logo search
городков

8 Краткий словарь терминов

АВАНЗАЛ – зал, предшествующий большому, парадному, находящийся после ряда помещений различного назначения или парадной лестницы.

АГОРА – обширная городская площадь в Древней Греции. Несла общественно-политические, торговые, культурные, зрелищные функции. Агора находилась в приморских городах вблизи моря, в континентальных – у подошвы кремля. В городах позднейшей постройки агора имела четырехугольную форму и окружалась портиками и колоннадами, сообщавшимися с различными общественными зданиями: храмами, стадионами, палестрами, торговыми зданиями.

АКРОПОЛЬ – укрепленная часть древнегреческого города, находящаяся на возвышенном месте и служащая защитой во время опасности. Первоначально акрополь – укрепленное поселение, разросшееся со временем в нижележащий и менее укрепленный город. На акрополе возводились храмы богов – покровителей города. Кроме того, акрополь – городская крепость стран Древнего мира.

АМПИР – архитектурный стиль первой трети XIX века. Характеризуется строгой монументальностью, применением сюжетной и декоративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.

АМФИТЕАТР 1. В древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллипсовидное в плане сооружение с ареной посередине для публичных зрелищ: боя со зверями, гладиаторских сражений. Конструкции амфитеатра представляли собой систему арок и столбов. Сводчатые галереи и лестницы вели к мес­там для зрителей. Под ареной часто помещали сценические маши­ны, а саму арену ограждали высокой стеной для защиты зрителей (в боях со зверями), места которых возвышались за этими стена­ми с перилами и назывались подиум. Для защиты зрите­лей от дождя и солнца над амфитеатром натягивалось полотно – веларий. 2. В театре амфитеатром называются места для зрителей, расположенные за партером повышающимися уступами.

АНДРОН - поме­щение в жилом эллинском и римском доме, предназначалось для пи­ров, где собирались только мужчины. В богатых домах часто снаб­жалось небольшой передней. Иногда для лучшего освещения андроны располагали в восточной стороне дворика, непосредственно у юж­ной наружной стены дома, в которой устраивалось в этих случаях одно или несколько окон. В помещении андрона средняя часть пола не­сколько заглублялась и украшалась мозаикой. Повышенная часть предназначалась для лож (обычно их было 9, по 3 человека на ло­же), а в заглубленной – устанавливались небольшие столики с угощением. Центр мозаичного пола оставался свободным для тан­цовщиц.

АНСАМБЛЬ – совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию. Ансамбли в архитектуре бывают 2 видов: а) создаваемый в тече­ние длительного времени при учете основного первоначального за­мысла, что позволяет встраивать в более раннюю группу зданий новые, обладающие даже иным стилистическим убранством и ре­шением; б) осуществляемый целиком по единому замыслу и в од­ном архитектурном стиле. В этом случае создается единство всего комплекса при согласованности и подчинении отдельных частей общему целому.

АНФИЛАДА 1. Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси. При раскрытых дверях создается сквозная перспектива всех интерьеров. Встречается в интерьерах барокко и классицизма, в зданиях музеев XIX-XX вв. 2. Ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей.

АПСИДА 1. Выступ здания, обычно полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). 2. Аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма или общественного здания. 3. Внутреннее пространство церкви, составляющее часть алтаря, ориентированное на восток. В древнерусских храмах часто было по 3 аспиды: для престола, для ризницы и для жертвенника.

АРКА – криволинейное перекрытие проема в стене; пространство между двумя опорами или конструкция, несущая свод. Опорные части арки называются пятами, расстояние между ними называется пролетом арки, центральный клинообразный камень – замком. Расстояние между пятой и замком называется стрелой подъема. Впервые арки (каменные) появились в архитектуре Древнего Востока. Далее широкое применение получили в архитектуре античного Рима.

АСИММЕТРИЯ – такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.

БАЗИЛИКА – тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (обычно 3 или 5) разновысоких объемов нефов, разделенных опорами, имеющих самостоятельные покрытия. Центральный неф выше и шире боковых, освещается окнами второго яруса, завершается апсидой, иногда имеет поперечный объем – нартекс. В Древнем Риме базилики являлись зданиями для торговли и суда. Центральный неф при этом служил залом заседаний, в одном из концов которого в полукруглой аспиде, иногда отделенной от остального зала колоннадой, возвышался трибунал с местами для судей. Среднее, более высокое, место принадлежало квесторе или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений перед заседаниями. Вход устраивался с торца или через боковой неф. С развитием христианства базилики становятся основным типом храма. В среднем нефе проводятся ритуальные процессии, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившие позднее место сводчатым. Базилики строились с поперечными нефами – трансептами – одним или двумя. На пересечении, в средокрестии, устанавливался купол. В конструктивном и художественном плане базилики получили дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре. Подобный тип храмов встречается также в архитектуре Возрождения и барокко. Форму базилики могут иметь различные здания общественного назначения.

БАЛКОН – выступающая на верхних этажах здания площадка на консольных балках, огражденная перилами и сообщающаяся с внутренними помещениями.

БАЛЮСТРАДА – ограждение, состоящее из балясин, соединенных горизонтальным элементом, часто богато профилированным. Нередко балюстрада украшается вазами, скульптурами. Применяется в ограждении лестниц, террас, балконов т.д.

БАРАБАН, опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, завершающаяся часть куполом или многогранным сомкнутым сводом. Световой барабан имеет оконные проемы. Часто барабан имеет различные декоративные детали. Наряду с орнаментом, высеченном в белом камне, для украшения барабана употребляются также богато профилированные детали из кирпича и белого камня, терракоты из многоцветных изразцов.

БАРЕЛЬЕФ – низкий рельеф – один из видов скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над плоскостью, менее чем на 1/2 своего объема. Барельеф следует отличать от высокого рельефа (горельефа) и контурного рельефа. Широко применяется в архитектуре.

БАРОККО – стиль в европейском искусстве с конца XVI века до середины XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Архитектура барокко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в планах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское – стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века, характеризуется многоярусными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, высоким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское – с начала XVIII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержание стиля – слава Русского государства, гордость за деяния русского народа – определили его прогрессивный характер: проявился в создании крупных градостроительных ансамблей, зданий и парков. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.

