logo search
городков

1.2 Градостроительство рабовладельческого и средневекового общества

Архитектура Древнего Египта. Основные этапы истории архитектуры Древнего Египта приурочиваются к главным периодам его исторического существования:

Древнее царство. Египет в период Древнего царства – крупное государство, объединявшее долину нижнего течения Нила и его Дельту. Из архитектурных сооружений этого периода сохранились надгробные памятники – гигантские пирамиды, окруженные монументальными гробницами знати (мастаба).

Строительство пирамид и мастаба связано с египетскими верованиями в возможность загробной жизни при условии сохранения тела покойника, т.е. его мумии. Мастаба – это дом для загробной жизни покойника – с помещениями, изображениями слуг и пищи. Мастаба представляет собой постройку в виде усеченной пирамиды прямоугольного плана и может достигать больших размеров 25х50 м и высотой до 12 м. Материал – кирпич-сырец, иногда с каменной облицовкой.

Пирамиды Гизе – служат гробницами трех фараонов: Хеопса, Хефрена и Микерина. Сама большая - пирамида Хеопса имеет высоту 147 м, Хефрена – 144 м и Микерина – около 80 м. В пирамиде Хеопса имеются внутренние помещения, очень незначительные по отношению к ее объему, достигающего 2,5 млн м3: это – три небольшие комнаты, одна из которых была склепом фараона.

Среднее царство. Среднее царство – один из периодов подъема хозяйственной жизни Древнего Египта – время значительного роста городов, городской жизни и культуры, а также период острейшей социальной борьбы.

Среди архитектурных памятников Среднего царства важное место занимают пещерные гробницы около селения Бени-Хасана (гробница Хнумхотена с «протодорическими» колоннами).

Гробница-храм Ментухотенов Дейр-эль-Бахри – самый выдающийся памятник Среднего царства. В основе общего композиционного замысла храма лежит стремление сочетать воедино два традиционных типа гробниц: комплекс пирамиды фараонов древнего царства и скальную гробницу фиванских монархов. По прямой оси, упирающейся в скалу, вытянуты основные части храма: пропилеи, длинная аллея статуй (1200 м), про-сторный передний двор, первый колонный зал, сердцевину которого составляла возвышающаяся над ним пирамида, второй двор, второй гипостильный зал и святилище. Новые архитектурные формы и мотивы – открытые наружные колоннады – портики, делают храм переходным звеном к монументам культовой архитектуры Нового царства.

Новое царство. Этот исторический период начинается с изгнания кочевников, завоевавших Египет в конце среднего царства. Новое царство – время наибольшего усиления египетской державы, когда ее правители не только объединили весь Египет, но и захватили ряд соседних областей: Нубию, Палестину, Сирию и Финикию (рисунок 1.6).

Храм Амона в Карнаке (зодчий Инена и др.) создавался в тече-

Рисунок 1.5 – Реконструкция Екимауцкого поселения ( X век)

Рисунок 1.6 – Географическое положение древнейших городов Египта и области распространения Эгейской культуры

ние более полутора тысячелетий. Архитектура храма выражает грандиозную мощь и выполнена с большим размахом (например, колонна гипостильного зала имела 20 м высоты и 3,5 м в диаметре). Приближавшийся к храму шел между двумя рядами огромных сфинксов-баранов к мощному пилону, покрытому грозными изображениями с восседающими перед ним каменными гигантами богами-фараонами, со сверкающими золотом вершинами обелисков и развивающимися флагами. За высоким порталом открывался величественный, окруженный колоннами двор, за которым располагался гипостильный зал – целый лес колоссальных колонн, за залом располагались пилоны и дворы, ведущие к святилищу.

Сила художественного воздействия этой архитектуры на суеверного человека повышалась средствами искусства (расстановка скульптур, рельефы, роспись, надписи).

Храм Амона в Луксоре (зодчий Аменхотеп) знаменит своими колоннадами, являющимися лучшим примером колоннад периода расцвета египетской архитектуры.

Храм в Абу-Симбеле в Нубии – крупнейший храм пещерного типа, высеченный в скале. Принцип композиции – последовательное затенение по направлению к святилищу от начальной точки (20-ти метровые статуи фараона Рамзеса II, поднятые на скале) до таинственной темноты углубленного в скалу святилища.

Поздний и эллинистический Египет. Войны, расточительное храмовое строительство, восстания рабов и бедноты привели египетскую деспотию к длительному периоду упадка. Египет постепенно подчиняется иноземцам: ливийцам, эфиопам, ассирийцам, персам, грекам и римлянам.

