logo
Лекции атодороги ГСХ

Нормы межремонтных сроков дорожных одежд и покрытий

Срок службы дорожной одежды - это период времени, в пределах которого происходит снижение несущей способности дорожной конструкции.

Ремонт дорожной одежды осуществляется при достижении в процессе эксплуатации расчетного уровня надежности дорожной одежды и соответствующего ему предельного состояния покрытия по ровности.

Под надежностью дорожной одежды понимают вероятность безотказной работы конструкции в течение всего периода эксплуатации до ремонта. Количественно уровень надежности представляет отношение протяженности прочных (неповрежденных) участков к общей протяженности дорожной одежды с соответствующим значением коэффициента прочности.

Нормативные межремонтные сроки службы дорожной одежды и соответствующие им нормы уровней надежности принимают по табл. 1.[8]

Таблица 1

Категории дороги

Интенсивность движение транспортного потока, авт./сут.

Тип дорожной одежды

Дорожно-климатическая зона

I-II

III

IV-V

Кн

Т0, годы

Кн

Т0, годы

Кн

Т0, годы

I

> 7000

капитальный

0,95-0,90

14-18

0,93-0,88

15-19

0,90-0,86

16-20

I

3000-7000

капитальный

0,94-0,89

11-15

0,92-0,87

12-16

0,89-0,85

13-16

III

1000-3000

капитальный

0,92-0,87

11-15

0,90-0,85

12-16

0,87-0,83

13-16

облегченный

0,88-0,84

10-13

0,86-0,82

11-14

0,84-0,80

12-15

IV

500-1000

капитальный

0,85-0,82

11-15

0,83-0,80

12-16

0,80-0,78

I3-16

облегченный

0,87-0,83

8-10

0,85-0,81

9-11

0,82-0,80

10-12

100-500

переходный

0,82

3-8

0,80

3-9

0,77

3-9

V

До 100

облегченный

0,83-0,80

8-10

0,80-0,78

9-11

0,78-0,75

10-12

переходный

0,65

3-8

0,60

3-9

0,58

3-9

низший

0,65

2-4

0,60

2-4

0,58

2-4

Примечания. 1. Промежуточные значения принимаются по интерполяции (для Кн и Т0).

2. При расчете слоев усиления капитальных и облегченных дорожных одежд допускается уменьшение на 15 % нормы срока службы от минимальных значений при сохранении нормы уровня надежности.

3. При проектировании автомобильных дорог для расчета дорожных одежд рекомендуется использовать нормы наибольших сроков службы из указанного диапазона для каждого типа дорожной одежды.

3.1. Для существующих дорог:

III категории с переходными одеждами межремонтные сроки службы и уровни надежности принимают такими же, как и для дорог IV категории;

V категории с одеждами капитального типа норму межремонтного срока службы следует увеличить на 20 %, а норму уровня надежности понизить на 30 % по сравнению с нормами, установленными для дорог III категории с аналогичным покрытием;

IV категории с одеждами облегченного типа при интенсивности движения 100-500 авт./сут. нормируемые показатели принимают такими же, как и для дорог V категории.

Если же фактическая интенсивность движения транспортного потока на дороге превышает расчетную, установленную для рассматриваемой категории дорог, норму межремонтного срока службы дорожной одежды уменьшают на 20 % при сохранении нормы уровня надежности. При интенсивности движения меньше нормативной понижают норму уровня надежности до 15 % при сохранении нормы срока службы.

3.2. При планировании и производства ремонтных работ методом термопрофилирования норму уровня надежности дорожной одежды понижают на 10 %.

3.3. В региональных условиях РСФСР допускается понижать норму уровня надежности дорожных одежд против значений, приведенных в табл. 1. на:

2 % - в Уральском (Пермская, Свердловская области), Восточно-Сибирском (Амурская, Иркутская, Читинская обл., Бурятская АССР, Якутская АССР) и Западно-Сибирском районах (Томская и Тюменская обл., Красноярский край, север Омской обл.);

5 % - в Дальневосточном районе (Приморский, Хабаровский края, Сахалинская, Камчатская, Магаданская области).

3.4. При решении практических задач, связанных с оценкой фактических сроков службы нежестких дорожных одежд и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, руководствуются предельно допускаемыми эксплуатационными состояниями покрытия по ровности "δi" в зависимости от уровня надежности дорожной одежды:

Таблица2

Кн

0,55

0,60

0,65

0,70

0,75

0,80

0,85

0,90

0,95

δi, см/км

530

510

475

440

390

340

265

170

80

Приведенные данные получены по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле УАЗ-452. При использовании других марок автомобилей требуется предварительная тарировка прибора.

4. Срок службы дорожного покрытия - это период времени, в пределах которого снижаются сцепные качества покрытий (капитальные и облегченные дорожные одежды) или увеличивается износ поверхности покрытий (переходные и низшие дорожные одежды) до величин предельно допускаемых по условиям движения.

5. Нормы межремонтных сроков службы дорожных покрытий (Тп) на дорогах с капитальными и облегченными дорожными одеждами принимают в зависимости от интенсивности движения транспортного потока в первый год после строительства или работ по устройству шероховатых поверхностей при ремонте дорог (табл. 2).

Таблица 3

.....

Интенсивность движения по наиболее загруженной полосе, авт./сут.

Дорожно-климатические зоны

Нормы межремонтных сроков службы дорожных покрытий (Тп)

до 200

I-V

8

от 200 до 2500

I-II

 

от 200 до 2000

III

6

от 200 до 1500

IV-V

 

от 2500 до 4500

I-II

 

от 2000 до 4000

III

4

от 1500 до 3000

IV-V

 

от 4500 до 6500

I-II

 

от 4000 до 6000

III

3

от 3000 до 5000

IV-V

 

свыше 6500

I-II

 

6000

III