logo search
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

18.4. Обеспечение требований к физико-механическим свойствам асфальтобетона

Прочность и устойчивость асфальтобетона в покрытии. Основными физико-механическими свойствами асфальтобетона в слоях дорожной одежды являются:

прочность асфальтобетона при различных температурах, характеризующая сопротивление сжимающим силовым воздействиям при различных температурах;

водостойкость, характеризующая потерю прочности асфальтобетона при водонасыщении;

водонасыщение, характеризующее остаточную пористость материала;

сдвигоустойчивость, характеризующая способность сопротивляться касательным напряжениям;

трещиностойкость, характеризующая сопротивление растягивающим силовым воздействиям при низких температурах.

Для реализации этих свойств асфальтобетона ГОСТ 9128-97 с изменением № 2 от 11.06.2002 г. предусматривает показатели для асфальтобетонов, приведенные в табл. 18.7.

Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из горячих смесей должны соответствовать требованиям табл. 6 ГОСТ 9128-97, а показатели физико-механических свойств асфальтобетонов из холодных смесей - требованиям табл. 7 ГОСТ 9128-97.

Однородность горячих смесей оценивается коэффициентом вариации предела прочности при сжатии при температуре 50°С, а холодных смесей - коэффициентом вариации водонасыщения, которые должны соответствовать требованиям табл. 9 ГОСТ 9128-97. Методы определения показателей свойств асфальтобетона изложены в ГОСТ 12801-98.

Выбор конструкции дорожной одежды с учетом сдвигоустойчивости и трещиностойкости. Представленные в табл. 18.2 расчётные толщины слоев дорожной одежды зависят от климатических условий зоны строительства и интенсивности расчетных транспортных нагрузок (количество расчетных автомобилей категории А в сутки на полосу движения).

Толщины слоев асфальтобетонного покрытия меняются мало:

у двухслойного покрытия на двухслойном основании - верхний слой в пределах от 3,5-4 см до 4-5 см, нижний слой в пределах 5-6 см;

у двухслойного покрытия на однослойном основании - верхний слой в пределах от 3,5-4 см до 4-5 см, нижний слой в пределах 4-6 (5) см до 8 см;

у однослойного покрытия на двухслойном основании - слой покрытия не меняется - 5 см.

Толщины слоев основания изменяются в широких пределах, так как применяемые в слоях основания различные материалы имеют очень разные модули упругости, а также очень зависят от условий работы дорожной одежды (тип местности, тип увлажнения, толщина песчаного дополнительного слоя).

Решающими факторами выбора конструкции из нескольких равнопрочных является их стоимость в данном регионе, для которого конструкция дорожной одежды выбирается.

Таблица 18.7

Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов

Показатели свойств асфальтобетонов

Значения для асфальтобетонов марки

I

II

III

для дорожно-климатических зон

I

II-III

IV-V

I

II-III

IV-V

I

II-III

IV-V

Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, МПа, не менее, для асфальтобетонов типов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высокоплотных

1,0

1,1

1,2

-

-

-

-

-

-

плотных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0,9

1,0

1,1

0,8

0,9

1,0

-

-

-

Б

1,0

1,2

1,3

0,9

1,0

1,2

0,8

0,9

1,1

В

-

-

-

1,1

1,2

1,3

1,0

1,1

1,2

Г

1,1

1,3

1,6

1,0

1,2

1,4

0,9

1,0

1,1

Д

-

-

-

1,1

1,3

1,5

1,0

1,1

1,2

Предел прочности при сжатии при температуре 20°С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

2,5

2,5

2,2

2,2

2,2

2,0

2,0

2,0

Предел прочности при сжатии при температуре 0°С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9,0

11,0

13,0

10,0

12,0

13,0

10,0

12,0

13,0

Водостойкость не менее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плотных асфальтобетонов (после вакуума)

0,95

0,9

0,85

0,9

0,85

0,8

0,85

0,75

0,7

высокоплотных асфальтобетонов (после вакуума)

0,95

0,95

0,9

-

-

-

-

-

-

плотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении

0,95

0,85

0,75

0,85

0,75

0,7

0,75

0,65

0,6

высокоплотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении

0,95

0,90

0,85

-

-

-

-

-

-

Водонасыщение для асфальтобетонов (образцов из смеси / вырубок и кернов), не более:

 

высокоплотных

 

1,0-2,5/3,0

 

плотных типов

 

А

 

2,0-5,0/5,0

 

Б, В и Г

 

1,5-4,0/4,5

Д

1,0-4,0/4,0

Сдвигоустойчивость по:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коэффициенту внутреннего трения, не менее, для асфальтобетонов типов:

