Организация работ по возведению земляного полотна Нормативная база, основные документы.
Организация работ по возведению земляного полотна и связанных с ним сооружений, а также грунтовых оснований аэродромов осуществляется на основе разработки и реализации комплекса мероприятий, определяющих количество необходимых трудовых и материально-технических ресурсов, а также порядок использования и систему управления ими в процессе строительства. Она должна обеспечивать минимальную стоимость работ, их выполнение в установленные сроки с высоким качеством, гарантирующим с заданной надёжностью прочность, устойчивость и стабильность земляного полотна и грунтовых оснований при эксплуатации сооружений. При проектировании и реализации организации производства земляных работ руководствуются СНиП 12-01-2004«Организация строительства»,СНиП 3.06.03-85иСНиП 2.05.02-85«Автомобильные дороги»,СНиП 3.02.01-87«Земляные сооружения, основания и фундаменты» иСНиП 32-03-96«Аэродромы», инженерным проектом (проектом) и его неотъемлемой частью - проектом организации строительства и рабочей документацией.
В инженерном проекте и рабочей документации отражаются данные, необходимые для организации и производства работ по возведению земляного полотна:
- продольный профиль автомобильной дороги;
- инженерно-геологический профиль;
- поперечные конструкции земляного полотна;
- водоотводные и водопропускные сооружения;
- малые искусственные сооружения и эстакады;
- план трассы с нанесёнными карьерами и резервами;
- инженерно-геологические паспорта карьеров, резервов, выемок;
- объёмы земляных, укрепительных работ, а также объёмы работ по устройству временного и постоянного водоотвода;
- попикетная ведомость земляных работ; схема перемещения объёмов грунта из выемок в насыпи;
- разбивка на участки линейных и сосредоточенных работ.
Организация земляных работ должна осуществляться на основе проектов организации строительства (ПОС), разработанных и утверждённых в составе проектов (инженерных проектов).
Рациональная организация земляных работ предусматривает:
- разделение участка дороги на линейные и сосредоточенные виды работ;
- поточный метод, обеспечивающий последовательность выполнения отдельных видов работ и непрерывную готовность участков земляного полотна или грунтовых оснований для устройства дорожной одежды;
- прогрессивную технологию, основанную на целесообразном для конкретных условий распределении земляных масс и эффективных способах выполнения отдельных видов земляных работ;
- комплексную механизацию с применением выбранных на основе технико-экономического сравнения рациональных комплектов машин и отдельных средств механизации, обеспечивающую максимальное снижение затрат ручного труда и наилучшее использование машин и механизмов.
Линейные и сосредоточенные работы. При разработке организации работ выделяют участки линейных и сосредоточенных работ, выполнение которых целесообразно предусматривать при определённых, отличных от линейных условиях, в том числе в зимний период.
К сосредоточенным относятся работы по строительству подходов к большим мостам, возведению высоких насыпей, разработке глубоких выемок, регуляционных сооружений, а также земляного полотна на отдельных участках с объёмами работ на 1 км, превышающими средний объём земляных работ на 1 км дороги в три и более раз, или резко отличающиеся повышенной сложностью производства и трудоёмкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, закрепление оползневых участков, слабые грунты и т.д.).
При производстве земляных работ необходимо применять способы и средства механизации, обеспечивающие выполнение планируемых объёмов линейных и сосредоточенных работ в установленный период с требуемым качеством и наименьшими затратами и трудоёмкостью. Механизация должна быть комплексной и охватывать все процессы и виды земляных работ, в том числе и в сложных инженерно-геологических и климатических условиях, от подготовки дорожной полосы до укрепительных и отделочных работ. Основной принцип рационального применения современных средств механизации - это выбор, в первую очередь, ведущей землеройно-транспортной техники по показателям производительности и стоимости с последующей комплектацией другими машинами, необходимыми для обеспечения работы комплексных потоков.
Выбор способов ведения земляных работ и соответствующих средств на отдельных участках следует осуществлять методом вариантного проектирования на основе расчётов и последующего сопоставления показателей экономической эффективности вариантов механизированного выполнения земляных работ и проектных конструктивов в установленные сроки. При этом необходимо учитывать периоды строительства, особенности разрабатываемых грунтов и горных пород, возможные способы их разработки. При производстве зимних работ в качестве ведущих машин, как правило, принимают уплотняющие средства.
Основным показателем экономической эффективности вариантов механизации являются приведённые затраты (удельные приведённые затраты).
