logo search
Лекции атодороги ГСХ

Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)

 

Асфальтобетонные покрытия устраивают однослойными или двухслойными.

При устройстве двухслойных покрытий в нижнем слое применяют крупнозернистые асфальтобетонные смеси, в верхнем – мелкозернистые.

Работы по устройству асфальтобетонных покрытий из горячих смесей начинают при температуре не ниже  + 5о С весной и завершают при температуре не ниже + 15о С осенью, холодных соответственно от  + 5о С весной до + 10о С осенью с учётом времени на формование.

Асфальтобетонную смесь в покрытие укладывают только на сухое, чистое и непромёрзшее основание. Очистку основания выполняют механическими щётками и сжатым воздухом, а сушку увлажнённого основания – горячим песком (до 250 – 300о С) или специальными нагревателями – сушильными агрегатами.

Поверхность основания или нижнего слоя покрытия за 3 – 5 часов до начала укладки асфальтобетонной смеси при необходимости обрабатывают битумной эмульсией (0,6 – 0,9 или 0,3 – 0,4 л/м2) или жидким битумом (0,5 – 0,8 или 0,2 – 0,3 л/м2).

Асфальтобетонную смесь следует укладывать, как правило, на всю ширину покрытия несколькими укладчиками сразу. Толщину укладываемого слоя регулируют выглаживающей плитой (трамбующим брусом). Необходимо учесть запасы по толщине слоя на уплотнение от 15 до 30 % для горячих смесей и 40 – 70 % для холодных.

Уплотняют асфальтобетонные смеси звеном самоходных катков, состоящим из лёгких (до 8 тонн) и тяжёлых (массой до 15 тонн) с гладкими вальцами (статического давления) или вибрационных массой 4,5 – 8 тонн, а также самоходных на пневматических шинах массой 16 – 30 т.

Температура смеси во время уплотнения в зависимости от типа и марки для горячих смесей варьируется от 140 до 70о С.

Начинать уплотнение асфальтобетонных покрытий следует лёгкими гладковальцовыми катками с выключенными вибраторами при проезде со скоростью 2 – 3 км/ч ведущим колесом вперёд, с целью недопустить образования волн. Укатку ведут от краёв полосы  к середине с перекрытием предыдущего следа на 20 – 30 см.

При устройстве асфальтобетонных покрытий слоями увеличенной толщины (до 20 см) следует применять обычные укладочные и уплотняющие машины. В целях обеспечения ровности следует начинать уплотнение самоходными катками на пневматических шинах и заканчивать гладковальцовыми – двухосными двухвальцовыми и трёхосными трёхвальцовыми.

При уплотнении асфальтобетонных покрытий используются также комбинированные катки.

Для окончательного уплотнения холодных асфальтобетонных смесей осуществляют регулируемое автомобильное движение в течение 10 суток.

Рис.51