logo search
Лекции атодороги ГСХ

Территории и инфраструктуры городов

Современный город является сложным организмом, в котором тесно переплетаются социальные, архитектурно-планировочные, инженерные и экономические начала. Для того, чтобы удобно и рационально организовать жизнь этого сложного организма, в основу планировочного решения города закладывается зонирование его территории исходя из функциональных признаков и видов городского строительства.

В соответствии со нормативным документом [2] территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны:

а) селитебная зона, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-

бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и

спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные

промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады,

устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не

использованные участки.

б) промышленная зона, в которой размещаются промышленные предприятия с

обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и

дорогами, зелеными насаждениями.

в) ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

г) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта;

Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, комфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами региональной и всероссийской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.

г) коммунально-складские зоны, на которых размещаются предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.  Систему складских комплексов, не связанных с непосредственным повседневным обслуживанием населения, следует формировать за пределами крупных и крупнейших городов, приближая их к узлам внешнего, преимущественно железнодорожного транспорта.

Город- это самоуправляющая система, т.е.совокупность нескольких элементов и связей между между ними, образующих новое единое целое. Одним из таких элементов является инфраструктура – внутренняя подсистема, обеспечивающая функционирование города.