logo
Лекции атодороги ГСХ

Современные направления развития мостостроения

В России с каждым годом расширяется сеть автомобильных дорог, так как оставшаяся от советских времен их общая протяженность катастрофически недостаточна для хозяйственной деятельности нашего государства.

В связи с этим ежегодно требуется возводить определенное количество больших и средних мостов, а также многие малые искусственные сооружения на дорогах.

Для осуществления этих объемов работ и выполнения требуемых сроков их строительства необходимо, чтобы применяемые конструктивные формы и методы строительства отвечали поставленным задачам.

Конструкции должны быть максимально унифицированы и стандартизованы. Это значительно облегчает их индустриальное изготовление и позволяет возводить искусственные сооружения из стандартных элементов заводского изготовления.

Для быстрых темпов монтажных работ и уменьшения их трудоемкости необходимо, чтобы доставляемые с завода готовые детали были удобными для сборки, а строительство располагало современным монтажным оборудованием.

Для возведения мостов могут быть использованы различные строительные материалы: дерево, камень, бетон, железобетон, сталь и др.

Древесина - это единственный строительный материал, который самовоспроизводится в природе. Поэтому в ближайший период возможно возрастание интереса к деревянным мостам современной, индустриальной конструкции.

В прошлом на дорогах России в большом количестве строили деревянные мосты. Много деревянных мостов существует и в настоящее время на дорогах местного значения.

Древесина является хорошим естественным местным строительным материалом, широко распространенным на территории России и вполне пригодным для строительства мостов.

Однако деревянные мосты требуют тщательного эксплуатационного ухода, так как при недостаточном надзоре их элементы легко подвергаются загниванию.

Кроме того, деревянные мосты применимы только для перекрытия сравнительно небольших пролетов (до 40 - 50 м).

Поэтому в современных условиях такие мосты целесообразны на дорогах низких категорий в лесных районах, при обязательной защите их древесины от загнивания.

Перспективны также деревянные индустриальные дощатоклееные и клеефанерные мосты, позволяющие изготавливать их несущие элементы в заводских условиях.

Применение современных атмосферостойких синтетических клеев обеспечивает более высокое качество и долговечность деревянных мостов. Деревянные мосты целесообразны также и на временных мостовых переходах.

Большие объемы строительства мостов требуют дальнейшего прогресса в разработке инженерных решений, в совершенствовании конструкций мостов новых систем, наиболее рациональных по своим схемам и отвечающих современным требованиям индустриального возведения.

Теорию расчета мостовых сооружений необходимо развивать и углублять таким образом, чтобы она полнее отражала действительные условия работы конструкций под нагрузкой.

Особое значение имеет расчет мостовых конструкций как пространственных систем, а также учет динамического действия подвижных нагрузок, проходящих по мостам с большой скоростью.

При проектировании мостов должны применяться персональные компьютеры, позволяющие быстро и точно производить сложные и трудоемкие статические, динамические и конструктивные расчеты.

Индустриализация и механизация строительства, совершенствование систем и конструкций мостовых сооружений, применение новых конструкций и материалов, а также новых методов проектирования и возведения обеспечат необходимые возможности для решения задач, связанных с дальнейшим развитием России.[7]