БАШНЯ, вежа, столп, высотное сооружение с различной конфигурацией плана (круглое, квадратное, многоугольное). Строились как отдельно стоящими, так и в составе комплекса или здания. Назначение чаще военно-оборонительное, кроме этого башни возводились как культовые сооружения и монументы. В русской архитектуре XI-XIII вв. башни строились не связанными с крепостными стенами и выполняли роль дозорных вышек, наблюдательных пунктов оборонной цитадели. Строились на наиболее высоких участках крепостей. В XIV в. башня входит в состав крепостных стен и несет различные функции: для защиты ворот (воротная, проезжая), для тайников с водой (тайничная), для наблюдения (подзорная). Впервые слово башня встречается в сказаниях князя Курбского в XVI в., затем в летописях и официальных бумагах.

БЕЛЬВЕДЕР – 1. Отдельно стоящая постройка, вышка, надстройка над зданием, с которой открывается вид на окрестности. Для бельведера характерна круглая, овальная, реже многогранная форма, преобладание больших проемов, остекленных и открытых, и купольное покрытие, часто опирающееся на колонны. 2. Название некоторых дворцовых сооружений в красивом природном окружении.

БЕСЕДКА, небольшая парковая постройка для отдыха. Имеет различные в плане формы, покрытие поддерживается колоннами или столбами. Стены закрытых беседок снабжаются большими проемами, нередко застекленными. Беседки служили акцентами в парковой композиции, их устраивали в местах, откуда открывался интересный вид какой-либо части парка – водный или пейзажный. В городской застройке их также связывают с зеленью и водными пространствами.

БРАНДМАУЭР - противопожарная глухая стена, разъединяющая части одного здания или два смежных здания, поднимающаяся над кровлей. Выполняется из несгораемых материалов.

ВИАДУК, мостовое сооружение большой протяженности для прокладки дороги через овраги, болота и др. в отличие от эстакады (имеющей одинаковые размеры пролетов и незначительное изменение высоты опор) строится с различной высоты опорами, иногда и с различными размерами пролетов. Материал исполнения различен – каменные, металлические, железобетонные. Конструкции в основном многопролетные арочные, реже – балочные.

ВИЛЛА – загородный дом с садом или парком. Общей чертой вилл является органическая связь с окружающим ландшафтом.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - ренессанс – период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Западной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV – XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства. Основным идейным содержанием культуры этого периода был гуманизм, новое представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу.

Вся территория замка окружалась рвом, который мог быть затоплен водой. Единственным входом служили ворота, установленные в башне с подъемным мостом. Стены замка, завершенные зубцами, с внутренней стороны имели деревянный настил, служивший местом для стрельбы. Вначале система обороны была пассивной, но после крестовых походов уже в XII в. стали появляться выступающие из толщи стен башни, а также машикули и оборона приобрела активный характер. В процессе колонизации у рыцарских орденов сложился особый тип замка, рассчитанный не на семью отдельного феодала, а на размещение воинского отряда ордена. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости. Соединение функций жилого дома и крепости постепенно распадается и к середине XV в. главную роль начинает играть дворцовое здание, развиваясь в дворцовый, затем и в дворцово-парковый ансамбль. Прототипом новых зданий служил французский замок. Большие ансамбли располагались почти всегда вокруг двух дворов: внешнего и внутреннего, вокруг которого с 3 или 4 сторон группировались крылья замка. В XVI в. замок как крепость теряет свое значение.

ГАЛЕРЕЯ – 1. Узкое, протяженное помещение под кровлей, где одна из стен часто является колоннадой (при необходимости имеет балюстраду). 2. С первой половины XVI в. в эпоху барокко в европейской архитектуре складывается новый тип галереи – обширный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. В подобных галереях располагалась художественная коллекция владельца. Позже так стали называть художественные музеи и их отделы. 3. Самый верхний ярус зрительных мест театра. 4. В крепостях галереи служили для обстрела рвов там, где не было фланговой обороны или для ее усиления. Для этого в галереях, входящих в ров, устраивались бойницы. Существовали также вентиляционные галереи.

ГАРМОНИЯ – соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, в фактуре).

ГИППОДАМОВ ГОРОД, характерная планировка регулярного города, приписываемая Аристотилем милетскому архитектору Гипподаму. Гипподамова система планировки выполнялась при закладке новых городов и колоний. Основная черта гипподамова города – прямоугольная сеть улиц одинаковой ширины (от 4-5 до 7-8 м). Внутриквартальная планировка получила демократическую организацию: каждый дом имел примерно равную площадь. Часто выделяются две главные, взаимно перпендикулярные улицы несколько большей ширины, но архитектурно никак не выделенные. Общественные площади приобретают большей частью правильные очертания и окружаются храмами, портиками, общественными зданиями. Под общественные здания и под рынки отводят площадь, кратную стандартным размерам квартала.

ГЛАВА, главка - покрытие, расположенное над куполом (в основном в культовых постройках) и устраиваемое на световом или глухом барабане. Первоначально глава являлась конструктивным элементом, но со временем утратила это значение. Глава выполняется из различных материалов и разнообразной формы: в виде луковицы, шлема, груши и т.п.

ГОРОД. 1. В Древней Руси укрепленное поселение, обнесенное стеной, в отличие от веси и села – неукрепленных деревень. В это понятие входит не только город в социально-экономическом значении этого слова, но и собственно крепость, укрепленная княжеская усадьба. Поселенья вне городских стен назывались загородьем, передгородьем, болонием. Со временем они обносились стенами и входили в состав города, уже имеющего ограды. Тогда бывшие наружные поселения получали название: окольный город, охабень, город кромный или кром, а внутренние – днешний град или детиней, позже Кремль. 2. Сами оборонительные стены (в летописях оплот, плот) и система управлений. Слово город в древности в основном значило земляную насыпь, вал вокруг жилья, в последствии это же слово обозначало деревянные и каменные стены, вообще ограду.

ГОРОД-СПУТНИК – небольшой город, расположенный на некотором расстоянии от основного центрального.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль, господствующий в искусстве стран Западной Европы в XII – XIV веках – стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла архитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.

