5.1 Основы градостроительной политики
Градостроительная политика это планирование градостроительной деятельности, в т.ч. определение социального заказа, предпосылок развития, условий и последствий реализации. Она определяет целостную концепцию организации территории города, устанавливает основные стратегические цели и приоритеты развития городской застройки, в том числе:
определение градостроительной доктрины на основе социально- экономических прогнозов и общественно-политических задач;
оценка предпосылок развития территории, её градостроительного потенциала, технических, инвестиционных ресурсов, экологических ограничений;
формирование основных принципов территориального развития и организационно-правовых процедур управления градостроительной деятельностью;
определение приоритетных программ и первоочередных мероприятий по реализации градостроительной политики.
Основой для решения комплексных задач городского развития является система ценностей, лежащая в основе градостроительной деятельности.
Эти приоритеты основаны на «Иерархии социальных потребностей», состоящую из пяти уровней [15]. В ее основе лежат фундаментальные (биологические) потребности человека; второй уровень - это опосредованные фундаментальные потребности, которые обеспечиваются технологиями современной цивилизации; третий уровень - социальные потребности (общение и взаимодействие людей); выше - четвертый уровень - составляют пассивные интеллектуальные потребности, связанные с культурной средой; пятый, высший уровень социальных потребностей, составляют активные интеллектуальные потребности, проявляющиеся в необходимости самореализации, индивидуальном проявлении личности, воплощении (претворении) в жизнь идеалов.
Критический обзор различных классификаций, описывающих город как комплексный феномен, приводит к определенным общечеловеческим ценностям. Наиболее разработанными являются фундаментальные вопросы взаимодействия формы города с природными факторами (экология, санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности), технической инфрастуктурой (инженерными коммуникациями и транспортом), несколько меньше - с пространственными аспектами социальной жизни (социальная экология, правовое зонирование, участие населения) и культурными приоритетами (историко-культурная ценность городской среды, содержательность). Наименее осмысленна духовная направленность градостроительной деятельности (философия архитектуры как основа образной выразительности) [15].
«Духовность... по сути, - это способность человека представлять цель, программу и результат своего творчества в «образе-идеале», где, как правило, воплощаются наиболее гармонично позитивные устремления, желания и мечты человека... Духовность - это проявление своей индивидуальности, своей индивидуальной меры целостности и гармонии человека с миром, в мире и с самим собой в творчестве» [4]). В этом смысле духовность в градостроительстве - это сравнение идеальной картины с реальной практикой, идеальной модели с реальной физической конструкцией (формой) города. Духовность в градостроительстве проявляется и как эстетический критерий, и как приближение к идеалу [15,41].
Основываясь на модели общечеловеческих ценностей, систематизацию проблем градостроительной политики А.В. Крашенинников предлагает проводить по следующим пяти направлениям:
природная среда и экология;
функциональная инфраструктура и коммуникации;
социально-пространственная организация;
историко-культурная содержательность;
художественный облик и образная выразительность.
«Спектральный» анализ градостроительных документов (доктрин, концепций, планов градостроительного развития) может объективно показать баланс естественнонаучных и гуманитарных задач, выявить приоритетные направления, показать слабо освещенные проблемы. Стратегические цели градостроительства связаны с интересами государства, устройство городов служит интересам местного населения, отдельные объекты - интересам физических и юридических лиц. Очевидно, что эти интересы различны, и что строительные проекты различных масштабов надо координировать между собой. Для координации необходимо системное видение проблем практических задач градостроительной деятельности.
В градоведении выделяются различные способы решения задач градостроительного проектирования:
систематизация различных направлении градостроительства как системы знаний;
формирование основных направлений градостроительной политики;
системное представление задач градостроительного проектирования;
разработка градостроительных регламентов и целевых программ;
оценка градостроительных и архитектурных проектов.
Перспективы социально-экономического развития территорий. Перспективы социально-экономического развития территории определяются в ходе предпроектных исследований и опросов населения. Системно представить интересы населения можно на основе прогноза потребностей основных социальных групп (постоянное население, приезжие, туристы, бизнесмены и предприниматели, риэлторы и инвесторы) по пяти выделенным направлениям градостроительной политики.
Прогнозировать интересы различных групп населения важно еще до начала социологических исследований. Далее путем работы с населением уточняется социальный заказ и конкретизируются задачи градостроительной деятельности.
