы - 400
Твердые бытовые отходы - 350
Строительный мусор - 50
Автопокрышки - 12
Бумага - 9
Текстиль - 8
Городские атмосферные выбросы образуют вокруг городов ореолы загрязнений, простирающиеся на расстояния до 60 км от центра города (данные, полученные с помощью искусственных спутников Земли «Метеор-Природа» для городов СССР [37]). Ореолы вокруг Москвы и других городов Центрального экономического района слились в единое пятно площадью около 180 тыс. км2. Площадь такого пятна, образованного Екатеринбургом, превышает 32,5 тыс. км2.
Шлейф водных загрязнений от больших городов распространяется по рекам на десятки и даже сотни километров.
Геохимические исследования показали, что крупные города представляют собой техногенные геохимические провинции, которые по уровню накоплений химических элементов превосходят территории развития рудных полей и месторождений. В городе невозможно создать экологическое равновесие, оно может быть достигнуто только в пределах достаточно обширного района.
Экологическая ситуация в городах России. На основе регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлены карта и список наиболее опасных в экологическом отношении 140 городов (13,2% от общего их числа в России).
Каждый седьмой-восьмой российский город находится в особо тяжелой ситуации. Первенство по валовому выбросу в атмосферу принадлежит Норильску, крупнейшему центру медно-никелевой промышленности на Таймыре - ежегодно 2486 тыс. тонн, или 9% суммарных выбросов в стране. По валовому выбросу Норильск превосходит следующий за ним Новокузнецк в 3,7 раза, а в расчете на душу населения - в 12,7 раза.
Объем сброса загрязненных вод примерно пропорционален численности населения города. На первом месте по этому показателю стоит Москва - 2394 млн тонн в год, или 10% общего объема сброса, на втором - Санкт-Петербург - 1591 млн тонн (6,6%), замыкает список Чапаевск - центр химической промышленности в Среднем Поволжье - 44 млн тонн. Но в пересчете на душу населения Чапаевск существенно опережает Москву (соответственно 449 и 276 тонн на жителя города в год).
В списке особо неблагополучных в экологическом отношении российских городов все 13 городов-миллионеров, все 22 крупнейших города (от 500 до 1000 тыс. жителей), подавляющее большинство областных, краевых и республиканских центров (63 из 72), почти 3/4 общего числа больших городов (113 из 165). Среди 13 средних и 14 малых городов преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В их число входит небольшой Байкальск всего лишь с 16 тыс. жителей, но его целлюлозно-бумажный комбинат наносит огромный вред уникальному озеру Байкал.
Среди крупных экономических районов России наибольшее число городов, негативно воздействующих на окружающую среду, находится на Урале (всего 27), т.е. почти каждый пятый уральский город в числе экологически весьма неблагополучных. В Центральном экономическом районе имеется 18 городов такой категории.
В числе активных загрязнителей оказались крупнейшие курорты - Сочи и Пятигорск. Заслуживает внимания и тот факт, что из 140 находящихся в списке 32 города-новостройки: Ангарск, Братск, Байкальск, Амурск, Усть-Илимск, Шелехов, Набережные Челны, Невинномысск и др.
Экологическое неблагополучие российских городов объясняется несколькими причинами. Бурная индустриализация вызвала чрезмерную концентрацию промышленности в городах, создав в их функциональной структуре довольно крупные промышленные районы. Распространенность устаревших технологий, высокая доля разного рода потерь, техническое несовершенство средств очистки усилили техногенную нагрузку, намного превышающую восстановительные силы природы.
В СССР не раз складывалась ситуация, когда скачкообразный рост городов на основе стремительного развития в них промышленности происходил в экстремальных условиях (размещение эвакуированных предприятий во время Великой Отечественной войны, необходимость быстрейшего восстановления производства после войны), когда экологические требования практически не соблюдались. Заводы размещались в зданиях школ и институтов, расположенных среди жилой застройки. Санитарно-защитные зоны вокруг промышленных предприятий не создавались.