Градостроительная деятельность – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования и развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов. Также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Градостроительная документация – система видов и стадий проектирования, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций.

Градостроительные программы – текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия.

ДВОРЕЦ. 1. В постройках феодального замка – жилище князя. Позднее этим понятием обозначали здание с богатой внутренней и наружной отделкой без крепостных стен и валов и образующей вместе со служебными постройками и прилегающим парком единый ансамбль. 2. В широком смысле слова – любое монументальное здание, художественно решенное снаружи и внутри.

ДЕКОР – система украшений сооружения – фасада или интерьера. Может быть как простой (например, одноцветная покраска, однородная фактурная обработка поверхности и т.д.), так и сложной (сочетание орнамента и изображения, скульптуры и росписи, различных по фактуре и текстуре материалов). Декор – одно из средств зрительного объединения зданий или предметов в ансамбль.

ДЕТИНЕЦ, кремль, другое название укрепленного центра древне-русского города. В летописях внутренние ограды называли как детинец, так и днешний град (дне - внутренний), а позднее и кремль, хотя название детиней существовало параллельно до XVI в.

ДОЛЬМЕН – погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железного века, один из видов мегалитических построек. Представляет собой несколько каменных глыб и плит огромного размера, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой. В некоторых дольменах плита, закрывающая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Встречаются дольмены более сложной конструкции: соединяющиеся узким коридором, образованным из стоящих плит или переходящих в ряд продольных, следующих одна за другой камер, все более расширяющихся и углубляющихся в землю (крытые ходы). Стены и потолки внутри дольмена иногда покрывались орнаментом – рельефным или нанесенным красками. Служил местом погребения, но первоначально, вероятно, святилищем.

ДОМИНАНТА – главный по силе художественной выразительности акцент в системе застройки, зданиях или в парковом пейзаже, которому подчинены другие элементы. Доминанта может проявиться в форме, цвете, фактуре или идейном содержании. Доминанта – господствующий своей величиной, формой или отделкой архитектурный элемент в здании, здание в ансамбле, в окружающей застройке и природном окружении.

ДОНЖОН – в средневековом укрепленном замке – главная башня, стоящая внутри крепостных стен и не связанная с ними. Донжон был сторожевой башней в системе обороны крепости, последним пунктом обороны при осаде и одновременно жилищем феодала. Несколько ярусов донжона имели различное назначение: в подземелье находилась тюрьма, на 1-м этаже – хозяйственные помещения, ан 2-м – хозяйские покои (одновременно зал, столовая и спальня), на 3-м этаже – комнаты для слуг, на плоской кровле с парапетом – сторожевой пункт. Единственный вход был расположен высоко над землей, внутрь попадали по приставным лестницам. Междуэтажные перекрытия были либо деревянными с деревянными же лестницами с этажа на этаж, либо сводчатыми, тогда каменные лестницы устраивались в пристройке к башне.

ЕНДОВА, разжелобок, входящий угол между двумя скатами кровли. Наледи и большое количество проходящей здесь воды требуют дополнительных мер для изоляции кровли.

ЗАЛ, большое, обычно парадно оформленное помещение, расчитанное на одновременное пребывание значительного числа людей. залы бывают различного назначения: физкультурные, актовые, концертные, зрительные.

ЗАМОК, укрепленное жилище феодала. Представляет собой комплекс жилых, хозяйственных, культовых построек (казармы для гарнизона, большая галерея, служившая местом для суда, собраний, залом для празднеств, капелла, тюрьма). Первоначально укрепления представляли собой палисады, валы, рвы, затем – массивные стены с башней посреди комплекса – донжоном. Со временем донжон уступает место дворцовым постройкам. Но удобства жилья долгое время приносились в жертву необходимости обороны. План здания был усложнен, жилые помещения тесны, узкие окна выходили во двор, каждая часть замка обособлена.

ЗДАНИЕ – 1) обобщенное название архитектурных сооружений, построек, домов; 2) строительная система, состоящая из несущих и ограждающих конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ – гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что величина большей его части является средней пропорциональной всего отрезка и меньшей его части.

ИНСУЛА, многоэтажный жилой дом в Древнем Риме с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаем. Появились не позже III в. до н.э. Из обожженного кирпича инсулы воздвигались в 5-6 этажей. Верхние этажи часто были деревянными, фахверковыми, перекрытия бетонными. Помещения обычно располагались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал. Ряд комнат предназначался для одиночек, они имели отдельные выходы на улицу или группировались по коридорной системе. В дешевых инсулах удобств не было. На 1 этаже помещались лавки. Инсулы составляли массовую застройку римских городов.

ИНТЕРЬЕР - внутреннее пространство здания или какого-либо помещения. Архитектурное решение (размеры помещения, форма, ритм размещения опор, окон, выступов, ниш и т.д.) и характер его убранства (меблировка, оборудование) формируют интерьер.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть вертикальной опоры (колонны, пилястры, столба), обычно пластически выделенная и находящаяся между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, пятой арки, свода, стеной и т.п.). В античную эпоху сложились основные типы капители: дорическая, ионическая, коринфская, композитная, сочетающая элементы ионической и коринфской. Своеобразные капители созданы и в других странах.

КАРКАС - конструктивная основа здания, состоящая из отдельных соединяющих элементов, определяющая собой форму, прочность, устойчивость здания. Может выполняться из различных материалов.

КАРНИЗ – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; в этом случае карниз называется венчающим. Карниз может быть и у более мелкой части здания (поярусный, цокольный, над- и подоконный и др.). В классической архитектуре карниз – верхнее из трех главных членений антаблемента.

КВАРТАЛ, часть застроенной территории населенного места, ограниченная несколькими пересекающимися улицами. Сплошная периметральная застройка кварталов распространилась в русских городах вследствие специального распоряжения Екатерины II в 1765 г., по которому следовало максимально уплотнить застройку Петербурга.

КЛАССИЦИЗМ – господствующий в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древних Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выражению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения – мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.

КОЛОННА - архитектурно обработанный столб, несущий вертикальную нагрузку. В классических ордерах состоит из капители, ствола, базы и имеет энтазис (приблизительно на 1/3 высоты снизу) и утонение к капители, что вызвано необходимостью исправить зрительные искажения.

