logo search
городков

2.3 Системная организация города

Сложное целое, каким является город, может успешно рабо­тать и развиваться только в том случае, если он системно организован. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находят­ся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным частям города свойственны соразмерность, определенное их функциями взаиморасположение, охват связями. Все функ­циональные части города объединены общностью ресурсной ба­зы, которой располагает городская территория, общностью места. Все они участвуют в формировании городской среды. Измене­ния одних влечет за собой изменения других.

С точки зрения геоурбанистики, город представляет совокупность трех основных подсистем: население; экономическая база; сфе­ра жизнеобеспечения [20].

Каждая из них имеет свою специфическую территориальную организацию, а все они формируют общегородскую планиро­вочную структуру.

Население - главная подсистема города, определяющая парамет­ры и организацию всех других подсистем. Число жителей - базовый показатель для всех градостроительных рас­четов и для получения производных показателей, характери­зующих город с разных точек зрения. Население города полиструктурно. В разных срезах структу­ры населения выражаются многие важные стороны деятельно­сти и особенности города. Структура занятости, т.е. распреде­ление работающего населения по отраслям хозяйства, дает пред­ставление о функциональном типе города. Данные о притоке нового населения - важная черта динамизма развития города. Невысокая приживаемость новоселов - свидетельство недос­таточно благоприятной городской среды [20].

Городское население формируется за счет трех источников: а) естественного прироста; б) механического прироста; в) пре­образования сельских поселений или включения их в город­скую черту. Соотношение естественного и механического при­роста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. Новые города формируют свое население за счет меха­нического прироста. В то же время и показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости (сказывается преобладание молодых возрастов) и низкой смертности здесь также выше. Большие города притягивают людей, а малые - отдают население, и их людность изменяется незначительно.

В странах с рыночной экономикой отчетливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитарных районов, а с другой - районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты.

Для больших городов характерна высокая подвижность на­селения вследствие пространственной разнесенности мест про­живания, мест приложения труда и объектов сферы обслужива­ния. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов го­родского транспорта, усложняет транспортное обслуживание. Увеличивается число пересадок, и вследствие эти поездки от­нимают у горожан много времени, зачастую значительно боль­ше, чем это предусмотрено градостроительными нормами.

Центр большого города привлекает в дневное время огром­ные массы как жителей города, так и приезжих, в результате его дневное население значительно превосходит ночное. В «спальных» районах наблюдается обратная картина. Горожа­не выезжают в пригородную зону, особенно активно летом в выходные дни. Поэтому в конце недели численность населения города заметно сокращается. Таким образом, численность го­родского населения демонстрирует суточные, недельные и се­зонные циклические колебания - пульсации.

Распределение населения по территории города показано на рисунке 2.3. В центре в результате процесса «ситизации» образуется воронка (снижение плотности), вокруг нее - максимум плот­ности, а к периферии она плавно снижается, иногда неодина­ково на разных от центра направлениях [21].

При значительной социальной неоднородности население го­рода образует территориальную общность людей. Все жители пользуются в целом городом и его пригородной зоной - места­ми приложения труда, сферой обслуживания, живут в условиях одного города. Все горожане вносят свой вклад в формирова­ние городской среды, способствуя ее территориальной диффе­ренциации и наделяя ее характерными особенностями. Общность проявляется в свойственных массам городских жителей способах проведения досуга, например, в посещении массовых мероприятий - спортивных состязаний, митингов, демонстраций, общегородских празднеств, концертов [20].

Экономическая база города. Она состоит из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей.

Градообразующие отрасли характеризуют производственный профиль города, его специализацию, место в общественном разде­лении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города. Градообразующие отрасли, или градообразующая база, - та основа, которая вызывает город к жизни.

Градообслуживающие отрасли выполняют функцию обслуживания его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Нечеткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предпри­ятия могут выпускать продукцию как предназначенную для вы­воза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местно­го потребителя. В городах, привлекающих большие массы лю­дей на временное жительство (например, в городах-курортах, где временное население может превы-

Таблица 2.1 - Численность населения крупнейших, крупных и больших городов России по итогам Всероссийской переписи населения (2002 г., в тыс. человек).

