logo search
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

30.4. Охрана труда и техника безопасности при строительстве автомобильных дорог

Ограждение мест производства дорожно-строительных работ и организация движения построечного транспорта. Организация работы по обеспечению охраны труда и техники безопасности при строительстве и реконструкции автомобильных дорог должна осуществляться при соблюдении требований СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования, СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство и других общероссийских и отраслевых нормативных документов (см. гл. 29, разд. 29.1).

При строительстве объектов должны быть приняты меры по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов. Организация мест производства дорожно-строительных работ является необходимым условием обеспечивающим безопасность как работающих на дороге, так и всех участников производственного процесса. Поэтому до начала ведения работ генподрядная (подрядная) организация должна выполнить подготовительные работы на всех объектах строительства.

Одним из важных объектов повышенного внимания в дорожном строительстве является построечный транспорт. Организация движения построечного транспорта должна обеспечивать как безопасность ведения дорожно-строительных работ, так и безопасность движения самого построечного транспорта и существующего движения транспортных средств (в случае его наличия).

Движение построечного транспорта по существующей сети автомобильных дорог и территории городов и населенных пунктов осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

При движении построечного транспорта по территории строительства необходимо соблюдение следующих основных правил:

движение автомобилей-самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки разрешается на расстояние не более 50 м и должно сопровождаться звуковым сигналом;

при выгрузке грунта или материалов из автомобиля-самосвала в насыпь расстояние от оси его заднего колеса до бровки естественного откоса насыпи должно быть не менее 2 м, а расстояние от бровки до внешнего колеса машины, движущейся по насыпи, - не менее 1 м;

при работе автомобиля-самосвала в карьере запрещается:

движение с поднятым кузовом, а также задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев прокладки траншей),

переезд через кабели, проложенные по почве без специальных предохранительных укрытий,

перевозка посторонних лиц в кабине автомобиля,

остановка автомобиля на уклонах и подъемах,

запуск двигателя за счет движения автомобиля под уклон.

На территориях производственных баз, строящихся комплексов дорожной и автотранспортной служб у въезда на строительную площадку необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и подъездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения и пр.

Внутрипостроечные дороги должны быть оборудованы соответствующими стандартными дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин в соответствии с правилами дорожного движения Российской Федерации.

При движении построечного транспорта по готовому или отсыпаемому земляному полотну следует осуществлять регулирование движения (изменение местоположения полос движения последовательно по всей поверхности земляного полотна) с целью обеспечения равномерного доуплотнения земляного полотна и предотвращения образования колейности.

Повышенное внимание требуется также при производстве работ в населенных пунктах или на территории производственных баз, где строительные площадки должны иметь ограждения, исключающие доступ посторонних лиц к местам производства дорожно-строительных работ. При этом высота ограждений участков работ должна быть не менее 1,2 м, а ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и быть оборудованы сплошным защитным козырьком. Козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов. Ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Строительные площадки, участки работ и рабочие места, проезды и подходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

Вопросы ограждения мест производства дорожно-строительных работ и организации движения на участках строительства или реконструкции дорог регламентирует Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ: (ВСН 37-84).

Инструкцией определено, что при организации движения и ограждении мест производства работ основными задачами являются:

заблаговременное предупреждение водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами;

четкое обозначение направления объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрута;

создание безопасного ведения дорожно-строительных работ и режима существующего движения транспортных средств и пешеходов как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ.

Основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства и другие технические средства.

При отсутствии стационарного освещения для обеспечения видимости ограждающие и направляющие устройства в темное время суток должны быть снабжены световозвращающими элементами размером 5×5 см, а на автомагистралях размером 10×10 см, закрепленными на верхней перекладине ограждающих устройств через 0,5 м. В случае проведения дорожных работ в застроенной местности место работ должно быть обозначено сигнальными фонарями и иметь освещение в соответствии с нормативными документами. На автомагистралях, оборудованных осветительными установками, зона дорожных работ должна быть обозначена сигнальными фонарями, установленными на переносных барьерах или щитах. Их размещают из расчета 1 фонарь на 1 м длины барьера или щита, установленного поперек дороги. Если инвентарные щиты устанавливают вдоль дороги, то фонари размещают на них через 15 м, при этом барьеры и щиты должны быть оборудованы устройствами для крепления фонарей.

Цвет сигнальных огней или световозвращающих элементов, применяемых совместно с ограждающими устройствами, должен быть красным.

Сигнальные фонари устанавливают на высоте 1,5-2 м над уровнем проезжей части. Мощность ламп в светильниках не должна превышать 15-25 Вт. Расстояние их видимости при нормальной прозрачности атмосферы должно равняться 150-300 м. Они не должны вызывать ослепления участников движения. Сигнальные фонари включают с наступлением вечерних сумерек, выключают с окончанием утренних сумерек. В дневное время фонари включают при наличии дымной мглы или тумана. Допускается установка мигающих сигнальных фонарей с частотой мигания 50-80 в минуту.

Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы, устраиваемое при укреплении обочин корыто глубиной 0,1 м и более) необходимо ограждать, применяя сигнальные шнуры или направляющие конусы, а также инвентарные щиты или барьеры, которые устанавливают на всем протяжении зоны работ через 15 м и оборудуют сигнальными фонарями. При отсутствии электрического освещения такие места в темное время суток должны быть обозначены факелами. В населенных пунктах ограждающие щиты или барьеры оборудуют сигнальными фонарями, которые зажигают с наступлением сумерек.