высокоплотных

0,86

0,87

0,89

0,86

0,87

0,89

-

-

-

плотных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0,86

0,87

0,89

0,86

0,87

0,89

-

-

-

Б

0,80

0,81

0,83

0,80

0,81

0,83

0,79

0,80

0,81

В

-

-

-

0,74

0,76

0,78

0,73

0,75

0,77

Г

0,78

0,80

0,82

0,78

0,80

0,82

0,76

0,78

0,80

Д

-

-

-

0,64

0,65

0,70

0,62

0,64

0,66

сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа, не менее, для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

асфальтобетонов типов:

 

 

высокоплотных

0,25

0,27

0,30

-

-

-

-

-

-

плотных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0,23

0,25

0,26

0,22

0,24

0,25

-

-

-

Б

0,32

0,37

0,38

0,31

0,35

0,36

0,29

0,34

0,36

В

-

-

-

0,37

0,42

0,44

0,36

0,40

0,42

Г

0,34

0,37

0,38

0,33

0,36

0,37

0,32

0,35

0,36

Д

-

-

-

0,47

0,54

0,55

0,45

0,48

0,50

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов, МПа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не менее

3,0

3,5

4,0

2,5

3,0

3,5

2,0

2,5

3,0

не более

5,5

6,0

6,5

6,0

6,5

7,0

6,6

7,0

7,5

Примечание. При использовании полимерно-битумных вяжущих допускается снижать нормы к сцеплению при сдвиге и пределу прочности на растяжение при расколе на 20 %.

Дополнительными, очень важными с точки зрения обеспечения прочности и надежности дорожной одежды факторами, определяющими выбор материалов и толщин слоев дорожной одежды, являются: сдвигоустойчивость асфальтобетона и других материалов с использованием органических вяжущих в слоях дорожной одежды; трещиностойкость слоев покрытия и основания.

Основное влияние на сдвигоустойчивость и трещиностойкость дорожной одежды и ее слоев оказывают климатические условия ее работы. Данные по климатическим условиям и ожидаемым температурам асфальтобетонного покрытия для ряда городов Российской Федерации (по СНиП 23-01-99), входящих территориально в различные дорожно-климатические зоны (ДКЗ) по СНиП 2.05.02-85, приведены в табл. 18.8, из которых видно, что температуры воздуха (наиболее холодной пятидневки и абсолютной) для этих городов зависят, главным образом, от расположения в приморском, континентальном или резкоконтинентальном регионах.

Таблица 18.8

Дорожно- климатичес- кие зоны по СНиП 2.05.02-85

Города, вхо- дящие в зоны (примеры)

Климатические условия по СНиП 23-01-99

Ожидаемые температуры асфальтобетонного покрытия, °С

температура воздуха наиболее холодной пятидневки, °C обеспеченностью 0,98

температура воздуха теплого периода, °С, обеспеченностью 0,98

абсолютная температу- ра воздуха, °С

мини- мальные

макси- мальные

диапа- зон ра- бочих темпе- ратур

минималь- ная

максималь- ная

I

Мурманск

Салехард

Якутск

-29

-43

-57

15,8

16,3

22,8

-39

-54

-64

33

31

38

-34

-48

-60

35

36

47

69

84

107

II

Архангельск

Москва

Тюмень

-34

-30

-42

19,6

22,6

21,6

-45

-42

-50

34

37

38

-36

-34

-46

36

37

48

72

71

94

III

Казань

Омск

Новосибирск

-36

-39

-42

23,5

23,3

22

-47

-49

-50

38

40

38

-38

-44

-46

48

50

50

86

94

96

IV

Саратов

Оренбург

-30

-34

25,1

26,1

-37

-43

41

42

-34

-38

38

60

72

98

V

Астрахань

Элиста

-24

-25

28,4

32

-33

-34

40

43

-34

-34

50

64

84

98

Можно выделить регионы.

По температурам воздуха для холодного периода (воздуха наиболее холодной пятидневки, воздуха абсолютной оптимальной):

регионы с малой низкотемпературной нагрузкой (Мурманск, Архангельск, Москва, Казань, Саратов, Оренбург, Астрахань, Элиста) - ожидаемая критическая температура покрытия равна минус (34...39) °С;

регионы со средней низкотемпературной нагрузкой (Салехард, Тюмень, Омск, Новосибирск) - ожидаемая критическая температура покрытия равна минус (44...48) °С;

регионы с большой низкотемпературной нагрузкой (Якутск) - ожидаемая критическая температура покрытия равна минус (60...62) °С.

