5. Гидротехнические сооружения в городах
Гидротехнические сооружения – это сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов и т.п.;
Гидротехнические сооружения подразделяют на:
Постоянные;
Временные. (сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений).
Постоянные гидротехнические сооружения в зависимости от их назначения подразделяют на:
Основные;
Второстепенные.
К основным следует относить гидротехнические сооружения, повреждение или разрушение которых приводит к нарушению или прекращению нормальной работы электростанций; прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения; затоплению и подтоплению защищаемой территории; прекращению или сокращению судоходства, деятельности речного и морского портов, судостроительных и судоремонтных предприятий; может привести к прекращению добычи или к выбросу нефти и газа из морских скважин, хранилищ, трубопроводов.
К ним относятся:
- плотины – гидротехнические сооружения, преграждающие водный поток, в целях создания водохранилища или поднятия уровня воды потока
Схема водосливной плотины с водобоем: 1 — водослив; 2 — водобой;
3 — водобойный колодец; 4 — водобойная стенка; 5 — гасители.
- устои и подпорные стены, входящие в состав напорного фронта;
- дамбы обвалования - невысокие вспомогательные плотины, применяемые часто при обваловании реки и устройстве каналов.
Рисунок 54. Дамба обвалования. Конструктивное сечение. М 1:50.
- берегоукрепительные, регуляционные и оградительные сооружения;
Выправительные и берегоукрепительные сооружения закрепляют принятые очертания русла реки и устраняют размывы и образование отмелей. Эти гидротехнические сооружения чаще всего выполняются в виде каменных, фашинных и др. дамб и различных укреплений русла и берегов.
Черт. 55. Типы берегоукрепительных сооружений
а-г - откосного типа; д, е - полуоткосного типа; 1 - каменная наброска из сортированного камня; 2 - обратный фильтр; 3 - упор (каменный банкет); 4 - засыпка (песок, песчано-гравелистый грунт др.); 5 - каменная наброска из несортированного камня; 6 - профиль переформирования; 7 - бетонная или железобетонная плита; 8 - упор (массив); 9 - выкладка камнем массой не менее 100 кг; 10 - упор (обыкновенный или пустотелый массив);
11 - каменная постель; 12 - разгрузочная каменная призма; 13 - шпунт или сплошной ряд свай; 14 - оголовок, 15 - анкерная тяга; 16 - анкерная плита
- водосбросы, водоспуски и водовыпуски;
- водоприемники и водозаборные сооружения;
- каналы деривационные, судоходные, водохозяйственных и мелиоративных систем, комплексного назначения и сооружения на них (например, акведуки, дюкеры, мосты-каналы, трубы-ливнеспуски и т. д.);
- туннели;
- трубопроводы;
- напорные бассейны и уравнительные резервуары;
- здания гидравлических и гидроаккумулирующих электростанций и насосных станций;
- отстойники;
- судоходные сооружения (шлюзы, судоподъемники и судоходные плотины);
- рыбопропускные сооружения, входящие в состав напорного фронта;
- гидротехнические сооружения портов (набережные, пирсы), судостроительных и судоремонтных предприятий, паромных переправ, кроме отнесенных к второстепенным;
- гидротехнические сооружения ТЭС и АЭС;
- гидротехнические сооружения, входящие в состав комплексов инженерной защиты населенных пунктов и предприятий;
- гидротехнические сооружения инженерной защиты сельхозугодий, территорий санитарно-защитного назначения, коммунально-складских предприятий, памятников культуры и природы;
- гидротехнические сооружения морских нефтегазопромыслов;
- гидротехнические сооружения средств навигационного оборудования;
- сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
В отстойниках осаждаются наносы, вследствие, гл. обр., уменьшения скорости движения воды до 20 - 30 см/сек. Отстойники бывают либо с непрерывной, либо с периодической промывкой осевших наносов (рис. 56). Промывником называют донную галерею под регулятором для промывки наносов, отложившихся перед регулятором
Рис. 56. Схема продольного разреза отстойника с периодической промывкой: I - отстойник; II - промывник; III - головной регулятор; 1 - 2 - 3 - щиты
К второстепенным следует относить гидротехнические сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.