Для разделения встречных потоков транспортных средств в местах проведения дорожных работ, ограждения мест проведения работ, обозначение рядности и безопасной траектории движения применяют обычно переносные направляющие конусы, вехи и стойки. Этой же цели служит и нанесенная на проезжую часть временная разметка.

При значительной интенсивности существующего движения транспортных средств и длительном периоде производства дорожных работ участки работ ограждаются бетонными блоками или современными переносными ограждениями наливного типа (как правило, пластмассовыми ограждениями барьерного типа, заполняемыми водой).

Основные мероприятия по охране труда и технике безопасности. Охрана труда и техника безопасности при строительстве автомобильных дорог должна соответствовать нормативным требованиям.

Генеральный подрядчик обязан при выполнении работ на производственных территориях с привлечением субподрядчиков разработать совместно с ними план мероприятий, обеспечивающих безопасные условия работы, обязательные для всех организаций и лиц, осуществляющих работы на данной территории, а также при заключении договоров подряда предусматривать ответственность сторон за выполнение указанных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда.

Перед началом производства строительно-монтажных работ необходимо определить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

К зонам потенциально опасных производственных факторов относят:

зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

места, над которыми происходит перемещение грузов кранами;

участки территории вблизи строящегося здания (сооружения).

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны устанавливаться предохранительные защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.

На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск по установленной форме. Кроме того, должен быть составлен перечень мест производства и видов работ, где выполнение работ допускается осуществлять только по наряду-допуску. Указанный перечень должен быть утвержден руководителем организации.

Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и провести инструктаж с записью в наряде-допуске.

При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск может быть выдан только при наличии письменного разрешения организации - владельца этого сооружения или коммуникации.

Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случаях возникновения в процессе производства работ опасных и вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядом-допуском, работы должны быть прекращены, а наряд-допуск должен быть аннулирован. Возобновление работ может быть осуществлено только после выдачи нового наряда-допуска, учитывающего новые условия. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных нарядом-допуском, должно осуществлять лицо, его выдавшее.

К работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, предъявляются дополнительные требования безопасности. К таким профессиям при строительстве автомобильных дорог относятся асфальтобетонщики (асфальтировщики, варильщики), взрывники (при производстве земляных работ в скальных грунтах с применением буровзрывного метода), газосварщики, копровщики, маляры (занятые покраской конструкций нитрокрасками и другими материалами с токсичными свойствами), машинисты строительных машин и производственного оборудования, термоизолировщики (при работе с теплоизоляционными материалами из минеральной ваты, стекловолокна, асбеста и полиуретана), рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением транспортных и грузоподъемных средств, работах с применением этилированного бензина, пропитки древесины антисептическими и огнезащитными составами, разработке и применении грунта в выемках глубиной более 2 м, а также электросварщики и электромонтеры.

К выполнению указанных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, и имеющие профессиональные навыки после прохождения обучения безопасным методам и приемам работ и получения соответствующего удостоверения.

Производство строительно-монтажных работ на открытом воздухе, а также перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах следует осуществлять в диапазонах температур, не превышающих предельные их значения (при которых необходимо приостановить работы на открытом воздухе и перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах), устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в каждом регионе.

В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Общее руководство по обеспечению охраны труда возлагается на руководителя организации или лицо, им уполномоченное. Как правило, таким лицом является главный инженер организации или заместитель руководителя.

При выполнении своих должностных обязанностей работники должны выполнять обязанности по охране труда, определенные их должностными инструкциями или инструкциями по охране труда, которые утверждаются работодателем. Должностные инструкции доводятся до сведения работника под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.

Приказами по организации назначаются лица, ответственные за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, в том числе в целом по организации, в структурных подразделениях, на производственных территориях, при эксплуатации машин и оборудования, а также при выполнении конкретных работ и на рабочих местах.

В организации должно быть организовано проведение проверок, контроля и оценки состояния охраны и условий безопасности труда, включающие следующие уровни и формы проведения контроля:

постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, проверка наличия и целостности ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала работ и в процессе работы на рабочих местах согласно инструкции по охране труда;

периодический оперативный контроль, проводимый руководителями работ и подразделений в соответствии с должностными инструкциями;

выборочный контроль состояния условий и охраны труда в подразделениях организации, проводимый службой охраны труда в соответствии с утвержденными планами.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, должна быть обеспечена выдача работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, спецодежды и спецобуви.

Работники, занятые на строительстве, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и т.д.). Причем в составе санитарно-бытовых помещений должны быть выделены и укомплектованы места для размещения аптечек с медикаментами, носилок, фиксирующих шин и других средств для оказания первой помощи пострадавшим.

Участки работ и рабочие места должны быть обеспечены необходимыми средствами коллективной зашиты или индивидуальной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и условиями соглашений.

Строительные машины, транспортные средства, оборудование, приспособления и инструмент, применяемые при производстве строительно-монтажных работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда. Запрещается эксплуатация средств механизации без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Подробные требования по безопасности труда в строительстве при производстве отдельных видов работ отражены в указанных выше нормативных документах.