КОЛОРИТ – гармоническое сочетание цветов, способствующее раскрытию содержания композиции; различают колорит теплый (преобладание теплых цветов) и холодный (преобладание холодных цветов).

КОМПОЗИЦИЯ – художественная структура (построение) архитектурного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назначением здания, сооружения, парка или комплекса. Садово-парковая композиция состоит из двух частей: планировочной и объемной.

КОНСОЛЬ – выступ в стене в виде камня либо плиты, служивший декоративной деталью, поддерживающей скульптуру, вазу и т.п., или реальной опорой карниза, балкона; консолью является и балка, ферма или другая конструкция, жестко закрепленная одним концом при свободном другом конце, либо часть конструкции, выступающая за опору.

КОНТРФОРС – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка (вертикальный выступ или ребро), усиливающая основную несущую конструкцию и воспринимающая главным образом горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки); один из основных элементов готической архитектуры.

КОТТЕДЖ - одноквартирный индивидуальный жилой дом (городской или сельский), при котором есть небольшой участок земли. Коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей. Обычно на первом этаже находятся общая комната, кухня, хозяйственные помещения, на втором – спальни. Возник в Англии в конце XVI – начале XVII вв. Традиционный тип английского жилища.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ ЗАСТРОЙКИ – обозначает условную границу, отделяющую магистрали, улицы, проезды и площади от территорий, предназначенных под застройку; здания могут размещаться с отступом от красных линий либо вдоль них; благодаря проектам красных линий, разрабатываемым в градостроительстве, обеспечивается дисциплина при застройке и реконструкции городов.

КРАСОТА – степень оценки положительных качеств произведения искусства, выражающаяся в соразмерности и пропорциональности, гармонии частей и игре красок, яркости и новизне, целесообразности и целостности, соответствии формы и содержания.

КРЕМЛЬ - центральная укрепленная часть русского феодального города. Древнее название – «детиней» (XVI-XVII вв.). Кремль обычно расположен на высоком месте, часто у берега реки или озера, стены кремля вначале были деревянно-земляные, с XI в. каменные и кирпичные. Часто стены окружались рвом с водой. В кремле обычно находились дворец князя, собор, дворы бояр и церковной знати. Планировка кремля зависела от рельефа местности, количество, форма башен и расстояния между ними – от военно-оборонительных сооружений. Кремли являлись градообразующим ядром, а дороги – основной планировки возникших близ кремля жилых районов – посадов.

КРОМЛЕХ - группы менгиров, расположенные замкнутыми кругами. Иногда эти круги состоят из 2-3 концентрических рядов вертикально поставленных камней. Вероятно, имели культовое назначение. Сооружения эпохи неолита и, в основном, бронзового века. Встречаются в Европе, Азии и Америке.

КРЫША - верхняя ограждающая конструкция здания. Состоит из несущей части и наружной оболочки – кровли.

КРЫША ВАЛЬМОВАЯ - четырехскатная крыша над прямоугольным в плане зданием, у которой 2 ската по длинным сторонам трапецевидные, а 2 других, по коротким сторонам – треугольные.

КРЫША ДВУСКАТНАЯ - крыша, состоящая из 2 скатов. Покрывают как отдельно стоящие здания, так и здания, торцевой стороной стоящие к другим строениям. При такой крыше треугольное окончание торцевых стен называется щипцами или фронтонами.

КУЛУАРЫ. 1. Спальни римского жилого городского дома-особняка, расположенные вокруг перистиля. 2. Декоративный элемент на фасаде здания в виде небольшого павильона с двумя колоннами или стойками, перекрытыми фронтоном или антаблементом.

КУПОЛ - пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, многоугольные, квадратные в плане помещения. Образующими формами купола являются различные кривые, выпуклые наружу. Если вращающаяся кривая меньше 1/4 окружности, то получается плоский купол. Все купола, происшедшие от дуг круга, называются сферическими. Эллиптические, параболические и т.д. кривые образуют соответствующие очертания купола. Они также могут иметь и многоугольные (сомкнутые) формы. Возведение куполов на тромпах и парусах позволяет перекрывать помещения любой конфигурации. Купол как покрытие имеет несколько вариантов: цельные купола, сложенные из сплошной кладки с кровлей по своду, в которых наружные и внутренние формы едины; двойные купола, наружная оболочка которых служит защитой внутреннему куполу, являясь в одних случаях конструктивной необходимостью, а в других – покрытием, имеющим самостоятельную форму, необходимую для выразительности здания. Некоторые купола покрываются шатровой крышей, что облегчает устройство черепичной кровли, защищающей купол от осадков. Купола сооружаются как на светлом (с окнами) барабане, так могут иметь окна, врезающиеся в поверхность куполов (при плоском куполе). Купол имеет шелыгу, скуфью. Конструкции и материалы куполов разнообразны.

ЛАНДШАФТ культурный – важнейший элемент природно-территориального комплекса, садово-парковое пространство, включающее в себя закономерно взаимосвязанную совокупность природных (растительность, рельеф, грунт, вода) и искусственных (инженерно-архитектурные сооружения) компонентов, и организованных таким образом, чтобы создать наилучшие условия для работы или отдыха на открытом воздухе.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – область созидательной деятельности, включающая проектирование и строительство всех открытых пространств городов, сел, межселенных территорий. Ландшафтная архитектура специфична тем, что использует естественные материалы – землю, воду, растения, а в процессе архитектурно-ландшафтного формообразования непосредственно реализуются задачи охраны природы и рационального природопользования, повышения экологического и эстетического комфорта проживания человека.

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО – искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры; является теоретической основой ландшафтной архитектуры.

ЛЕСТНИЦА – важнейший элемент многоэтажных зданий. Форма зависит от общей планировочной структуры и функционального назначения сооружения. Лестницы могут быть одно-, двух-, трехмаршевые, круглой, полукруглой и овальной формы в плане. Лестницы общественных зданий делятся на главные и второстепенные; главные связывают вестибюль с группой остальных помещений.