Например, в Великобритании любые предложения по развитию города должны быть опубликованы в местной прессе, а далее даются 20 дней для их обжалования. Членам общественных организаций и частным лицам предоставляется возможность выразить свои пожелания относительно намечаемого строительства на начальных стадиях формирования структурных и локальных планов. Местные власти обязаны обеспечить публичное освещение предложений. При разработке структурных планов некоторые вопросы могут быть вынесены на общественное обсуждение или может быть применено анкетирование населения. Если конкретные предложения существенно отличаются от намеченных планов, они должны быть обнародованы, в том числе и любые заявки на использование исторических зданий или строительство в охранных зонах.
В США с помощью населения определяются основные планировочные принципы и задачи градостроительных решений. Такой подход облегчает дорогу частным инвестициям и обеспечивает политическую поддержку градостроительным планам [15].
Предпроектные исследования. Предпроектный анализ направлен на выявление и оценку резервов и ограничений, связанных с развитием конкретной территории. Составными частями проектного анализа является оценка природных, техногенных, социальных, культурных, эстетических характеристик городской среды в пределах конкретной
Таблица 5.1 - Сравнение системных представлений качества градостроительного объекта (по А. Крашенинникову)
Уровни социальных потребностей | Класс сооружений и характеристика «функционального потенциала» | Показатель качества градостроительной формы | Направления градостроительной политики |
Физические фундаментальные: выживание, здоровье, продолжение рода, питание, одежда, укрытие | Субстанциональный класс - защитное назначение формы (прочность, устойчивость, вместимость) | Жизнепригодность: способность среды поддерживать жизнедеятельность | - природная среда, санитарный режим, экология |
Физические, но опосредованные социальными отношениями: престиж, качество, идентификация | Процессуальный класс: утилитарно-практическое использование внутреннего пространства (габариты, размещение, конфигурация, нормы сангигиены) | Удобство, доступность: способность связаться с другими людьми, сменить деятельность, обеспечить себя ресурсами | - функциональная организация, транспорт и коммуникации |
Собственно социальные потребности: общение, самостоятельность, контроль, равенство, свобода, справедливость | Средовой класс: организация окружения (структура пространства: центр, периферия, ориентиры, границы, узлы) | Контроль: участие и контроль за формированием и использованием элементов предметно-пространственной среды | - организационно-правовая организация территории, социальный контроль |
Пассивные интеллектуальные: потребление информации, в том числе в сферах науки и культуры, искусства, разнообразие впечатлений | Культурно-исторический класс: роль в системе культурных ценностей (памятник, символ, текст, мемориал) | Содержательность: соответствие ценностям и устремлениям сложившейся культуры | - историко-культурная ценность, привлекательность, историческое наследие и экология культуры |
Активные интеллектуальные: самореализация, уникальность, самобытность. Формирование и индивидуальной предметно-пространственной среды | Эстетический класс: художественное произведение (воспитывает чувство прекрасного, выполняет эстетические функции) | Два универсальных критерия: социальная справедливость и экономическая целесообразность | - эстетика городской среды и художественный образ и духовная направленность перемен |
территории. Результатом анализа становится представление о «градостроительном потенциале» участка территории, который предлагается оценивать по основным направлениям градостроительной политики. Таким образом, аналитический материал исследования территории становится сопоставимым с прогнозом социального заказа населения.
