logo search
городков

Зодчий Алевиз Новый

рами, за его стенами были сооружены новые дворцы – Теремной и Потешный. Центр Кремля – соборная группа с объединяющим и завершающим этот ансамбль столпом «Иваном Великим». Московский Кремль послужил образцом для сооружений целого ряда кремлей в других стратегических центрах, защищавших подступы к Москве.

Кремль в Смоленске построен в конце XVI в . при Борисе Годунове русским мастером Федором Конем. Является одним из выдающихся произведений русского крепостного зодчества. Протяженность стен более 6 км, 32 башни. Монументальность сооружения, красота архитектурных форм, огромный объем работ, краткие сроки их выполнения ставят постройку в число чудес техники той эпохи.

Троице-Сергиева Лавра в г. Сергиеве служила прототипом создания украшенных монастырских ансамблей. Ансамбль Лавры – образец архитектурного единства – увенчан вертикалью колокольни (Д. Ухтомский, XVIII в.). Центр монастыря – группа соборов и «чертогов» (дворцовых сооружений) – Троицкий, Успенский Соборы, трапезная XVII в.

Иосифо-Волоколамский монастырь (XIV-XVII вв.) – замечательный ансамбль, в котором сочетается строгость архитектурных форм с богатством декоративного убранства и гармоничным сочетанием с окружающей природой. Над ансамблем возвышалась изящная многоярусная колокольня в стиле московского барокко (разрушена немцами).

Кирилло-Белозерский монастырь (к. XIV-XVII вв.) – огромный комплекс на севере России (г. Кириллов, Вологодской области). Характер архитектуры вполне соответствует суровой красоте северной природы; стены и башни отличаются лаконизмом, очень хорошо сочетающимся с изящными простыми формами в убранстве его храмов и прочих зданий; комплекс широко раскинулся среди обширных водных пространств и бескрайних далей северной природы, он не увенчан вертикалью, как это имеет место в московских ансамблях.

Новодевичий монастырь (XVII в., г. Москва) – построен в стиле московского барокко. Архитектура отличается стройностью, большим изяществом и декоративным богатством ажурных форм. Ансамбль увенчан стройной колокольней. Это одно из лучших творений русских мастеров (рисунок 1.25).

Период Петровских преобразований. В истории русского градостроительства период времени с 80-90-х годов XVII в. и до середины XVIII столе­тия, является значительным историческим рубежом. В этот период русский город в социально-экономическом и архитектурно-плани­ровочном отношении резко изменился по сравнению с допетровской эпо­хой и в короткое время прошел огромный путь про-

грессивного развития. В начале XVIII в. господствующей социальной силой в России являлось поместное дворянство и купечество. Через посредство магистратов ку­печество было втянуто в городское строительство и, в частности в строи­тельство общественных зданий - ратуш, школ, «гошпиталей» и сиротских домов. С развитием ремесленного производства значительно повысился процент ремесленного населения в посадах, это способствовало образованию новых типов населенных мест - промышленного города и промышленного поселка. К концу правления Петра в России было уже около 200 мануфактур, по соседству с которыми выросли новые промышленные города и поселки. К их числу относятся Петрозаводск, Екатеринбург (основанный историком и общественным дея­телем XVIII в. В. Н. Татищевым на Урале), а также поселки при Невьянском и Уктусском заводах.

Появление новых типов населенных мест в виде промышленных городов и поселков сопровождалось еще более интенсивным строительством горо­дов-крепостей. Их отли­чали более мощная система оборонительных укреплений, более строгая разбивка и совершенно исключительное разнообразие планировочных приемов. В совершенстве своих оборонительных устройств крепости пет­ровского времени могли конкурировать с самыми передовыми крепостями западно-европейских стран.

