logo search
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

2.5. Уплотнение грунтов

Важнейшим технологическим процессом при строительстве земляного полотна является уплотнение, которое обеспечивает требуемую прочность и устойчивость грунтов. От качества работ по уплотнению зависят фактические значения модуля упругости, угла внутреннего трения и сцепления, и, следовательно, способность конструкции дорожной одежды сохранять прочность в течение заданного срока службы.

В грунтах, обладающих низкой плотностью, при воздействии транспортных нагрузок накапливаются остаточные деформации. Недостаточно уплотненные грунты отличаются неоднородностью, меньшей плотностью, имеют просадки, что приводит к нарушению ровности проезжей части дорог. С увеличением плотности грунта снижается его водопроницаемость. Чем плотнее грунт, тем меньше диапазон изменения влажности грунта под воздействием атмосферных явлений и соответственно меньше вероятность морозного пучения.

Таблица 2.12

Рай- оны Рос- сии

Дорожно-климатические зоны

Сроки производства земляных работ

Количество нерабочих дней

Коли- чество рабочих дней в строи- тельном сезоне

Принятая сменность работы из условия использования светового дня

Расчет- ная продол- житель- ность сезона, смен

дата начала

дата окончания

календарное количество дней

выход- ные и празд- ничные дни

ремонт и про- филак- тика машин

простой по организа- ционным причинам

внутри- объектные переходы на другие места работ

простой по атмосферным причинам

из них в марте, октябре, ноябре и декабре

в апреле, мае, июне, июле, августе и сентябре

Средний коэффи- циент сменности работ

общее к-во дож- дливых дней

из них падает на нера- бочие

кол-во дней про- стоев

итого не- рабо- чих дней

Ев- ро- пей- ская часть

I

5/VI

25/IX

112

16

5

3

2

13

3

10

36

76

-

2

2,00

150

II (северная часть)

10/V

10/Х

153

22

6

4

3

12

2

10

45

108

1

2

1,95

210

II (южная часть)

25/IV

20/Х

179

27

8

5

4

14

3

11

55

124

1

2

1,85

230

III

20/IV

30/Х

183

30

8

5

4

9

2

7

54

129

1

2

1,85

240

IV

I/IV

15/IХ

228

36

10

6

5

9

2

7

64

164

1

2

1,80

295

V

25/III

25/XI

245

39

10

6

5

7

2

5

65

180

1

2

1,80

325

Горы и пред- горья

25/III

20/XI

240

38

10

6

5

17

4

13

72

168

1

2

1,80

300

Черно- морское побе- режье

5/III

20/XII

290

46

12

7

5

26

6

20

90

200

1

2

1,60

320

Запад- ная Сибирь

II (северная часть)

20/V

30/IX

134

19

6

4

3

17

4

13

45

89

-

2

2,00

180

III

5/V

10/Х

157

23

7

4

3

6

1

5

42

115

1

2

1,95

22

IV

1/V

10/Х

163

25

7

4

3

4

1

3

42

121

1

2

1,95

235

Горы и пред- горья

5/V

10/Х

157

23

7

4

3

10

2

8

45

112

1

2

1,95

220

Высоко- горные районы Алтая

1/IV

25/IX

116

17

5

3

2

16

3

13

40

76

-

2

2,00

150

Восточ- ная Сибирь (южная часть)

I (южная часть)

20/V

30/IX

133

19

6

4

3

9

2

7

39

94

-

2

2,00

190

II (северная часть)

25/V

30/IX

128

19

5

3

2

16

3

13

42

86

-

2

2,00

170

III

10/V

5/Х

148

21

6

4

3

3

-

3

37

111

1

2

1,95

215

IV

5/V

10/Х

157

23

7

4

3

4

1

3

40

117

1

2

1,95

230

Горы и пред- горья (север- ная часть)

5/V

5/Х

122

22

5

3

2

16

4

12

44

78

1

2

1,95

150

Горы и пред- горья (южная часть)

1/VI

20/IХ

111

20

5

3

2

36

9

27

57

64

-

2

2,00

130

Даль- ний Восток

I

20/V

5/Х

108

19

4

2

1

16

4

12

38

70

1

2

1,95

140

II (южная часть)

1/V

15/Х

167

26

7

4

3

20

4

16

56

111

1

2

1,85

205

III

15/IV

5/Х

204

31

9

5

3

18

4

14

62

142

1

2

1,80

200

Горы и пред- горья

20/V

20/Х

158

22

7

4

3

15

3

12

48

110

1

2

1,80

200

Обследования и диагностика автомобильных дорог показывают, что одной из причин преждевременных повреждений является недостаточная плотность грунта земляного полотна. Это относится ко всем участкам дорог, расположенным на земляном полотне и в насыпях и в выемках. По этим причинам уплотнению подлежат как насыпные грунты, так и основания насыпей и поверхностные слои грунтовых оснований в выемках. Уплотнение земляного полотна является обязательным, и это требование зафиксировано действующими строительными нормами и правилами и технологическими регламентами по строительству земляного полотна автомобильных дорог [83, 86, 87].

