Элементы плана дороги
План трассы дороги — это графическое изображение ее проекции на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе.
Положение геометрической оси дороги на земной поверхности называют трассой. Трасса в плане и профиле является пространственной линией, так как она меняет свое направление при обходе различных препятствий (населенных пунктов, озер, рек, болот, оврагов и др.) (рис.11.)
Рис 11. Ось дороги как пространственная кривая: а – вид полотна дороги в аксонометрии; б – план дороги;
в – продольный профиль.
Масштаб плана трассы принимается: для равнинной и пересеченной местности 1:10000, для горной 1:5000. На план трассу наносят сплошной основной линией с разбивкой на километры и пикеты (пикет — расстояние, равное 100 м).
Рис.10 План трассы дороги
На плане трассы указывают номера углов поворота, которые характеризуют каждое изменение ее направления. В местах изменения направления трассы вписывают круговые кривые, основными элементами которых являются (рис.12): радиус R; длина кривой К. тангенс Т — длина касательной, т. е. расстояние от вер шины угла поворота а до начала или конца кривой; биссектриса Б — расстояние от вершины угла поворота до середины кривой. Данные об элементах кривых можно определять по специальным таблицам.
С целью обеспечения безопасности движения автомобилей с расчетными скоростями радиусы кривых в плане необходимо назначать возможно большими: от 3000 м и более дорог I категории и от 2000 м и более для дорог остальных категорий. При таких радиусах кривых обеспечивается безопасность движения автомобилей с расчетной скоростью, так как влияние центробежной силы на них невелико.
Однако назначение больших радиусов в плане не везде и не всегда возможно, а поэтому разрешается принимать их минимально допускаемые значения (согласно СНиП 2.05.02-85):
Категория дороги Ia Iб 11 III IV V
Радиусы, м . . .1200 800 800 600 300 150
Все элементы кривых, а также пикетажное положение вершин углов поворота указывают в отдельных таблицах на плане трассы ( рис10).
Рис. 12. Основные элементы круговой кривой:
ИК - начало кривой; КК - конец кривой; К - радиус; К - кривая;
Т - тангенс; Б - биссектриса; а - угол поворота
По обе стороны от трассы условными знаками и обозначениями изображают основные элементы рельефа, населенные пункты, земельные угодья, пути сообщения, водотоки, водоемы, а также указывают границы землепользователей и их наименование.
При проложении трассы необходимо применять ландшафтное проектирование, задачей которого является обеспечение плавного включения дороги в ландшафт окружающей среды, что имеет не только эстетическое значение, но и повышает удобство и безопасность движения. Оно преследует две цели: обеспечивает наилучшее сочетание дороги с окружающим ландшафтом, дополняет и улучшает его.
Дорога, вписанная в окружающий ландшафт, обеспечивает постоянный или плавный переменный режим движения, способствует работоспособности водителей и создает хорошее настроение у проезжающих.
На кривых с радиусами менее 2000 м в целях безопасности и комфортабельности движения при высоких расчетных скоростях с обоих концов круговой кривой устраивают переходные кривые, обеспечивающие плавное изменение направления движения автомобиля от прямолинейного к движению по круговой кривой. Переходные кривые представляют собой кривые переменного радиуса (рис.13 ).
Рис. 13 План переходной кривой. НПК - начало переходной кривой. КПК — конец переходной кривой
В зависимости от радиуса круговой кривой длина переходных кривых назначается в пределах 30—120 м. При вписывании переходных кривых круговая кривая смещается к центру кривой на величину сдвижки р. Пользуясь таблицами, составленными В. И. Ксенодоховым, можно получить все разбивочные элементы переходных кривых.
В целях обеспечения удобства и безопасности движения автомобилей с расчетной скоростью на кривых с радиусами менее 3000 м на дорогах I категории и менее 2000 м на дорогах остальных категорий устраивают виражи — участки кривой с односкатным поперечным профилем и уклоном проезжей части к центру кривой (рис.14).
Односкатный поперечный профиль устраивают на всем протяжении основной круговой кривой. Поперечный уклон проезжей части на вираже i В необходимо принимать не менее поперечного уклона покрытия на участках с двускатным профилем в зависимости от радиуса кривой в плане (табл.5).
