2.2.3 Элементы поперечного профиля дороги
Поперечным профилем дороги (рис18)называется изображение, полученное сечением дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси дороги.
Рис.18 Элементы поперечного профиля дороги: а - с одной проезжей частью; б - с двумя проезжими частями и разделительной полосой; 1 - внешний откос канавы; 2 - краевая укрепительная полоса; 3 - ось дороги; 4 - кромка проезжей части; 5 - бровка насыпи; 6 - внутренний откос; 7 - обочина; 8 - проезжая часть; 9 - земляное полотно; 10 - ось проезжей части; 11 - откос насыпи; 12 - разделительная полоса.
Полосу местности, выделяемую для расположения на ней дороги, разработки грунта, предназначенного для отсыпки насыпей, постройки вспомогательных сооружений и посадки зеленых насаждений, называют дорожной полосой, или полосой отвода.
Важным элементом автомобильной дороги является проезжая часть, которая позволяет беспрепятственно и безопасно двигаться транспортным средствам с заданной скоростью. Проезжая часть должна занимать строго определенное положение, иметь размеры и геометрическое очертание, соответствующее требованиям дорожного движения, достаточно прочную и ровную поверхность. Ее укрепляют прочными каменными материалами, устраивая дорожную одежду, верхний слой которой называют покрытием. С обеих сторон проезжих частей устраивают грунтовые полосы обочины. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды проезжей части и используются для временной стоянки автомобилей. Вдоль проезжей части на обочинах и разделительных полосах укладывают укрепительные полосы (краевые полосы), повышающие прочность края дорожной одежды и обеспечивающие безопасность при случайном съезде колеса автомобиля с покрытия.
Полоса земли, на которой устраивают проезжую часть и обочины, называется земляным полотном. Земляное полотно отделяется от прилегающей местности откосами или боковыми канавами, которые служат для осушения земляного полотна и отвода поверхностной воды. В выемках и боковых каналах различают внешний и внутренний откосы (рис.19). Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или внутреннего откоса канавы образует бровку земляного полотна. Расстояние между бровками условно называют шириной земляного полотна. Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения, который определяется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции – заложению.
Рис.19 Откос насыпи
При устройстве земляного полотна в насыпи необходимый грунт подвозят из находящихся вблизи выемок или при его недостатке берут из закладываемых около дороги неглубоких выработок, называемых резервами. Избыточный грунт из выемок укладывают в валы, называемые кавальерами.[19]
- Вводный курс лекций по дисциплине: «Проектирование, строительство и эксплуатация городских дорог, мостов и гидротехнических сооружений»
- Содержание
- Введение
- Предмет и объект дисциплины
- 1.1 Роль транспортной инфраструктуры в системе городского строительства и хозяйства.
- 1.2 Виды деятельности специалистов дорожного и городского хозяйства
- 1.2.1 Проектирование автодорог
- Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов [6]:
- 1.2.2 Строительство автодорог
- 1.2.3 Эксплуатация
- Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- Нормы межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий
- Содержание автомобильных дорог
- Состав работ по содержанию автомобильных дорог
- 1.3 Автомобильные дороги и улицы как комплексные сооружения
- 1.3.2 Искусственные сооружения
- Основные принципы расчета искусственных сооружений
- Требования, предъявляемые к мостам
- Современные направления развития мостостроения
- Средства организации и безопасности движения.
- Здания и сооружения дорожно-эксплуатационной службы (дэс). Дорожно-ремонтный пункт (дрп)
- Дорожный сервис (азс, сто)
- Защитные сооружения
- Освещение
- 1.4 Классификация автомобильных дорог
- 1.4.1 Общая классификация автомобильных дорог по n 257-фз
- 2.2 Элементы и параметры автомобильных дорог
- Элементы плана дороги
- 2.2.2 Элементы продольного профиля дороги
- 2.2.3 Элементы поперечного профиля дороги
- Параметры автомобильных дорог
- Городские улицы и дороги как элемент инженерно-транспортной инфраструктуры
- 3.1 Основные понятия и нормативная база градостроительства. Классификация городов
- Территории и инфраструктуры городов
- Виды инфраструктур:
- 3.3 Классификация и параметры городских улиц и дорог
- Элементы городских улиц и дорог
- Схемы транспортной планировки городов.
- 3.5 Характеристики транспорта и улично-дорожной сети
- 1) Время пути.
- 2) Уровень автомобилизации.
- 3) Плотность удс.
- 4) Интенсивность движения.
- 5) Пропускная способность.
- 6) Удобство движения.
- 7) Плотность транспортного потока
- 8) Экологическое состояние.
- Требования к прокладке удс.
- 4. Порядок проектирования дорог, улиц и их элементов
- 4.1 Основные элементы дорожных конструкций
- 4.1.1 Земляное полотно Конструкции земляного полотна
- Требования к конструкции земляного полотна
- Требования к грунтам земляного полотна
- Технология работ по сооружению земляного полотна
- Возведение насыпей и разработка выемок Способы отсыпки насыпей и разработки выемок
- Возведение насыпей из грунта выемок
- Строительство насыпей из грунта боковых резервов
- Сооружение земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях Сооружение земляного полотна на слабых основаниях
- Земляное полотно в районах засоленных грунтов
- Сооружение земляного полотна в песчаных пустынях
- Деформации земляного полотна
- Процессы пучинообразования
- Мероприятия против образования пучин на дороге
- Организация работ по возведению земляного полотна Нормативная база, основные документы.
- 4.1.2 Дорожная одежда
- Проектирование дорожных одежд. Материалы дорожных одежд
- Расчет дорожных одежд на прочность Основные положения
- Требуемые минимальные коэффициенты прочности при заданных уровнях надежности для расчета дорожных одежд по различным критериям прочности
- Общая процедура и критерии расчета на прочность
- Технология строительства дорожных одежд
- Устройство конструктивных слоёв дорожной одежды из укреплённых грунтов
- Устройство щебёночных и гравийных оснований и покрытий
- Устройство оснований и покрытий из щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими
- Особенности производства работ с применением эмульсий
- Устройство покрытий и оснований способом смешения на дороге
- Устройство покрытий и оснований из чёрного щебня (гравия) и смесей, обработанных органическими вяжущими в установке
- Устройство асфальтобетонных покрытий (рис.51)
- Устройство цементобетонных оснований и покрытий (рис.52 и рис.33)
- Организация работ по строительству монолитных цементобетонных покрытий
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в скользящих формах комплектом машин дс-110 (100)
- Строительство монолитных цементобетонных покрытий в сборной опалубке комплектом машин дс-500
- Машины для строительства монолитных цементобетонных покрытий
- Технология строительства предварительно напряжённых железобетонных монолитных и сборных покрытий (рис.4)
- 4.2 Основные разделы и чертежи проектов улиц и дорог
- 5. Гидротехнические сооружения в городах
- 5.2 Принципы расчета гидротехнических сооружений
- 7. Список используемой литературы
- 7. Список используемой литературы