logo search
городков

1.3 Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко

В эпоху Ренессанса и барокко развиваются также поиски современных форм функциониро­вания городов; экономические предпосылки и технические достижения делают поиски новой структуры и нового облика города общественной необходимостью.

В градостроительстве объектом разработки становятся идеальные города, затем градостроительные элементы - площади, парки, ансамбли зданий, а позднее - и сам город как реальная масштабная задача художественной композиции. Ее решение усложняется все усиливающимся расслоением общества. На структуре города это отражалось в хаосе застройки кварталов жилища для бедноты с отдельными включениями дворцовых и культовых ансамблей.

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые улицы. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональ­ных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов.

Теоретическую основу социальной структуры новых городов пытались создать философы-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла. А. Филарете в проекте идеального города Сфорцинда впервые предлагает заменить прямоугольную планировочную структуру радиальной схемой уличной сети, обобщая, таким образом, опыт стихийной геометрии развития средневеко­вых европейских городов.

В разработках Л. Альберти город насыщается воздухом, зеленью, ощущением пространства. Город понимается как демократическая фор­мация, но делится на кварталы по классовой принадлежности.

А. Палладио предлагал поместить княжеский дворец в центре города, закладывая тем самым основы дворцовых лучевых композиций.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стиму­лировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искус­ства возрождения в целом. Некоторые идеальные города были построены: Пальма Нуова по плану Скамоцци (рисунок 1.16,1593 г.); Ливорно и Фесте-Кастро в XV в. (арх. Сангалло) - эти города не сохранились; Ла Валетта (1564 г.) и Граммикеле (1693 г.).

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Продолжается архитектурное формиро­вание городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средне­вековья (место торговли, народных собраний). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов. Ансамбль площади дель Пополо (Рим) представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соот­ветствии с градостроительным замыслом, входом на север.

Рост городов, характерный для эпохи Возрождения, вызвал строительство новых площадей самого разнообразного назначения. В крупных торговых городах происходит специализация рынков и одновременно выделяется особая площадь для народных собраний. Примером может служить площадь Св. Марка в Венеции – изначально торговая, а затем место народных собраний. В XVI столетии общественная функции площадей начинает отмирать. Перед храмами появляются новые площади, назначение которых - украшение города. Поиски оптимальных размеров площадей приводят к установлению пропорций для прямоугольных очертаний – 2:3 и 1:2 [33].

О. Шуази, характеризуя эпоху возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного [4].

Эпоха барокко характеризуется крупномасштабными симметричн

Рисунок 1.16 – Планы идеальных городов: г. Пальма Нуова (план Скамоцци, 1593 г.); города – крепости во Франции

ыми градостроительными решения, включавшими в себя парковые ансамбли, сады регулярной планировки. Стремление к созданию художественной целостности, стилевого единства способствовало окончательному отходу от всех элементов готической архитектуры. Это определило своеобразие французского классицизма конца XVII века [4].

Быстрый рост городов сопровождался массовой стихийной застройкой кварталов. Однако основным объектом градостроительства была планировка парадных ансамблей и магистралей. В Париже реконструируются улицы, формируются несколько площадей (площадь Вогезов, 1607 г., площадь Побед, «парижский диаметр» (рисунок 1.18, 1.19). Общая черта этих градостроительных решений – единство художественной композиции и стиля. Одновременно с этим реконструируются кварталы привилегированного общества. Реконструируется средневековая застройка гг. Страсбурга, Ренна и др. городов.