Таблица 5
Радиус кривой в плане, м | Поперечный уклон проезжей части на вираже. | |
Основной наиболее распространенный | В районах с частыми гололедами | |
3000 и более для 1 категории; 2000 и более для дорог остальных категорий | Двухскатный поперечный профиль | |
От 3000 (2000) до 1000 | 20-30 | 20-30 |
> 1000 >700 | 30-40 | 30-40 |
>700 >650 | 40-50 | 40 |
>650 >600 | 55-65 | 40 |
Рис.14 Схема виража
Поперечный уклон обочин на вираже тот же, что и уклон проезжей части.
Переход от двускатного поперечного профиля к односкатному и обратно осуществляется плавно на участках, примыкающих к круговой кривой, называемых отгонами виража, длина которых зависит от поперечного уклона виража и колеблется от 10 до 30 м.(Рис.15)
Рис15. Схема перехода от двускатного поперечного профиля проезжей части к односкатному на отгоне виража
На протяжении этих участков устраивают и переходные кривые. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части выполняется на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Переход от двускатного поперечного профиля к односкатному осуществляется в пределах отгона виража «вращением» внешней половины проезжей части и внешней обочины относительно оси дороги. После достижения односкатного поперечного профиля с уклоном, равным уклону двускатного профиля, всю проезжую часть и внешнюю обочину вращают относительно внутренней кромки проезжей части до получения соответствующего уклона виража.
На кривых в плане при радиусах 1000 м и менее предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочины. При этом ширина обочины должна быть не менее 1,5 м для дорог I—III категорий и не менее 1 м для дорог остальных категорий. В горной местности при радиусах 20—30 м в виде исключения допускается уширять проезжую часть с внешней стороны кривой. Уширение в пределах круговой кривой имеет постоянную величину, а затем в пределах переходных кривых (отгона виража) сводится на нет. Величины полного уширения для двухполосных автомобильных дорог назначают в зависимости от радиусов круговых кривых по СНиП 2.05.02-85.
Важнейшим условием безопасности движения на автомобильных дорогах является обеспечение видимости в плане, т. е. когда водитель видит встречный автомобиль или препятствие на расстоянии, достаточном для своевременной остановки своего автомобиля во избежание дорожно-транспортного происшествия. При этом учитывается, что луч зрения водителя при движении автомобиля по крайней правой полосе движения в 1,5 м от кромки проезжей части расположен на высоте 1,2 м над поверхностью проезжей части дороги. Наименьшие расстояния видимости установлены в зависимости от категории автомобильной дороги.
Таблица 5
Категория до роги | Расчетная скорость, км/ч | Наименьшее расстоя ние видимости, м | Категория до роги | Расчетная скорость, км/ч | Наименьшее расстоя ние видимости, м | |||
| для остановки | встречного автомобиля |
| для остановки | встречного автомобиля | |||
1а 16 II | 150 120 120 | 300 250 250 | 450 450
| III IV V | 100 80 60 | 200 150 85 | 350 250 170 |
В целях обеспечения безопасности движения периодически необходимо оценивать состояние видимости на отдельных элементах улиц и дорог.(табл.5)
На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена боковая видимость, рассчитываемая из условия видимости с главной дороги автомобиля, ожидающего на второстепенной дороге момента безопасного выезда на главную дорогу (рис. 16, а). При пересечении равнозначных по интенсивности движения дорог расстояние видимости определяется согласно схеме, представленной на (рис. 16, б).Значениярасстояний для обеспечения боковой видимости приведены в таблице 6.[7].
Рис16. Схемы определения видимости на пересечениях в одном уровне:
а – при пересечении дорог разных категорий; б – при пересечении равнозначных дорог
Таблица 6
Интенсивность движения на главной дороге , авт. / сут . | Минимальное расстояние видимости автомобиля на главной дороге , L гл | Минимальное расстояние видимости поверхности дороги , м | |
главной L гл | второстепенной L вт | ||
1000 2000 3000 4000 5000 | 250 250 300 400 600 | 140 140 150 175 175 | 75 75 75 100 100 |
- Вводный курс лекций по дисциплине: «Проектирование, строительство и эксплуатация городских дорог, мостов и гидротехнических сооружений»
- Содержание
- Введение
- Предмет и объект дисциплины
- 1.1 Роль транспортной инфраструктуры в системе городского строительства и хозяйства.