Ведомственный принцип управления народным хозяйством делал отрасль всесильной, а город бесправным. Интересы городов и территорий отодвигались на задний план, предпочтение отдавалось узко понимаемым отраслевым интересам. Мощность предприятий, размещаемых в городе, не увязывалась с локальной емкостью городского ареала. Экологическая часть программы нового строительства до конца не выполнялась, а производство тем не менее вводилось в строй. При господствовавшем в промышленности государственном монополизме отрасль не стремилась к обновлению технологий, повышению технического уровня.
В результате экологического неблагополучия в городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.
Наиболее восприимчивыми к загрязнениям окружающей среды оказываются дети, особенно в промышленных городах. Так, в Перми на расстоянии до 12 км от промышленной зоны у новорожденных отмечается снижение массы тела и показателей роста, увеличение числа недоношенных детей, заболеваний новорожденных. У этих детей более длительно протекает пневмония, у них чаще диагностируются аллергические заболевания органов дыхания - бронхиальная астма, астматический бронхит, рецидивирующие стенозы гортани (данные 1989 и 1993 гг., Г. Лаппо).
Среди мер по рациональному устройству территории, принимаемые в целях улучшения экологической обстановки: технологические (переход на более совершенные, «чистые» технологии), технические (совершенствование устройств очистки сбросов в водоемы и выбросов в атмосферу), структурные (закрытие и вывод за пределы города производств-загрязнителей и, наоборот, развитие производств, экологически уместных для него), архитектурно-планировочные (организация промышленных зон, создание санитарно-защитных разрывов). Важным является круг вопросов, связанный с рациональным устройством территории, обеспечивающим улучшение состояния окружающей среды.
Неупорядоченное размещение промышленности по территории города резко ухудшает в нем экологическую обстановку. Градостроительным способом противодействия этому служит организация промышленных зон.
В генеральные планы городов, схемы районной планировки, региональные схемы расселения и в генеральную схему расселения на территории России включаются разделы по охране окружающей среды. С конца 1970-х гг. введено обязательное составление для районов и городов страны территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП). Такие схемы сделаны для всех экологически неблагополучных территорий. ТерКСОП города ориентирована на создание наиболее благоприятных условий жизни, труда и отдыха населения, причем допустимые экологические и санитарно-гигиенические условия обеспечиваются не в среднем по городу, а в каждой функциональной зоне (жилой, рекреационной, промышленной и т.д.), в каждом районе города (по данным С. Чистяковой,1988).
В проектно-планировочной практике успешно используется концепция опорного экологического каркаса, которая большое развитие получила в трудах В.В.Владимирова. Концепция основывается на объективных процессах поляризации ландшафта, происходящих как в природе, так и в социально-экономической среде. Эта закономерная тенденция в развитии окружающей среды, по мнению Б.Б. Родомана, может стать программой улучшения среды в эпоху продолжающейся индустриализации, автомобилизации и роста городов. Она закрепляет поляризацию ландшафта в рациональных, полезных для общества пространственных формах.
С помощью опорного экологического каркаса можно сбалансировать отношения между природой и техникой, урбанизацией и средой. В основу организации территории положено выделение трех основных зон (по В. Владимирову): а) наибольшей хозяйственной активности; б) экологического равновесия; в) буферной. Зоны высокой хозяйственной активности, в том числе и расположенные в ней города и агломерации, имеют свой экологический каркас, образованный зелеными клиньями и поясами, водно-парковыми диаметрами, для создания которого используется природная основа виде гидрографической сети, форм рельефа, естественных зеленых насаждений. Зоны экологического равновесия нужны для воспроизводства важнейших природных ресурсов. В них устанавливается строгий режим хозяйственной деятельности, ограничивается развитие промышленности, сдерживается рост городов, запрещается рубка леса. Предусматривается расширение сети природных парков, заповедников, заказников, охраняемых ландшафтов. Лесистость поддерживается на уровне 40-50%, сохраняются чистыми малые реки, восстанавливаются популяции животных и птиц, имеющих хозяйственное значение, а также редких их видов, запрещаются все виды охоты, кроме необходимых для поддержания фауны в равновесном состоянии.
