logo search
городков

4.2 Планировочная структура города

Функциональное зонирование городской территории. На территории города могут быть выделены следующие зоны, различные по своим функциям:

Селитебная территория - территория, предназначенная для жилья. На селитебной территории могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытового обслужи­вания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, озе­ленение, склады, устройства транспорта, резервные территории.

Промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площа­ди, зеленые насаждения.

Зона отдыха - парки, лесопарки, спортивные сооружения.

Санитарно-защитная зона – территория пространственного разграничения селитебных и промышленных районов.

Транспортная зона – территория размещения водно­го, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Складская зона - территория складских сооружений.

Городские центры тяготения. Город является местом проживания большого количества лю­дей, сосредоточения жилых районов, промышленных предприятий и учреждений. Чем больше город, тем более разветвлена транспорт­ная сеть, тем больше учреждений и предприятий, тем разнообраз­ней маршруты населения. Города включают объекты, посещаемые жителями с большой степенью постоянства. Они определяют на­правление основных транспортных и пешеходных потоков города. Такие объекты относят к городским центрам тяготения населения - это общегородской и районные центры, промышленные предприя­тия, учреждения культурно-бытового обслуживания, высшие учеб­ные заведения, спортивные ком-

плексы, парки, вокзалы и т. д.

При проектировании города учитывают расположе­ние центров тяготения для правильной трассировки улиц. В рекон­струируемых городах увязывают месторасположения центров тяго­тения с существующей сетью путепроводов.

Важный элемент планировочной структуры - общегородской центр. Чаще всего он располагается по середине территории города, а при наличии водоема тяготеет к нему. Основные планировочные оси - главные магистрали.

Центр города, как правило, располагается на пересечении глав­ных планировочных осей. Общегородской центр является организу­ющим ядром для всего города и должен быть удобно связан с ос­тальными центрами тяготения, с системой общественных и специа­лизированных центров: медицинских, спортивных, учебных, музейно-выставочных и центров отдыха. Система общегородского центра г. Москвы представляет собой связь центров планировочных зон с основным ядром города - Кремлевским ан­самблем. В плане общегородской центр похож на звезду с большим количеством лучей. Такое решение включает застройку общего­родских магистралей в систему общегородского центра и выносит в пе-риферийные районы учреждения общегородского значения. В систему общегородского центра включены комплекс архитектур­ных ансамблей и государственных учреждений внутри Садового кольца, новые комплексы административных учреждений, озеленен­ные набережные рек и зоны отдыха, спортивные комплексы, исто­рические памятники, музеи, парковые ансамбли и другие сооруже­ния в пределах города [20].

В больших городах, где уровень автомобилизации очень высок, важной проблемой является транспортная разгрузка цен­тра. В центрах некоторых городов снижается или вовсе запрещает­ся автомобильное движение. Транспортные потоки должны пере­секаться за пределами центра, чтобы не нарушать нормальной его жизнедеятельности (рисунок 4.1). Для автомобилей личного пользования предус­матриваются стоянки у границ зоны пешеходной доступности. Та­кие контрмеры применяются также в городах, где центр составля­ет старая часть города со средневековой планировкой улиц и пло­щадей. При наличии в городе водоема центр города обычно сме­щается в его сторону. Примером могут служить города, располо­женные на берегу рек: Волгоград выходит своими парадными на­бережными к Волге; расположенный на побережье Черного моря г. Сочи, одной из своих планировочных осей протянулся по берегу более чем на 120 км (Большой Сочи).

При проектировании общественных центров микрорайонов их территорию (в м2/чел) принимают по следующим нормам: учреж­дения и предприятия обслуживания - 1,5; зеленые насаждения общего пользования - 3; спортивные сооружения - 1,5; площадки для стоянки автомобилей - 0,2. Кроме этого учитывается величи­на города, его хозяйственный профиль, климатический рай­он и значение в системе расселения.

Центр планировочного района допускается увеличить по срав­нению с центром микрорайона на 30%. В крупнейших и крупных городах для общегородского центра широко используется в увязке с наземными зданиями подземное пространство для размещения транспортных сооружений, учреждений обслуживания, площадок для стоянки автомобилей [27].

Размещение сетей обслуживания в городе. Система об­служивания включает пять основных групп учреждений: административно-общественные, культурно-просветительные, зрелищные, лечебно – оздоровительные и физкультурно - спортивные, торгово-

Рисунок 4.1 – Схема расположения промышленных и жилых районов в городах, в зависимости от планировки транспортных магистралей

Рисунок 4.2 – Схема функционального зонирования территории города (по В. Степанову)

бытовые и массового отдыха. Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учрежде­ния являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно решить вопрос их размещения.

Все учреждения обслуживания населения имеют разную перио­дичность посещения. В зависимости от нее в градостроительстве принципиально принята ступенчатая система культурно-бытового обслуживания. Все учреждения культурно-бытового обслуживания по периодичности пользования ими населением разделены на три сту­пени с установлением для каждой из них расстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшие удобства для населения.

Учреждения повседневного пользования. К ним относятся детские ясли-сады, общеобразовательные школы, поликлиники, продовольственные и промышленные магазины, столовые, кафе, приемные пункты бытового обслуживания, конторы ДУ и другие учреждения, посещаемые населением особенно часто, удовлетворяющие население предметами первой необходимости. Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайоне или в группе микрорайонов, не разделенных магистральными улицами. Радиус обслуживания ими населения принимается не более 350-500 м.

Учреждения периодического пользования. Это кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или городской район. Этими учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в административно-общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования. Эту группу составляют административно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, картинные галереи, большие специализированные магазины, специализированные больницы и детские учреждения, рестораны. Учреждения эпизодического пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население всего города с расчетом максимальных затрат времени на общественном транспорте - 20-30 мин.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется на основе СНиП в зависимости от их вместимости и потребности.

Стандартное обслуживание включает универсамы и комплексные пункты питания. Специализированное (избирательное) обслуживание осу­ществляется в торговых центрах городского значения и удовлет­воряет разнообразные запросы людей. Торговые центры включают крупные универмаги, специализированные магазины, рес­тораны, кафе, бары, дома быта, ателье высшего разряда, салоны красоты и т. д. Транспортная доступность определена в пределах 20-30 мин.

Для больших городов радиусы доступности могут быть несколь­ко увеличены при условии, что центры, осуществляющие повседнев­ное (стандартное) обслуживание, удобно расположены по пути сле­дования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транс­портных коммуникаций и торговых центров создает большое удоб­ство пользования ими, поэтому прогрессивным явлением считается создание общественно-транспортных центров [39].

Рациональное размещение сетей обслуживания в городе повы­шает степень общего благоустройства города и способствует улуч­шению условий проживания.