- 1.2 Виды деятельности специалистов дорожного и городского хозяйства
- 1.2.1 Проектирование автодорог
- Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов [6]:
- 1.2.2 Строительство автодорог
- 1.2.3 Эксплуатация
- Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- Нормы межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий
- Содержание автомобильных дорог
- Состав работ по содержанию автомобильных дорог
- 1.3 Автомобильные дороги и улицы как комплексные сооружения
- 1.3.2 Искусственные сооружения
- Основные принципы расчета искусственных сооружений
- Требования, предъявляемые к мостам
- Современные направления развития мостостроения
- Средства организации и безопасности движения.
- Здания и сооружения дорожно-эксплуатационной службы (дэс). Дорожно-ремонтный пункт (дрп)
- Дорожный сервис (азс, сто)
- Защитные сооружения
- Освещение
- 1.4 Классификация автомобильных дорог
- 1.4.1 Общая классификация автомобильных дорог по n 257-фз
- 2.2 Элементы и параметры автомобильных дорог
- Элементы плана дороги
- 2.2.2 Элементы продольного профиля дороги
- 2.2.3 Элементы поперечного профиля дороги
- Параметры автомобильных дорог
- Городские улицы и дороги как элемент инженерно-транспортной инфраструктуры
- 3.1 Основные понятия и нормативная база градостроительства. Классификация городов
- Территории и инфраструктуры городов
- Виды инфраструктур:
- 3.3 Классификация и параметры городских улиц и дорог
- Элементы городских улиц и дорог
- Схемы транспортной планировки городов.
- 3.5 Характеристики транспорта и улично-дорожной сети
- 1) Время пути.
- 2) Уровень автомобилизации.
- 3) Плотность удс.
- 4) Интенсивность движения.
- 5) Пропускная способность.
- 6) Удобство движения.
- 7) Плотность транспортного потока
- 8) Экологическое состояние.
- Требования к прокладке удс.
- 4. Порядок проектирования дорог, улиц и их элементов
- 4.1 Основные элементы дорожных конструкций
- 4.1.1 Земляное полотно Конструкции земляного полотна
- Требования к конструкции земляного полотна
- Требования к грунтам земляного полотна
- Технология работ по сооружению земляного полотна
- Возведение насыпей и разработка выемок Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- Возведение насыпей из грунта выемок
- Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- Земляное полотно в районах засоленных грунтов
- Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- Деформации земляного полотна
- Процессы пучинообразования
- Мероприятия против образования пучин на дороге
- Организация работ по возведению земляного полотна Нормативная база, основные документы.
- 4.1.2 Дорожная одежда
- Проектирование дорожных одежд. Материалы дорожных одежд
- Расчет дорожных одежд на прочность Основные положения
- Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности
- Общая процедура и критерии расчета на прочность
- Технология строительства дорожных одежд
- Устройство конструктивных слоёв дорожной одежды из укреплённых грунтов
- Устройство щебёночных и гравийных оснований и покрытий
- Устройство оснований и покрытий из щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими
- Особенности производства работ с применением эмульсий
- Устройство покрытий и оснований способом смешения на дороге
- Устройство покрытий и оснований из чёрного щебня (гравия) и смесей, обработанных органическими вяжущими в установке
- Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)
- Устройство цементобетонных оснований и покрытий (рис.52 и рис.33)
- Организация работ по строительству монолитных цементобетонных покрытий
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в скользящих формах комплектом машин дс-110 (100)
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в сборной опалубке комплектом машин дс-500
- Машины для строительства монолитных цементобетонных покрытий
- Технология строительства предварительно напряжённых железобетонных монолитных и сборных покрытий (рис.4)
- 4.2 Основные разделы и чертежи проектов улиц и дорог
- 5. Гидротехнические сооружения в городах
- 5.2 Принципы расчета гидротехнических сооружений
- 7. Список используемой литературы
- 7. Список используемой литературы