logo search
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

25.1. Назначение и размещение баз и складов

При строительстве автомобильных дорог необходимые органические вяжущие материалы доставляют железнодорожным или автомобильным транспортом от заводов-изготовителей до дорожных организаций-потребителей. Для вяжущих материалов организуют базы и склады, предназначенные для хранения вяжущих и подготовки их к использованию.

Битумные и эмульсионные базы или цеха в составе АБЗ могут быть организованы как временные предприятия с мобильным комплектом оборудования или как стационарные районные предприятия с обслуживанием всех категорий дорожных организаций, находящихся в зоне (радиусе их действия). При расположении базы (цеха) в составе АБЗ вспомогательные отделения (лаборатория, ремонтно-механическая мастерская, бытовые помещения и др.) могут быть общими.

По продолжительности работы на одном месте базы и склады подразделяются на постоянные (стационарные) и временные (инвентарные); в зависимости от места расположения - на приобъектные (притрассовые), прирельсовые (при доставке битума железнодорожным транспортом), приречные (при доставке его водным путем, по рекам). Как правило, прирельсовые (приречные) битумные базы служат перевалочным пунктом для поступающего битума с последующей его выдачей на притрассовые базы или АБЗ. Стационарные базы оснащают более производительным оборудованием и сооружениями капитального типа. Оборудование и сооружения притрассовых баз обычно монтируют из инвентарных элементов и инвентарных агрегатов и оборудования передвижного типа.

В генеральном плане решают вопросы размещения всех объектов базы (цеха) и определяют расположение приемных устройств, битумохранилищ, битумоплавильных и насосных установок, битумных и других коммуникаций и сетей электроснабжения, складов топлива и масел, поверхностно-активных веществ и разжижителей, парокотельной (в случае необходимости), ремонтно-механического отделения, лаборатории, административных зданий и др., а также проездов и подъездных путей (рис. 25.1).

Рис. 25.1. План-схема битумной базы: 1 - секции битумохранилища вместимостью по 500 т; 2 - пожарный резервуар; 3 - емкости для поверхностно-активных добавок, топлива; 4 - битумоплавильная установка; 5 - трансформаторная подстанция; 6 - контора-лаборатория; 7 - бытовые помещения; 8 - материально-технический склад; 9 - ремонтно-механическая мастерская; 10 - туалет

При размещении оборудования, производственных и хозяйственных сооружений необходимо обеспечить соблюдение правил техники безопасности, противопожарные разрывы и рациональное выполнение всего технологического процесса.

По положению резервуара относительно поверхности земли битумохранилища подразделяются на наземные, полуямные и ямные (рис. 25.2). Разгрузка в них битума осуществляется путем наклона (опрокидывания) бункеров-полувагонов. Недостатки хранения битума в битумохранилищах ямного типа заключаются в значительных затратах энергии на разогрев битума, а также в его обводнении и загрязнении. Поэтому наметилась тенденция к заметному снижению их количества.