В расчётах по выбору средств комплексной механизации земляных работ для конкретных условий рекомендуется использовать удельные приведённые затраты, определяемые путём деления общего размера приведённых затрат на годовой объём работ отдельных машин или их комплекта, или на объём работ, выполняемый этими машинами на рассматриваемых участках. Кроме того, необходимо учитывать показатели продолжительности и трудоёмкости механизированных работ.[22]
- Вводный курс лекций по дисциплине: «Проектирование, строительство и эксплуатация городских дорог, мостов и гидротехнических сооружений»
- Содержание
- Введение
- Предмет и объект дисциплины
- 1.1 Роль транспортной инфраструктуры в системе городского строительства и хозяйства.
- 1.2 Виды деятельности специалистов дорожного и городского хозяйства
- 1.2.1 Проектирование автодорог
- Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов [6]:
- 1.2.2 Строительство автодорог
- 1.2.3 Эксплуатация
- Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- Нормы межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий
- Содержание автомобильных дорог
- Состав работ по содержанию автомобильных дорог
- 1.3 Автомобильные дороги и улицы как комплексные сооружения
- 1.3.2 Искусственные сооружения
- Основные принципы расчета искусственных сооружений
- Требования, предъявляемые к мостам
- Современные направления развития мостостроения
- Средства организации и безопасности движения.
- Здания и сооружения дорожно-эксплуатационной службы (дэс). Дорожно-ремонтный пункт (дрп)
- Дорожный сервис (азс, сто)
- Защитные сооружения
- Освещение
- 1.4 Классификация автомобильных дорог
- 1.4.1 Общая классификация автомобильных дорог по n 257-фз
- 2.2 Элементы и параметры автомобильных дорог
- Элементы плана дороги
- 2.2.2 Элементы продольного профиля дороги
- 2.2.3 Элементы поперечного профиля дороги
- Параметры автомобильных дорог
- Городские улицы и дороги как элемент инженерно-транспортной инфраструктуры
- 3.1 Основные понятия и нормативная база градостроительства. Классификация городов
- Территории и инфраструктуры городов
- Виды инфраструктур:
- 3.3 Классификация и параметры городских улиц и дорог
- Элементы городских улиц и дорог
- Схемы транспортной планировки городов.
- 3.5 Характеристики транспорта и улично-дорожной сети
- 1) Время пути.
- 2) Уровень автомобилизации.
- 3) Плотность удс.
- 4) Интенсивность движения.
- 5) Пропускная способность.
- 6) Удобство движения.
- 7) Плотность транспортного потока
- 8) Экологическое состояние.
- Требования к прокладке удс.
- 4. Порядок проектирования дорог, улиц и их элементов
- 4.1 Основные элементы дорожных конструкций
- 4.1.1 Земляное полотно Конструкции земляного полотна
- Требования к конструкции земляного полотна
- Требования к грунтам земляного полотна
- Технология работ по сооружению земляного полотна
- Возведение насыпей и разработка выемок Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- Возведение насыпей из грунта выемок
- Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- Земляное полотно в районах засоленных грунтов
- Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- Деформации земляного полотна
- Процессы пучинообразования
- Мероприятия против образования пучин на дороге
- Организация работ по возведению земляного полотна Нормативная база, основные документы.
- 4.1.2 Дорожная одежда
- Проектирование дорожных одежд. Материалы дорожных одежд
- Расчет дорожных одежд на прочность Основные положения
- Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности
- Общая процедура и критерии расчета на прочность
- Технология строительства дорожных одежд
- Устройство конструктивных слоёв дорожной одежды из укреплённых грунтов
- Устройство щебёночных и гравийных оснований и покрытий
- Устройство оснований и покрытий из щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими
- Особенности производства работ с применением эмульсий
- Устройство покрытий и оснований способом смешения на дороге
- Устройство покрытий и оснований из чёрного щебня (гравия) и смесей, обработанных органическими вяжущими в установке
- Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)
- Устройство цементобетонных оснований и покрытий (рис.52 и рис.33)
- Организация работ по строительству монолитных цементобетонных покрытий
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в скользящих формах комплектом машин дс-110 (100)
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в сборной опалубке комплектом машин дс-500
- Машины для строительства монолитных цементобетонных покрытий
- Технология строительства предварительно напряжённых железобетонных монолитных и сборных покрытий (рис.4)
- 4.2 Основные разделы и чертежи проектов улиц и дорог
- 5. Гидротехнические сооружения в городах
- 5.2 Принципы расчета гидротехнических сооружений
- 7. Список используемой литературы
- 7. Список используемой литературы