Таблица 5.2 – Основные направления предпроектного анализа участка территории [15]
Направления градостроительной политики | Основные проблемы предпроектного анализа |
Природная среда и экология | Рациональное использование ландшафта, выявление ценных, охраняемых, резервных и нарушенных территорий. На уровне жилой застройки - санитарные параметры воздуха, воды, почвы; инсоляция и аэрация зданий и дворовых пространств, ценные зеленые насаждения и микроландшафт |
Удобство, обеспеченность, доступность | Рациональное использование территории, инженерной и социальной инфраструктуры, выявление структурно-планировочных узлов и элементов каркаса на уровне жилой застройки - плотность, этажность, обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры исходя из условий транспортно-пешеходной связанности и технических возможностей |
Социальный комфорт, контроль, безопасность пешеходных пространств | Назначение и использование участков городской территории. Выявление освоенных и конфликтных участков пешеходного пространства. Правовое зонирование, контроль на уровне жилой застройки, дифференциация территории по владению, контролю, принадлежности (в том числе границы домовладений, земельных отводов и зеленых насаждений, характер собственности: городская, муниципальная или частная) |
Историко-культурная содержательность | Выявление, охрана и использование участков территории, связанных с историко-культурным наследием. Ценность и привлекательность городской среды на уровне жилой застройки - памятники, достопримечательности, охранные зоны, заповедные зоны и зоны регулирования застройки; дифференциация территории по стоимости земли и недвижимости. |
Художественный облик и духовная направленность перемен | Выявление и закрепление индивидуальных художественных особенностей городской среды, в том числе определение участков, обладающих высоким градостроительным потенциалом для развития архитектурного ансамбля города на уровне жилой застройки, определение моделей и ориентиров, развивающих доминирующие идеи жизнеустройства |
Основные проблемы предпроектного анализа имеют два аспекта. Первый связан собственно с рассматриваемым участком, второй - с его окружением, городской средой (таблица 5.2).
На основе сравнения потребительской и аналитической оценок выявляются неотложные и приоритетные задачи целевых программ.
Градостроительный потенциал территории. В ходе подготовки планов освоения территории важно правильно оценить не только экономический (возможная прибыль от использования данного участка земли), но и градостроительный ее потенциалы.
Градостроительный потенциал территории определяется путем прогноза потребительской оценки участка, проведенной по пяти направлениям комплекса градостроительных задач.
В ходе предпроектного анализа выявляются проблемы и определяются задачи градостроительного проектирования по следующим разделам:
экологические качества жилого фонда и городского ландшафта;
состояние инженерно-транспортной инфраструктуры и системы общественного обслуживания (анализ существующего положения по отраслям городского хозяйства и сравнение с действующими нормативами, в том числе: обеспеченность учреждениями социальной сферы и зелеными насаждениями, состояние жилого фонда, транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций и т.п.);
характер собственности на землю и недвижимость, безопасность и престижность территории;
историко-культурная ценность городской среды и привлекательность окружения;
особенности визуальной среды и видеопрестижности территории.
В качестве потребителя принимаются различные субъекты градостроительной деятельности: различные группы населения, коммерческие структуры, муниципальные органы самоуправления и т.п. [15]
Стратегия реализации градостроительных программ. Стратегия реализации градостроительной программы представляет собой план основных мероприятий, ресурсы и ограничения, которыми можно управлять ради достижения целей градостроительной политики. Цели градостроительной политики являются следствием выявленных проблем. Проблемы возникают при сравнении прогноза развития территории с идеальной моделью - ее «образом-идеалом».
Для современной градостроительной культуры идеальным состоянием города является модель устойчивого развития. Признаки этого идеала и проблемы, которые необходимо решать для его достижения следующие:
восстановление природного комплекса, оздоровление окружающей среды, отказ от строительства на участках зеленых насаждений, водоохранных зон и на новых территориях;
приоритет общественного транспорта и велосипеда над индивидуальным транспортом, а велосипеда над автомобилем, внедрение энергосберегающих технологий в коммунальное хозяйство; воссоздание социально-психологического климата доброжелательного соседства;
реабилитация сложившейся застройки ради формирования разнообразной городской среды, максимальное использование контекста, повышенное внимание к индивидуальным особенностям участка и архитектуре окружающей застройки;
разработка специальных программ, стимулирующих участие населения в решении проблем городского развития.
Реализация наиболее важных стратегических направлений осуществляется методами социальной и коммерческой адаптации основных направлений градостроительной политики [15].
Социальная адаптация означает согласование градостроительной политики с государственными, общественными и частными интересами, а также формирование ее общественной поддержки.
Коммерческая адаптация градостроительной политики предусматривает формирование условий для градостроительного маркетинга, создание нормативно-правовой базы взаимодействия с владельцами собственности, инвесторами, застройщиками.
Социальная адаптация программ развития территорий и градостроительный маркетинг. Любой градостроительный проект обычно вызывает неоднозначные оценки. Выделяются следующие категории оппонентов: жители, владельцы недвижимости; соседи по участку и микрорайону; владельцы приватизированных учреждений и предприятий; частные лица и общественные организации, выступающие против всякого развития. В ходе разработки стратегических планов необходимо учесть их интересы и включить в процесс необходимых перемен.
