Требования, предъявляемые к мостам
Мост как ответственное инженерное сооружение должен удовлетворять ряду требований производственного, эксплуатационного, расчетно-конструктивного, экономического и архитектурного характера.
Производственные и эксплуатационные требования. Эти требования обеспечивают удобное, безопасное и бесперебойное движение по мосту без снижения скорости.
Ширина проезжей части и тротуаров на мосту должна соответствовать расчетной пропускной способности с учетом перспективы роста интенсивности движения. Полотно проезжей части должно быть сделано из прочного и износостойкого материала. Необходим хороший отвод воды с поверхности полотна.
Схема моста, величины пролетов и возвышение конструкции над уровнем воды в реке должны создавать безопасный пропуск паводков и ледохода, а также удовлетворять требованиям судоходства.
Мост должен иметь конструкцию, обеспечивающую длительный срок службы и дающую возможность удобного осмотра его в процессе эксплуатации. Предпочтение следует отдавать таким видам сооружений, материалам и конструкциям, которые требуют минимальных эксплуатационных затрат на содержание и ремонт.
Конструкция моста должна также отвечать требованиям индустриального изготовления (на заводах, базах) и механизированного возведения, обеспечивать быстрые темпы строительства при высоком качестве строительно-монтажных работ.
На автомобильных дорогах и, особенно в городах, мосты желательно устраивать с ездой поверху. Такие мосты проще по конструкции и условиям возведения; проезжая часть защищает расположенные под ней несущие конструкции пролетных строений от атмосферных осадков.
Проезжающим по мосту с ездой по верху элементы конструкции не препятствует обзору окружающий пейзаж, а в городских условиях такой мост не нарушает общий вид окружающей застройки.
Поэтому, при достаточной строительной высоте, автодорожные мосты предпочтительнее с ездой поверху.
Городские мосты с ездой понизу допускаются только в исключительных случаях, когда устройство моста с ездой поверху значительно дороже или невозможно по условиям вертикальной планировки.
Расчетно-конструктивные требования связаны с выбором такой конструкции моста, при которой обеспечены прочность, устойчивость и жесткость всего сооружения и отдельных его элементов.
Прочность сооружения определяется требованием, чтобы усилия или напряжения во всех его элементах и соединениях не превосходили величин, установленных нормами.
Устойчивостью называют способность сооружения сохранять первоначальную форму и положение при действии различных внешних нагрузок. Пролетные строения и опоры моста должны быть устойчивыми против опрокидывания и сдвига, а их сжатые элементы - устойчивыми при продольном изгибе и т.п.
Деформации сооружения под действием нагрузок также не должны превосходить величин, установленных нормами. Значительные деформации нарушают процесс нормальной эксплуатации сооружения.
Так, например, если мост недостаточно жесток и под нагрузкой дает большие прогибы, то это может затруднять движение по нему автомобилей с большими скоростями. Возникновение значительных вибраций моста неприятно для пешеходов и может быть опасным и для самой конструкции.
Экономические требования вытекают из необходимости выбора при проектировании такого решения, при котором будут наименьшими затраты денежных средств и материалов для возведения моста.
Вследствие трудности учета всей совокупности материальных затрат, в качестве экономической характеристики моста обычно оперируют лишь его строительной стоимостью.
Однако оценка экономических параметров сооружения по одной только строительной стоимости недостаточна. Необходимо при этом также учитывать срок службы моста, условия эксплуатации, расходы на содержание, ремонт и возможную реконструкцию всего сооружения.
Кроме того, необходимо оценивать имеющиеся местные ресурсы и возможности, а также общие хозяйственные условия страны, влияющие на выбор наиболее экономичного варианта.
Архитектурные требования связаны с необходимостью выбора такого решения, при котором мост имеет наилучший внешний вид и этим гармонирует с окружающей местностью и застройкой. Это достигается оригинальностью инженерной схемы и привлекательностью общего архитектурного ансамбля моста.