Греки и римляне повлияли на характер египетской архитектуры, особенно на ее декоративную сторону. В это время начинает применяться «сложная» («композитная») капитель и одна из разновидностей лотосовидной капители. Композитная капитель – имеет вид распустившегося колокольчика папируса, окруженная рельефным венцом. Лотосовидная капитель – подражает пучку лотосов с распустившимися цветками.

Храм Гора в Эдфу (237-57 гг. до н.э.) один из интереснейших памятников этого периода. План выполнен по традиционной схеме. Новые черты появились в способе раскрытия переднего зала в храмовый двор – фасад зала обращен, как пилон, глухая стена почти целиком заменена колоннадой. Во дворе - «композитные» капители колонн.

Градостроительство Древнего Египта. Современная наука располагает лишь крайне ограниченным числом раскрытых раскопками древнеегипет­ских городов. Кахун, Ахетатон с кварталами строителей-рабов и частично дошедшие до нас Эль-Каб и Семне составляют почти все известное градостроительное наследие Египта. К этому нужно присоединить гигант­ские некрополи, отдельные дворцовые и храмовые ансамбли. На основании перечисленных источников можно дать классификацию древ­них египетских городов по их ведущему назначению [4]. Первое и главное ме­сто в этой классификации занимают столицы, второе-храмовые города, третье - торговые города и четвертое - стратегические укрепленные пунк­ты. Помимо Мемфиса и Фив столицами Египта в различные периоды его истории были Ахетатон (более известный под названием Телль-Амарны), Саис, Танис и Бубастис; среди храмовых городов особенно выделялись Гелиополь, Элефантина и Филе; большинство торговых городов, к числу ко­торых принадлежали Аварис, Танис и Бубастис, было расположено среди нильской дельты, а крепостные города возникали близ государствен­ных границ и вместе с территориальным расширением Египта численно возрастали, распространяясь как в сторону Эфиопии, так и в сторону каме­нистой Аравии. Таковы Эль-Каб, Семне и др.

Наряду с городами в Египте получили развитие своеобразные населенные пункты, предназначенные для строителей пирамид, ирригационных соору­жений и крупных дворцовых и храмовых комплексов. Такие населенные пункты вмещали в себя кварталы рабов - строителей и жилые дома админи­страции. Наиболее известный среди них - Кахун - обладает столь неболь­шими размерами, что скорее может быть отнесен к поселкам, чем к горо­дам.

Широчайшая эксплуатация подвластного городу населения сельских об­щин, рабов-военнопленных, а также наличие в долине Нила легко добываемых каменных материалов, которые доставлялись к местам строек по воде, давали государству возмож­ность проводить крупномасштабные строительные работы. Плотины, дамбы, кана­лы, громадные царские некрополи, дворцы фараонов и храмы сооружались главным образом за счет государства.

В связи с разливами Нила в Египте рано развилась инженерная подготовка территории, которая заключалась в устройстве террас под дворцами и хра­мами, а также в обваловании городов по внешнему контуру. Благодаря валам, на которых нередко возводились городские стены, город был виден извне. Из исторических описаний видно, что древние египетские города были застроены одноэтажными домами под плоскими крышами и что богатые дома имели невысокие башенные надстройки.

В Египте широкое распространение получили прямоугольные города, обладавшие идеально правильной сеткой прямолинейных улиц. Наряду с ними встречались и круглые города, на что указывают руины древнейших кольцевых укреплений Эль-Каба, а также египетский иероглиф, обозначавший понятие города в виде круга. Послед­нее является весьма убедительным доказательством не только существова­ния, но и широкого распространения круглых городов, т.к. создавая изо­бразительные знаки своей древнейшей письменности, египтяне старались передать в них наиболее характерные и выразительные черты окружаю­щих предметов, так что можно предполагать, что еще в додинастическом Египте, а может быть, и в начале Древнего царства наиболее многочислен­ными были круглые поселения, которые впоследствии уступили место пря­моугольным городам [4].

Градостроительство Ассирии и Вавилонии. Прямоугольные города Ассирии и Вавилонии многим отличались от анало­гичных египетских городов (рисунок 1.7). В первую очередь их различала ориентация города по странам света. Если регулярные египетские города ориентировались к северу, югу, запа­ду и востоку своими сторонами, то в Ассирии и Вавилонии было принято обращать к странам света не стороны, а углы города. Ориентация городов производи­лась в соответствии с направлениями ветров. Поскольку в Двуречье при­давалось особое мистическое значение северо-западным, юго-западным, северо-восточным и юго-восточным ветрам, то этим направлениям отвечали и стороны города, и, следовательно, углы прямоугольного город­ского плана выходили к северу, югу, западу и востоку.