На стыке региональных систем расселения предусмотрено формирование буферных зон, которые должны компенсировать экологическую недостаточность ареалов с высокой экономической плотностью. Такие зоны выступают в роли своеобразных экологических «швов» между региональными системами расселения. Наименее освоенные территории с низкой плотностью населения, обладающие значительным экологическим потенциалом, следует рассматриваются в качестве экологической зоны, предназначенной для компенсации изъятых природных ресурсов в стране в целом [6].
Опорный экологический каркас, таким образом, формируется на трех территориальных уровнях: страны, крупной ее части (крупный экономический район или их группа), мезорайонном (республика, край, область), локальном (город, агломерация). По отношению к опорному экономическому каркасу экологический каркас выступает в качестве антипода, «антикаркаса» [6]. Он обеспечивает сбалансированность во взаимоотношениях человека и природы в определенном пространстве. В отличие от экономического каркаса, представляющего собой линейно-узловую структуру, экологический каркас образован значительными по площади территориями, сохраняющими и в пределах экономически плотных пространств ареальный характер в виде широких клиньев, полос, поясов.
В состав опорного экологического каркаса, особенно на локальном уровне, иногда включаются и объекты историко-культурного наследия - усадьбы, монастыри, заповедные улицы, отдельные памятники зодчества и т.п. В современном градостроительстве (В. Владимиров) выделяется историко-культурный каркас, а рациональная организация пространства рассматривается как сопряженное формирование трех каркасов - экономического, экологического и историко-культурного.
- Содержание
- История градостроительства
- Основы теории геоурбанистики
- Приципы и формы территориально-пространственного развития
- Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- Эколого-градостроительные основы обоснования градостроительных решений
- Введение
- 1 История градостроительства
- 1.2 Градостроительство рабовладельческого и средневекового общества
- Кведлинбург и Болонья
- 1.3 Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко
- 1.4 Градостроительство в XVI-XVIII веках
- 1.5 История русского градостроительства
- Зодчий Алевиз Новый
- 1.6 Развитие градостроительства в XIX-XX веках
- 1.7 Русское градостроительство в период XIX – XX веков
- 2. Основные теории геоурбанистики
- 2.1 Проблема научного определения понятия «город»
- 2.2 Общие свойства, особенности и противоречия города
- 2.3 Системная организация города
- 2.4 Типология городов
- 2.5 Экологические проблемы городов
- 2.6 Историко-культурная среда города
- 2.7 Город и пригородные территории
- 2.8 Города и агломерации
- 3 Принципы и формы территориально-пространственного развития города
- 3.1 Направления и формы территориально-пространственного развития города
- (По я. Косицкому)
- 3.2 Формы пространственно-территориального роста города
- 3.3 Цикличная динамика территориально-планировочного развития города
- 4 Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- 4.1 Изучение условий местности и выбор участка для города
- 4.2 Планировочная структура города
- 4.3 Взаиморасположение селитебной и промышленной территории
- 4.4 Транспортно-планировочная организация города
- 4.5 Жилые районы города
- 4.6 Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке
- 4.7 Структура селитебной территории города
- (По м. Тосуновой)
- 4.8 Архитектурно-пространственное решение застройки
- 4.9 Направления комплексного благоустройства и ландшафтного дизайна городских территорий
- 5 Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- 5.1 Основы градостроительной политики
- 5.2 Градостроительный проект
- Основы градорегулирования
- 6 Экологические основы градостроительных решений
- 6.1 Комплексная экологическая оценка жилой застройки
- 6.2 Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.3. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.4 Экология визуальной среды города
- Тротуаров (а, б, в) и площадей (г, д)
- 7 Список рекомендуемой литературы
- 8 Краткий словарь терминов
- Лекционные курсы, изданные кафедрой «Природообустройство», для студентов и аспирантов
- Основы территориально-пространственного развития городов
- 241037, Брянск, пр-т им. Ст. Димитрова, 3