2.7 Город и пригородные территории
Город развивается в тесном взаимодействии с окружающей его территорией, обслуживает ее потребности, находит в ней ресурсы для своего развития. Пригородная территория тяготеет к городу, который является, по Н.Н.Баранскому, экономическим, политическим и культурным ее фокусом.
Необходимость в пригородных территориях осознана давно. Г. Лаппо приводит интересное историческое свидетельство, высказанное еще на Земском соборе 1566 г.: «И тому ся стати мочно ли, чтобы городу быта без уезда? Ано и село и деревни без поль и без угодий не живут, а городу как быти без уезда?» [20]. У современного города потребность во взаимодействии с окружающим районом не стала меньше. Наоборот, она увеличилась вместе с ростом города и усложнением его проблем. Польский социолог Ю.Горыньский заметил, что «только в такой форме, как регион, можно разместить все функции, выполняемые современным городом». Градостроители утвердились во мнении, что автономное понятие города уступает место понятию «город-район» (З. Яргина).
Прилегающие к городу территории получили название пригородных. Это воспринимается не только как указание на особенность положения, но и на социально-экономический облик, уровень хозяйственного развития, занятия жителей, многообразие деятельности, пронизанность городским влиянием.
Противопоставление города и села неправомерно. Человеку нужны и город и деревня. В интересах общества, будущих поколений их необходимо сохранять с присущими им особенностями и достоинствами. Интересно высказывание по этому поводу Ч. Айтматова: «Это великолепно, если человек вырастает на лоне природы, среди людей и животных, принадлежащих этой природе, рядом с травами, реками, лесами... Но в городской жизни сосредоточено многое из того, что создает человеческий интеллект. Город добавляет современности мышлению. Убежден: детство должно перемежаться глубокими прослойками то сельской, то городской жизни» (цит. по Г.Лаппо [ 20]).
Пригородная зона наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятельность города. Их территориальная организация показана на рисунке. Особо важное значение имеет сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородных ландшафтов, что достигается соответствующими соотношениями застроенных и открытых пространств, устройством экологического каркаса территории, установлением такой антропогенной нагрузки на ландшафты, при которой природа сохраняла бы свою способность к восстановлению. Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит местом производства малотранспортабельной и скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Она становится поставщиком для строек города строительных материалов из добываемых здесь же глины, песка, гравия, известняка, если их производство не вступает в резкое противоречие с требованиями охраны окружающей среды.
Важнейшая функция пригородной зоны - рекреационная. В связи с этим создается рекреационная инфраструктура, призванная обеспечить нужды отдыхающих. Рекреационные потребности населения учитываются при развитии транспортных сетей.
В пригородной зоне размещаются многие объекты коммунально-хозяйственного комплекса города: водопроводные станции и станции аэрации, полигоны для захоронения отходов, мусороперерабатывающие заводы, электроподстанции, тепловые электроцентрали. Здесь же находят место наиболее сложные и емкие по территории транспортные устройства и системы: аэропорты, сортировочные и грузовые станции, складские сооружения, грузовые речные порты.
Основу экологического каркаса пригородной зоны составляет зеленая зона. В ее состав включают пригородные парки, лесопарки, рекреационные леса, естественные лесные массивы, участки озеленения специального назначения и др.
В пределах территории, которую город рассматривает как свою пригородную зону, подчиняющуюся его интересам, формируется агломерация, в состав которой входят и центры, независимые от города или связанные с ним узами партнерства, а не подчинения. Это обстоятельство весьма осложняет решение задачи территориального устрой-
Рисунок 2.4 – Пригородная зона Москвы (по М. Хауке)
ства пригородной зоны. Наряду с интересами города-центра необходимо учитывать также и интересы возникающих вблизи города поселений. Например, вокруг Москвы формируется рекреационная зона не только столицы, но и десятков подмосковных городов. То же можно сказать о зоне пригородного сельского хозяйства, об источниках водоснабжения, о системе очистки сточных вод и т.д.
Согласно градостроительным рекомендациям радиус пригородной зоны городов устанавливается в среднем: для города с числом жителей свыше 1 млн - 35-50 км, 0,5-1 млн – 25-30, 0,1-0,5 млн – 20-25 км. Для ряда практических и исследовательских задач возникает необходимость определить границы зоны тяготения, которое проявляется в разных сферах (как к месту приложения труда, месту учебы, центру торговли, медицинского обслуживания, культурному центру и т.д.) и поэтому само многообразно. Его масштабы зависят от ряда факторов, среди которых главные: привлекательность города-центра, определяемая набором, емкостью и качеством оказываемых услуг, и условия доступности, выражаемые в затратах времени, необходимых для посещения центра.
Наиболее массовыми и характеризующимися ритмичностью, правильным распределением во времени в зоне (районе) тяготения предстают трудовые связи населения, т.е. поездки от мест жительства к местам приложения труда, расположенным в другом населенном пункте, в первую очередь, из поселений пригородной зоны в город-центр. Максимально допустимые, с точки зрения населения, эти затраты имеют тенденцию в течение длительного времени сохраняться неизменными. В результате при постоянстве затрат времени на трудовые передвижения радиус зоны трудового тяготения с прогрессом транспорта существенно меняется.
В геоурбанистике и градостроительстве город и окружающий его район рассматриваются как единое целое. Следовательно, планировочные мероприятия должны обеспечивать усиление этого единства, предусматривать создание единых систем расселения, транспортной, инженерной, рекреационной инфраструктуры, единого экологического каркаса, а также сопряженное и согласованное развитие планировочных структур и планировочных каркасов города и района.
В целостном единстве «город-район» городу принадлежит активное, организующее начало. Он выступает побудителем изменений в своем окружении, определяя устройство пригородной территории - специализацию и зонирование сельского хозяйства, формирование пригородного расселения, развитие дорожной сети и др. [6,31].
Поскольку взаимодействие в равной степени важно как для города-центра, так и для его окружения, то одной из ключевых задач планировки территории становится формирование рациональных, эффективных систем коммуникаций, обеспечивающих взаимодействие. От этого во многом зависит качество расселения (В. Владимиров). Особое внимание обращается на пояс непосредственного контакта города и пригородной зоны. На этой подверженной особенно частым и сильным изменениям территории необходимо выделить и сохранять неизменными те элементы, которые обеспечивают устойчивость и экологическое благополучие всей системы «город-район».
Влияние пригородной зеленой зоны на окружающую среду города. Улучшить условия жизни в крупных городах, влиять на показатели среды можно только путем формирования оптимальной непрерывной дифференцированной системы зеленых насаждений, берущих начало в пригородных лесах и проникающих в глубь городской застройки.
Чистый, здоровый воздух лесов, полей, луго-, гидро-, и лесопарков, обогащенный кислородом, озоном, фитонцидами, с помощью благоприятных воздушных течений продвигается над крупными водными поверхностями и зелеными массивами, достигает центральных районов, обновляя воздушный бассейн города, улучшая его состояние (уменьшаются в воздухе содержание вредных взвешенных и газообразных примесей антропогенного происхождения, естественная запыленность и как следствие повышается прозрачность атмосферы), регулирует аэрационный и температурный режимы, снижает интенсивность «острова тепла», обусловленного хозяйственной деятельностью человека.
Полноценное использование природного ландшафта города и его пригорода представляет собой сложную, трудоемкую и продолжительную по времени работу. Крупные зеленые массивы не всегда примыкают к границе жилой застройки, что обусловлено как природными условиями, так и необходимостью выделять резервные территории для роста города.
Участки с сохраняемым естественным ландшафтом (существующими насаждениями, рельефом, водоемами и т.п.), подлежащие преобразованию (озеленению, обводнению), устанавливаются на основе комплексной оценки природных достоинств местности. Дополнительные посадки растений должны не только обогащать ландшафты, но и за счет применения оптимального ассортимента деревьев и кустарников способствовать эффективному улучшению окружающей среды, быть устойчивыми к неблагоприятным воздействиям и долговечными.
В настоящее время практически все промышленные города имеют у границ застройки интенсивно озелененные пространства в виде лесопарковых защитных зеленых поясов, улучшающих микроклимат и ландшафт, разделяющих внутригородскую застройку и пригородную зону. В каждом конкретном случае исходя из величины города, хозяйственного значения и перспектив его развития с учетом климатических и природных данных (наличия озелененных и обводненных территорий), необходимости защиты города от неблагоприятных климатических воздействий – сильных ветров, снежных заносов, пыльных бурь, других внешних факторов и условий – устанавливаются границы пригородной и зеленой зон, проводится благоустройство территории.
Граница пригородной зоны Москвы проходит в радиусе 50-70 км. Вокруг областных центров зеленые защитные зоны располагаются на расстоянии до 30 км, а вокруг районных центров – до 10 км. Зеленые защитные зоны должны иметь ширину не менее 7-8 км, что при компактном участке составляет 5-6 тыс. га. Для ориентировочного подсчета необходимой площади зеленых зон городов принимают на 1 человека, не менее: для крупнейших и крупных – 200 м2, для больших – 100 м2, для остальных – 50.
Зеленая зона города должна представлять собой наиболее ценные и наименее измененные ландшафты, оказывающие на город благоприятное воздействие. Озелененные пространства имеют конфигурацию в зависимости от конкретных природных условий в виде полос и поясов, крупных лесных и лесопарковых массивов, зеленых насаждений по берегам озер, рек, примыкающих к городу залесенных холмов и горных массивов, зеленых островов. Зеленые пояса Москвы, Киева представляют собой зеленые кольца, а Петербурга и Риги – полукольца.
