logo search
ТСП Лекции

11.4. Организация работы автотранспорта

Для снижения доли транспортных расходов в общей сумме производственных затрат необходима точная организация производства.

При выборе транспортных средств учитывают:

характеристики транспортного средства его тип, грузоподъемность, размеры и вместимость кузова, скорость); характер груза (его состояние, масса и объем).

Транспортабельность перевозимого груза – способность груза сохранять в процессе перевозки свое первоначальное качество; условия транспортировки (длина пробега, состояние дороги, ее ширина, наличие поворотов и уклонов пути, а также условия загрузки и разгрузки).

В строительстве существуют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковая и челночная.

При маятниковой схеме применяются автомобили, которые простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств, а продолжительность цикла составляет, мин.:

tц = tп + tг + tр + tх,

где tп – продолжительность погрузки автопоезда, включая маневры;

tг – продолжительность пробега автопоезда с грузом;

tр – продолжительность разгрузки, включая маневры;

tх – продолжительность холостого пробега.

Маятниковая схема эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.

При челночной схеме один тягач работает последовательно с двумя или более полуприцепами. Осуществлять перевозки с минимальными затратами времени позволяет челночный метод, так как простои под погрузкой и разгрузкой исключаются, а имеют место незначительные потери времени (5 – 7 мин) на прицепке и отцепке полуприцепов.

tц = 2tпр + tот + tг + tх,

где tпр – время на прицепку прицепа или полуприцепа на заводе стройдеталей или на складе, мин;

tот – время на отцепку прицепа или полуприцепа на приобъектном складе или в зоне монтажа, мин.

Сменная производительность автотранспортной единицы Пс и необходимое количество таких единиц n могут быть определены по формулам:

где t1 – фактическое количество часов работы транспортных единиц (без учета времени, затраченного на выезд и возвращение в гараж);

t – суммарное время погрузки и разгрузки транспортной единицы, ч;

l – плечо перевозки груза в один конец, км;

vср – средняя скорость движения, км/ч;

q – грузоподъемность транспортной единицы, т;

k1 – коэффициент использования грузоподъемности транспортной единицы (в зависимости от характера грузов равен 0,5 – 1);

G – грузопоток за расчетный период, т;

t2 – продолжительность расчетного периода переработки грузопотока, ч;

k2 – коэффициент сменности работы автотранспортных средств.