С образованием Комиссии строений государство взяло в свои руки строительный контроль. Предва­рительное составление генеральных планов стало внедряться в градо­строительную практику; гражданское строительство начало преобладать над церковным, решительным образом развивалось благоустройство го­родов. Мощение улиц не только бревенчатым настилом, но и торцами и камнем, устройство кюветов, обсадка проездов деревьями, ноч­ное освещение улиц - все это было введено в петровское время. Самым существенным достижением петровской эпохи был переход к регулярной планировке в застройке городов. Геометрически правильные прямоугольные планы имели многие русские кремли, монастыри и особенно деревянные рубле­ные «остроги» и крепости на окраинах страны и в Сибири. Однако пере­нести «регулярство» с внешнего контура города в его середину, сделать улицы идеально прямыми, а их сочетания подчинить той или иной гео­метрической схеме было нелегкой задачей. Еще более трудно было заста­вить частных застройщиков выносить здания на красные линии улицы. Петр воздействовал на застройщиков штрафами и даже конфискацией неправильно построенных домов. Благодаря этим мерам уже в 20-х годах XVIII в. Петру удалось осуществить переход к регулярной планировке и застройке во всех вновь основанных городах, включая и столицу империи. Указы

Рисунок 1.26 – Генеральные планы столичных городов: С. Петербург (XVIII в.) и Москва ( XVII в.)

Рисунок 1.27 – Схемы градостроительного развития С.Петербурга и Москвы

Петра о «красных линиях», о противопожарном разуплотнении застройки, о развитии каменного строительства (в Петербурге), распоряжения о ши­роком применении зеленых насаждений, о строительстве набережных, осушительных работах, замощении и освещении улиц в ночные часы со­ставили целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства. Главными факторами, способствовавшими строительству городов были:

Одновременно с составлением генеральных планов Москвы и Петербурга (рисунок 1.26) Комиссия для строений разрабатывала планы для крупных и малых городов империи. Генеральные планы являлись обязательными для реконструкции и дальнейшего развития городских территорий. До начала XIX века регулярные планы получили: Ярославль, Архангельск, Тверь, Коломна, Нижний Новгород, Богородицк, а также уездные малые города – Севск, Мышкин, Рыбинск, Муром, Брянск и др.

Опыт Петербурга и Москвы не мог не отразиться в провинции. После окончания Отечественной войны 1812 г. снова возобновилась планировоч­ная и строительная деятельность, и если комиссия Бецкого подготовила генеральные планы городов, то осуществление этих планов в натуре ши­роко развернулось только в начале XIX в. В короткие сроки в Уфе, Ко­строме, Ярославле, Полтаве и многих других городах (включая и насе­ленные пункты юга России) образовались новые центры, вокруг которых сложились крупные городские районы, застроенные в архитектурных фор­мах позднего классицизма.

Центр русского провинциального города середины XIX в. ярко выделялся своими большими размерами, богатством силуэта и наибольшей высот­ностью застройки. В центре возвышалось много старых живописных церк­вей, к которым зодчие классицизма добавили колонные портики присут­ственных зданий, неизменную пожарную каланчу, гауптвахту и бело-жел­тые галереи гостиных дворов. В отдалении от центра, застройка становилась ниже, постепенно уступая место пустырям и садам, и, наконец, за заставами простирались поля, среди ко­торых тянулись широкие тракты, осененные белоствольной колоннадой берез [4]. Таким образом, русский город, включивший в себя архитектуру допетровской и послепетровской России, имел не только хорошо скомпо­нованный регулярный генеральный план и ярко подчеркнутый центр, но и прекрасно вписывался в окружающую природу, сообщавшую ему непо­вторимые местные черты.

К на­чалу XIX в. значительно расширилась номенклатура городских площадей по их назначению. Интенсивное развитие русской торговли привело к распространению торговых площадей. Почти во всех городах воз­никают торговые площади, начиная с центральных рыночных площадей, окруженных торговыми рядами, и кончая обширными дровяными и сенны­ми площадями, лежавшими на окраинах городов. Наряду с торговыми площадями во второй половине XVIII века появляются специальные площади у городских застав и мостов; церкви допетровского времени, как правило, освобождаются от примыкавшей к ним застройки, и ряд городов получает много церковных и соборных площадей, окружен­ных бело-желтыми «ампирными» домами. Но, помимо этого, в период господства классицизма формируются совершенно новые типы площадей, а именно театральная площадь и площадь для военных парадов. В архитектуре театров русские мастера в короткий срок далеко обогнали Западную Европу. Театральные здания, лучшие из которых представ­лены Большим театром в Москве и Александрийским театром в Петербур­ге, достигли не только громадных размеров, но и совершенно исключитель­ной монументальности и торжественной простоты.