  1. Москва - 10101,5

  2. Санкт-Петербург - 4669,4

  3. Новосибирск - 1425,6

  4. Нижний Новгород - 1311,2

  5. Екатеринбург - 1293,0

  6. Самара - 1158,1

  7. Омск - 1133,9

  8. Казань - 1105,3

  9. Челябинск - 1078,3

  10. Ростов-на-Дону - 1070,2

  11. Уфа - 1042,4

  12. Волгоград - 1012,8

  13. Пермь - 1000,1

  14. Красноярск - 911,7

  15. Саратов - 873,5

  16. Воронеж - 848,7

  17. Тольятти - 701,9

  18. Краснодар - 644,8

  19. Ульяновск - 635,6

  20. Ижевск - 632,1

  21. Ярославль - 613,2

  22. Барнаул - 603,5

  23. Иркутск - 593,4

  24. Владивосток - 591,8

  25. Хабаровск - 582,7

  26. Новокузнецк - 550,1

  27. Оренбург - 548,8

  28. Рязань - 521,7

  29. Пенза - 518,2

  30. Тюмень - 510,7

  31. Набережные Челны - 510,0

  32. Астрахань - 506,4

  33. Липецк - 506,0

  34. Томск - 487,7

  35. Кемерово - 485,0

  36. Тула - 472,3

  37. Махачкала - 466,8

  38. Киров - 457,4

  39. Чебоксары - 440,8

  40. Иваново - 432,2

  41. Брянск - 431,6

  42. Калининград - 430,3

  43. Магнитогорск - 419,1

  44. Курск - 412,6

  45. Тверь - 409,4

  46. Нижний Тагил - 390,6

  1. Улан-Удэ - 359,4

  2. Архангельск - 355,5

  3. Ставрополь - 354,6

  4. Курган - 345,7

  5. Белгород - 337,6

  6. Мурманск - 336,7

  7. Калуга - 335,1

  8. Орел - 333,6

  9. Сочи - 328,8

  10. Смоленск - 325,5

  11. Чита - 317,8

  12. Владимир - 316,3

  13. Владикавказ - 315,1

  14. Череповец - 312,2

  15. Волжский (Волгогр. область) - 310,7

  16. Саранск - 304,9

  17. Тамбов - 294,3

  18. Вологда - 292,8

  19. Сургут (Х.-Мансийский АО) - 285,5

  20. Таганрог - 282,3

  21. Комсомольск-на-Амуре - 281,0

  22. Кострома - 279,4

  23. Нальчик - 273,9

  24. Петрозаводск - 266,2

  25. Стерлитамак (Башкирия) - 264,4

  26. Дзержинск (Нижегор. обл.) - 261,4

  27. Братск (Иркутская область) - 259,2

  28. Йошкар-Ола - 256,8

  29. Орск (Оренбургская область) - 250,6

  30. Ангарск (Иркутская область) - 247,1

  31. Нижневартовск - 239,0

  32. Новороссийск - 231,9

  33. Сыктывкар - 230,0

  34. Нижнекамск (Татария) - 225,5

  35. Прокопьевск (Кем. область) - 224,6

  36. Грозный - 223,0

  37. Рыбинск (Ярослав. область) - 222,8

  38. Шахты (Ростовская область) - 220,4

  39. Благовещенск - 218,8

  40. Бийск (Алтайский край) - 218,6

  41. Великий Новгород - 217,2

  42. Старый Оскол (Белг. обл.) - 216,0

  43. Зеленоград (Москва) - 215,9

  44. Якутск - 209,5

  45. Псков - 202,7

  46. Северодвинск (Архан. обл.) - 201,5

Рисунок 2.3 – Плотность населения Москвы по административным округам (по Вендиной, 1995)

шать по численности по­стоянное), типично обслуживающие отрасли выпускают про­дукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.