Развитие градостроительства в Древней Греции. Прогрессивные черты эллинистической архитектуры проявились, прежде всего, в градостроительстве.

В V в. до н.э. зарождается греческая градостроительная теория. Аристотель приписывает милетскому архитектору Гипподаму «изобретение» регулярного («гипподамова») города, в котором прямоугольная сетка улиц сочетается с регулярно распланированными площадями. Города Пирей, Олинф – имели одинаковые по величине кварталы, состоявшие из одинаковых по размерам строительных участков 19х20 м (величина кварталов примерно 100х40 м). Направление улиц определялось рельефом местности – они разбивались вдоль горизонталей. Ширина улиц от 4-5 до 7-8 м. Жилые дома тесно примыкали друг к другу и выходили на улицу глухими стенами, в которых прорезались только проемы входов. Однообразие улиц нарушалось общественными фонтанами для разбора воды.

Площади (агоры) получили значение главных городских, торговых и общественно-политических. Они обстраивались портиками, святилищами и общественными зданиями.

Рисунок 1.7 – Древний Вавилон. Ворота Иштар и схематический план города

Благоустройство греческих городов этого периода находилось на довольно высоком уровне: они снабжались водой, разводившейся по трубам к общественным водоразборным фонтанам, были канализованы сетью канализационных кюветов, перекрытых плитами. В городах строились различные производственные и торговые здания, склады, портовые сооружения.

В рассматриваемый период получают воплощение типы многих общественных сооружений: храмы богам, считавшимся покровителями города, здания различных общественных собраний, театры, пинакотеки (картинные галереи), ипподромы и стадионы, палестры (площадки или здания для физических упражнений) и гимназии (для ученых бесед и физических упражнений), лехси («клубы»), портики, пропилеи, гостиницы, фонтаны и т.д.

Требованиям нового градостроительства наилучшим образом отвечала регулярная система планировки, построения по принципу перпендикулярно-осевой сетки жилых кварталов и улиц, примененная в Греции в середине V в. до н.э. архитектором Гипподамом (рисунок 1.8). В отличие от классического города с его акрополем или храмовым ансамблем, главным общественным центром эллинистического города становится комплекс городских площадей. Этот комплекс формировали сооружения общественного, торгового и культового назначения: рынки, здания для собраний органов городского самоуправления, спортивные сооружения, учебные заведения, гавани в приморских городах, дворцы монархов и храмы. Одна или две главные улицы делались более широкими, чем остальные. На пересечении этих магистралей и располагался комплекс общественного центра, здания которого, в большинстве мраморные, резко выделялись среди однообразной жилой застройки большими размерами, изяществом отделки, полихромной раскраской, придававшей ансамблю центра исключительное великолепие.

Памятником градостроительного искусства древней Греции является город Милет – один из древнейших торговых и промышленных центров. В эпоху эллинизма Милет был расширен и перепланирован заново. Он получил новый водопровод, канализационные каналы, каменные замощения улиц и площадей, крепостные башни и стены общей протяженностью 11,2 км и толщиной до 11 м, расположенный на берегу залива город имел две хорошо оборудованные гавани: северную и южную. Сетка улиц была близка к типичной сетке ориентации с востока на запад и с севера на юг. Ширина улиц – 4,5 м, главных – 7,5 м. Ансамбль площадей центра состоял из трех групп сооружений, связанных между собой единым композиционным замыслом:

Вторым общественным центром Милета можно считать группу спортивно-зрелищных сооружений вокруг южной гавани (стадион, палестра, гимнасий и театр).

Акрополь в г. Пергаме – является примером нерегулярного свободного по композиции градостроительного ансамбля, расположенного на высокой скале над городом. На самой верхней террасе – военные арсеналы, казармы и Трояниум, несколько ниже – дворцы пергамских царей, знаменитая пергамская библиотека, святилище Афины и терраса большог

Рисунок 1.8 – Архитектор Гипподам. Планировка г. Милет

о алтаря Зевса, ближе к городу расположен Верхний рынок. Вершина угла треугольника, образованного естественным рельефом скалы и подпорными стенами акрополя, была занята театром на 1400 чел. У его подножия – огромная терраса («фойе»), обрамленная портиками. Театру принадлежала ведущая роль, как главному общественному сооружению ансамбля. Он выделяется как центр композиции акрополя, к которому тяготеют все основные постройки – композиционные оси направлены к некоторому фокусу, лежащему на главной композиционной оси театра и комплекса в целом. Этим достигается идеальное развитие частей и большое единство композиции [4].