К ним относятся:
- ледозащитные сооружения;
- разделительные стенки;
- отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы;
- устои и подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта;
- берегоукрепительные сооружения портов;
- рыбозащитные сооружения;
- сооружения лесосплава (бревноспуски, запани, плотоходы) и другие, не перечисленные в составе основных гидротехнических сооружений.
Типы сооружений, их параметры и компоновку следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов и с учетом:
функционального назначения сооружений;
места возведения сооружений, природных условий района (топографических, гидрологических, климатических, инженерно-геологических, гидрогеологических, геокриологических, сейсмических, биологических и др.);
условий и методов производства работ, наличия трудовых ресурсов;
развития и размещения отраслей хозяйства, в том числе развития энергопотребления, изменения и развития транспортных потоков и роста грузооборота, развития объектов орошения и осушения, обводнения, водоснабжения, судостроения и судоремонта, комплексного освоения участков морских побережий, включая разработку месторождений нефти и газа на шельфе;
водохозяйственного прогноза изменения гидрологического, в том числе ледового и термического, режима рек в верхнем и нижнем бьефах; заиления наносами и переформирования русла и берегов рек, водохранилищ и морей; затопления и подтопления территорий и инженерной защиты расположенных на них зданий и сооружений;
воздействия на окружающую среду;
влияния строительства и эксплуатации объекта на социальные условия и здоровье населения;
изменения условий и задач судоходства, лесосплава, рыбного хозяйства, водоснабжения и режима работы мелиоративных систем;
установленного режима природопользования (сельхозугодья, заповедники и т. п.);
условий быта и отдыха населения (пляжи, курортно-санаторные зоны и т. п.);
мероприятий, обеспечивающих требуемое качество воды: подготовки ложа водохранилища, соблюдения надлежащего санитарного режима в водоохранной зоне, ограничения поступления биогенных элементов (азотосодержащих веществ, фосфора и др.) с обеспечением их количества в воде не выше предельно допустимых концентраций (ПДК);
условий постоянной и временной эксплуатации сооружений;
требований экономного расходования основных строительных материалов;
изменения термического режима и криогенного строения грунтов в районах распространения многолетнемерзлых грунтов;
возможности разработки полезных ископаемых, местных строительных материалов и т.п.;
технологии разработки нефтегазопромысловых месторождений в акватории морских шельфов, сбора, хранения и транспортировки нефти и газа; технологии демонтажа конструкций при завершении эксплуатации и ликвидации промысла;
обеспечения эстетических и архитектурных требований к сооружениям, расположенным на берегах водотоков, водоемов и морей.
Общий комплекс сооружений на реке называют гидроузлом, а комплекс сооружений, связанных с забором воды из реки (плотина, шлюз-регулятор, отстойники, промывники), водозаборным узлом. На рис. 57 показана схема размещения гидротехнических сооружений на оросительной системе, питающейся водой из реки;[5]
Рис.57. Схема размещения гидротехнического сооружения на ирригационной системе: 1 - река; 2 - плотина; 3 - головной шлюз-регулятор; 4 - ГЭС; 5 - судоходный шлюз; 6 - магистральный канал; 7 - шлюз-регулятор; 8 - подпорный шлюз; 9 - сбросной шлюз; 10 - аварийный сброс; 11 - шлюз-водомер; 12 - акведук; 13 - перепад; 14 - овраг; 15 - распределитель; 16 - групповой ороситель; 17 - сборный канал; 18 - коллектор. Головной регулятор пропускает воду из водохранилища или реки в магистральный канал, проводящий воду на орошаемую территорию. По конструкции головные регуляторы весьма разнообразны и в наст. время комбинируются с различными системами отстойников и промывников.
Рис.58. Схема узла гидротехнического сооружения при орошении на местном стоке: 1 - водохранилище; 2 - земляная плотина; 3 - русло реки; 4 - водозаборное сооружение; 5 - магистральный канал; 6 - подводящий канал; 7 - сбросной шлюз; 8 - сбросной канал; 9 - быстроток
- Вводный курс лекций по дисциплине: «Проектирование, строительство и эксплуатация городских дорог, мостов и гидротехнических сооружений»
- Содержание
- Введение
- Предмет и объект дисциплины
- 1.1 Роль транспортной инфраструктуры в системе городского строительства и хозяйства.