ЛОДЖИЯ. 1. Открытое с одной стороны аркадой, колоннадой, парапетом или решеткой помещение, не выступающее за плоскость стены дома, а устраиваемое за счет глубины находящегося за ней помещения. 2. Отдельное здание типа галереи, открытое с одной или нескольких сторон.

МАНСАРДА - помещение, преимущественно жилое, устраиваемое в свободном чердачном пространстве под крышей, состоящей из двух частей – верхней пологой и нижней крутой. Скаты крыши утепляются. Впервые подобный тип крыши с используемым пространством под ней широко начал применять Ф. Мансар (1598-1666).

МЕГАРОН - тип здания, в том числе и жилища, сложившийся в эпоху эгейской культуры III-II вв. до н.э. Мегарон – прямоугольное в плане здание, состоящее из 2 частей: зала и портика перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед концами продольных стен здания (антами). Посередине зала находился очаг, крыша над ним имела отверстие. Встречаются залы, расчлененные на 2 или 3 части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие. Во дворцах Микенской Греции мегароны выделяются в отдельный объем вместе с входным помещением, являясь составной частью более сложных архитектурных комплексов. Мегарон служил парадным залом и, видимо, мужской половиной. Мегарон – прототип древнегреческих храмов гомеровской эпохи (VIII-VII вв. до н.э.).

МЕЗОНИН – жилая надстройка, обычно над средней частью небольшого дома.

МЕНГИРЫ – один из видов мегалитических памятников в виде отдельных поставленных вертикально продолговатых камней, образующих иногда параллельные ряды длиной в несколько километров.

МОДУЛЬ - условная единица измерения, принимаемая для соотношения частей здания или комплекса. Устанавливается для данного архитектурного сооружения (или его части) и служит для выражения кратных соотношений его составных элементов. За модуль принимаются различные величины (диаметр купола, сторона помещения, ширина триглифа, длина кирпича, мера длины и др.). Происхождение модуля связано с технической необходимостью согласования размеров здания. В ордерной архитектуре часто за модуль брался нижний диаметр колонны, в дорическом ордере – иногда ширина триглифа. Виньола делит модуль на более мелкие части – парты, Палладио – на минуты.

МОНАСТЫРЬ – уединенное жилище, архитектурный комплекс, имеющий общественные, жилые и хозяйственные постройки, как правило, обнесенные стенами. Тип католического западно-европейского монастырского комплекса сформировался в VI-IX вв. В ансамбле монастырей доминировала церковь, к которой примыкал (с северной стороны, иногда с южной) двор – клуатр. В церкви есть вход, ведущий со двора в трансепт. Вокруг клуатра располагался зал капитула – самый большой зал монастыря, предназначенный для приемов и совещаний. На территории имелась трапезная (рефекторий), хозяйственный двор с мастерскими и службами, больница, странно-приимный дом. Композиция монастырей варьировалась различными ордерами. Православные монастыри имели более свободную планировку. Комплекс окружали стены с башнями, вдоль стен располагались кельи, в центре – собор, трапезная, колокольня, колодец. Оборонные функции определяли мощь крепостных стен с башнями. Построенные вокруг городов или в их черте, монастыри образовывали оборонную линию и являлись узлами городской планировки. В период Возрождения и особенно барокко монастыри – крепости, характерные для дальних колоний, уступили место парадным ансамблям монастырей-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану. Некоторые монастырские постройки оказали влияние на строительство городских учреждений общественного характера (приюты, госпитали и др.).

НЕБОСКРЕБ – высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и др.). Сооружение небоскребов началось в США с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта.

Недвижимое имущество (недвижимость) – земельные участки. Участки недр. Обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба из назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Недвижимость в градостроительстве – земли государственных поселений и иных функционирующих территорий с установленными границами и правами собственности; сооружения над и под этими землями, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в т.ч. незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этих территориях.

НЕКРОПОЛЬ, большое кладбище с гробницами, каменными надгробиями на окраине древних городов. В древней Александрии некрополи служили одновременно и местом отдыха горожан, имели зелень и водоемы.

ОБЛИЦОВКА, материал (природный или искусственный), составляющий наружную одежду стен, отличный от материала облицовываемой поверхности. Наружная облицовка служит для архитектурного оформления зданий и для защиты от вредных механических, атмосферных и др. воздействий, значительно увеличивая срок службы строительных конструкций. Облицовка также повышает эстетические качества интерьеров, улучшает гигиенические условия помещений.

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ – определенные художественные системы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение – база, а верхнюю – капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие – антаблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю – архитрав (каменную балку), среднюю – фриз (архитектурно обработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю – карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей плитой). Полный ордер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ордера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей. Тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитектуре Древнего Рима, в эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-54 гг.

ОРНАМЕНТ, живописное, графическое или скульптурное украшение, составленное согласно законам симметрии, ритмического повтора одного или нескольких элементов. Орнамент можно продолжать в обе стороны, даже если его композиция ограничена, замкнута. По характеру композиции орнамент может быть ленточным, центрическим, заполняющим всю поверхность или же сочетающим эти типы в более сложные комбинации. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический, состоящий из различных форм; растительный, стилизующий элементы растительного мира; зооморфный или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; геральдический, где используют знаки, эмблемы, трофеи и т.д.; гротескный, сочетающий изобразительные и декоративные мотивы; арабесковый, представляющий собой комбинации растительных и геометрических мотивов (часто с включенными надписями).

ОСОБНЯК - комфортабельный, чаще 1-2-этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. Особняк обычно расположен на отдельном участке, включающем двор со службами и сад. Получил распространение с начала XIX в.

ОТЕЛЬ. Обычно размещен на относительно стесненном участке, отодвинут вглубь территории и отгорожен от улицы и соседних участков сомкнутыми строениями служебных флигелей и высокими каменными оградами, образующими замкнутый внутренний двор с парадным въездом с улицы. Композиционно замкнутый двор приобретает значение парадного аванвестибюля. Сад расположен обычно за главным корпусом и связан с входными помещениями. В XVI-XVII вв. отель – аристократический жилой дом, обычно с парадными и служебными дворами. В XVIII в. отели стали называть различные здания – от городского дворца до небольшого дома для одной семьи. Развитый тип отеля – чаще всего двухэтажный дом с парадными залами, жилыми комнатами и служебными помещениями. 2. Гостиница.