Градообразующая база города может создаваться целенаправ­ленно как взаимообусловленное сочетание производств в соот­ветствии с теорией территориально-производственных комплек­сов. Так происходило формирование Набережных Челнов, Запорожья, Братска. Но чаще она складывалась из до­вольно обособленных, независимо, друг от друга возникавших объектов. Город в этом случае аккумулировал результаты част­ных ведомственных решений. Вследствие этого возникал конг­ломерат функционально, технологически слабо связанных между собой элементов, специализирующихся на разных стадиях про­изводства и функционирующих в составе различных отрасле­вых систем [20].

Стремление разных отраслей и ведомств использовать город как интегральную градостроительную инфраструктуру, распо­лагающую комплексом условий для развития многих производств, приводит к решениям, далеко не всегда учитывающим интересы города как целого, как среды для жизни людей. Это создает основу для столкновения интересов города и отрасли, территории и ведомства. В городе появляются плохо совместимые производства и виды деятельности, что осложняет его пла­нировочную организацию.

Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причем именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений. Наиболее распро­страненный вариант эволюции градообразующей базы, ее ос­новные направления можно представить следующим образом (Г. Лаппо, И. Маергойз, З. Яргина):

Последнее обстоятельство, связанное с изменениями струк­туры, И. Майергойз рассматривает как проявление саморазвития го­рода, отторгающего те звенья своей экономической базы, кото­рые были уместными для города на предшествующих этапах его развития, но перестали быть ими, когда город поднялся на более высокую ступень иерархии. В то же время структура наращива­ется за счет элементов, соответствующих новому положению города. Например, в крупных и крупнейших городах усиливает­ся блок научно-технического прогресса, представленный наукой, проектированием, конструкторскими разработками, эксперимен­тальными производствами в прогрессивных отраслях промыш­ленности [21].

Подобная трансформация функциональной структуры под­тверждает закон соответствия функциональной струк­туры рангу города, его месту в общественном разделении труда и территориальной организации общества.

Специализация города, определяемая отраслями градообра­зующей базы, особенности функциональной структуры служит основанием для функциональной типологии городов. Важный показатель при этом - степень развитости функциональной структуры. По этому признаку города делятся на две больших группы - однофункциональные и многофункциональные. Пер­вые - преимущественно малые и средние - существуют на основе какой-либо одной функции. Это могут быть промыш­ленность, транспорт, наука, НИОКР (научные исследования, опытно-конструкторские разработки), отдых, лечение, туризм, а также административные, военно-стратегические или рели­гиозные функции. Наиболее распространенные промышленные однофункциональные города нередко имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия.

Когда ведущая функция стимулирует появление дополняю­щих ее отраслей и видов деятельности, полностью на нее ориентированных, то возникает функциональный тип, который можно назвать специализированным комплексом. Примером может служить город-курорт, в котором наряду с основными функциями - лечение, отдых, туризм - получают развитие наука (курортологическая), подготовка кадров (медиков, экскурсоводов, переводчиков), транспорт (экскурсионный), стройиндустрия, пищевая и сувенирная отрасли промышленности. Многофункциональные города различаются по соотношению непроизводственной и производственной сфер, по сочетанию различных блоков в рамках, каждой из них. Существенное зна­чение имеет степень внутренней связи между элементами функ­циональной структуры, а помимо такого рода структурных характеристик с точки зре­ния геоурбанистики очень важно территориальное содержание функ­ций [20]. Под этим понимается ориентация деятельности города в территориальном разрезе, обеспечение выпускаемой продукци­ей определенных регионов, предоставление услуг населению и хозяйству той или иной территории. Ориентация на обслужива­ние - производственное, научное, транспортное, в сфере строи­тельства присуща городам - админи­стративным и организационно-хозяйственным центрам. К ним относятся столицы, центры экономических районов, краев и областей, низовых административных районов [20,21].

Сфера жизнеобеспечения. Она включает разнообразные от­расли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жилье, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономической базы.

Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворе­ние потребностей городского населения в различных видах обслуживания. Набор видов услуг, оказываемых населению, чрезвычайно широк, в связи с чем эта сфера имеет много отраслей.