При этом архитектурные требования должны быть органически увязаны с конструктивными. Особо серьезные архитектурные требования предъявляют к городским мостам, так как они должны органично вписываться в общую застройку городской территории.[7]
- Вводный курс лекций по дисциплине: «Проектирование, строительство и эксплуатация городских дорог, мостов и гидротехнических сооружений»
- Содержание
- Введение
- Предмет и объект дисциплины
- 1.1 Роль транспортной инфраструктуры в системе городского строительства и хозяйства.
- 1.2 Виды деятельности специалистов дорожного и городского хозяйства
- 1.2.1 Проектирование автодорог
- Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов [6]:
- 1.2.2 Строительство автодорог
- 1.2.3 Эксплуатация
- Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- Нормы межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий
- Содержание автомобильных дорог
- Состав работ по содержанию автомобильных дорог
- 1.3 Автомобильные дороги и улицы как комплексные сооружения
- 1.3.2 Искусственные сооружения
- Основные принципы расчета искусственных сооружений
- Требования, предъявляемые к мостам
- Современные направления развития мостостроения
- Средства организации и безопасности движения.
- Здания и сооружения дорожно-эксплуатационной службы (дэс). Дорожно-ремонтный пункт (дрп)
- Дорожный сервис (азс, сто)
- Защитные сооружения
- Освещение
- 1.4 Классификация автомобильных дорог
- 1.4.1 Общая классификация автомобильных дорог по n 257-фз
- 2.2 Элементы и параметры автомобильных дорог
- Элементы плана дороги
- 2.2.2 Элементы продольного профиля дороги
- 2.2.3 Элементы поперечного профиля дороги
- Параметры автомобильных дорог
- Городские улицы и дороги как элемент инженерно-транспортной инфраструктуры
- 3.1 Основные понятия и нормативная база градостроительства. Классификация городов
- Территории и инфраструктуры городов
- Виды инфраструктур:
- 3.3 Классификация и параметры городских улиц и дорог
- Элементы городских улиц и дорог
- Схемы транспортной планировки городов.
- 3.5 Характеристики транспорта и улично-дорожной сети
- 1) Время пути.
- 2) Уровень автомобилизации.
- 3) Плотность удс.
- 4) Интенсивность движения.
- 5) Пропускная способность.
- 6) Удобство движения.
- 7) Плотность транспортного потока
- 8) Экологическое состояние.
- Требования к прокладке удс.
- 4. Порядок проектирования дорог, улиц и их элементов
- 4.1 Основные элементы дорожных конструкций
- 4.1.1 Земляное полотно Конструкции земляного полотна
- Требования к конструкции земляного полотна
- Требования к грунтам земляного полотна
- Технология работ по сооружению земляного полотна
- Возведение насыпей и разработка выемок Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- Возведение насыпей из грунта выемок
- Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- Земляное полотно в районах засоленных грунтов
- Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- Деформации земляного полотна
- Процессы пучинообразования
- Мероприятия против образования пучин на дороге
- Организация работ по возведению земляного полотна Нормативная база, основные документы.
- 4.1.2 Дорожная одежда
- Проектирование дорожных одежд. Материалы дорожных одежд
- Расчет дорожных одежд на прочность Основные положения
- Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности
- Общая процедура и критерии расчета на прочность
- Технология строительства дорожных одежд
- Устройство конструктивных слоёв дорожной одежды из укреплённых грунтов
- Устройство щебёночных и гравийных оснований и покрытий
- Устройство оснований и покрытий из щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими
- Особенности производства работ с применением эмульсий
- Устройство покрытий и оснований способом смешения на дороге
- Устройство покрытий и оснований из чёрного щебня (гравия) и смесей, обработанных органическими вяжущими в установке
- Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)
- Устройство цементобетонных оснований и покрытий (рис.52 и рис.33)
- Организация работ по строительству монолитных цементобетонных покрытий
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в скользящих формах комплектом машин дс-110 (100)
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в сборной опалубке комплектом машин дс-500
- Машины для строительства монолитных цементобетонных покрытий
- Технология строительства предварительно напряжённых железобетонных монолитных и сборных покрытий (рис.4)
- 4.2 Основные разделы и чертежи проектов улиц и дорог
- 5. Гидротехнические сооружения в городах
- 5.2 Принципы расчета гидротехнических сооружений
- 7. Список используемой литературы
- 7. Список используемой литературы