По температурам воздуха для теплого периода (воздуха теплого периода, воздуха абсолютная максимальная, суточная амплитуда наиболее теплого периода):

регионы с малой высокотемпературной нагрузкой (Мурманск, Салехард, Архангельск, Москва, Саратов) - ожидаемая критическая температура покрытия равна плюс (35...38) °С;

регионы со средней высокотемпературной нагрузкой (Якутск, Тюмень, Казань, Омск, Новосибирск, Астрахань) - ожидаемая критическая температура покрытия равна плюс (47...50) °С;

регионы с большой высокотемпературной нагрузкой (Оренбург, Элиста) - ожидаемая критическая температура покрытия равна плюс (60...64) °С

Основными факторами, влияющими на сдвигоустойчивость асфальтобетона в покрытии, являются: температура размягчения вяжущего при высоких температурах; содержание щебня в асфальтобетоне; содержания минерального порошка; устойчивость материалов слоев основания под действием многократно повторяющихся нагрузок и способность слоя основания снижать напряжение от этих нагрузок на нижележащие слои (плитный эффект).

Основными факторами, влияющими на трещиностойкость асфальтобетонного покрытия, являются: температура хрупкости вяжущего при низкой температуре; оптимальное содержание минерального порошка; расширение рабочего диапазона температур битума за счет его модификации при вводе полимеров или каучуков; трещиностойкость слоев основания.

Наиболее важные для обеспечения сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетона нормативные и фактические показатели свойств нефтяных дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих приведены в табл. 18.9.

Фактические показатели температур размягчения вяжущих на 2-3°С выше указанных требований, а с учетом работы битумов в асфальтобетоне в очень тонких пленках, а также структурирующего влияния минерального порошка могут быть приняты выше на 5-6°С

Фактические показатели температур хрупкости вяжущих на минус 3-4°С выше указанных требований, а с учетом особенностей работы битумов в асфальтобетоне и влияния минерального порошка могут быть приняты выше на минус 6-8°С Сравнение показателей табл. 18.8 и 18.9 говорит, что обеспечение сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонов в диапазоне рабочих температур является сложной проблемой. В связи с этим было принято изменение № 2 к ГОСТ 9128-97 от 11.06.2002 г., включающее требования к сдвигоустойчивости и трещиностойкости (см. табл. 18.7). Следует отметить, что на показатель коэффициента внутреннего трения больше всего влияет содержание в асфальтобетоне щебня, а на показатели сцепления при сдвиге и предел прочности на растяжение - свойства битума и оптимальное содержание минерального порошка. Как указано выше, значительное влияние на сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетонного покрытия оказывает тип материала основания.

Таблица 18.9

Показатели свойств вяжущих

Класс вяжущего

Значения показателей для вяжущих марок

200/300

130/200

90/130

60/90

40/60

Нормативная температура размягчения по кольцу и шару (КиШ), °C не ниже

ПБВ

БНД

БН

47/45

35

30

49/47

40

38

51/49

43

41

54/51

47

45

56/54

51

-

Нормативная температура хрупкости, °С, не выше

ПБВ

БНД

БН

-35/40

-20

-14

-30/35

-18

-12

-25/30

-17

-10

-20/25

-15

-6

-15/20

-12

-

Фактическая температура размягчения вяжущего в асфальтобетоне, °С

ПБВ

БНД

БН

53/51

41

36

55/53

46

44

57/55

49

47

60/57

53

51

62/60

57

57

Фактическая температура хрупкости вяжущего в асфальтобетоне, °С

ПБВ

БНД

БН

-43/48

-28

-22

-38/43

-26

-22

-33/38

-25

-18

-28/33

-23

-14

-23/28

-20

-10

Максимальный обеспечиваемый диапазон рабочих температур, °С

ПБВ

БНД

БН

96/99

69

58

93/96

72

64

90/93

74

65

88/90

76

65

85/88

77

67

Наилучшей работоспособностью обладают дорожные одежды с двухслойным асфальтобетонным покрытием и двухслойным основанием, в верхнем слое которого используются щебеночный асфальтобетон или щебеночные материалы, обработанные битумом или битумной эмульсией. Более склонны к прогибу и передаче напряжений на нижние слои основания из гравийного асфальтобетона и гравийных материалов, обработанных битумом или битумной эмульсией.

В нижнем слое двухслойного и однослойного основания используют: щебеночные, гравийные материалы и грунты, укрепленные минеральными вяжущими различной прочности; цементобетон различной прочности; щебень, уложенный по способу заклинки; подобранный щебеночный и гравийный материал.