ПАВИЛЬОН. 1. Небольшая крытая постройка легкой конструкции, небольшого объема и различного назначения или большого объема для выставок, киносъемок, торговли. 2. Часть дворцово-паркового ансамбля. 3. Часть большого здания, чаще всего увенчанная самостоятельной крышей.

ПАЛАЦЦО - тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского. Возрождения. Классический палаццо – 3-, реже 2- и 4-этажное здание. Внутри расположен дворик, окруженный колоннадой. На 1 этаже находятся служебные помещения, на 2 – парадные, на 3 – жилые. В ранних палаццо сохранились черты средневекового замка.

ПАНДУС, наклонная поверхность (обычно до 13-14˚), прямоугольная или криволинейная в плане. Пандус устраивают в промышленных зданиях, гаражах, подземных переходах, общественных зданиях, гаражах, подземных переходах, общественных зданиях и т.д. В особняках пандус служит для въезда автомобилей к расположенному над цоколем парадному входу, в гаражах – для подъема автомобилей на верхние этажи. В отдельных случаях пандус устраивается вместо лестницы внутри и снаружи здания.

ПАНТЕОН. 1. У древних римлян – храм, посвященный всем богам. 2. Монументальное здание, где хранятся останки выдающихся деятелей, усыпальница.

ПАРАПЕТ. 1. Невысокая ограда вдоль чего-либо, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и т.д. 2. Каменная стенка высотой около 1,4 м, игравшая роль бруствера на крепостных стенах. Иногда ее называют брустверной стенкой.

ПАРК, земельный участок с естественной или специально посаженной (или дополняющей друг друга) растительностью, аллеями, водоемами, с различным оборудованием. Наиболее ранние декоративные садовые насаждения, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160-2000 гг. до н.э.) и царицы Хатшепсут (1520-1500 гг. до н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживались на террасах храмов в грунт или привозились в отдельных кадках и расставлялись по ранее подготовленному плану. Центром композиции обычно был бассейн прямоугольных очертаний. В Фивах наряду с храмовым садоводством возникли сады в виллах знати с расположением растений по строгой, геометрически правильной планировке. Главное здание помещалось по оси и вся территория обносилась высокой стеной. Известны парки Ассирии и Вавилона в более раннее время (VIII-VI вв. до н.э.) с искусственными холмами и террасами, с редкими растениями, птицами, зверями, рыбами. В Древней Греции (VI-IV вв. до н.э.) устраивались парки и другого характера: для спортивных состязаний, бесед философов (в священных рощах героев – героонах), парки для развлечений и отдыха. Римские парки тесно связаны с архитектурой, имеют парадную ось, завершающуюся главным домом, украшены фонтанами, мраморными скульптурами, террасами, каскадами, партерами и цветниками. По внутренней организации парки различают регулярные и ландшафтные.

ПЕРЕКРЫТИЕ - конструкция, служащая для ограждения сверху пространства, имеющего стены или столбы, а также какого-либо проема. Может быть балочное или арочное (сводчатое).

ПЕРИПТЕР - тип здания и древнегреческого храма, прямоугольного в плане, с 4 сторон обрамленного колоннадой. Периптеральный храм обычно состоял из пронаоса и наоса (целлы). Периптер сложился к началу VII в. до н.э. и был наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. По типу периптера строились здания в России и Западной Европе архитекторами классицизма.

ПЕРИСТИЛЬ - прямоугольный двор, площадь, зал, окруженный с 4 сторон крытой колоннадой. Римские перистили не были замощены, они являлись садом или даже огородом, куском природы, окруженной портиками, чаще всего одноярусными. Греческие перистили отличались деталями ордера, они имели характер стесненных, окруженных двухярусными портиками двориков городского типа с замощенным полом и небольшим бассейном. Перистиль известен с IV в. до н.э. как часть жилых и общественных зданий. Широко были распространены в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

ПЕРСПЕКТИВА – изображение предметов в тех пространственных соотношениях, в которых эти предметы воспринимаются наблюдателем в натуре, т.е. с учетом изменения очертаний и размеров (линейная перспектива), цвета и четкости зрительного восприятия (воздушная перспектива).

ПЛАНИРОВКА – взаимосвязанное распределение помещений здания в плане с учетом художественно-идейного замысла и практической потребности.

ПЛИНФА - широкий и плоский обожженный кирпич. Имеет форму, близкую к квадрату (в среднем 40х30х3,5 см). Связующим веществом служил цемяночный раствор, ширина которого равнялась ширине кирпича. Плинфа появилась в византийской архитектуре. Но в постройках Киевской Руси уже с X в. полосы раствора в 3 раза шире рядов кирпича. Так как ряды плинф через 1 ряд углублялись внутрь стены для создания перевязки швов, а наружная пустота закрывалась раствором, отсюда тройная толщина швов и полосатость стен. В Византии кладка плинфы со скрытыми швами появилась только в конце XI в.

ПЛОЩАДЬ - открытое, архитектурно организованное, обрамленное зданиями, зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств. Площади имеют правильную форму и различные сложные очертания. В некоторых случаях площади предшествует аванплощадь. В современном градостроительстве городские площади делятся на два типа: транспортные и пешеходные. Транспортные имеют специализированное назначение: вокзальные, предзаводские, перед стадионами и т.д. Могут иметь несколько ярусов (на поверхности, подземные и надземные). Пешеходные площади – театральные, торговые, мемориальные, соборные. Главные площади – парадный, представительный центр города, на них сосредотачивались здания административного и общественного назначения, проходили военные парады (которые могли быть и на специальных площадях - плацпарадах). Ранее площади использовались и для оглашения государственных актов. Площади различного назначения могли иметь озеленение в центральной части и по периметру. В садово-парковых площадях партерная часть сочетается с деревьями и кустарниками, кроны которых могут иметь естественную или геометрическую форму.

ПОДКЛЕТ – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленный проем, чаще всего, вход в здание. Для зодчества Древнего Египта и античного периода характерны порталы простые по убранству, с плоскими перемычками, Месопотамии – арочные, Ближнего Востока – портал-пештаки. В романской, готической и древнерусской архитектуре с XI в. распространялись порталы перспективные, в архитектуре Ренессанса и барокко в отделке порталов применялся ордер.