Среди многочисленных типов общественных сооружений в эллинистическую эпоху важное значение имела агора – площадь для торговли, народных собраний и празднеств. Эта площадь – прямоугольная по форме, замощенная каменными плитами, окружена с трех сторон портиками, за которыми располагались торговые помещения. Четвертая сторона замыкалась обширным двойным портиком.

Агора в Приене – прямоугольная, 76х46 м с трех сторон дорические портики – лавки, с четвертой – дорический портик. Аналогично этой агоре решена композиция Южного (Большого) рынка в Милете.

Помимо торговых и общественных зданий на агоре возводились и другие, связанные с повседневной деловой жизнью города сооружения.

В комплекс агоры в Афинах входило небольшое, но монументальное здание – так называемая «Башня ветров», предназначенная

Рисунок 1.8 – Архитектор Гипподам. Планировка г. Милет

для водяных часов, указания направления ветра (горологий), времени года и часа дня на солнечных часах (гномоне). Стороны башни были ориентированы по странам света и каждая из граней ее завершалась фризом с символическим изображением летящего ветра. Булевтерий в Милете – пример здания для общественных собраний, типа зданий, получивших законченную архитектурную форму в эпоху эллинизма. Булевтерий предназначен для собрания городского совета г. Милета. Вмещал 1500 человек в амфитеатре с концентрическими рядами мест. Внутри 4 крупные опоры, несущие прогоны деревянного перекрытия. Особенность композиции – расположение перед залом перистильного дворика с портиком главного входа со стороны площади.

Жилой квартал эллинистического времени представлял собой единое сооружение, составленное из нескольких однотипных жилых домов. Жилые дома, образующие сплошную застройку квартала, имели общие разделяющие друг от друга стены, окруженные портиками, световые дворы. Небольшая величина кварталов (30-35х47 м) включала 4-6 домовладений, имеющих размеры от 15-16х18-24 м, но дома, в зависимости от богатства владельца, могли занимать половину и всю территорию квартала. Наиболее распространенным типом жилища был перистильный дом, получивший название от открытого светового дворика-сада обнесенного с четырех сторон колоннами. Примером перистильного дома является Дом Трезубца на о. Делос. Коридор-прихожая ведет с улицы в перистильный дворик. Справа – комната раба-привратника, слева – лавка с подсобным помещением, мраморный перистиль с бассейном. Главный зал примыкает к перистилю, вокруг которого размещались и другие жилые помещения (комната рабов, кухня). Стены оштукатурены и расписаны фресками. Архитектурно-композиционная особенность дома - изолированность внутреннего пространства от улицы, все средства выразительности и богатства отделки – в интерьере, перистиле. Архитектура здания особенно близка человеку, красива, комфортабельна и уютна (рисунок 1.9).

Культовое строительство в городах в эллинистическом мире производилось в широких масштабах, особенно в резиденциях монархических государств. Под влиянием новых культов и новых государственных принципов, появляются различные композиционные варианты храма, изменяется его архитектурный облик [4,33].

Градостроительство и жилые дома Древнего Рима. Погибший при извержении Везувия в 79 г. до н.э. г. Помпеи дает представление о планировке римского города IV-II вв. до н.э. Планировка города не вполне правильная, выделяются две главные улицы, идущие по прямым линиям. Главный форум (общественная площадь) – в стороне от пересечения главных улиц. В раннее время кварталы застраи-

Рисунок 1.10 – Основные этапы развития античного жилого дома: 1- мегарон; 2 – соединение мегаронов; 3 – мегарон с замкнутым двором и портиком; 4 – схема жилых домов Олинфа (V-VI вв. до н.э.); 5 – дом перистильного типа; 6 – схема помпеянских жилых домов

Рисунок 1.11 – Выдающиеся памятники древнегреческого градостроительства: Афинский акрополь, архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий; Храм зевса в Олимпии, архитектор Либон

вались по периферии отдельными домами с огородными участками. Неимущее большинство ютилось в многоэтажных домах казарменного типа. Типичным для жилища обеспеченной патриархальной семьи IV в. до н.э. был атриумный дом.

Римляне, как и греки, обращали большое внимание на планировку и за­стройку городов, тщательный выбор места для города. При этом рекомендовалось учитывать климат, а также принимать в расчет местные природ­ные богатства, обеспечивающие город продовольствием и производствен­ным сырьем. Придавая значение строительству оборонительных стен, Витрувий связывает проблему обороны с планировкой самого города, го­ворит о размещении городских центров, о пропорциях форумов, о распо­ложении статуй и многих других вопросах теории городского строитель­ства, многократно ссылаясь на греческие примеры [4].

