logo search
городков

(По я. Косицкому)

Рисунок 3.4 - Компактно-концентрическое развитие территории города вдоль транспортных коммуникаций (по В. Сосновскому)

др.) с тяготеющими к нему населенными пунктами или городом-центром, к которому тяготеет данный реконструиру­емый город.

Направления, характеризующиеся наиболее интенсивны­ми и регулярными связями, определяют преимущественные на­правления территориального роста города (рисунок 3.4). Как считает В.А. Сосновский, важнейшим требованием является обеспечение возможности дальнейшего развития планировочной структуры города, ее способности своевременно реагировать на наиболее вероятные изменения при сохранении относительно упорядоченных взаимо­связей между основными элементами города в процессе его тер­риториального роста [34,35].

Определение потенциально пригодных площадок для разме­щения прироста элементов города осуществляется с учетом:

Градостроительная емкость площадок определяется в ходе комплексных предпроектных исследований и характеризуется размерами территорий, природными (геологические, водные, микроклиматические, ландшафтные и др.) и антропогенными (уровень инженерной обеспеченности и транспортной освоен­ности) территориальными ресурсами, способными обеспечивать потребный вид деятельности на той или иной территории. Напри­мер, освоение территорий под жилье определяется способностью этих территорий обеспечивать нормативные санитарно-гигиени­ческие условия проживания, отдых населения; размещение при­роста производственной базы определяется характером тран­спортных и инженерных сетей, условиями энерго- и водоснабже­ния, экологическими условиями. Важным фактором при этом являются эстетические качества территории.

Градостроительная емкость площадок определяется также потребным объемом капиталовложений в их освоение: стои­мостью строительства, эксплуатационными за­тратами, затратами на охрану природы, организацию отдыха населения. При освоении новых площадок оценива­ется территория по условиям транспортных связей между размещаемыми и существующими объектами тяготения населе­ния: местами приложения труда, жильем, центрами [28].

К природным и инженерно-строительным характеристикам территории относятся инженерно-геологические условия, рельеф, гидрогеология и гидрография, ценные природные и исторические ландшафты, лесные массивы, водные поверхности. В комплексе они определяют планировочные ограничения освоения потенци­альных площадок и формируют предпосылки для размещения разных видов деятельности, характеризуют условия строительст­ва и влияют на планировочную организацию размещаемых на них элементов города. Например, рельеф местности определяет степень пригодности территории для застройки; ценные природ­ные и исторические ландшафты не могут быть использованы под жилую или промышленную застройку, но могут включаться в структуру города как зоны отдыха.

Основным критерием оценки пригодности вновь осваиваемых площадок для размещения прироста элементов города в процессе его развития являются затраты на их освоение при равном соци­альном эффекте и, наоборот, максимальный эффект (учитывая экономические, социальные, экологические преимущества) при равных затратах [30]. Установлена тесная взаимо­связь определения преимущественных направлений территори­ального развития города и выявления потенциальной способ­ности прилегающих к городу территорий обеспечивать это раз­витие.

Территориальный рост города за счет освоения свободных прилегающих к нему территорий является примером наиболее простого и в то же время относительно экстенсивного развития. Эта форма сегодня распространена в отечественной градострои­тельной практике - площадь городских территорий увеличивает­ся в стране ежегодно на 1,5...2 млн. га. В процессе территориального роста растягиваются коммуникации, увеличиваются за­траты времени населением на передвижения, удорожается строи­тельство, отчуждаются пригодные для сельского хозяйства ценные земли. Поэтому встают задачи реконструкции и развития города за счет интенсификации использования городской территории - включения в структуру города ранее не использовавшихся зе­мель, а также поиск планировочных и технических решений по уплотнению застройки и освоению подземного пространства.

Другим средством интенсификации использования городских территорий является освоение подземного пространства. До последнего времени подземное пространство городов использо­валось преимущественно для размещения устройств и сооруже­ний инженерного оборудования и существенно не влияло на пространственную организацию города. С развитием строитель­ной индустрии и потребности в более интенсивном использовании территории подземное пространство все более широко применяет­ся для размещения транспортных сооружений (что позволяет решать серьезные транспортные проблемы), а также объектов коммунального обслуживания, складов, промышленных и энер­гетических предприятий. Есть предложения по размещению в подземном пространстве торговых и некоторых культурно-быто­вых учреждений. Все это позволяет высвободить значительные территории земной поверхности и более рационально и интенсив­но использовать территорию города (рисунок 3.5). Обеспечение социального, экономического и планировочного эффекта интенсификации освоения городской территории в про­цессе развития и реконструкции города выражается в более полном и рациональном использовании территории города, опти­мизации транспортной сети и в связи с этим сокращении затрат времени населением на передвижения; повышении комфортности обслуживания населения и удобства эксплуатации территории; снижении затрат на развитие инженерных сетей и оборудование, сокращении сроков и комплексности реконструкции.