ПОРТИК – галерея перед главным входом в здание, у которой одна сторона является открытой колоннадой.

Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного времени и при установленном бюджете поставленных целей; комплект технической и сметной документации для строительства зданий, машин и оборудования.

ПРОЕКТ – техническая документация, полностью характеризующая намеченное к строительству здание, сооружение, их комплекс; состоит из чертежей, пояснительной записки и сметы. Чертежи дают наглядное представление о проектируемом объекте и являются материалом, по которому осуществляется строительство. В пояснительной записке обосновываются идея проекта и ее технико-экономические показатели. Сметой определяется стоимость строительства. Рабочие чертежи выдают непосредственно строительной организации для осуществления проекта в натуре.

ПРОПИЛЕИ – парадный проход, проезд, часто образованный портиками и колоннадами, расположенными по оси движения.

ПРОПОРЦИИ – пропорциональность – определенная соразмерность частей архитектурного произведения между собой и целым – важнейшее художественное свойство архитектуры, придающее гармоничную слаженность и целостность архитектурному образу.

РАЙОННАЯ ПЛАНИРОВКА – проектирование комплексного территориально-хозяйственного устройства экономического или административного региона и формирования его планировочной структуры, обеспечивающей рациональное размещение отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства и расселения, центров культурно-бытового и иного социального обслуживания, мест массового отдыха населения, развитие дорожно-транспортных коммуникаций и инженерных сооружений, улучшение санитарно-гигиенических условий и охраны природы.

РЕКОНСТРУКЦИЯ – переустройство города, парка и других объектов с целью улучшения, восстановление первоначального облика парка, памятника искусства, архитектуры и т.д. по сохранившимся документам.

Реконструкция здания – комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) в целях улучшений условий проживания, максимального устранения физического и морального износа.

РИГЕЛЬ – элемент ряда строительных несущих конструкций, расположенный преимущественно горизонтально в каркасных зданиях.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада по всей его высоте; составляя единое целое со всей массой здания, ризалиты обычно располагаются симметрично (в центре и по сторонам постройки).

РИТМ – последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведениях садово-паркового искусства, отражение в искусстве ритмических процессов объективного мира. Ритм – размерность, такт, повторность пространств, элементов или форм в архитектуре и закономерность их чередования.

РОКОКО – художественный стиль, возникший во Франции при Людовике XVI и распространившийся в Европе в первой половине XVIII в. Выражал вкусы дворянства. Для рококо было характерно отсутствие глубокого идейного содержания и мотивов гражданственности, украшательства, прихотливая орнаментальность формы, отличавшейся нарочитой асимметричностью и сложностью извилистых линий.

РОТОНДА - центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно перекрытая куполом. По периметру не редко расположены колонны.

СВОД - пространственная конструкция, перекрытие и покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью), образованную системой клинообразных камней (или клинообразных швов между камнями), которая дает помимо вертикальной нагрузки на опоры также и горизонтальный распор. Горизонтальный распор может и отсутствовать, быть минимальным или погашаться в теле кольцевой затяжки или иной заложенной в теле свода арматурой. Свод может быть не только системой камней, но и монолитом из железобетона, из металлических конструкций и т.д. Своды подразделяют на: повышенные (отношение стрелы свода или подъема к пролету свода более 1/2); пониженные (отношение стрелы к пролету колеблется между 1/4 и 1/2); плоские (отношение стрелы к пролету менее 1/4).

СИММЕТРИЯ – гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого, соразмерность и соответствие между ними.

СКВЕР - небольшой участок, озелененный деревьями и кустарниками, расположенный в городской застройке. Предназначен для кратковременного пребывания и отдыха. Планировка чаще всего регулярная. Центральная часть сквера не редко служит местом устройства фонтана или установки монумента в окружении цветников.

СТИЛЬ – исторически сложившаяся относительно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. Этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства и архитектуры: романской, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, романтизм.

СТРОИТЕЛЬСТВО – самостоятельная отрасль народного хозяйства, в которой создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения (новые и реконструированные производственные предприятия, общественные сооружения, жилые дома и др.).

СФИНКС, изваяние (изображение) мифических существ (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и человеческой (мужской, реже женской) головой, иногда с головой священного животного (барана, ястреба). Сфинксы ставились в Древнем Египте перед храмами и царскими гробницами в качестве охранителей этих священных мест. Оригиналом для человеческой головы сфинкса, изображавшей одного из египетских богов (бога Тум), обычно служил царствующий фараон. Аналогичные изваяния характерны также для стран Древнего Востока.

ТЕРРАСА. 1. Горизонтальная площадка, образующая уступ на склоне местности. Бывает естественного или искусственного происхождения. Устраивается для строительства зданий, создания террасных парков и т.д. Вдоль нижней границы террасы устраивается вертикальная подпорная стенка или сооружается вал, покрытый дерном. По краю устраиваются балюстрады. При большой неровности рельефа устраиваются несколько террас, соединенных между собой лестницами. На террасе располагают легкую мебель, цветочные газоны и т.д. 2. Открытая или застекленная с трех сторон (с XIX в. застекленная) летняя неотапливаемая пристройка на столбах к зданию, крыша которой часто является продолжением крыши здания. Пристройка в один или несколько этажей сообщается со зданием дверью. 3. Эксплуатируемая кровля террасных зданий, уступами спускающихся по склону.

ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЙ – научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырем основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей: 1) общественные здания и сооружения; 2) жилые дома; 3) промышленные здания и сооружения; 4) здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

ТРАПЕЗНАЯ. 1. Одно из основных сооружений христианского монастыря, включающее зал для совместных трапез монахов, церковь и кроме того подсобные помещения: поварню, кладовые и др. Здания трапезной могут быть двухэтажные. В русских монастырях с XV в. появились каменные трапезные с одно- и двухстолпными залами, с XVII в. – бесстолпные. Трапезные имели воздушное отопление: нагретый воздух из кухни по низу подавался в верхний зал через особые каналы. Часто трапезные обстраивались гульбищами, богато декорировались. 2. Просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма. Нередко в 2-3 раза превышала основную площадь храма. Служила для общественных нужд общины, здесь обсуждались хозяйственные вопросы, заключались торговые сделки, решались вопросы о выборе должностных лиц, велись судебные разбирательства, объявлялись царские указы, устраивались праздничные торжества.