Одновременно зеленые зоны используются для организации сети учреждений легко доступного массового отдыха без капитального строительства, создания условий свободного пребывания, прогулок, рекреационных занятий в благоприятном естественном окружении при соблюдении отдельных ограничений, вызванных требованиями охраны природы.
При зонировании выделяются территории преимущественно рекреационного и сельскохозяйственного назначения с учетом наибольшей эстетической ценности природного ландшафта, лесистости территории, обеспечивающей эффект улучшения окружающей среды, а также зон интенсивно преобразованного ландшафта. Между ними следует располагать буферные зоны.
Организация зеленого защитного пояса требует исключения прилегающих к городу ценных в народнохозяйственном отношении территорий из лесо-, водо- и сельскохозяйственного оборота и перевода их на особый вид пользования.
Массивы зеленых насаждений действенно влияют на возможность устранения нежелательных последствий, возникающих из-за непродуманной застройки городов, чрезмерной концентрации в них промышленности и населения. Зеленый пояс вокруг города не только улучшает микроклимат города, но и препятствует слиянию пригородных населенных пунктов между собой и с городской застройкой.
В некоторых промышленных городах из-за сильного загрязнения воздушного бассейна вредными примесями гибнут окружающие город лесные массивы. Леса редеют, нарушаются условия произрастания, понижается уровень грунтовых вод, уплотняется почва, что приводит к распаду лесных насаждений на отдельные, расположенные на значительных расстояниях участки. Сохранившиеся насаждения продолжают подвергаться все усиливающимся отрицательным воздействиям. Режим охраны и восстановления природного ландшафта должен быть установлен прежде всего в центральных частях, ибо деградация ядер приводит к быстрому распаду естественного природного комплекса. Именно природные ядра с необходимыми экологическими связями способствуют повышению жизнестойкости ландшафтных комплексов.
Массивы зеленых насаждений, размещенные в пригороде в комплексе с насаждениями города, с широким внедрением безотходных и малоотходных технологий и совершенствованием очистных сооружений и устройств могут существенно оздоровлять окружающую человека городскую среду.
- Содержание
- История градостроительства
- Основы теории геоурбанистики
- Приципы и формы территориально-пространственного развития
- Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- Эколого-градостроительные основы обоснования градостроительных решений
- Введение
- 1 История градостроительства
- 1.2 Градостроительство рабовладельческого и средневекового общества
- Кведлинбург и Болонья
- 1.3 Градостроительство в эпоху Ренессанса и Барокко
- 1.4 Градостроительство в XVI-XVIII веках
- 1.5 История русского градостроительства
- Зодчий Алевиз Новый
- 1.6 Развитие градостроительства в XIX-XX веках
- 1.7 Русское градостроительство в период XIX – XX веков
- 2. Основные теории геоурбанистики
- 2.1 Проблема научного определения понятия «город»
- 2.2 Общие свойства, особенности и противоречия города
- 2.3 Системная организация города
- 2.4 Типология городов
- 2.5 Экологические проблемы городов
- 2.6 Историко-культурная среда города
- 2.7 Город и пригородные территории
- 2.8 Города и агломерации
- 3 Принципы и формы территориально-пространственного развития города
- 3.1 Направления и формы территориально-пространственного развития города
- (По я. Косицкому)
- 3.2 Формы пространственно-территориального роста города
- 3.3 Цикличная динамика территориально-планировочного развития города
- 4 Организация, планировка и застройка жилых районов и микрорайонов
- 4.1 Изучение условий местности и выбор участка для города
- 4.2 Планировочная структура города
- 4.3 Взаиморасположение селитебной и промышленной территории
- 4.4 Транспортно-планировочная организация города
- 4.5 Жилые районы города
- 4.6 Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке
- 4.7 Структура селитебной территории города
- (По м. Тосуновой)
- 4.8 Архитектурно-пространственное решение застройки
- 4.9 Направления комплексного благоустройства и ландшафтного дизайна городских территорий
- 5 Основы градостроительной политики, городского управления и планирования
- 5.1 Основы градостроительной политики
- 5.2 Градостроительный проект
- Основы градорегулирования
- 6 Экологические основы градостроительных решений
- 6.1 Комплексная экологическая оценка жилой застройки
- 6.2 Экспертиза местоположения и экспресс-оценка коммерческого потенциала территории
- 6.3. Система критериев и факторов экспертизы местоположения
- 6.4 Экология визуальной среды города
- Тротуаров (а, б, в) и площадей (г, д)
- 7 Список рекомендуемой литературы
- 8 Краткий словарь терминов
- Лекционные курсы, изданные кафедрой «Природообустройство», для студентов и аспирантов
- Основы территориально-пространственного развития городов
- 241037, Брянск, пр-т им. Ст. Димитрова, 3