Уплотнение грунтов окупается экономией, достигаемой за счет уменьшения толщины дорожной одежды, уменьшения затрат на ремонт автомобильной дороги и снижения транспортных расходов.

Принципиальный подход к определению требуемой плотности грунта состоит в том, чтобы в результате уплотнения плотность стала такой, при которой не будет происходить накопления остаточных деформаций земляного полотна от действующих повторных расчетных нагрузок и изменений влажности грунта. Увеличение плотности грунта до требуемых значений обеспечивает стабильность основных параметров прочности грунта, делает их мало изменяющимися под влиянием сезонных колебаний температуры и влажности.

На основе элементарного представления о грунте как о трехфазной системе, без учета его структурных особенностей, применяют следующее выражение для единичного объема грунта:

где (2.7)

δ - плотность скелета грунта, г/см3;

Y - плотность минеральных частиц, г/см3;

W - массовая доля влажности грунта, %;

V - объем воздуха, %;

1 - единичный объем грунта (1 см3).

Отсюда плотность грунта:

(2.8)

Значение Y изменяется в узких пределах: для супесчаных грунтов Y = 2,65-2,55 г/см3, для глинистых и пылеватых супесчаных грунтов Y = 2,68; для тяжелых суглинистых и тяжелых глинистых Y = 2,7; для суглинистых Y = 2,6. Наибольшая плотность соответствует пористости грунта в диапазоне 4-6 % (6 % для песчаных и супесчаных грунтов, 5 % для пылеватых супесчаных, суглинистых и глинистых и 4 % - для тяжелых суглинистых и пылеватых глин).

Процесс уплотнения состоит в вытеснении воздуха из пор грунтов, отжатия воды и уменьшения толщины водных пленок, что достигается механическим воздействием уплотняющих машин. Отжатие воды из грунта происходит медленно и не играет заметной роли в уплотнении из-за малого времени воздействия нагрузок при уплотнении машинами. Поэтому в процессе уплотнения при фактической влажности происходит главным образом удаление воздуха.

Для получения наиболее плотной структуры необходимо, чтобы влажность грунта была такой, при которой объем защемленного воздуха находится в указанных выше пределах: 4-6 %. При этом образуются наиболее прочные гидратные оболочки, обеспечивающие минимальную фильтрацию и наименьшее разбухание грунта, а следовательно, и наивысший возможный модуль упругости. Если влажность грунта ниже, то есть объем пор, занятый воздухом, выше указанной величины, не создается устойчивой структуры и при увлажнении грунт легко разбухает и тем больше, чем выше влажность. При недостаточной плотности, наоборот, доуплотняется и дает осадку. Модуль упругости в обоих случаях падает. При повышении влажности грунта в процессе уплотнения часть пор заполняется водой, вытесняющей воздух. Структура грунта становится неустойчивой, особенно при ударном уплотнении, а модуль упругости уменьшается.

Принято считать, что для каждого грунта существуют оптимальные влажность и плотность, зависящие от его минералогического и гранулометрического состава. Оптимальная влажность соответствует определенной работе, затраченной на уплотнение грунта. Эта работа определяется массой катка и числом его проходов или массой уплотняющего груза, высоты его падения и числа ударов. Большей работе по уплотнению соответствует меньшая оптимальная влажность. На рис. 2.4 показано, как меняются плотность и оптимальная влажность для разных значений работы по уплотнению. С некоторым приближением можно считать, что оптимальная влажность близка к максимальной молекулярной влажности, то есть влажности, при которой вся вода в грунте находится в связанном состоянии.

Экспериментально оптимальную влажность определяют с помощью прибора стандартного уплотнения Союздорнии по ГОСТ 22733-2002, последовательно определяя стандартную плотность при переменных значениях влажности грунта. Влажность соответствующую максимальной плотности считают оптимальной.

В южных районах, где естественная влажность ниже, следует предварительно увлажнять грунт или увеличивать работу по уплотнению для достижения требуемой плотности.

Ориентировочные значения влажности, %, для наиболее распространенных грунтов приведены ниже:

пески мелкие и пылеватые 8-13

супеси легкие и тяжелые 9-15

суглинки легкие 12-18

тяжелые и тяжелые пылеватые суглинки 14-20

пылеватые и тяжелые пылеватые супеси, легкие пылеватые суглинки 15-22

глины пылеватые и песчанистые 16-26

глины жирные 20-30

Содержание воздуха при стандартной плотности для разновидностей грунтов в среднем составляет: супесь - 8...10 %, тяжелый суглинок - 3...4 %, суглинок - 4...5 %, глина - 4...6 %.

Требования к уплотнению грунта и назначение необходимой плотности устанавливают в соответствии с уровнем напряженного состояния конструкции земляного полотна. При этом учитывают, что верхняя часть насыпи, иногда называемая рабочим слоем, испытывает динамические напряжения от транспортных средств и в наибольшей мере подвержена воздействию атмосферных явлений. Эти напряжения затухают с глубиной. Другая часть напряжений в земляном полотне, вызываемая собственным весом насыпи наоборот увеличивается с глубиной. Таким образом, в средней части насыпи уровень напряжений и соответственно требования к плотности грунта ниже, чем в верхней и нижней.