Желая сделать «Санкт-Питер-Бурх» достойным соперником самых передо­вых городов Западной Европы, Петр I обратил особое внима­ние на планировку и застройку улиц. Прямолинейность улиц была непременным условием. В той же мере считал он обязательной и регулярную застройку с размещением домов вдоль улицы по внешним границам кварталов. Эти требования, энергично и неуклонно проводив­шиеся на практике, произвели целую революцию в русском градостроитель­стве. В таких условиях улица превращалась в городскую дорогу, и только удачно стоящие церкви или группы разросшихся старых деревьев оживляли и дела­ли живописной ее перспективу.

В Петербурге подобные улицы совершенно не допускались. Петр лично на­мечал направления улиц путем установки вех и обязывал домовладельцев вести застройку «вплоть нити», протянутой между вехами, а лиц, нарушав­ших этих правила, лишали построенных зданий и сверх того штрафовали.

Одновременно с введением прямолинейных улиц значительно возросла их абсолютная ширина. Так, например, Невский проспект уже в петровское время получил ширину от 25 до 40 м на разных участках, а рядовые улицы получили ширину 14-16 и даже 20 м, что превосходило среднюю ширину допетровских улиц по крайней мере в 2-3 раза. Большая ширина петер­бургских улиц объясняется тем обстоятельством, что почти каждая из них имела вначале либо осушительные кюветы по сторонам проезжей части, либо довольно широкие каналы, проходившие по середине. Во второй поло­вине XVIII в. большинство каналов было засыпано, но возросшая вследст­вие этого ширина улиц стала считаться уже нормальной. Именно поэтому все без исключения города XVIII и начала XIX в. получили широкие ули­цы, во многих случаях обсаженные деревьями. Устройство бульваров еще в петровское время переросло в широкие мероприятия по озеленению горо­дов. Петербург был окружен двумя зелеными поясами вдоль Фонтанки и Мойки.

Деятельность Комиссии строений под руководством Еропкина, Коробова и Земцова по преимуществу заключалась в строительстве улиц. Архитек­турный прием прямолинейной улицы, устремленной к той или иной шпилеобразной башне, в это время еще более укрепился. Три лучевых про­спекта Петербурга - Невский, Вознесенский и Гороховая улица - вели к Адмиралтейской башне; Царскосельский проспект замыкался колоколь­ней Петропавловского собора; в конце Литейного проспекта стоял укра­шенный башней Литейный двор, а, помимо того, на многих проспектах столицы высились постоянные или временные триумфальные арки. Прокладывая новые улицы, Еропкин, Коробов и Земцов практически осу­ществляли их застройку, стремясь к регламентации этажности на всем протяжении улиц. Они впервые установили «красные линии», определяв­шие высоту застройки в абсолютных мерах. Как общее правило, этажность возрастала от периферии к центру города, образуя три концентрические зоны: одноэтажную (на окраинах Петербурга), в полтора этажа (в проме­жуточной зоне) и в два этажа на территории петербургского центра. Боль­шие радиальные улицы, пересекавшие все три зоны этажности, вследствие этого получали ступенчатую застройку, а в противоположность им кольце­вые улицы имели горизонтальный, идеально правильный силуэт. Помимо этого, Комиссия строений значительно повысила благоустройство улиц пу­тем замощения, озеленения и освещения при помощи масляных фонарей. В екатерининское время в архитектуре улиц произошел второй и не менее значительный перелом.

Со­гласно этому строительному распоряжению Екатерины II, высота застройки определя­лась в 10 саженей (21,3 м). В первую очередь десятисаженной высоты достигли здания, примыкавшие к Зимнему дворцу, т. е. Эрмитаж, Эрми­тажный театр и др., а затем новый высотный уровень распространился на Невский проспект и далее на все петербургские улицы, обеспечив строгую горизонтальность их силуэтов [4]. Было предложено также максимально уплотнять застройку, в результате чего появилась сплошная периметральная застрой­ка кварталов, столь характерная для всех городов периода господства искусства классицизма. Отныне улицы, застроенные невысокими домами с большими разрывами между ними, совершенно исчезают. Дома выра­стают в высоту, смыкаются друг с другом, образуя сплошные шеренги, и улица превращается в каменный коридор.