ТРОМП - разновидность паруса, по форме – часть конуса. Устраивался в углах сходящихся стен, обеспечивая переход от квадрата (прямоугольника) основания к многоугольному или круглому очертанию венчающей части. Получил распространение в архитектуре многих стран, в русской архитектуре преимущественно с XVII в.

УРБАНИЗАЦИЯ – в широком смысле исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, усложнения их социально-экономических функций, изменения социально-профессиональной и демографической структуры городского населения, его образа жизни, культуры, общения и др.

УРБАНИЗМ – направление в градостроительстве, основанное на главенствующей (среди других форм расселения) роли городов – центров современной цивилизации; в становлении урбанистических теорий значительное место принадлежит архитектору Ле Корбюзье, который в так называемом «плане Вуазен» (1925 г.) предложил идею грандиозной перестройки центра Парижа в виде вертикально развивающегося города-сада, что в свое время оказало влияние и на советских архитекторов (Н.А. Ладовский, Э. Лисицкий и др.). В теоретических концепциях урбанизма последующего времени становится все более заметной тенденция поиска новых градостроительных структур (строительство г. Чандигарха в Пенджабе, арх. Ле Корбюзье, новой столицы Бразилии – г. Бразилиа, арх. Л. Коста и О. Нимейер), идеи параллельных городов-дублеров (арх. Ж. Кандилис. К. Танге и др.), пространственных городов будущего («Город на столбах», «Город-небоскреб», «Надворный город» и т.п.).

ФАСАД - наружная сторона здания. Различают главный, дворовый, боковые, уличные, садовые фасады и т.д. либо всефасадность, когда все фасады здания имеют одинаково важное значение.

ФЛИГЕЛЬ. 1. Боковая пристройка к жилому дому. 2. Второстепенное здание, примыкающее к главному или стоящее вблизи него, связанное с основным зданием функционально.

ФОРУМ, в Древнем Риме – открытая площадка в центре города. Служила как рынком, так и местом для общественных собраний, политических действий и т.д. В ранние времена там же проводились и состязания, перенесенные впоследствии при императорах в амфитеатры. Форум обычно окружали портиками, колоннадами, общественными сооружениями: храмами, базиликами, дворцами сената, торговыми лавками и украшали какими-либо памятниками и статуями великих людей. Форумом первоначально называлась рыночная площадь, лежавшая вне городской черты, с ростом города включенная в его состав. В крупных городах строилось несколько форумов с определенными функциями: для торговли скотом, вином, овощами и т.д. Для общественно-политической жизни города существовал т.н. «гражданский» форум.

ФРИЗ. 1. В ордерной архитектуре – средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом. В дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском – заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется гладким. 2. Сплошная полоска декоративных скульптурных, живописных или других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стены или поверхность пола и т.д. 3. Выступ по верхней или нижней части столярного изделия.

ФРОНТОН - завершение фасада здания, портика, ограниченное карнизами. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Фронтон, в котором отсутствует горизонтальный карниз, называется щипец. Фронтон с разрывом в средней части горизонтального карниза называется полуфронтоном.

ХРАМ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ, тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии и перешедший затем в Киев. В классическом варианте представлял собой прямоугольный объем, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма на подпружных арках возвышался барабан с куполом. Углы между подпружными арками заполнялись парусами или тромпами. Система имела трех- и пятинефные варианты. Разновидность трехнефного здания – его шести- и четырехстолпные варианты. При шестистолпном здание увеличивалось к западу, повышалась вместимость; четырехстолпный вариант отличался вместимостью. Тип храма возник в VI в. и окончательно сложился к IX-XII вв. в константинопольской школе. В других школах византийского зодчества развились его варианты: храмы с куполом на тромпах, с куполами на рукавах креста и т.д.

ЦОКОЛЬ - лежащее непосредственно на фундаменте подножие здания, сооружения, памятника, колонны и др., обычно несколько выступающее вперед по отношению к верхним их частям. Цоколь нередко обрабатывается рустом, профилями, получает декоративную облицовку. В ордерной архитектуре цоколь обрабатывается в виде пьедестала с трехчастным делением на базу, стул (гладкую, рустованную, обработанную, обработанную рельефами или иначе среднюю часть) и карниз.

ЧЕРДАК - верхнее нежилое помещение в палатах или хоромах, в зданиях под скатной крышей, образуемое верхним (чердачным) перекрытием и крышей, обычно не отапливаемое. Для выхода на крышу, проветривания и освещения в чердаке устраивались слуховые окна. Иногда, особенно при мансардных или односкатных крышах в объеме чердака устраивается жилье.

ШАТЕР - кровельное завершение центрических в плане построек или их частей в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. Деревянные шатры делались напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон, кирпичные – наклонными рядами и напуском горизонтальных рядов кирпича. Отношение стороны основания к высоте не менее, чем 1:1,5. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался главой, в гражданских и военных постройках – дозорной вышкой, флюгером и т.д. В русском деревянном зодчестве распространен был до конца XVIII в., в каменном – до XVI-XVII вв.

Широкое строительство каменных кремлей (возведение новых, замена деревянных, завершение ранее начатых) велось в XVI-XVII вв. При перепланировке русских городов во второй половине XVIII и первой четверти XIX в. кремли, утратившие свой стратегический характер, были включены в городские комплексы как административные центры и историко-художественные ансамбли.

Экспертиза – рассмотрение, исследование какого-либо вопроса, процесса, явления, требующего специальных знаний, для дачи мотивированного заключения специалистом (экспертом).

ЭТАЖ - продольная часть дома, комнаты которой находятся приблизительно на одном уровне. В жилом доме различают этажи: надземные, цокольные, подвальные, антресоли, мансардные.

ЯРУС. 1. Часть сооружения, повторяющаяся и расположенная друг над другом (галереи, балконы, ложи в зрительном зале и т.п.). 2. Горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания.