logo search
Книги / энциклопедии / Энциклопедия строительство

32.2. Непоточные способы организации дорожно-строительных работ

Так как строительство участка автомобильной дороги представляет сочетание не только линейных, но и сосредоточенных (площадочных) работ, практическое дорожное строительство невозможно осуществить только комплексным поточным методом в чистом виде. Сосредоточенными работами принято называть работы со значительными объемами, выполняемыми на незначительном протяжении. К сосредоточенным работам в дорожном строительстве относятся строительство искусственных сооружений - мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и т.д., комплексов дорожной и автотранспортной служб, разработка крупных выемок или устройство больших насыпей, устройство транспортных развязок в разных уровнях, работы по переустройству пересекаемых строящейся автодорогой сложных и крупных коммуникаций и т.д.

Выполнение сосредоточенных работ возможно осуществить методом раздельного строительства каждого сосредоточенного объекта от начала до конца специализированным отрядом (специализированной строительно-монтажной организацией) или методом циклового последовательного выполнения комплексов отдельных однотипных работ специализированным отрядом поочередно на нескольких аналогичных сосредоточенных объектах. Для возможности применения метода циклового последовательного выполнения работ (иногда его называют цикловым поточным методом) необходимо наличие на строящемся участке автомобильной дороги нескольких однотипных сосредоточенных объектов, а также возможность осуществления их последовательного строительства без задержки общего срока ввода участка автомобильной дороги в эксплуатацию. Метод раздельного (параллельного) строительства позволяет выполнять работы в более короткие сроки, чем цикловой последовательный метод, так как при этом методе имеется возможность осуществить одновременную значительную концентрацию строительной техники в целом на дороге, но рассредоточение на каждом площадочном объекте. Недостатком указанного метода считается снижение эффективности работы строительных машин (из-за невозможности обеспечить их равномерную загрузку на протяжении всей продолжительности выполнения работ на сосредоточенном объекте), а также снижение квалификации рабочих (из-за необходимости осуществления разнообразных работ небольшим по численности составом).

Цикловое последовательное выполнение работ не содержит указанные выше недостатки параллельного метода, однако зачастую приводит к перерывам в работе специализированных отрядов (звеньев), что обусловливает частичное удорожание и увеличение продолжительности работ.

Наряду со всеми вышеуказанными критериями по определению оптимального парка дорожно-строительных машин следует учитывать наличие сравниваемых по технико-экономическим показателям дорожно-строительных машин у подрядной организации, а также возможность дополнительного комплектования парка машин подрядчиком.

Конкретные рекомендации по выбору оптимальных типов дорожно-строительных машин и их технических характеристик с указанием рекомендуемых составов отрядов для выполнения различных дорожно-строительных работ в зависимости от их видов, объемов и темпов выполнения приведены в главах 13 и 33.