В Италии, Норвегии, Англии в городском самоуправлении разработаны хорошо оправдавшие себя методы участия населения в процессе планирования. Помимо городских советов в этих странах принято иметь еще местные исполнительные советы (члены которых входят и в городской совет). Решение центрального совета передается в местный совет для обсуждения, часто публичного, и только после этого принимается к исполнению. Такая система обеспечивает высокую эффективность реализации сложных градостроительных программ, таких, например, как создание пешеходных зон в центральных районах Стокгольма, Копенгагена и других городов [15,25].
На основе обобщения зарубежного опыта по реализации сложных градостроительных проектов различные авторы выделяют от 5 до 12 стадий в реализации проекта - от замысла до управления функционированием. На основе этих стадий можно проследить различные формы участия общественности и распределения риска между участниками проекта.
Коммерческая адаптация программ градоразвития. Начальный этап градостроительного планирования включает в себя определение экономической стратегии. Источником финансирования могут выступать централизованные (федеральные) ресурсы, местный (городской) бюджет и частные инвестиции. В сфере инвестиционной политики для решения жилищной проблемы необходимы льготные условия ипотечного кредитования, создание целевых фондов для аккумуляции вкладов населения, выпуск необлагаемых налогом инвестиционных жилищных облигаций.
При дефиците городского бюджета основной формой финансирования градостроительных программ становится продажа недвижимости и прав застройки участков земли-т.н. «градостроительный маркетинг» [15].
Градостроительный маркетинг участков земли, недвижимости, объектов городского хозяйства направлен на формирование ответной реакции со стороны покупателей или продавцов, соседей и общественности. Этого можно добиваться напрямую (путем рекламы и работы с целевыми группами покупателей), либо косвенными способами - созданием благоприятных условий для деятельности (например, развитием инженерно-транспортной инфраструктуры или созданием зон приоритетного развития).
Приведенная ниже таблица разработки коммерческой части градостроительной программы составлена А.В. Крашенинниковым на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта создания градостроительных программ.
Эффективность градостроительного маркетинга определяется совокупностью организационных, пространственных и финансовых факторов [15]:
организационно-правовое обеспечение градостроительных программ (согласованная градостроительная политика, утвержденное правовое зонирование и действующая нормативно-правовая база);
наличие пространственных резервов и проектных проработок свободных участков, пригодных для строительства и реконструкции;
создание условий для получения застройщиками кредита и по- мощь в организации внебюджетных форм финансирования.
Таблица 5.3 - Этапы разработки коммерческой части программы градостроительного
развития жилой застройки
Планировочная стадия | Цели и задачи |
Исследование тенденций и перспектив развития города (стратегия макроуровня) | Внешний аудит |
Предпроектный анализ жилого района | Внутренний аудит |
Выявление целевых групп потребителей и их запросов | Определение спроса |
Согласование и увязка запросов целевых групп и возможностей рынка | Баланс спроса и предложения |
Адаптация концептуальных предложений в соответствии с запросами конкретных потребителей для участков первой очереди | Определение предложения (уточнение товарных качеств, предлагаемых к продаже объектов) |
Общественное обсуждение проекта Плана развития | Начало продвижения |
Образование команд участников из заинтересованных лиц но каждой планировочной единице структурного плана | Работа с частными инвесторами |
Начало освоение участков первой очереди | Формирование партнерских отношений между населением и частным сектором |
Следует иметь в виду, что из-за уникальности «градостроительного товара» редко удается придерживаться одной и той же последовательности на практике, а также, что в ходе решения задач очередного уровня уточняются не только условия для последующего шага, но часто вносятся уточнения и переосмысливаются предыдущие этапы. Решения промежуточных этапов никогда нельзя считать окончательными [15].
Процесс выработки решения обычно носит возвратно-поступательный характер и повторяется до тех пор, пока не будет найден компромисс между целями градостроительной политики и фактическими операционными возможностями.
В целом стратегия градостроительного маркетинга зависит от того, кто будет выполнять роль заказчика и каковы цели градостроительной политики:
привлечение инвесторов;
привлечение клиентов (покупателей);
повышение качества городской среды;
улучшение инфраструктуры обслуживания и др.