Однако сравнение планов греческих и римских городов приводит к тому заключению, что греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства. Почти все древнегреческие города занимали не только удобное, но и красивое место, превосходно вписываясь в окружаю­щий ландшафт. Римляне же, напротив, безупречно решали только стра­тегическую проблему, в силу чего очень многие города, нарушая правила Витрувия, размещались в некрасивой и даже нездоровой местности. Сооружая свои города, греки никогда не стремились придавать им гео­метр

Рисунок 1.11 – Выдающиеся памятники древнегреческого градостроительства: Афинский акрополь, архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий; Храм зевса в Олимпии, архитектор Либон

ически правильные внешние очертания. Наоборот, городской план всегда получал у них живописный неправильный контур, хорошо отве­чавший рельефу местности и прихотливому контуру побережья. У римлян же города обладали строго геометрической формой [4].

Римские города, так же как и римские монументы, возникавшие в поко­ренных странах, были символом их военного владычества - символом по­рабощения. Поэтому планы небольших городов и ла­герей имели близкое сходство.

Однако крупные города нарушали описанные планировочные каноны. Так, например, Остия получила свободно трактованный план с главной улицей, проложенной параллельно Тибру и соз­дававшей транзитное движение через форум. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли театры, портики, термы и другие общественные здания. Главные улицы в римских городах играли гораздо большую композиционную роль, чем в городах Древней Греции. В римском городе улица становилась стержнем всей композиции города и только Рим, имевший множество почти равноценных улиц, являлся ис­ключением из этого правила. Расположенный вдали от моря и связанный сухопутными дорогами с населенными пунктами, лежавшими вокруг него, Рим получил радиальную систему улиц. Однако эта радиальная система сложилась стихийным путем и не нашла применения в творчестве рим­ских зодчих [4].

Рыночная площадь Римского города постепенно уступила свое значение общественного центра форумам, которые стали местом политических выступлений и собраний, встреч и прогулок, торговых сделок и спекуляций (рисунок 1.12).

Форум Помпей – во II в. до н.э. был удлинен и обстроен колонными портиками с трех сторон, он превратился в перистильную площадь, в глубине которой царил на высоком подии храм Юпитера, усиливая осевую направленность площади. Портики форума – двухярусные (внизу дорические, вверху – ионические – балконы для зрителей состязаний гладиаторов). Перистиль стал со II в. до н.э. неотъемлемой частью как богатого дома, так и общественного здания и общественного центра города.

Рост городов в Средние века. В этот исторический период рост городов продолжал оставаться высоким. Так, в Германии в XIII веке было основано до 300 городов, несмотря на многие войны и эпидемии. В XIV веке было построено около 100 новых городов. Однако население средневековых городов было незначительным. Население наиболее крупных городов Германии составляло в XV веке: Любек – 25 тыс. чел., Нюрнберг – 20 тыс. чел., Росток – 13 тыс. чел., Дрезден – 3 тыс. жителей. Малочисленность средневековых городов объясняется слабым развитием производительных сил, что являлось отсутствием условий для возникновения крупных центров.

Т

Рисунок 1.12 – Выдающиеся памятники архитектуры и градостроительства Древнего Рима: Троянский форум – главная городская площадь; общий вид Колизея в Риме

ерриториальные размеры городов были небольшими. Лишь города всемирного значения, такие как Венеция, Флоренция обладали территорией до 300-400 га. Крупные города Европы имели площадь до 40-60 га (Аахен, Лейпциг, Краков, Таллинн). Города средней величины (Веймар, Бернау, Раковник и др., рисунок 1.13) имели площадь до 20 га. Для городов существовали ограниченные строительные возможности. В условиях нескончаемых войн устройство дорогих городских стен было жизненно необходимо. Поэтому строители стен старались максимально сузить оборонительный периметр города. Этим объясняется выбор нагорного и (или) островного местоположения города, повышавшего обороноспособность города. При расположении на равнине очертание городов – овальное или округлое (минимальный периметр).

Местоположение средневековых городов обусловливалось разнородными причинами, нередко даже не зависевшими от воли градостроителей. Говорить о выборе территории, как о сознательном мероприятии, которое предшествует основанию города, можно только в

Рисунок 1.12 – Выдающиеся памятники архитектуры и градостроительства Древнего Рима: Троянский форум – главная городская площадь; общий вид Колизея в Риме