Работоспособностью, с точки зрения уменьшения прогиба под действием колесной нагрузки (плитным эффектом), обладают нижние слои двухслойного и однослойного основания из щебеночных, гравийных материалов, укрепленных 5-7 % цемента, грунтов, укрепленных минеральными вяжущими I класса прочности, из тощего цементобетона марки 75, 100 и 125 (позиции 1-5, 16 разд. 18.2).

Меньшим плитным эффектом обладают слои из гравийных материалов, обработанных 4-5 % цемента, грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, II класса прочности, а также щебеночные слои, выполненные по способу заклинки (позиции 6-10, 17 разд. 18.2).

Наихудшим плитным эффектом обладают слои из песков и золошлаков, укрепленных 5-6 % цемента, грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, III класса прочности, а также подобранного щебеночного и гравийного материала (позиции 11-15, 18, 19 разд. 18.2).

Слои основания из щебеночных, гравийных материалов, укрепленных 5-7 % цемента, а еще более из цементобетона склонны к растрескиванию и образованию поперечных неорганизованных (хаотичных) трещин, особенно в период набора прочности (в течение 1-2 суток после укладки) и главным образом при большой амплитуде перепада температур воздуха (более 12°C) в этот период, что характерно для регионов с континентальным и резко континентальным климатом (Якутск, Оренбург, Элиста, а также Тюмень, Новосибирск, Саратов). На покрытиях, уложенных на такие основания, неизбежно возникают отраженные трещины, копирующие трещины в основаниях. Наилучшими показателями трещиностойкости обладают покрытия на щебеночных основаниях, выполненных по способу заклинки.

Для повышения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия на основаниях из щебня, укрепленного цементом, и цементобетона, то есть для препятствия появлению отраженных трещин используют трещинопрерывающие прослойки между нижним и верхним слоем основания и армирующие прослойки между слоями асфальтобетонного покрытия. В качестве трещинопрерывающих прослоек используются геотекстильный материал, приклеиваемый к нижнему слою основания менее вязким битумом и более вязким битумом к верхнему слою основания.

В качестве армирующих прослоек используются геосетки, приклеиваемые вязким битумом к нижнему и верхнему слоям асфальтобетонного покрытия.

При ремонте и реконструкции автомобильных дорог, в покрытии которых проявились отраженные трещины, перед укладкой дополнительных слоев покрытия над трещиной укладывается трещинопрерывающая прослойка из геотекстиля.

Составы асфальтобетонных смесей, применяемые в различных эксплуатационных условиях. Проектируя состав асфальтобетонных смесей, необходимо прежде всего учитывать ожидаемую интенсивность и состав движения, также климатические условия района проложения дороги. При этом руководствуются следующими принципиальными положениями:

чем больше в смеси щебня, тем больше сдвигоустойчивость асфальтобетона. В южных районах России и районах с резко континентальным климатом при любой интенсивности движения, а в средней полосе России и в районах с континентальным климатом при тяжелом и интенсивном движении предпочтение следует отдавать применению смесей с высоким содержанием щебня;

чем меньше вязкость битума, тем больше трещиностойкость асфальтобетона, поэтому на Севере и в районах с резко континентальным и континентальным климатом предпочтительнее применение битумов пониженной вязкости, а на юге - более вязких.

Наиболее эффективным и доступным средством регулирования плотности и прочности асфальтобетона является изменение содержания в нем минерального порошка в пределах, предусмотренных ГОСТ 9128-97.

Оптимальное количество битума в асфальтобетонной смеси определяют на основе испытаний пробных составов смесей с различным количеством битума и выбора такого его содержания, при котором обеспечивается наибольшая прочность асфальтобетона и остаточная пористость, нормированная стандартом.

Проектирование состава асфальтобетона состоит из двух этапов.

1 этап: назначение типа смеси из числа нормированных в ГОСТ 9128-97 (см. табл. 18.1);

выбор марки битума нормированного в ГОСТ 9128-97 (см. табл. 18.3) с учетом данных ГОСТ 22245-90 (см. табл. 18.9) и климатических условий региона применения асфальтобетона по СНиП 2.05.02-85 и СНиП 23-01-99 (см. табл. 18.8);

выбор содержания минеральных материалов по ГОСТ 9128-97 (см. табл. 18.6) с проверкой расчетом соответствия зернового состава смеси выбранного типа требованиям данного стандарта; предварительный выбор содержания битума в смеси по таблице приложения Г ГОСТ 9128-97;

2 этап: проверка правильности выбора содержания битума производится на основе приготовления и испытаний 3-5 составов смесей по 24 образца в каждой (3 образца для определения каждого показателя табл. 18.7, нормируемых ГОСТ 9128-97). Испытания проводятся по ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».