Маркетинговое исследование территории включает анализ рынка, внутренний и внешний аудит. Определяется рыночный потенциал конкретной территории, конкурентоспособность участка в ряду аналогичных объектов, конъюнктура потенциальных клиентов-покупателей. В соответствии с этим ставятся задачи по совершенствованию товарных характеристик градостроительного объекта.
Участок городской территории оценивается как товар в системе товарных ценностей, т.е. происходит оценка с позиции конкурентоспособности, сегодняшней и перспективной, в сравнении с другими аналогичными товарами.
По сравнению с организацией рынка других товаров территориальный маркетинг включает продажу не только сопутствующей функциональной инфраструктуры, но и, в ряде случаев, истории или перспективы города в целом, образа места. Предпроектные исследования в условиях рыночной экономики направлены на выявление характера потребления и перспективы участия в рынке [15].
Аудит рынка земли состоит в изучении потребительских качеств городской среды и сегментации градостроительного рынка. Результатом аудита является более точное представление о потенциале территории, а также о задачах, которые необходимо решить, чтобы привлечь покупателей. В результате уточняются приоритеты, выявляются целевые группы потенциальных клиентов, а также соответствие «товара» потребностям рынка.
Рыночная стратегия может быть ориентирована на следующие цели: сохранение существующего объема услуг, расширение рынка, объединение и т.п. Вполне очевидно, что цели градостроительного маркетинга будут намного разнообразнее и ориентированы на более длительные сроки. Не исключая применения приемов маркетинга к градостроительным объектам, это означает, что центральной проблемой градостроительного маркетинга является определение стратегических целей.
Территориальный маркетинг отличается от маркетинга других товаров следующими факторами:
функционально-пространственными особенностями недвижимости;
характером и средствами продвижения товара;
организационными мероприятиями;
финансовыми мерами.
Результативность территориального маркетинга во многом определяется выбором и применением правильной комбинации из вышеперечисленных мероприятий.
Последовательность проведения градостроительного маркетинга разработана А.В. Крашенинниковым [15]. Первый этап - «выбор альтернативы» - состоит в определении градостроительной политики относительно конкретной территории. Вначале это может быть идея или концепция, которая в дальнейшем (при повторном прохождении) может быть дополнена детальным анализом и перечнем проблем и задач. Более детальный план для первого этапа состоит в постановке проблемы и определении целевых показателей. Результатом этого этапа является «план», который при первом прохождении цикла может быть просто листком бумаги с перечислением необходимых шагов.
Второй этап - планирование и выявление потенциальных участников - продавцов, покупателей, инвесторов и всех заинтересованных сторон. Далее следует организационная работа - выявление интересов сторон.
Третий этап состоит в согласовании плана финансирования на основе баланса интересов. Если финансовой поддержкой заручиться не удается, то следует начинать сначала - с поиска новых альтернатив.
Четвертый этап - анализ рентабельности плана и его соответствия стратегическим целям. На этой стадии складываются условия для партнерства с другими частными и общественными организациями.
Пятый этап - реализация замыслов. В результате первого прохождения цикла реализацией может быть открытие финансирования для разработки градостроительной программы или ее части. В конце процесса планирования реализацией будет начало фактического строительства.
Градостроительный маркетинг как метод реализации градостроительных программ может стать существенным источником финансирования только в центральных районах города, на периферии и в небольших городах приоритет имеют комплексные инвестиционные программы, объединяющие ресурсы федерального и местного бюджетов, средства частных и корпоративных инвесторов.
Программы градостроительного развития территорий. Основные приоритеты градостроительной политики в РФ, начиная с середины прошлого века, были сосредоточены вокруг трех основных тем: оздоровление жилой среды, социальное переустройство жилой среды, оптимизация облика жилой застройки. Начиная с 1970 гг. экологические и социальные проблемы городской среды были детально изучены и стали широко внедряться в практику городского регулирования многих городов за рубежом. В 1990 гг. идея «устойчивого развития» вошла в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие директивные документы.
В Градостроительном кодексе РФ (1998 г.) указаны два типа градостроительных документов: планировочные документы, которые являются результатом проектирования, и градорегулирующие документы, определяющие порядок землепользования и застройки. Однако на практике выделяется еще одна разновидность проектной продукции градостроителей - программный документ (программа) развития территории.
Программный документ градостроительного развития определяет основные направления градостроительной политики, цели и сроки преобразования территории, ресурсы и механизмы реализации. На уровне стратегического планирования программа подкрепляется схемой развития территории. На уровне оперативного планирования вырабатывается целевая программа развития территорий, сопровождаемая схематичным планом.