Жилой фонд, удовлетворяющий одну из основных потребностей людей в жилище, формируется в соответствии с динамикой и структурой населения, которые в свою очередь зависят от типа, возраста и географического положения. Жилище, жилые образования (микрорайоны и районы) состоят из жилой среды, ее планировочных, технических, гигиенических, эстетических элементов и свойств, которые в свою очередь во многом определяют качество города.

Транспорт обеспечивает взаимодействие всех городских подсистем. Необходимость в транспорте возникает при достиже­нии городом достаточно больших размеров. Чем больше город, тем больше видов транспорта в нем используется. В городах-миллионерах к наземным видам транспорта - трамваю, автобусу, троллейбусу - присоединяется подземный - метрополитен.

Обеспечение города транспортом и организация в нем движения - одна из острейших проблем в современных городах. Возрастание транспортных потоков требует создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополос­ных магистралей. Транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно, рассекают его, осложняя взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обла­дающих исторической средой, уст­ройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.

В странах Запада основным видом городского и пригород­ного транспорта является личный автомобиль. С одной стороны, это удобно, так как позволяет совершать поездки «от двери до двери». С другой - резко ухудшается состояние окружающей среды, поскольку автомобильный транспорт - основной загряз­нитель городского воздуха. Кроме того, чрезвычайно обостри­лась проблема стоянок.

Наряду с транспортом инженерное обеспечение жизнедея­тельности города включает системы водо- и энергоснабжения, очистки сточных вод, мусороудаления и утилизации отходов. Современный крупный город обладает сложными инженерными сетями и сооружениями, обеспечивающими производственные процессы и жизнедеятельность людей. Без транспорта и ин­женерного оборудования была бы невозможной достигнутая в современных городах-гигантах концентрация людей и произ­водства. Все подсистемы города взаимосвязаны и развиваются в соответствии друг с другом. В то же время город как система отличается эластичностью. Соответствие его подсистем не носит жесткого характера. В результате естественного и механическо­го движения население обновляется. Трудоспособные жители работают не только в пределах города, но и в пригородной зоне. Экономическая база привлекает на работу загородников, которые могут составлять 15-20% общего числа занятых на предприятиях и в учреждениях города. Часть звеньев транспортной и инже­нерной инфраструктуры (аэропорты, сортировочные станции, водопроводные, мусороперерабатывающие заводы и городские свалки и т.д.) обычно располагаются за город­ской чертой. Инженерные городские сети (электроснабжения, газоснабжения и др.) охватывают и территорию пригородов [20].

Система города характеризуется парадоксальностью. Состав­ляющие его части, различаясь по возрасту, по степени инерци­онности и динамизма, в процессе эволюции показывают раз­ную способность к изменению и разные темпы изменений. Возникает диспропорциональность, нарушается соразмерность, создается угроза сис­темной организации. Уровень рассогласованности и, обусловленная им острота про­блемы, могут быть различными. Таким образом, город постоянно находится в состоянии нерав­новесия и всегда стремится и прилагает усилия, чтобы достичь равновесия и сбалансированности.

Видному американскому географу Б.Берри принадлежит вы­ражение, которое в геоурбанистике стало крылатым: «Город - система в системе городов» [20]. Наряду с интегральными системами городов - агломерациями, регио­нальными системами, в которые входит как целое, занимая ту или иную ступень иерархии, город включается в более сложные «вышестоящие» территориальные социально-экономические системы отдельны­ми своими элементами. Население города входит в более об­щую и широкую территориальную общность людей в пределах региона или страны, что сущест­венно усложняет его формирование как саморазвивающейся системы.

Искус­ство управления развитием города состоит в том, чтобы при планировании тех или иных акций (например ограничения или, наоборот, стимулирования роста), при осуществлении крупных планировочных решений предугадать вызываемые ими послед­ствия, среди которых могут быть и позитивные, и негативные. Представление о возможных последствиях позволит заблаговре­менно принять меры, предупреждающие негативные последст­вия или уменьшающие наносимый ими вред [20].