- 1.2 Виды деятельности специалистов дорожного и городского хозяйства
- 1.2.1 Проектирование автодорог
- Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов [6]:
- 1.2.2 Строительство автодорог
- 1.2.3 Эксплуатация
- Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- Нормы межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий
- Содержание автомобильных дорог
- Состав работ по содержанию автомобильных дорог
- 1.3 Автомобильные дороги и улицы как комплексные сооружения
- 1.3.2 Искусственные сооружения
- Основные принципы расчета искусственных сооружений
- Требования, предъявляемые к мостам
- Современные направления развития мостостроения
- Средства организации и безопасности движения.
- Здания и сооружения дорожно-эксплуатационной службы (дэс). Дорожно-ремонтный пункт (дрп)
- Дорожный сервис (азс, сто)
- Защитные сооружения
- Освещение
- 1.4 Классификация автомобильных дорог
- 1.4.1 Общая классификация автомобильных дорог по n 257-фз
- 2.2 Элементы и параметры автомобильных дорог
- Элементы плана дороги
- 2.2.2 Элементы продольного профиля дороги
- 2.2.3 Элементы поперечного профиля дороги
- Параметры автомобильных дорог
- Городские улицы и дороги как элемент инженерно-транспортной инфраструктуры
- 3.1 Основные понятия и нормативная база градостроительства. Классификация городов
- Территории и инфраструктуры городов
- Виды инфраструктур:
- 3.3 Классификация и параметры городских улиц и дорог
- Элементы городских улиц и дорог
- Схемы транспортной планировки городов.
- 3.5 Характеристики транспорта и улично-дорожной сети
- 1) Время пути.
- 2) Уровень автомобилизации.
- 3) Плотность удс.
- 4) Интенсивность движения.
- 5) Пропускная способность.
- 6) Удобство движения.
- 7) Плотность транспортного потока
- 8) Экологическое состояние.
- Требования к прокладке удс.
- 4. Порядок проектирования дорог, улиц и их элементов
- 4.1 Основные элементы дорожных конструкций
- 4.1.1 Земляное полотно Конструкции земляного полотна
- Требования к конструкции земляного полотна
- Требования к грунтам земляного полотна
- Технология работ по сооружению земляного полотна
- Возведение насыпей и разработка выемок Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- Возведение насыпей из грунта выемок
- Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- Земляное полотно в районах засоленных грунтов
- Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- Деформации земляного полотна
- Процессы пучинообразования
- Мероприятия против образования пучин на дороге
- Организация работ по возведению земляного полотна Нормативная база, основные документы.
- 4.1.2 Дорожная одежда
- Проектирование дорожных одежд. Материалы дорожных одежд
- Расчет дорожных одежд на прочность Основные положения
- Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности
- Общая процедура и критерии расчета на прочность
- Технология строительства дорожных одежд
- Устройство конструктивных слоёв дорожной одежды из укреплённых грунтов
- Устройство щебёночных и гравийных оснований и покрытий
- Устройство оснований и покрытий из щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими
- Особенности производства работ с применением эмульсий
- Устройство покрытий и оснований способом смешения на дороге
- Устройство покрытий и оснований из чёрного щебня (гравия) и смесей, обработанных органическими вяжущими в установке
- Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)
- Устройство цементобетонных оснований и покрытий (рис.52 и рис.33)
- Организация работ по строительству монолитных цементобетонных покрытий
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в скользящих формах комплектом машин дс-110 (100)
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в сборной опалубке комплектом машин дс-500
- Машины для строительства монолитных цементобетонных покрытий
- Технология строительства предварительно напряжённых железобетонных монолитных и сборных покрытий (рис.4)
- 4.2 Основные разделы и чертежи проектов улиц и дорог
- 5. Гидротехнические сооружения в городах
- 5.2 Принципы расчета гидротехнических сооружений
- 7. Список используемой литературы
- 7. Список используемой литературы