Целевая программа в градостроительстве - это система локальных мероприятий, объединенных общей целью и механизмом финансирования. Целевая программа служит заданием для разработки градостроительной концепции. Формирование программы развития должно быть основано на детальных предпроектных исследованиях, цель которых состоит не только в том, чтобы выявить особенности застройки, но и начать работать с местным населением. Таким образом целевые программы являются оперативным планом развития локальной городской территории.
Жилую застройку необходимо рассматривать как общественно-частное предприятие с учетом взаимодействия многих участников: жителей, заказчиков, инвестиционно-строительных компаний, строителей, риэлтеров, финансовых институтов, местной администрации и др.
Традиционное (социалистическое) и рыночное проектирование отличаются не только участниками, но и очередностью этапов. При рыночной экономике возрастают и количество участников, и, неопределенность финансирования. Если одновременно с этим неупростить процедуру согласований, принятую при централизованном планировании, то коммерческий риск при строительной деятельности превысит рентабельность и инвестиции могут быть потеряны.
Градостроительная деятельность по развитию территории включает три последовательных этапа, и на каждом из них требуется разработка специфических градостроительных материалов и документов.
Таблица 5.4 – Градостроительные документы нового типа [10]
Этапы градостроительной деятельности по преобразованию жилой застройки | Градостроительные документы |
Градостроительная политика | Концепция и программа развития территории |
Градостроительное управление | Планы градостроительного развития («физическое планирование») |
Градостроительное проектирование | Территориальные правила и нормы, карты, схемы, планы зонирования и районирования, рекомендации по проектированию и стандарты градорегулирования |
Систематизацию проблем градостроительной деятельности на всех этапах необходимо проводить на общем методологическом основании, в роли которого предлагается использование пяти направлений градостроительной политики.
- Содержание
- История градостроительства
- Основы теории геоурбанистики
- Приципы и формы территориально-пространственного развития
- Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- Эколого-градостроительные основы обоснования градостроительных решений
- Введение
- 1 История градостроительства
- 1.2 Градостроительство рабовладельческого и средневекового общества
- Кведлинбург и Болонья
- 1.3 Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко
- 1.4 Градостроительство в XVI-XVIII веках
- 1.5 История русского градостроительства
- Зодчий Алевиз Новый
- 1.6 Развитие градостроительства в XIX-XX веках
- 1.7 Русское градостроительство в период XIX – XX веков
- 2. Основные теории геоурбанистики
- 2.1 Проблема научного определения понятия «город»
- 2.2 Общие свойства, особенности и противоречия города
- 2.3 Системная организация города
- 2.4 Типология городов
- 2.5 Экологические проблемы городов
- 2.6 Историко-культурная среда города
- 2.7 Город и пригородные территории
- 2.8 Города и агломерации
- 3 Принципы и формы территориально-пространственного развития города
- 3.1 Направления и формы территориально-пространственного развития города
- (По я. Косицкому)
- 3.2 Формы пространственно-территориального роста города
- 3.3 Цикличная динамика территориально-планировочного развития города
- 4 Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- 4.1 Изучение условий местности и выбор участка для города
- 4.2 Планировочная структура города
- 4.3 Взаиморасположение селитебной и промышленной территории
- 4.4 Транспортно-планировочная организация города
- 4.5 Жилые районы города
- 4.6 Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке
- 4.7 Структура селитебной территории города
- (По м. Тосуновой)
- 4.8 Архитектурно-пространственное решение застройки
- 4.9 Направления комплексного благоустройства и ландшафтного дизайна городских территорий
- 5 Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- 5.1 Основы градостроительной политики
- 5.2 Градостроительный проект
- Основы градорегулирования
- 6 Экологические основы градостроительных решений
- 6.1 Комплексная экологическая оценка жилой застройки
- 6.2 Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.3. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.4 Экология визуальной среды города
- Тротуаров (а, б, в) и площадей (г, д)
- 7 Список рекомендуемой литературы
- 8 Краткий словарь терминов
- Лекционные курсы, изданные кафедрой «Природообустройство», для студентов и аспирантов
- Основы территориально-пространственного развития городов
- 241037, Брянск, пр-т им. Ст. Димитрова, 3