logo search
Лекции атодороги ГСХ

Защитные сооружения

Одной из важнейших задач градостроительства является озеле­нение улиц и площадей, которое выполняют в соответствии с современными санитарно-гигиениче­скими и эстетическими норма­ми. Как в новых, так и в ре­конструируемых городах созда­ется целая система зеленых насаждений. Растения положи­тельно влияют на микрокли­мат, их используют в борьбе с городским шумом, загрязнени­ем атмосферного воздуха, для защиты от ветров, укрепления грунтов и осушения террито­рий. Озеленение является од­ним из элементов архитектур­ного ансамбля улиц и площа­дей города. Помимо всего вышесказанного озеленение дорог имеет и другую не менее важную функцию - защита от заноса снегом. Снегозащитное озеленение осуществляется в виде высадки живых изгородей и   лесных   полос   вдоль   дороги.

Рис. 7 Схема устройства снегозащитной лесной полосы

Существует несколько при­емов озеленения улиц, которые можно свести к следующим схемам: расположение посадок между проезжей частью и тро­туаром в один, два ряда и бо­лее; озеленение раз­делительной полосы проезжей части при одностороннем дви­жении; расположение одно- и многорядных посадок между тротуаром и застройкой; различные сочетания озеленения на широких улицах (рис. 8) при располо­жении на них магистральных дорог и местных проездов, бульва­ров и газонов.

Рис. 8 Поперечные профили улиц с бульварами: а — бульвар расположен посередине улицы; б — двустороннее расположение бульваров; 1— тротуар; 2 — местный проезд;

3 — газон; 4 — проезжая часть; 5 — бульвар; 6 — разде­лительная часть

Тип озеленения выбирают в зависимости от назначения насаж­дений (улучшение. микроклимата, защита застройки и пешеходов . от чрезмерной инсоляции, защита от городского шума); климатиче­ских условий местности и ориентации улицы; ширины и назначения улицы; вида транспорта и интенсивности движения; назначения и этажности застройки.

Разработка проектов озеленения основывается на детальном изучении всех перечисленных факторов. При этом возможность при­менения той или иной схемы в первую очередь определяется шири­ной улицы.

При многорядной посадке кустарников указанную ширину поло­сы следует увеличивать на 40—50% для каждого дополнительного ряда растений. При расположении деревьев и кустарников вблизи зданий, различных дорожно-транспортных сооружений и инженер­ных наземных и подземных сетей расстояния от них следует прини­мать в соответствии с данными.

При выборе приема озеленения можно руководствоваться сле­дующими рекомендациями. Озеленению подлежат в первую оче­редь улицы с наибольшей интенсивностью движения пешеходов и транспорта, а также улицы, находящиеся вблизи промышленных предприятий, которые выбрасывают в воздух дым, пыль и прочие загрязнения.[12]