logo search
Лекции атодороги ГСХ

Здания и сооружения дорожно-эксплуатационной службы (дэс). Дорожно-ремонтный пункт (дрп)

Дорожные эксплуатационные здания — здания для размещения служб по содержанию и ремонту автомобильных дорог и по обслуживанию автомобильного транспорта и пассажиров. Состав дорожных эксплуатационных зданий их количество и размещение определяются категорией дороги, принятой структурой эксплуатационной службы, интенсивностью и характером движения, численностью персонала, машин и механизмов эксплуатационной службы.

На автомобильных дорогах 1—3-й категорий строятся комплексы следующих зданий: управления дороги — одно на каждые 600—1000 км дороги, дорожно-эксплуатационного участка (ДЭУ) — одно на 150— 300 км, дорожно-ремонтного пункта (ДРП) — одно на 50—60 км, линейного мастера — одно на 14—20 км, ремонтера — одно на 3—5 км, охраны крупных мостов и содержания паромных переправ, станций обслуживания, автозаправочных станций.

В состав этих комплексов входят:

1) жилые дома для размещения в них постоянного состава рабочих и служащих (с семьями), занятых на эксплуатационном обслуживании дороги; при этом жилые дома для линейных ремонтных рабочих и мастеров располагаются в непосредственной близости от дороги в центре обслуживаемого участка или на стыке двух обслуживаемых участков и строятся одно- и двухквартирными; жилые дома для работающих в управлении дороги, ДЭУ, ДРП, в ремонтных мастерских и на станциях обслуживания строятся многоквартирными (преимущественно 8—12-квартирными);

2) здания служебно-производственного назначения — дома управления дороги и ДЭУ, ремонтные мастерские, гаражи для автомобилей, навесы для стоянки дорожных механизмов, автозаправочные станции;

3) коммунально-бытовые помещения — гостиницы, общежития, рестораны, буфеты, медицинские пункты и др.

Для снижения стоимости строительства и более рационального использования материальных средств строятся укрупненные комплексы дорожных эксплуатационных зданий. Здания дорожной службы строятся одно-, двухэтажными по проектам дорожных и автотранспортных проектных организаций. Правильная расстановка зданий на трассе, их достаточное количество позволяют наиболее рационально использовать материально-технические средства, выделяемые на эксплуатацию дороги, исключают непроизводительные пробеги дорожных машин и создают максимум удобств для проезжающих пассажиров и автотранспорта. 

Эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, изменяющихся под воздействием транспортных средств, метеорологических условий, уровня содержания, прочности одежды, состояния поверхности дороги и фактически используемой ширины проезжей части и обочин, сцепных качеств и ровности покрытия, состояния разметки, инженерного оборудования.

К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость и пропускную способность, непрерывность, удобство и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автомобильные поезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующими категории дороги.

На автомобильных дорогах общего пользования создают дорожную службу, основная задача которой - осуществлять комплекс работ по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них, а также по организации движения, обеспечивающих требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорог.

Конечная цель деятельности дорожной, службы - поддержание и повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки, и тем самым повышение производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок. Для обозначения указанной деятельности применяют не вполне корректные термины эксплуатация дорог или дорожно-эксплуатационная служба, так как дорожная служба не эксплуатирует дорогу, а обеспечивает ее функционирование.

Поэтому правильнее будет термин техническая эксплуатация дорог и организация движения, под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомобилей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров.

В состав работ по технической эксплуатации дорог входит:

- изучение и анализ условий работы дорог, условий движения транспортных средств;

-постоянный уход за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода поддержание их в чистоте и порядке;

- регулярное содержание и периодические ремонты дорог и сооружений;

- озеленение;

- архитектурно-эстетическое оформление и обустройство;

- реализация мероприятий, повышающих технический уровень и эксплуатационное состояние дорог, приведение их в соответствие с возрастающими требованиями;

- организация, управление и регулирование движения, обеспечение его безопасности;

- совершенствование дорожного сервиса;

Дорожная сеть - национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, преумножать и эффективно использовать. Этому посвящена вся деятельность по ремонту и содержанию дорог и организации дорожного движения. [15]